Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» г. Урень Нижегородской области.
Военно-спортивная игра для детей дошкольного возраста
«Зарничка – 2025»
Автор:
Маралова
Людмила Владимировна,
старший воспитатель,
высшей квалификационной
категории
Урень – 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. Россия переживает в настоящее время, один из непростых исторических периодов.
В рамках реализации национального проекта «Образование» разработан федеральный проект «Патриотическое воспитание», который ориентирован на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста требует глубокого осмысления содержания, условий и методов реализации важнейших задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к народным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека и уважения к человеку труженику; расширение представлений о своей стране – России; знакомство с символами государства; развитие чувства исторической памяти, ответственности и гордости за достижения страны и народа.
Исходя из этого, проблема нравственно – патриотического (гражданско – патриотического) воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. В связи с этим возникает неотложность решения проблемы воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее!
В нашем детском саду стало хорошей традицией в преддверии праздника Дня защитника Отечества проводить на улице военно-спортивную игру «Зарничка» с приглашением гостей военной профессии, работников военкомата или военнослужащих войсковой части. Дети получают возможность непосредственного общения с военными. Могут в неформальной обстановке общаться с ними и задавать любые интересующие их вопросы. Такие встречи всегда очень ожидаемы, волнительны и крайне полезны.
В нашем случае гостями были солдаты. Некоторые из них не имели никакого представления об игре «Зарничка» и приняли участие в ней впервые. Сначала военнослужащие чувствовали себя неуверенно, а в процессе игры увлеклись ей как дети. Показывали дошколятам, как выполнять задания, помогали им. И к концу игры все были просто счастливы! Азарт, совместная деятельность, счастливые лица! Радости детей не было предела! Когда военные уходили под музыку строевым шагом дошкольники сначала замерли от чувств, перехвативших их эмоций, а потом непроизвольно стали кричать в след: «Приходите к нам ещё!»
Потом дети долго вспоминали игру, военных. Конечно же, обязательно захотели стать защитниками Отечества!
ТИП МЕРОПРИЯТИЯ – военно-спортивная игра.
По времени проведения: февраль, ежегодно
По числу участников: групповой.
По доминирующей деятельности: спортивный, игровой.
ЦЕЛЬ: формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и уважения к защитникам Родины.
ЗАДАЧИ: – развивать психофизические качества (выносливость, скорость, силу, сноровку, быстроту, координацию движений).
– развивать у детей чувство ответственности, коллективизма, взаимовыручки;
– воспитывать нравственные качества (патриотизм, инициативу, самостоятельность, сознательную дисциплину, взаимопомощь, умение дружить, уважение к защитникам Родины).
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: обучающиеся средней, старшей и подготовительной к школе групп.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ :
Военно-спортивная игра, эстафеты, спортивные и двигательные упражнения. Участники принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях, эстафетах. Это способствует повышению уровня физической подготовленности, развитию ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве и других полезных качеств и способностей.
Соревновательно-игровой метод активизирует двигательную деятельность за счёт подключения эмоций участников. Это вызывает радость, способствует движению вперёд, обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веры в возможность преодолеть трудности.
Торжественная обстановка и красочное оформление. Это создаёт особый эмоционально-физиологический фон, который усиливает эффект от физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Приглашение гостей из войсковой части. Процесс совместной деятельности способствует снятию барьеров общения, создает условия для принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Способствует формированию уважения к людям в военной форме, защитникам Отечества.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
На территории детского сада устанавливается стойка, на которую крепится баннер к 23 февраля. Выносится оборудование для музыкального оформления (ноутбук, колонка). Готовится инвентарь для испытаний, боевые листы для команд, большие хлопушки для салюта медали для награждения. Каждой команде выдаётся флаг – знамя команды. Лаз «кольца», лабиринт (стационарное спортивное оборудование на спортивной площадке).
ОФОРМЛЕНИЕ:
МУЗЫКАЛЬНОЕ: фонограмма Гимна Российской Федерации, маршевая музыка, торжественная музыка для награждения, современные песни военной тематики, а также песни военных лет.
ДЕКОРАЦИИ: баннер с 23 февраля.
РЕКВИЗИТ И АТРИБУТЫ: Цветные накидки разного цвета для команд или отличительные повязки по количеству участников, сумочки для медсестёр. Стойки с обозначением станций. Боевые листы для каждой команды.
Хлопушки. Три флага для команд. Флаг Российской Федерации.
1 станция: 2 бинта, 2 «ватрушки».
2 станция: 2 стойки, 2 кегли, 4 дуги для пролезания, конверт с донесением.
3 станция: 1 или 2 танка из снега, 4 кегли, 2 стойки, шпагат или длинная верёвка.
4 станция: 2 стойки, 2 корзины для игрушек, кегли любое количество или деревянные палочки.
5 станция: лаз «кольца», лабиринт (стационарное спортивное оборудование на спортивной площадке).
6 станция: Две стойки-ориентиры, верёвка, 4 обруча.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
чтение книг о военных, просмотр альбомов, презентаций, видеофильмов с последующими беседами о защитниках Отечества, прослушивание и обсуждение военных песен, песен об Армии. Выставка рисунков «Буду в Армии служить», лепка из пластилина «Пограничник и собака», чтение художественной литературы по теме. Разучивание танцев и песен на музыкальных занятиях к празднику 23 февраля.
Для проведения праздника можно пригласить участников СВО, работников военкомата или военнослужащих.
Заранее группы знакомятся с положением о «Зарничке» и начинают подготовку. Учат название команды и девиз. Выбирают командира отряда и знаменосца. Детям объясняются их роли. Командир учит слова доклада (раппорта): «Отряд равняйсь! Смирно!» Строевым шагом идёт к командиру. «Товарищ командир, отряд «….» на игру «Зарничка» построен. Командир отряда Иванов Иван». Возвращается к команде. «Отряд вольно!»
Далее можно детей разделить на группы для выполнения заданий на станциях, а можно выполнять задания всей группой. Решение принимается при обсуждении во время подготовки к игре. Девочки-медсёстры учатся бинтовать.
Ведёт игру и следит за её ходом старший воспитатель. Группы-команды выходят на игру в сопровождении двоих взрослых (воспитатель и второй воспитатель или учитель-логопед , или помощники воспитателя).
К месту сбора команды выходят строем под музыку. Впереди идут знаменосец и командир.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ.
Мотивация. Открытие «Зарнички»:
Торжественное построение.
Ведущий: Отряды под Гимн Российской Федерации стоять смирно!
(Звучит Гимн).
Ведущий: Внимание! Мы начинаем военно-спортивную игру «Зарничка – 2025»! Командирам отрядов приготовиться к сдаче раппортов! Командиру подготовительной к школе группы сдать раппорт!
(Командиры поочерёдно сдают раппорта).
Ведущий: Слово для открытия игры предоставляется заведующему МБДОУ «Радуга» …………
(Выступление заведующего и выступление подготовительной к школе группы с танцем «Вперёд Россия»).
Ведущий: Слово для поздравления предоставляется … (представляется гость).
Старший воспитатель объясняет, что для выполнения боевого задания детям необходимо получить боевые листы, на которых отмечен их маршрут. После выполнения заданий командирам необходимо сдать боевые листы. Командиры поочерёдно получают боевые задания, и отряды по команде отправляются по маршрутам. Во время игры звучит музыка – военные песни, песни о России и об Армии.
Приглашённые гости (в данном случае солдаты войсковой части) помогают детям выполнять задания.
Ход игры
Задания-станции:
- Станция «Раненый боец». Участники 2 девочки. В песочнице находят «раненого», делают ему перевязку, сажают на ватрушку и перевозят в «госпиталь» (домик).
- Станция «Марш-бросок». Участники две команды по 6 человек (или вся группа делится на две команды). Эстафета:
2.1. «Бег с гранатой» – бег с кеглей. По очереди пробежать с кеглей определённое расстояние, оббежать стойку, вернуться к команде, передать кеглю другому.
2.2. «Проползти по окопу» – проползти под дугами. По очереди дети проползают под дугами, оббегают стойку и бегом возвращаются к команде, передают эстафету другому.
2.3. «Передать донесение» – передать конверт по цепочке. Дети встают в прямую линию на расстоянии вытянутой руки. Друг от друга передают пакет с донесением в одну сторону и обратно. Когда конверт вернётся к первому ребёнку он поднимает конверт вверх и передаёт его военному (гостю).
- Станция «Сбей вражеский танк». Участники 4 ребёнка (или вся команда). Дети парами подползают к сделанным из снега танкам и метают по ним кеглями (по 2 штуки).
- Станция «Доставка боеприпасов». Дети встают в прямую линию на расстоянии вытянутой руки. Первый ребёнок подбегает к корзине с боеприпасами, берёт один, подбегает к остальным детям, далее «боеприпас» передаётся из рук в руки до последнего ребёнка. Последний кладёт «боеприпас» в корзину. Передают, пока боеприпасы не закончатся.
- Станция «Полоса препятствий». Участвует вся группа. Дети цепочкой по очереди преодолевают сначала лаз «Кольца», затем лабиринт.
- Станция «Переправа». Участвует вся группа. Дети цепочкой по очереди преодолевают препятствия на земле. Прыжками, держась за верёвку, (верёвку держат взрослые) передвигаются от стойки до стойки. Прыгают в обруч и из обруча.
Рефлексия.
Когда выполнены все задания, команды собираются на построение.
Командиры поочерёдно, после команды «Командиру … группы сдать боевой лист» сдают боевые лисы.
Объявляется, что все команды справились с боевыми задачами (т.к. участвуют дети разных возрастов их нельзя оценивать между собой) и значит, все победили. Победителей ждёт награда – медаль.
Всем участникам вручаются медали «с 23 февраля!». Медали вручают военные под торжественную музыку.
Затем для всех победителей праздничный салют! (Хлопушки)