Морозенко Татьяна Николаевна
Учитель
МОБУ СОШ № 2 Пожарского муниципального округа Приморского края
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46372
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Урок-исследование «Откуда в снежках грязь?»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46372


Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Откуда в снежках грязь?» (УМК «Школа России)

 

Тип урока: урок – исследование

Цель: определить причину загрязнения снега.

Задачи:

Обучающие: исследуя образцы снега и талой воды, выяснить с учащимися источники и пути загрязнения, подтвердить или опровергнуть данные об уровне загрязнения атмосферы.

Развивающие: развивать наблюдательность, речь; способствовать расширению кругозора.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе.

 

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что Приморская ГРЭС, автомобили, деятельность человека могут загрязнять атмосферу, что снег и сосульки есть нельзя.

 

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; соотносить данные умозаключения с информацией и делать обоснованный выбор.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь расследования.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других.

 

Оборудование: 

  • пробы снега и талой воды
  • стакан химический, предметное стекло, стеклянная палочка
  • воронка, пипетка, фильтрованная бумага
  • микроскоп, датчик pH, лабораторная промывалка
  • ноутбук, программа «Цифровая лаборатория»

Предварительная работа: заборы проб снега на территории Приморской ГРЭС, во дворе школы, в лесной полосе.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I.Организационный момент Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Настраиваются на урок. 

Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний. – Послушайте загадку:

Он летает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке – румяный, под луной он – голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой-

Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь!

-О чём загадка? 

– Правильно, это СНЕГ.

_ Пушистый белый снег – настоящее чудо.

Если говорить научным языком, то снег – это вид атмосферных осадков. Снег состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки. Каждая неповторима и очень красива. Иногда снежинки, медленно порхая, опускаются на ладошку, как маленькая бабочка

– В загадке говорилось, что снег белый, а сейчас он какой?

-Почему он стал таким?

– Сформулируйте тему нашего занятия.  (Откуда в снежках грязь?)

ИГРА. У меня есть волшебный снежок, передавайте его друг другу и называйте, какие зимние забавы или игры вы знаете. (Ответы детей)

– Разыграемся на морозе, раскраснеемся, а как хочется пить! Что мы делаем?

– Поднимите руку, кто пробовал снег на вкус? Понравилось?

– Как вы думаете, можно есть снег или нельзя? Обоснуйте свой ответ.

– Одни говорят можно, но большинство считает, что снег есть нельзя. Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения?  Правильно, провести исследование.

– Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория, чтобы доказать, что снег опасен, нам надо его исследовать.

Физминутка.

Отгадывают загадку.

Рассказывают, из чего состоит снег, на что похожи снежинки.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока.

Называют зимние забавы.

Выдвигают предположения.

III. Открытие новых знаний (опыты, исследование)
  • Рассматривают снег через микроскоп

– Прямо перед нашим занятием мы у школы собрали немного снега. Давайте рассмотрим его. (Берётся немного образца на стёклышко и рассматривается в микроскоп)

 – Что увидели? (кусочки грязи)

-Откуда?

(ГРЭС. Каждый видел, как поднимается дым из труб. Дым – это мельчайшие частицы сгоревшего угля, мазута. Это и печные трубы домов, бензина и любого другого топлива. В дыме содержится очень много веществ  вредных для здоровья людей, животных и растений.)

– Зимой вы не увидите в воздухе пыль. Дело в том, что когда падают снежинки, малюсенькие пылинки к ним прилипают. Пока снег свежий, эти пылинки не видны. Но когда снег начинает подтаивать, пылинки собираются вместе и получается грязь.

-То есть,  снег работает как пылесос – воздух очищает, а в себя вбирает пыль, копоть и другие вредные вещества.

-Посмотрите на снег в стакане, что произошло? 

(Растаял, вода из твёрдого состояния перешла в жидкое)

– Какого цвета был снег? 

-А какой стала вода?

  1. Талая вода 

– Мы предлагаем вам три образца талой воды.

 (Рассказы 4-классников)

– Рассмотрите, по-вашему,  где какой взят образец? У вас на столах три стаканчика. 

( 1- ГРЭС,  2-школа, 3- лес. В каждом есть кусочки грязи. )

– ГРЭС – из труб в атмосферу выбросы, у школы – человек, автомобили, кошки, собаки, но почему в лесу, хоть немного, но тоже есть? 

Вывод: состояние снега зависит от удалённости источника загрязнения.  Разносятся ветром.

3. Работа с датчиком.

– Снежный покров содержит практически все загрязняющие примеси, которые поступают в атмосферу, что позволяет считать снег универсальным индикатором для определения чистоты воздуха. 

– С помощью датчика PH  проведём анализ проб. 

(по очереди датчик опускается в  стаканы с образцами, выстраивается график и показывается количество PH)

Происхождение образца Количество pH Вывод

– Из справочника узнали, норма 7, а если меньше или больше этого показателя, то очень плохо для всего живого. С приходом весны вся талая вода сольётся в реки, где мы летом захотим искупаться. 

Физминутка.

  1. Фильтрование воды.

– Что можно сделать, чтобы очистить воду? 

(Пропустить через фильтр)

-Давайте возьмём фильтровальную бумагу и пропустим через неё образцы. 

– Что увидели на фильтре?

 (осадок)

-Что нужно сделать, чтобы снег был чистым?

(ставить очистительные сооружения, ловушки для дыма, не сорить, выгул собак в специально отведённых местах)

Выводы: Грязь в снежках появляется от работы ГРЭС, автомобилей, животных.

Снег есть нельзя, так как в нём накапливаются все вредные вещества, связанные с деятельностью человека.

Состояние снега зависит от удалённости источника загрязнения.

Вредные вещества с талой водой поступают в реки.

-А ещё весной очень много сосулек. Они кажутся такими чистыми и прозрачными. Их можно пробовать на вкус?

(В сосульках тоже есть те же пыль, копоть и вредные вещества, да ещё грязь с крыш домов и балконов, птички)

-Поэтому мы предлагаем вам полезные сосульки, которые вы можете себе приготовить.

(Рассказ 4-классников о приготовлении полезных леденцов)

Работа в группах.

Проведение опытов с фиксацией результатов.

Работа с микроскопами.

Делают выводы.

Из презентации узнают, где были взяты пробы.

Выдвигают предположения.

Работа с датчиком pH.

Полученные результаты вносят в таблицу.

Очищение от примесей.

Презентация «Из чего можно приготовить полезные сосульки – леденцы?»

IV. Закрепление. – Какие образцы исследований оказались наиболее загрязнёнными, почему это произошло?

– За счёт каких процессов загрязняющие вещества в атмосфере переносятся на сотни километров?

– Почему снег можно рассматривать как универсальный индикатор чистоты атмосферного воздуха?

V. Рефлексия. Продолжите предложения:

-Сегодня на занятии я удивился, точу что….

-Сегодня я узнал о том, что…

– Дома маме и папе расскажу о …

– Мне было очень…

– Мне понравилось работать…

– Теперь я точно знаю, что снег и сосульки есть…

Оценивают свою работу на уроке с помощью шкалы.
Урок-исследование «Откуда в снежках грязь?»