Жданова Елена Владимировна
музыкальный руководитель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 Кировского района Волгограда»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46386
Всероссийский конкурс для работников ДОУ «Лучший конспект организованной образовательной деятельности», в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Игра звуками»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46386


Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования  и использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Игра звуками»

   

Музыкальный руководитель

МОУ  д/с № 18

Жданова Е.В.

 

Цель:

Исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них(бумага, дерево, металл)

Задачи:

  • Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание;
  • Развивать фантазию и воображение;
  • Развивать образно-ассоциативное мышление;
  • Развивать первичный навык элементарной импровизации;
  • Развивать темброво-ритмический и интонационный слух;
  • Знакомить с творчеством Э. Грига;
  • Активизировать восприятие классической музыки посредством ИКТ (видеофрагмент на музыку Э.Грига «Утро»)
  • Обогащать словарный запас: мечтательная, воздушная, прозрачная, солнечная.

Предварительная работа:

  • Слушание пастушьих наигрышей;
  • Похлопывание  ритмических рисунков;
  • Знакомство с терминами оркестр, дирижёр, композитор;
  • Разговор о шумовых и музыкальных звуках.

Оборудование:

  • Кукла бибабо ворона; заучивание приветствия
  • Мультимедийный видеопроектор, экран;
  • Презентация с использованием фотоматериалов о природе, аудиозапись шумов;
  • Видеофрагмент «Утро» муз. Э.Григ;
  • Карандаши, рубель, деревянные палочки и гребень, трещотки;
  • Бумажные листы, картонные коробочки;
  • Кастрюля, крышки, ложки, тупые ножи, решётка из духовки, кастрюля, железные тарелки, крышки в пакете.

Музыкальный материал: музыкальное приветствие, игра «Наша комната»,  Вальс С. Майкапар, полька на выбор.

Ход занятия:

Кукла-бибабо  Каркуша за дверью у воспитателя

Дети проходят под музыку по залу, останавливаются, здороваются валеологической распевкой с музыкальным руководителем (далее М.р.)

Игра «Обнимашки»

Дети бегают поскоками по залу врассыпную, с окончанием музыки выбирают себе пару и обнимаются. Повторяют несколько раз. В конце игры стоят. К ним подходит музыкальный руководитель.

М.р:

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в необычные игры, это игры со звуками. Но вначале я хочу пригласить одну мою знакомую, которая давно хотела побывать в нашем саду. Вы не будете возражать?

Дети:

Нет, не будем.

М.р:

Но как нам дать ей знать, что мы её ждём. Как вы думаете?

Варианты детей: позвонить, покричать, написать письмо…

М.р:

Молодцы, ребята, это будет письмо, но не простое, а звуковое. Помогут нам в этом вот эти шумовые коробочки. Разбирайте их скорей. А писать будем так – как только я заиграю, так дружно начинайте мне подыгрывать.

Звуковое письмо

Стук в дверь

М.р:

А вот и она, пойду встречу (М.р. подходит к двери, надевает на руку куклу-бибабо).

Каркуша:

Я Каркуша-крикуша. Здрасьте. А я уж думала вы меня никогда не позовёте. А чем это вы здесь занимаетесь? 

М.р:

Мы собрались, чтобы поиграть со звуками разных предметов.

Ворона:

С какими такими звуками?

М.р:

Со звуками, которые нас окружают. Ну вот смотри, Каркуша, ты издаёшь очень характерный звук. 

Каркуша:

Кар-р-р. Я ничего такого не издаю.

М.р:

Ребята, что это за звук?

Дети:

Карканье.

Каркуша:

Ну я же не виновата, что у меня такой голос.

М.р:

Вот именно, Каркушечка, твой голос и есть тот самый звук, который ты издаёшь. А хочешь я открою тебе один секрет? Голос есть у любого предмета.

Ворона:

Да быть такого не может.

М.р:

Ребята, Каркуша,  посмотрите на нашу комнату. А ведь даже она имеет свой голос. Хотите его услышать?

Игра «Наша комната»

Каркуша на руке. Дети ходят по залу за музыкальным руководителем и простукивают ритмические рисунки по полу, по стеклу и т.п. последними стучат по стульям, на которые затем садятся.

сели

Каркуша:

Ребята, как вы думаете, а у моего леса тоже есть голос?

 

Дети предлагают разные варианты.

М.р:

А давайте попробуем эти звуки отыскать на экране. Посмотрите на слайд и скажите, какие звуки можно услышать в лесу.

1 слайд – в лесу 

Дети:

Журчание ручья, пение птиц, звуки животных, треск веток, кваканье лягушек.

М.р:

А теперь давайте представим, что мы с вами на море, какие звуки там можно услышать?

2 слайд – на море 

Дети:

Шум моря, крик чаек, звуки корабля, крики дельфинов.

М.р:

А вот перед нами белая пустыня. Северный полюс. Здесь точно нет никаких звуков, или есть, как вы думаете?

3 слайд – на Северном полюсе 

Дети:

Шум ветра, скрип снега, рычание медведя или моржа, всплески воды.

М.р:

Посмотрите какие безмолвные горы, неужели и в них обитают звуки?

4 слайд – в горах 

Дети:

Эхо, писк летучих мышей, звук камнепада, шум ветра.

5 слайд – симфонический оркестр

М.р:

А это что за группа людей, с какими-то предметами?

Дети:

Оркестр.

М.р:

А что это за предметы, для чего они?

Дети:

Музыкальные инструменты, чтобы играть музыку.

М.р:

Молодцы. Но по картинке искать звуки легко, правда Каркуша?А интересно, сможете ли вы определить звуки на слух. Давайте поиграем в игру «Угадай-ка».

Игра «Угадай-ка»

Слушают звуки в аудиозаписи (звук ручья, пение птиц, рык зверя,

Шум моря с криком чаек, звук музыкального инструмента)

М.р:

Ну, вот и подошло время поиграть со звуками. Пойдемте со мной, ребята. А ты, Каркуша, посиди и посмотри.

(подходят к столам, на которых разложены предметы и музыкальные инструменты из разных материалов: дерево, металл, бумага)

Деревянная музыка

М.р:

Перед вами на столе деревянные предметы и инструменты. 

(берёт рубель, гребень)

Посмотрите,   какой странный предмет.   Как он называется – рубель, что им делали –  гладили бельё. А вот этим гребнем чесали лён, из которого затем ткали ткань. Давайте придумаем, как на них играть. 

(пробуют играть)

М.р:

А теперь, возьмите, кто что хочет,  поиграйте и послушайте голос своего инструмента.

(дети играют)

М.р:

Когда мы описываем голос человека, мы говорим, что он хриплый, звонкий и т.п., а какой, по-вашему, голос у деревянных предметов?

Дети:

У трещоток и рубеля голос громкий, а у гребня тихий. А ещё отрывистый, резкий, стучащий, колкий.

М.р:

Каркуша, а ты согласна с ребятами?

Каркуша:

Согласна.

М.р:

Ребята, помните такого героя – Буратино? Ведь он тоже был каким? Деревянным. А скажите, дерево гибкое или нет? 

Дети:

Нет не гибкое.

М.р:

Как вы думаете, какие у него были движения?

Дети:

Резкие, угловатые, не гибкие, прямые.

 (дети показывают)

М.р:

А сейчас  я хочу предложить вам потанцевать, как деревянные куклы.

муз. Вальс С. Майкапар

(  надеть куклу, Ворона роняет листы бумаги)

Бумажная музыка 

Каркуша:

Ой, простите меня, я такая неловкая.

М.р:

Ничего страшного. (посадить ворону ) Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, давайте их исследуем. Подумайте, как при их помощи можно извлекать звук.

(стучат по листу, мнут и шуршат, медленно рвут лист)

М.р:

(стучит пальцами по листу) Как вы думаете, на что похож этот звук?

Дети:

На стук капель дождя.

М.р:

А теперь возьмите лист за уголок и потрясите его. (трясут) какой-то грохочущий звук, на что он похож?

Дети:

Похож на раскаты грома.

М.р:

Вот видите, как много разных звуков может издавать всего лишь один лист бумаги. Скажите мне какой у бумаги голос? Громкий?

Дети:

Нет тихий, глухой, шелестящий, гулкий.

М.р:

А как вы думаете, если бы мы при помощи бумаги решили озвучить стихотворение, то о чём оно могло быть.

Дети:

Про лес, про мышку, про дождь.

Озвучивают стихотворение. Договориться, что одни будут шуршунчиками, другие, когда услышат слова о громе, будут греметь листом, третьи, когда услышат слова про дождь, начнут барабанить по листу

В тишине

В тишине, в лесной глуши      (дети шуршат)

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

В.Суслов

Вдруг раздался гром – ба-бах,    (трясут листом)

Ничего не слышу.

Дождь, как из ведра полил,     (стучат по листу)

Убегай под крышу.

М.р:

Молодцы. Складывайте свои листочки и ответьте мне на вопрос. При помощи чего можно сыграть металлическую музыку?

Дети:

При помощи металлических предметов и музыкальных инструментов из металла.

Металлическая музыка

На столе лежат металлические предметы: кастрюля, крышки, ложки, тупые ножи, решётка из духовки, кастрюля, железные тарелки, крышки в завязанном прозрачном пакете. Дети их изучают.

Каркуша:

Ой, как громко, я даже испугалась.

М.р:

Не бойся, Каркуша, посиди немножко, а мы с ребятами поиграем в оркестр, а в оркестре кто самый главный?

Дети:

Дирижёр.

М.р:

Верно.  У меня  есть палочка как у настоящего дирижера, да ещё волшебная. Сейчас я превращу вас в дракона. 

(читает заклинание)

Каркуша:

А можно я буду дирижёром?

М.р:

Конечно можно.

Озвучивают стихотворение «Дракон». Каждый ребёнок – это одна из голов дракона. Он начинает играть только тогда, когда на него укажет дирижёр. На слова «зачавкал же этот дракон»– играют все вместе.

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

– Для этой головы, пожалуйста, халвы.

Для этой пасти – прочие сласти.

Для этой головки – перловки.

Для этой глотки – селёдки.

Для этой башки – пирожки.

Для этой рожи – тоже.

Для этого личика – два сдобных куличика.

А этой надо –  бутылку лимонада.

Ну и зачавкал же этот дракон.  (играют все)

В.Берестов

М.р:

Ну что, Каркуша, убедилась, что каждый предмет имеет свой голос.

Каркуша:

Да, убедилась.

М.р:

Ой, надо не забыть расколдовать детей, а то их мамы не узнают.

(читает заклинание)

Молодцы, ребята, кладите инструменты на стульчики.

(садятся перед экраном)

М.р:

А хотите послушать настоящую музыку? 

Дети:

Да хотим.

М.р: 

Тогда садитесь к экрану. 

6 слайд – портрет Э.Грига

Написал эту музыку композитор Э. Григ. 

7 слайд – горный пейзаж

Его Родиной была страна Норвегия. У неё очень красивая природа с горами, долинами. Эдвард Григ часто воспевал в своей музыке красоту своей Родины. Пьеса называется  «Утро». Её мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые. 

        Основную мелодию играют по очереди два духовых инструмента – флейта и гобой.

8 слайд фото флейты

Флейта это красивая тонкая дудочка, звук у неё тонкий и высокий.

9 слайд

Гобой имеет больший размер, поэтому голос у него более низкий. Вот с разговора этих двух инструментов и начинается музыка.

Обратите внимание, как композитор при помощи музыкальных звуков изобразил природу. 

Видеофрагмент «Утро»

М.р:

        Кто запомнил, как называлась музыка, и кто её написал. 

Дети:

Эдвард Григ. «Утро».

М.р:

А какие чувства она у вас вызвала?

Дети:

Хорошие, приятные, добрые…

М.р:

А давайте опишем голос этой красивой мелодии.

Дети:

Нежный, светлый, добрый, ласковый, мечтательный.

М.р:

Если бы вы были художниками, то каким бы цветом вы изобразили эту музыку.

Дети:

         Голубым, красным, ярким…

М.р:

А скажите мне, соответствует ли музыка картине утра, или может, было бы лучше, если бы она была другой, например, подвижной, отрывистой, задорной?

Дети:

Да соответствует, т.к. утром природа просыпается, вокруг ещё тишина, солнце медленно встаёт из-за горизонта…

М.р:

Совершенно верно, молодцы, ребята. Ну, а тебе, Каркуша, музыка понравилась?

Каркуша:

Очень понравилась, такого я ещё не слышала. А можно ещё что-нибудь послушать.

М.р:

Конечно можно, но, к сожалению, нам с ребятами пора прощаться. Приходи в другой раз.

(дети строятся, поют прощальную песенку, под музыку выходят из зала)

Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Игра звуками»