Кризисы личностного развития у детей и подростков
Психологические особенности протекания возрастных кризисов
Процесс развития человека может проходить пассивно или активно. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здорового человека, отмечая при этом вершины успешно прошедших кризисов.
Кризисы возрастного развития следует отличать от личностных кризисов, связанных с такими объективными условиями, как, например, потеря близких. Во время возрастных кризисов под воздействием внутренних перемен, человек начинает провоцировать перемены внешние.
Важно отметить, что, когда речь идет о нормативных (естественных) изменениях, слово «кризис» употребляется не для обозначения некой катастрофы, а для того чтобы подчеркнуть важность этапа, потенциальную точку роста.
Возрастной кризис развития – это особое кратковременное состояние, характеризующееся психологическими изменениями и возникающее на определенных этапах возрастного развития личности. Суть любого возрастного кризиса – это неизбежность (закономерность) перехода, происходящего при изменении возрастных стадий.
Выготский Л.С. утверждал, что кризисы следует считать полноценными периодами развития, потому что они хотя и непродолжительны способствуют формированию возрастных новообразований и включают в себя уникальные формы отношений с окружающей средой.
Эриксон Э. полагал, что на каждом возрастном этапе есть определенная точка напряжения – точка потенциального изменения, перехода одних качеств в другие. Возникающие противоречия подталкивают к поискам новых решений – развитию.
Следует отметить, что как в отечественной, так и зарубежной психологии преобладает позиция, согласно которой детские кризисы накладывают особенно сильный отпечаток на характер человека и часто задают направление его взрослой жизни. Например, ребенок без сформированного базового доверия может оказаться неспособным к глубоким личным отношениям во взрослой жизни. Или ребенок, которому не позволяли в детстве быть самостоятельным, не имеет опоры на личные силы и может проявлять признаки инфантилизма.
Однако существует и другая, более оптимистическая, точка зрения (в частности, поддерживая Э. Эриксоном), в соответствии с которой своевременное прохождение кризисов желательно, даже «негативная преемственность» не носит фатального характера. Неудача в одной из стадий жизни может быть исправлена последующими удачами на других стадиях.
Что касается структуры любого возрастного кризиса, то условно выделяют три фазы – предкритическую, собственно кризис и посткритическую.
Предкритическая фаза – это некое открытие, понимание неполноты окружающего мира и собственных действий. Например, старший дошкольник, еще не отказываясь полностью от игровой деятельности, вдруг обнаруживает для себя и другие виды деятельности. И тогда игра (которая до этого момента была очень важной частью его бытия) становится только «одной из…». Или младший подросток открывает для себя значимость тесных эмоциональных контактов с ровесниками.
Собственно критическая фаза наступает, когда сформулировано (пусть не на словах, а в ощущениях) новое требование, которое необходимо удовлетворить, будь то стремление к самостоятельности или поиск собственного «Я».
Кризис завершается посткритической фазой, в которой реализуется новая форма отношения – к себе, другим, окружающему миру.
При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики. Могут развиться и компенсаторные механизмы: например, у детей, обучающихся в условиях жесткой регламентации школьной жизни, отмечается ранняя потеря интереса к учению и возникновение школьных трудностей.
Далее рассмотрим подробнее возрастные кризисы детства и подросткового возраста и их особенности. В зависимости от позиции автора, возрастные периодизации могут отличаться, но, как правило, выделяются кризисы новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста.
Первый кризис, соответствующий возрасту от рождения до года, коррелирует с уверенностью во внешнем мире. Если у ребенка нет возможности с самого рождения в нужный момент получать внимание и заботу – формируется базовое недоверие к миру, или базовая тревога. Такие ощущения складываются из реакции окружающей среды на ребенка: от того, насколько заботлива, тепла, внимательна реакция окружающей среды в этот период, ребенок научается воспринимать эту среду как в принципе доброжелательную и безопасную или недоброжелательную, небезопасную, равнодушную.
Причем, если взрослый человек на уровне мыслей делает вывод о том, что никому/ничему нельзя верить, то младенец реагирует преимущественно телесно – избегает контакта, напрягается, сжимается, плачет. Это реакции на уровне тела и самых простых (базовых) эмоций, основная из которых — страх.
Второй кризис, возникающий в возрасте 1 года, направлен на формирование самостоятельности, автономии. Кризис связан с увеличением возможностей ребенка (ходьба, речь) и появлением все большего количества новых потребностей. В этом возрасте ребенок часто хочет все делать сам – ему важно убедиться, что он на это способен.
Примерно до года мир ребенка постепенно увеличивается, происходит эволюционное накопление возможностей ребенка. В это время все или почти все побуждения ребенка, его требования удовлетворяются. Но с развитием активного ползания (нового способа передвижения) возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в
развитии ребенка. Естественные проявления такого кризиса – капризы, истерики, упрямство, попытки ребенка утвердиться над взрослым.
Как правило, кризис одного года обычно достаточно быстро проходит, поскольку ребенок (при помощи взрослых) быстро находит возможности применения своих новых способностей в окружающем мире.
Третий кризис обычно происходит в возрасте 3 лет, когда закладываются основы осознания ребенком своего «Я», формируется самооценка и волевые качества. Появляется чувство (и слова) «Я сам», «Я хочу», «Я могу». В этот же период происходит отделение (и отдаление) себя от взрослого, а это приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого: переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе. Становление такой системы
«Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.
Четвертый кризис – 6-7 лет. Ошибочно полагать, что только начало школьной жизни создает кризисную ситуацию. Ребенок знакомится со своим внутренним миром, начинает осознавать себя как личность, замечает свои отличия от других людей.
По свидетельству родителей, дети в этом возрасте «не слышат, о чем их просят», «делают вид, что не слышат», «не реагируют» и т.п. Как правило, это один из первых «симптомов» начинающегося кризиса.
Споры со взрослыми, хитрые уловки, непослушание – все это, как правило, центрируется вокруг установок и правил родителей. Даже привычные действия начинают вызывать различные формы протеста, потому, что эти правила установлены взрослыми. Например, выполнение режимных моментов, таких как своевременный отход ко сну представляется уже не таким понятным и нужным, как раньше. Нужно ложится рано спать? Почему? А если я не хочу? А если у меня есть свои дела? В таких случаях ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей.
Считается, что этот возраст более сложный для девочек, чем для мальчиков. Девочки в этом возрасте соревнуются за внимание учителя или симпатичного одноклассника, дома могут капризничать, отстаивать свое право выглядеть «по-взрослому». Мальчики в семилетнем возрасте стремятся проявить себя, показать, что они самые смелые и самые сильные. Поэтому они часто ведут себя агрессивно и соревнуются друг с другом. Проблемы с обучением у мальчиков возникают из-за отсутствия концентрации.
Сами родители часто подчеркивают, что ребенок вступает во «взрослую жизнь», продолжая при этом относиться к нему как к маленькому. Возникают конфликтные состояния, в которых ребенок не умеет правильно действовать.
Подростковый период – это период самоидентификации, является одним из самых активных периодов роста в физическом, социальном, и когнитивном плане.
Младшие подростки (10-11-13 лет) обладают конкретным, черно-белым мышлением. Вещи бывают правильными или неправильными, великими или ужасными, между ними нет середины. На этом этапе для молодых людей нормально сосредотачиваться на себе (проявлять так называемый
«эгоцентризм»). В этом процессе они могут раздвигать границы своих возможностей и резко реагировать, если родители усиливают ограничения.
В старшем подростковом возрасте (14-17 лет) имеющийся опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще не освоен. В связи с этим наблюдаются повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу.
Во многом импульсивность и непоследовательность подростков связана с тем, что лобные доли являются последними областями мозга, которые еще находятся в процессе созревания (их развитие завершается ближе к 20 годам). Лобные доли играют большую роль в координации принятия сложных решений, управлении импульсами и способности учитывать последствия. Подростки старшего возраста уже способны мыслить абстрактно, но им все еще может не хватать способности применять это в конкретной ситуации.
Важно помнить, что границы возраста, в которых наступает кризис, могут сдвигаться в сторону уменьшения или возрастания, но, как правило, это не более полугода (например, кризис 3 лет приходит в 2,5 или 3,5 года).
Любой возрастной кризис длится, как правило, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств – растягивается до года и более. Чаще всего, это краткие, но бурные стадии развития. При этом симптоматика такого кризиса может нарастать постепенно, резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризисного периода.
Интересное наблюдение было сделано в свое время Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным. Для критического возраста характерны изменения во внешнем поведении ребенка – особая нарочитость, даже карикатурность (манерничанье, кривляние, состояния повышенной эмоциональной лабильности, негативизм и т.д.). В чем внутренний смысл этих симптомов? Все они связаны с тем, что в критический период ребенок пытается ощутить чувство собственной активности. Для этого необходимы особые приемы (техники), позволяющие начать чувствовать собственное усилие по преодолению импульсивности. Одна из таких техник и есть преувеличенность, избыточность усилия. Точно также, когда дети учатся говорить, требуется особая техника произнесения слов – подчеркивание, выделение звуков и букв. Это позволяет научиться говорить. Вот и в критический период требуется особая техника действий, позволяющая это действие прочувствовать.
Таким образом, можно говорить о том, что возрастной кризис – это нормативная динамика развития ребенка. Индивидуальные варианты протекания кризиса необыкновенно разнообразны. Но представленная структура и виды кризисов может служить основой для дифференциации общевозрастных и сугубо индивидуальных особенностей.
Сущность и последствия экзистенциального кризиса у подростков
Понятие «экзистенциализм» происходит от лат. exsistentia – существование. Датский теолог и философ Серен Кьеркегор считается первым философом-экзистенциалистом, предложившим теорию экзистенциализма в XIX веке. Он предположил, что каждый человек несет ответственность за то, чтобы найти смысл в своей жизни и прожить ее аутентично, т.е. оставаясь собой, в соответствии со своим мировоззрением, несмотря на внешние обстоятельства.
Греческие философы Платон и Аристотель первыми пришли к выводу о том, что все имеет сущность. Они верили, что сущность находится внутри каждого человека еще до его рождения, а, значит, цель жизни должна состоять в том, чтобы найти эту сущность и жить соответственно.
В середине XX века, французский философ Жан-Поль Сартр по-новому взглянул на существование и его значение. Он задался вопросом: «Что, если мы рождены без какой-либо запрограммированной цели (сущности)? Тогда нам предстоит выяснить свою собственную сущность!».
В экзистенциализме нет правил, которым нужно следовать, нет цели, к которой нужно идти, и нет авторитета, которому нужно подчиняться. Мы должны создать свою цель и понять, как жить.
Экзистенциализм базируется на следующих основаниях:
- Философия как образ жизни: каждый человек – философ, который может и должен смотреть внутрь себя, чтобы ответить на важные жизненные вопросы.
- Аутентичность: каждый человек должен жить и действовать в согласии со своим внутренним «Я».
- Свобода: каждый человек несет ответственность за свои убеждения, ценности и действия, независимо от требований общества.
- Ситуативность: факторы внешней среды, влияют на опыт человека.
- Существование: человек – сознательное существо, которое действует независимо, а не на основе категорий, определенных обществом.
- Иррациональность/абсурд: мир по своей природе несправедлив, в нем нет реального смысла, кроме того смысла, который каждый придает ему сам.
- Толпа: другие люди влияют на жизненный опыт человека.
Экзистенциализм подчеркивает, что все мы свободны делать выбор в жизни, и с этой свободой выбора приходит ответственность. Однако, учитывая смертность, которой невозможно избежать, наши действия могут показаться бессмысленными. Так свобода приводит к тревоге и отчаянию. Поскольку отсутствует универсальный «правильный» путь для всех, каждый должен найти свои смыслы и ответить на главные вопросы: «Для чего я живу?», «Что будет иметь значение в конце жизни?», и т.п. Когда люди начинают испытывать чувство беспокойства по поводу смысла, выбора и свободы в жизни считается, что они переживают экзистенциальный кризис.
Таким образом, экзистенциальный кризис – это внутренний конфликт, который приводит человека к заключению, что его существование бессмысленно.
Многие люди переживают экзистенциальный кризис, когда переходят в новую фазу жизни, например, из детства во взрослость. Жизненные утраты (смерть и расставания) тоже могут вызвать экзистенциальный страх, тревогу и тоску. Привычный образ жизни и связанные с ним переживания начинают казаться неважными на фоне гораздо более глобальных вопросов.
У каждого человека есть своя история жизни – нарратив, последовательность событий, которые объединены общим сюжетом. Если происходит некое событие или мы получаем новый опыт, который противоречит нашему нарративу, это может быть воспринято как угроза, способная подорвать некоторые из основных, фундаментальных идей, на которых основана наша повседневная жизнь. Это происходит внезапно в момент переживания кризисного события. Или может постепенно прийти как осознание того, что жизнь коротка, или что любое (даже самое крупное и ожидаемое) событие по существу ничего не изменит.
Так или иначе подобные изменения вызывают тревогу и страх, потому что присутствуют две несовместимые реальности: 1) повседневная жизнь с привычным опытом и 2) противоречивый новый опыт. Обе эти реальности кажутся правдой. Однако они не могут быть правдой одновременно. Если одна истинна, это, по-видимому, означает, что другая должно быть ложной. Так и возникает конфликт, кризис, который требует переосмысления, казалось бы, устоявшихся убеждений.
Распознать наличие такого кризиса можно по речевым конструкциям, которые начинают использовать люди в момент переживания отсутствия смысла жизни:
«Почти в каждом событии и разговоре хочется спросить: в чем смысл?
Это действительно имеет значение?»
«В конце концов мы все умрем, и все, кого мы все знаем, умрут, и все, что мы делаем, в конечном итоге будет забыто. Ничего не имеет значения».
«Все кажется совершенно неуместным, несущественным, никуда не уходящим, ни к чему не приводящим. Ничто не имеет значения».
Стремление к осмыслению жизни – это одна из задач подросткового возраста. Подростковый возраст напряженный по своей природе. Подросток ищет или строит собственную идентичность. Это пробуждает потребность в ответах на вопросы, о которых молодой человек раньше даже не задумывался. Приходится принимать решения о личном и профессиональном самоопределении, что может оказаться совершенно подавляющим, поскольку приходится брать на себя ответственность за свое будущее.
Тревога, депрессия, страх, замешательство, хроническая скука и т.п. могут сопровождать такой кризис. Другой вариант реагирования – целенаправленное избегание смысложизненных вопросов (иногда с помощью злоупотребления психоактивными веществами).
Концепция экзистенциализма с ее идеей свободы выбирать свою судьбу порой оказывает негативное воздействие на человека. Подросток, который
стремится полностью реализовать свой потенциал, может внезапно осознать, что он не знает, какова его цель – чего он хочет, куда идти учиться, кем он хочет быть в будущем.
Если подросток пережил смерть близкого человека, это может вызвать мысли о бессмысленности существования и вопросы о том, зачем пытаться жить, если все равно мы все равно умрем. Может возникнуть идея, что ушедший человек находится в лучшем положении, чем все оставшиеся.
Если произошло расставание со значимым человеком, это также вынуждает задуматься о смысле человеческих отношений, о небезопасности окружающего мира (если в нем предают, уходят) и о конечности любых связей.
Если подросток привык считать себя самым умным (красивым) в классе, но сталкивается с кем-то, кто оказывается превосходящим его в интеллектуальном плане (или физической привлекательности), для него это может стать крайне болезненным опытом. И здесь снова возникает вопрос: зачем это все, если я не могу быть лучшим? кто я вообще?
Соответственно, условно можно выделить четыре группы вопросов, которые могут спровоцировать развитие экзистенциального кризиса у подростка:
- Поиск своего предназначения: «куда я иду?» (осознание того, что путь, по которому идет человек, ведет «никуда», либо «куда-то не туда» – это неудовлетворительные ответы).
- Идентичность: «кто я?» (переход от ощущения себя «особенным» и
«уникальным» к «такому же, как все» может быть крайне болезненным).
- Значимость: «зачем я делаю то, что я делаю?», «зачем я иду именно этой дорогой?» (если есть ощущение, что «ничего из того, что я делаю, не имеет значения», это приводит к вопросу «если все, что я делаю, действительно не имеет значения, зачем что-то делать? почему бы вообще ничего не делать?»
- Нарушение привычной жизни: «в чем смысл жизни/человеческих отношений?», «все люди одиноки?» (тяжелые расставания, смерть близкого человека превращают упорядоченный мир в хаос, обнажают конечность существования).
Эти четыре направления размышлений часто взаимосвязаны, но также могут приводить к различным подтипам экзистенциальных кризисов.
Как и любое кризисное состояние, экзистенциальный кризис включает в себя несколько компонентов и проявляться может по-разному:
- Нарушения сна и бытового распорядка:
Кризисные состояние часто сопровождаются нарушением естественных процессов. Тело реагирует на стресс, поэтому человек, переживающий кризис, может страдать от нарушения сна, когда мысли о потере смысла не дают покоя. Человеку сложнее соблюдать распорядок дня, снижается концентрация, может меняться аппетит.
- Снижение настроения:
Идея бессмысленности существования вызывает чувство беспомощности, страха перед будущим и грусти, иногда приводит к апатии. Для такого состояния также характерны частые смены настроения.
- Проблемы в общении:
В кризисе человеку кажется, что близкие его больше не ценят или отношения не имеют смысла, не несут положительных эмоций. Также может ослабевать доверие в том случае, если близкие люди обесценивают переживаемые мысли фразами типа: «ты слишком много думаешь», «лучше бы занялся делом», и т.п.
- Страх смерти:
Острый страх смерти может быть вызван как столкновением со смертью в виде потери близкого, так и собственными болезненными проявлениями. Осознание смертности делает жизнь бессмысленной.
- Потеря жизненных целей:
Если человек ощущает себя одиноким, беспомощным и беззащитным, не понимает, зачем он живет, это мешает планировать будущее, ставить цели и достигать их. Человек в кризисе также реже мечтает; большие задачи вызывают стресс и тревогу, а не вдохновение и азарт.
Вместе с тем экзистенциальный кризис не обязательно должен быть негативным. Это часть процесса роста, и этот период самоанализа может помочь подростку созреть на эмоциональном уровне. Однако, если он оказывается один, без поддержки самых значимых взрослых, последствия могут быть серьезными. При широком разворачивании кризиса у подростка могут возникнуть суицидальные мысли, как способ разрешения внутреннего конфликта.
Литература Основная:
- Салаватулина, Л.Р. Возрастная психология: учебно-методическое пособие – Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021 – 176 с.
- Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. Психология развития и возрастная психология – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с.
- Фофанова Г.А., Бондарева Е.А. Переживание экзистенциального кризиса: сущность феномена и факторы возникновения // Психология. София,
№ 2. – С. 30-38