Молокова Ирина Павловна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №1 «Аленка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №66434
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «В сказочном царстве Пушкина», посвященный творчеству Александра Сергеевича Пушкина
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Речевые игры по сказкам А.С. Пушкина для старшего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №66434


Речевые игры по сказкам А.С.Пушкина для старшего дошкольного возраста:

  1. “Угадай, из какой сказки герой/предмет?”

    * Цель: Развитие слухового внимания, памяти, связной речи.

    * Ход игры: Логопед описывает героя (например, “старик с неводом”, “злая царица с зеркальцем”, “белка с золотыми орешками”) или предмет из сказки, не называя его. Дети должны угадать героя/предмет и назвать сказку. Можно использовать картинки-подсказки.

    * Усложнение: Дети сами загадывают загадки.

  1. “Волшебные слова”

    * Цель: Активизация словаря, развитие грамматического строя речи (согласование слов).

    * Ход игры: Логопед называет предмет или героя из сказки, а дети подбирают к нему как можно больше определений (прилагательных).

        * Пример: “Рыбка (какая?) – золотая, волшебная, добрая, говорящая…” “Зеркальце (какое?) – волшебное, говорящее, правдивое…”

    * Вариант: Игра “Скажи наоборот” (антонимы): “Старик добрый, а старуха … (злая)”.

  1. “Путешествие по сказкам” (с использованием мнемотаблиц или картинок)

    * Цель: Развитие связной речи (пересказ), памяти, внимания.

    * Ход игры: Логопед предлагает детям вспомнить и рассказать эпизод из сказки, опираясь на серию картинок или символов на мнемотаблице.

    * Пример: для “Сказки о рыбаке и рыбке” – картинки: старик у моря, невод, рыбка, корыто, изба, терем, царица, дворянка, море волнуется.

  1. “Кто что делает?” / “Кто как говорит?”

    * Цель: Активизация глагольного словаря, развитие звукоподражания.

    * Ход игры: Логопед называет героя сказки, а дети отвечают, что он делал или как говорил.

        * Пример: “Белка (что делает?) – грызет орешки, поет песенки”. “Петушок (как кричит?) – ку-ка-ре-ку, золотой гребешок!”

    * Можно использовать карточки с изображениями героев.

  1. “Собери сказку” (разрезные картинки или пазлы по сюжетам)

    * Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, связной речи (составление рассказа по собранной картинке).

    * Ход игры: Дети собирают картинку из частей и затем рассказывают, какой эпизод из какой сказки у них получился.

  1. “Театр теней или пальчиковый театр”

    * Цель: Развитие диалогической и монологической речи, творческого воображения, артикуляционной моторики.

    * Ход игры: Дети разыгрывают небольшие сценки из сказок Пушкина, используя фигурки для театра теней или пальчиковые куклы. Логопед помогает с репликами, правильным произношением.

  1. “Родственные слова”

    * Цель: Активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя речи  

  * Ход игры: Дети называют как можно больше родственных слов. Н/р:

Ветер – ветреный, заветрить, безветрие, ветрено, проветриваться, ветерок, ветродуй.

Море – морской, моряк, приморский, мореплаватель, морепродукты, морюшко, поморье.

Зеркальце – зеркало, зеркальный, Зазеркалье, отзеркалить, зеркально, зеркальщик.

Братья – брат, побратим, братский, братишка, братство, брататься, братолюбивый

Град – город, городской, горожане, пригородный, иногородний, междугородний, город – герой, город – сад, по-городски.

  1. “Доскажи словечко”

    * Цель: закрепить знание известных строк из произведений А.С. Пушкина.

  * Ход игры: Дети подбирают недостающее слово в строках. Н/р:

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего … (моря)

  1. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому … (зверюшку)

  1. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи … (кругом)

  1. Белка песенки поет, да орешки все … (грызет)
  2. Нужен мне работник: повар, конюх и … (плотник)
  3. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне … (назло)
  4. Вот мудрец перед Дадоном стал

 И вынул из мешка … (Золотого Петушка)

 

  1. “Путаница”

    * Цель: развивать слуховое внимание, сообразительность, закрепить знание произведений А.С. Пушкина.

  * Ход игры: Дети изменяют не правильное слово в строках. Н/р:

– И днем, и ночью волк учёный всё ходит по цепи кругом (кот).

– Я ль на свете всех милее, всех румяней и смешнее? (белее)

– “Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море, танцуй там себе на просторе” (гуляй)

– Ветер, ветер, ты могуч! Ты щекочешь стаи туч! (гоняешь)

– Месяц под косой блестит, а во лбу алмаз горит (звезда)

Подготовила: учитель-логопед Молокова Ирина Павловна.

МАДОУ «Детский сад№1 «Аленка», г. Арамиль.

Методическая разработка «Речевые игры по сказкам А.С. Пушкина для старшего дошкольного возраста»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram