Кафанова Елена Владимировна - воспитатель,
Осипова Ольга Леонидовна - педагог-библиотекарь
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Алые паруса»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №66934
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта  урока (занятия)», в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Литературная гостиная «Блокадной памяти страницы»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №66934


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Всероссийский детский центр «Алые паруса»

Литературная гостиная

«Блокадной памяти страницы»

Выполнили:

Кафанова Елена Владимировна

воспитатель,

Осипова Ольга Леонидовна

педагог-библиотекарь,

Золотухина Галина Васильевна

педагог дополнительного образования  

Евпатория

2025

Цель: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти, воспитание патриотизма и чувства гордости за советский народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с одной из самых драматических и героических страниц Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда;
  2. приобщить к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
  3.  воспитать чувство гордости за свою Родину, сопричастность к великим историческим событиям;
  4. расширить кругозор обучающихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через поэтические и музыкальные произведения. 

Используемые технологии: ИКТ, технология сотрудничества, КТД, технология активного слушания.

Форма проведения: литературная гостиная.

Оборудование: интерактивная панель, компьютер, презентация, флипчарт музыкальные видеоклипы, видеоролики, стихотворения в исполнении детей.

Ход мероприятия.

Ведущий: В жизни есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. Напротив, каждое десятилетие с возрастающей силой подчеркивает их величие, их определяющую роль в мировой истории.

Ведущий: К таким событиям относится Великая Отечественная война. Память о ней неподвластна времени! Вот уже 80 лет, хранимая и передаваемая из поколения в поколение, эта память переживет века!

Ведущий: Санкт -Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Ведущий 2: Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа, как символ стойкости и непокорности!

Ведущий: 27 января наша страна отмечает важную историческую дату, День воинской славы – День снятия блокады Ленинграда.

Чтец: 

Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне.»

И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда, такая правда –не права!

Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть. она, как сила, нам нужна!

Ведущий: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, которые проявили воины и жители блокадного Ленинграда.

Ведущий: Сегодня мы вспомним о Тебе, Великий город! Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Ведущий: Полутора миллионам, погибшим от голода, холода в блокаде посвящается…

Ведущий: Выстоявшим и пережившим блокаду посвящается…

Театрализованный фрагмент

(взрослые и дети сидят за семейным круглым столом.

В центре керосиновая лампа и шкатулка на столе)

Дети: «Бабушка, покажи, что у тебя в шкатулке? Почему ты её нам не даешь? Там драгоценности? И зачем нам эта керосиновая лампа? Семейная реликвия?

Бабушка: Да. Я хранитель и Вы тоже являетесь хранителями. Это мне передала моя мама. 

Бабушка открывает шкатулку, там лежит чёрствый маленький сухарик, завёрнутый в газету, дети с удивлением его рассматривают

Дети: Что это? Это что богатство? Зачем тебе нужен этот сухарик хранить в шкатулке? Расскажи.

Бабушка: Что рассказать…? Я была ребенком…. 

Песня «Белые панамки»

Дети:

Какого цвета беда? Какого цвета война?

Какого цвета холод? Какого цвета голод?

Какого цвета блокада? Какого цвета круги ада?

Бабушка:

Никакой палитры не надо,

Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Ведущий: наступили тяжёлые блокадные дни. Их было 900. Это почти два с половиной года, 900 дней и ночей холода, голода, бомбёжек, отчаяния и мужества ленинградцев.

Ведущий: “Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц…”! 

Ведущий: Это говорила коренная жительница Ленинграда и журналист, которая стойко переживала блокаду и поднимала дух жителей родного города.

Тысячи ленинградцев ждали эти слова каждый день. Они знали: если Берггольц в эфире, значит, город не сдался.

Ведущий: Ольгу Берггольц заслуженно называют “голосом блокады”. 

Скажите – Берггольц, отзовется – Ленинград.

Ведущий: Она не просто была рядом с ленинградцами — она жила с ними одной жизнью, ходила по тем же улицам, так же недоедала, сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти.

Чтец: 

“Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом, 

я не геройствовала, а жила”. 

Ведущий: В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. Каждый из них был наполнен нечеловеческими страданиями. Люди жили почти без пищи, без воды, без света, топлива.

Ведущий: В городе проведено пятое по счету, снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку теперь будет выдаваться 250, на все остальные – 125 граммов хлеба.

Ведущий: Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам”- эти строчки из “Ленинградской поэмы” Ольги Берггольц, написанной летом 1942, моментально ушли в народ. Это не просто стихи, а прямое попадание в нерв блокадного города.

Видео «Сокровище времен Блокады»

Бабушка: Блокадный хлеб – знак памяти и символ жизни. Его нельзя оценивать с точки зрения «вкусно/ невкусно», одно его наличие – надежда на выживание. Хлеб — это жизнь!

Ведущий: Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели.

Ведущий:  В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.  Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. 

Бабушка:

В блокадных днях мы так и не узнали: 

Меж юностью и детством где черта? .. 

Нам в сорок третьем выдали медали 

И только в сорок пятом — паспорта

Ведущий: Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». 

Видео песни «В далеком, тревожном году»

Ведущий: Чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Чтец :
Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Ведущий: «Дорога жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты постоянно бомбили и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Чтец :

«Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Она спасеньем каждому была.

Свой город ленинградцы отстояли

И не пустили в Ленинград врага.

Ведущий: Немецкие захватчики, держащие осаду Ленинграда, заявляли: «Даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады!»  Ленинградцы, носили блокадную ласточку как символ на груди в ответ на заявления фашистов. Этим они показывали, что жители осажденного Ленинграда ждут хороших вестей с фронта и не теряют связи со своей страной.

Бабушка:

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.

Ведущий:   27 января 1944 блокада окончательно была снята. 

Голос О.Бергольц с сообщением об окончательном снятии Блокады.

Кадры хроники празднования этого события. На  фоне видеоряда чтение стихотворения

Чтец :

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц, заплаканных не прячут.

Сегодня в городе – Салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Бабушка: «Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И память людская живым об ушедших забыть не велит!»

Давайте мы пошлём весточку далёким тем годам.

Один ребенок подходит к заранее заготовленному плакату с фигурками птиц ласточек и пишет послание. 

Хор исполняет песню «Ленинград»

Ведущий:   На этом наша встреча в литературной гостиной подошла к концу предлагаем всем послать свою весточку людям победившим в те грозные годы. 

 Дети пишут на изображении ласточки послание. Показывают и читают в слух.

 

Использованные источники 

  1. Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде. ЖИТЬ.mp4
  2. Ленинградская поэма. Читает Ольга Бертгольц, Ленинград, 1968
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда
  4. https://ren.tv/longread/1068866-den-sniatiia-blokady-leningrada-istoriia-osvobozhdeniia-i-vospominaniia?ysclid=m6e0qow7z7743718124
Литературная гостиная «Блокадной памяти страницы»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram