Речевые игры по сказкам А.С.Пушкина для старшего дошкольного возраста:
- “Угадай, из какой сказки герой/предмет?”
* Цель: Развитие слухового внимания, памяти, связной речи.
* Ход игры: Логопед описывает героя (например, “старик с неводом”, “злая царица с зеркальцем”, “белка с золотыми орешками”) или предмет из сказки, не называя его. Дети должны угадать героя/предмет и назвать сказку. Можно использовать картинки-подсказки.
* Усложнение: Дети сами загадывают загадки.
- “Волшебные слова”
* Цель: Активизация словаря, развитие грамматического строя речи (согласование слов).
* Ход игры: Логопед называет предмет или героя из сказки, а дети подбирают к нему как можно больше определений (прилагательных).
* Пример: “Рыбка (какая?) – золотая, волшебная, добрая, говорящая…” “Зеркальце (какое?) – волшебное, говорящее, правдивое…”
* Вариант: Игра “Скажи наоборот” (антонимы): “Старик добрый, а старуха … (злая)”.
- “Путешествие по сказкам” (с использованием мнемотаблиц или картинок)
* Цель: Развитие связной речи (пересказ), памяти, внимания.
* Ход игры: Логопед предлагает детям вспомнить и рассказать эпизод из сказки, опираясь на серию картинок или символов на мнемотаблице.
* Пример: для “Сказки о рыбаке и рыбке” – картинки: старик у моря, невод, рыбка, корыто, изба, терем, царица, дворянка, море волнуется.
- “Кто что делает?” / “Кто как говорит?”
* Цель: Активизация глагольного словаря, развитие звукоподражания.
* Ход игры: Логопед называет героя сказки, а дети отвечают, что он делал или как говорил.
* Пример: “Белка (что делает?) – грызет орешки, поет песенки”. “Петушок (как кричит?) – ку-ка-ре-ку, золотой гребешок!”
* Можно использовать карточки с изображениями героев.
- “Собери сказку” (разрезные картинки или пазлы по сюжетам)
* Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, связной речи (составление рассказа по собранной картинке).
* Ход игры: Дети собирают картинку из частей и затем рассказывают, какой эпизод из какой сказки у них получился.
- “Театр теней или пальчиковый театр”
* Цель: Развитие диалогической и монологической речи, творческого воображения, артикуляционной моторики.
* Ход игры: Дети разыгрывают небольшие сценки из сказок Пушкина, используя фигурки для театра теней или пальчиковые куклы. Логопед помогает с репликами, правильным произношением.
- “Родственные слова”
* Цель: Активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя речи
* Ход игры: Дети называют как можно больше родственных слов. Н/р:
Ветер – ветреный, заветрить, безветрие, ветрено, проветриваться, ветерок, ветродуй.
Море – морской, моряк, приморский, мореплаватель, морепродукты, морюшко, поморье.
Зеркальце – зеркало, зеркальный, Зазеркалье, отзеркалить, зеркально, зеркальщик.
Братья – брат, побратим, братский, братишка, братство, брататься, братолюбивый
Град – город, городской, горожане, пригородный, иногородний, междугородний, город – герой, город – сад, по-городски.
- “Доскажи словечко”
* Цель: закрепить знание известных строк из произведений А.С. Пушкина.
* Ход игры: Дети подбирают недостающее слово в строках. Н/р:
- Жил старик со своею старухой
У самого синего … (моря)
- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому … (зверюшку)
- И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи … (кругом)
- Белка песенки поет, да орешки все … (грызет)
- Нужен мне работник: повар, конюх и … (плотник)
- Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне … (назло)
- Вот мудрец перед Дадоном стал
И вынул из мешка … (Золотого Петушка)
- “Путаница”
* Цель: развивать слуховое внимание, сообразительность, закрепить знание произведений А.С. Пушкина.
* Ход игры: Дети изменяют не правильное слово в строках. Н/р:
– И днем, и ночью волк учёный всё ходит по цепи кругом (кот).
– Я ль на свете всех милее, всех румяней и смешнее? (белее)
– “Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море, танцуй там себе на просторе” (гуляй)
– Ветер, ветер, ты могуч! Ты щекочешь стаи туч! (гоняешь)
– Месяц под косой блестит, а во лбу алмаз горит (звезда)
Подготовила: учитель-логопед Молокова Ирина Павловна.
МАДОУ «Детский сад№1 «Аленка», г. Арамиль.