Рабан Татьяна Анатольевна
Учитель начальных классов
МОБУ Таскинская ООШ, Амурской области, Мазановского района, села Таскино.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №66455
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта  урока (занятия)», в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка урока математики во 2 классе: «Письменный приём вычитания вида 52-24».
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №66455


    2 класс

Математика УМК «Школа России»                                                                            

Учитель:   Рабан Т.А.

Тема урока: «Письменный приём вычитания вида 52 – 24»

Тип урока: ОНЗ

 

Образовательная цели:  Познакомить с новым приёмом письменного вычитания с переходом через разряд на основе поразрядного принципа 

сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности.

Ввести алгоритм  письменного   вычитания  двузначного  числа  с переходом через разряд.   

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

 

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные  умения – способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности. 

Проявлять: интерес к изучению темы;желание осваивать учебный материал, необходимый для решения задачи;

– осознание собственных достижений при освоении учебной темы;- позитивное отношение к результатам обучения.

Познавательные  -умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • – определять порядок   вычитания двузначного числа    с переходом через разряд, используя устные приемы вычислений;
  • – определять удобный и рациональный способ    вычитания    с переходом через разряд и обосновывать своё мнение;
  • – использовать приобретенные знания при решении задачи.

Регулятивные –  умение формулировать учебные цели,  анализировать и сравнивать объекты, использовать доказательство, умение составлять план,  контролировать  свой результат решения с эталонам, оценивать качество решения, способность мобилизовать силы волю и энергию к преодолению препятствий, выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебные действия по алгоритму;- проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения–  умение оценивать действие партнёра,  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

– комментировать, работая в паре, действия устного  вычитания двузначных чисел   с переходом через разряд, используя математические термины;- формулировать собственное мнение;- согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.

 

Планируемый результат:

    • Предметные – научиться сложению на основе поразрядного принципа
    • Личностные – развить положительную мотивацию к учебной деятельности
    • Метопредметные – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Регулятивные –  уметь формулировать учебные цели,  анализировать и сравнивать объекты, использовать доказательство, умение составлять план,  контролировать  свой результат решения с эталонам, оценивать качество решения, способность мобилизовать силы волю и энергию к преодолению препятствий
  • Коммуникативные –  уметь оценивать действие партнёра уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Самоопределение к деятельности.

 

1-2 МИНУТЫ.

1.Начнем урок математики

(сигнал на доске)

Ребята,  прочтите : под каким девизом сегодня будем работать на уроке?

-Почему у нас сегодня такой девиз?

-Да ,вы правильно предположили ,сегодня урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

-Я хочу вам пожелать удачи.

Дети читают на слайде:

 «Все получится»!

Мы будем открывать новые знания.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 5-6 минут

-Находясь на уроке нам предстоит выполнить несколько шагов учебной деятельности.

-Вы готовы к работе?

–  С чего начнем урок ?(выставляю сигнал)

1. Работа по таблице

– Эти случаи нам сегодня на уроке пригодятся.

2.  Найдите лишнее число.

6, 24, 33, 45, 60

– Что можно сказать о числе 24? 

– Что вы можете выполнять с двузначными числами? 

– Как вы думаете, все ли способы мы знаем?

-Оцените свою работу на данном этапе поднятием ручки и отметьте на листе самооценки.

-Молодцы, умело вы справились с заданием. 

Да,

с актуализации

дети читают выражения из таблицы сложения.

двузначное, некруглое, 2 дес.,4ед.

складывать и вычитать без перехода через разряд, вычитать из круглого числа некруглое и т.д.

нет, не все

Дети поднимают ручки…

Лист самооценки за 1 задание

III.Выявление причин затруднения и постановки цели деятельности. 

4-5 минут

Физминутка?

– А сейчас я предлагаю вам решить несколько выражений, выполняя запись в столбик. Они уже у меня записаны.

– Выходи … Остальные записывают в тетради.

  

                _63               _ 52

                   12                  24    

              

– У кого возникли трудности при вычитании?  

– Давайте вспомним алгоритм вычитания          

– Посмотри на последнюю запись. 

-Достаточно ли нам того алгоритма, с которым  уже знакомы? 

– Садись, спасибо за решённые примеры.

Поставьте себе отметку…

– Можем ли мы из 2 вычесть 4?

– Как быть? Можем ли мы позаимствовать у десятков? 

– Что произойдёт?

– Так какая тема сегодня нашего урока?

Какие цели вы поставите перед собой? (Научиться решать примеры нового вида).

(сигнал :новая проблема,цель)

1 ученик у доски (с подробным объяснением), остальные в тетрадях

Нет, не достаточно

Садится

Нет

Можем тогда взять у десятков

Переход через разряд

Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

IV. Построение проекта из затруднения.

7-8 минут

-Для того, чтобы нам совершить открытие,(сигнал), я предлагаю вам поработать в группах . -4 минуты. 

-Назовите правила работы в группах.

 -Сейчас я раздам вам листочки, на которых записаны выражения в столбик.

  56 – 27     63 – 17     95 – 47      53-36       

 -А вы в группах  постараетесь их решить.

– Ваша задача чётко разъяснить нам своё решение. 

-Ответственные получите листы.

 -Приступайте.(4 минуты)

– Давайте посмотрим какие результаты у вас получились. 

-я выставляю эталон – ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГ О РЕШЕНИЯ

Ответственные выставите на доску –РАЗЪЯСНИТЕ ХОД ВАШИХ МЫСЛЕЙ

– Листочки прикрепляю на доске.

– Ребята, посмотрите на эти листочки ещё раз. 

– Скажите, подойдёт нам старый алгоритм или нет?

– Давайте посмотрим на алгоритм. 

– 1 шаг изменится?

– 2 шаг? 

– Как дополним? 

– 3 шаг? 4 шаг?

-Какой сделаем вывод?

(если эталоны одинаковые, то уч-ся формулируют алгоритм, если разные-то выясняется и исправляются ошибки ,потом проговаривается алгоритм)

-Давайте проверим наше открытие.

Откроем учебник  на стр.29 и сравним полученный эталон с эталоном учебника.

Дети разделены  на 3 группы.

Работают в группах.

Выходят и разъясняют ИЗ КАЖДОЙ ГРУППЫ.

Подойдёт, но нужно уточнить. 

Нет

не изменится, но дополнится.

Если не можем – занимаем у десятков

нет

ДЕТИ читают алгоритм.

V. Первичное закрепление

во внешней речи.

4-5 минут

-Какой следующий шаг

(Сигнал закрепление)

Работаем по учебнику на стр.29 упр.1.

-Кто хочет работать у доски?(2-3 минуты)

-Вы поработали все вместе, как вы будете работать ?( в парах 3  мин)

-Решите 3и 4 выражение в парах, по очереди объясняя друг другу, а затем проверьте по образцу.

Поставьте на полях отметку.

-Кто получил синий сигнал?

– В чем ваша ошибка? 

-Исправьте …И.Т.Д.

-Вы молодцы, что поняли причину своей ошибки.

-Кто получил красный кружок?

-Молодцы!

Один ученик работает у доски, остальные на месте решает проговаривает алгоритм.

Работа в парах

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

2 минуты.

-Вы поработали вместе, в парах, а для того ,чтобы выяснить понятен ли новый способ вычитания нам необходимо поработать самостоятельно

 (сигнал сам.раб)

-Для выполнения сам.работы  я вам выдаю карточки по уровням, ложу  на парту лист с примерами и эталон с алгоритмом

       1 уровень-63-34

       2 уровень-63-34,45-28.

На выполнение задания отводится 2 минуты.

-Проверьте свою работу по эталону для самопроверки.

– У кого получился другой ответ, поставьте -.

-Найдите место ,где допущена ошибка, объясните.

Какой вывод напрашивается?

-Где вы можете это сделать?

– У кого нет ошибок? Молодцы! Поставьте себе +.

-Дома вам будет легче самим сделать задание.

-Отметьте свои успехи в листе самооценки

Дети решают (карточки по уровням)

По эталону и алгоритмы проверяют свои работы.

Нам надо еще потренироваться в решении.

При выполнение д/задания.

7.Включение в систему знаний и повторения.

6-7минут.

-Как вы думаете, зачем нам нужно  уметь выполнять сложение и вычитание?

-Какой следующий этап учебной .деятельности?

(сигнал повторение)

-Прочитайте задачу  2.стр29.

-Можете ли вы выполнить  это задание?

-Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в два действия.

-Составьте схему и решите задачу с объяснением.

-Кто будет работать у доски?

-Чтобы решать задачи.

Дети читают задачу про себя, потом вслух.

Нет, так как нет вопроса.

Сколько всего построили домов.

Уч-ся комментирует решение.

8.Рефлексия деятельности.

2-3 минуты.

-Друзья мои ,пора заканчивать урок.

– Закройте глазки и вспомните всё, о чём говорили сегодня на уроке.

-Откройте…

-Какова была наша проблема?

– Какие цели вы ставили?

– Удалось ли достичь этой цели?

-Проанализируйте свои отметки ,выставите итоговую.

-Оцените свою деятельность  на лесенке успеха.

-Посмотрите, сколько  ребят себя поставили  на среднюю ступеньку.

– о чем это говорит?

-Ваше домашнее  задание из учебникастр.4 упр.4

-Многие поставили себя на верхнюю  ступеньку и это замечательно, 

значит они уже сейчас чувств. себя уверенно и могут браться за более трудные задания.

-И вам домашнее задание- 

-Придумайте дома  5 своих выражений на новое правило и решите их в столбик.

-Спасибо за хорошую работу на уроке.

-До свидания!

 У нас не все получается, нам надо еще потренироваться.

Методическая разработка урока математики во 2 классе: «Письменный приём вычитания вида 52-24».

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram