Дудорова Лариса Геннадьевна
Воспитатель
МБДОУ д/с № 6 г. Белгород
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46379
Всероссийский конкурс «Моя семья – мое богатство», в рамках проведения мероприятий, посвященных Году семьи в России
Наименование конкурсной работы: Конспект НОД «Познавательное развитие» на тему: «Семейные традиции на Руси»
Итоговая оценка: 1 место,  97 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46379


Конспект НОД «Познавательное развитие»

на тему: «Семейные традиции на Руси»

 Дудорова Лариса Геннадьевна

Воспитатель

 МБДОУ д/с №6 г. Белгород

Цель: Формирование представлений у детей о ценностях семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Образовательные задачи.
Закрепить и уточнить представление детей о семейных традициях, о Руси, предках

Обогатить словарный запас существительными: изба, зыбка, чугунок; определениями: старинный, предки, колыбельная.

Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях и традициях. 
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи.
Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу, семье, уважение, интерес к обычаям и традициям старины, к русскому фольклору. 

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: презентация, атрибуты русской избы.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, в какой стране мы сейчас живем?

Дети:

В России!

Воспитатель:

Правильно, а в старину называли нашу страну Русь. Русь – Матушка. А слова «родители» и «родина» очень похожи. Наша Родина как большая семья. Сегодня мы с вами отправимся далёкое прошлое и узнаем какие семьи были на Руси, как жили люди, чем занимались, что любили.

Слайд 2, 2.2

Путь нелёгкий предстоит, вдаль дорога уж бежит

Мы промчимся чрез века, через многие года,

Пронесёмся над лесами и окажемся мы с вами…

Далеко за тысячу лет…

Очень давно, на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, а также топкие болота. Люди выбирали место возле реки, вырубали лес и строили избы, заводили семьи, занимались хозяйством.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: “Места много, есть еда и есть что пить!”

Помолились люди Богу, стали строиться да жить.

– Давайте заглянем в гости к нашим предкам и узнаем, как они жили, чем занимались

Слайд 3 Русская изба

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами оказались?

Дети:

В русской избе.

Воспитатель:

А почему вы решили, что это изба?

Дети: – Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Ребята, это что? (показывает чугунок)

Дети: – Чугунок.

Для чего нужен чугунок?

Дети: – В нём варили еду.

Дети, а это что? (показывает лапти)

Дети: – Лапти.

А для чего нужны лапти?

Дети: – Их надевали на ноги.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, что же в избе было самым главным? Послушайте мою загадку.

Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают – глотает? Что же это?

Дети: Это печь

Воспитатель: – А что это за предмет

Дети: – Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель: такая колыбелька ещё называлась «зыбкой», её плели из лозы и подвешивали к потолку, как качели. Когда ребёнка укачивали, ему пели колыбельную. Давайте послушаем 

Слайд 4-6 Семья

Воспитатель:

Семьи на Руси были большими и дружными. Часто в одной избе проживало три, а то и четыре поколения, т.е. прабабушки и прадедушки.

Мы с Вами сейчас узнаем, как называли членов семьи на Руси. Главным в семье был старший из мужчин. Его называли: большак, батя, батюшка, тятя, самтак, отец.

Мать называли – мамушкой, матушкой, мамкой, родительницей. Дядя и тётя – божак, божатка, брат и сестра: сестрица, брателька. Дедушка и бабушка – деду и баба.

Слайд 7 Праздники и традиции:

Во все времена на Руси были обычаи и традиции, посмотрите на картинку и скажите какое событие происходит?

Правильно – Пасха

Воспитатель: Этот день богат не только вкусным угощением. Богат он и обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра, красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крышу, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть и веселиться красное солнышко. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскресе. Воистину Воскресе», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

Воспитатель: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод.

Дети заводят хоровод. Читают:

«Синички – сестрички,

Чечетки- тетки,

Кулички- мужички,

Скворцы- молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите.

С шелковой травой,

Жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!»

«Весна, весна, на чем пришла?

На сохе, на бороне, на чужой стороне.

Мужички, старички, вы тащите сошнички,

А бабушки – по копеечке»

Воспитатель:

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?

– Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

– Что вам понравилось на занятии?

Конспект НОД «Познавательное развитие» на тему: «Семейные традиции на Руси»