Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 пгт Санчурск Санчурского района Кировской области
«Без кота и жизнь не та!»
Интегрированное занятие – урок по окружающему миру в подготовительной группе, посвященное дню кошек (1 марта)
Пахмутова Марина Анатольевна,
Воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ детского сада № 4 пгт Санчурск
пгт Санчурск
2025 год
Актуальность темы: Кошки – удивительные животные, сопровождающие человека с древних времен, символы семейного очага. Редко какой человек не признается в своей любви к кошкам, да и как их можно не любить – гибкие, грациозные, ласковые, дарящие тепло и ласку, наполняющие дом атмосферой уюта.
Однако общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что полезно для кошки, а что нет, чем кормить, как относиться к этим милым существам. А любознательность детей, без контроля и руководства взрослого может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Проблемой в общении ребенка с домашними животными является незнание правил этого общение, недостаточно знаний о самом домашнем животном как у детей, так и у взрослых. Данное занятие поможет в решении данной проблемы, так как разработано для проведения его для показа родителям. Педагог знакомит детей с особенностями поведения кошек, их манерами и нравами. Совместно участники занятие приходят к выводу о бережном, заботливом отношении к домашнему животному.
А родителям не следует забывать о том, что домашнее животное в семье – это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за домашним питомцем, а значит у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Психологи и педагоги отмечают, что правильное общение с домашними животными оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.
Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса к кошкам через различные виды деятельности.
Задачи:
- Уточнение и расширение знаний детей о кошках.
- Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида кошек, о значении органов чувств и повадках животных.
- Развивать познавательную активность.
- Расширять и обогащать словарь детей по данной теме.
- Воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за них.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н. Носова «Живая шляпа», С. Маршака «Кошкин дом», Ш. Перро «Кот в сапогах».
Просмотр презентации «Породы кошек».
Оформление фотовыставки «Мой любимый питомец»
Изготовление лепбука «Пушистики»
Перечень используемого оборудования и материалы:
Стендбук «1 марта – день кошек»
Папка-передвижка «Без кота и жизнь не та!»
Рабочие листы
Материалы для изготовление поделки «Кот – гармошка»
Ноутбук, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель:/читая стихотворение, показывает на фотоколлаж, дети помогают/
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Hаконец, мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ – котенок самый белый,
ДВА – котенок самый смелый,
ТРИ – котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.
ПЯТЬ – похож на ТРИ и ДВА –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас пойдет разговор о любимых многими домашних животных – кошках. Поднимите руки те, у кого дома есть кошка.
Итак, почти у всех дома живут эти милые пушистые зверьки. Знаете ли вы, что кошка живет с человеком не одну тысячу лет?
/показ слайдов из истории /
В древности кошки были дикими животными, человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное. Родиной домашней кошки является Африка.
Воспитатель: Ребята, может, вы знаете что-нибудь о кошках? (ответы детей)
Воспитатель: Поговорим о глазах кошки. /фото кошки/ У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивается со светоотражателем машины. И действительно в полутьме у кошки можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят они в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета. Зрачки в темноте расширяются. Она спокойно ходит в темноте.
Воспитатель: Давайте проверим свои знания. Найдите на картинках глаза кошек и раскрасьте их.
/задание № 1 рабочего листа на распознавание/
Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете: Зачем кошке усы? ( ответы детей)
Воспитатель: Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря ним кошка ощущает малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы. С помощью усов кошка получает сведения о еде. А еще усы кошки показывают ее настроение : если они направлены назад – она чего-то боится или злится, а если вперед – знакомится с кем-то.
А кто может ответить: сколько усиков у кошки? (ответы детей)
Воспитатель: В среднем от 10 до 24. А давайте посчитаем сколько усов у вашей кошки?
/задание № 2 рабочего листа на счет/
Воспитатель: И снова вы успешно справились с заданием. Молодцы!
Давайте поговорим: Как кошки слышат. У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, и тот час настораживается. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча. В то же время слух ее весьма своеобразен: кошка может не обратить внимание, например, на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом.
/задание № 3 рабочего листа на определение фонологических звуков/
КОТ КОПЕЕЧКУ НАКОПИЛ, КОШКЕ КОФТОЧКУ КУПИЛ.
Воспитатель: Вы большие молодцы! А знаете ли вы, что происходит с шерстью кошки? Как она ухаживает за своей шерсткой? (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. И если добыча почувствует запах кошки, то кошка может остаться голодной. Кошка хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное.
Повадки кошек. (Кошка очень свободолюбивое и своенравное животное. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. Но если ей что-то потребуется, кошка сама придёт к вам.
/физкультминутка/
РЫЖИЙ КОТИК ПОТЯНУЛСЯ,
РАЗ НАГНУЛСЯ, ДВА НАГНУЛСЯ.
ЛАПЫ В СТОРОНЫ РАЗВЕЛ
И КАК БУДТО БЫ ПОШЕЛ.
ТУЛОВИЩЕМ ПОВЕРТЕЛ
И ЗА ПАРТУ ТИХО СЕЛ.
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами говорим о кошках, узнаём о них много нового интересного и одновременно учимся считать, писать, рисовать.
А еще мы сегодня изготовим поделку. А как назовем?…ответы детей.
/дети и родители выполняют работы/
Итак приступаем.
- Вырезаем детали поделки.
- Складываем брюшко-гармошку.
- Собираем поделку.
Воспитатель: Молодцы!!! Осталось подвести итог: кошки они какие?
/+составление стендбука/
Чистоплотные, имеют тонкий слух, острое зрение, отличный охотник, помогает людям, любит свободу.
Список литературы:
- Энциклопедия «Все о кошках» , – Проф-Пресс, Ростов-на-Дону, 2017.
- Эти удивительные кошки. – М., ООО «Издательство Апрель», ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Кошки. Детская энциклопедия. Забирова А. В. – издательство Владис, 2020 г.
- Интернет ресурсы