Горщарук Ольга Николаевна
воспитатель
Урденко Елена Николаевна
воспитатель
МБДОУ №160 «РОДНИЧОК» Мариуполь
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46411
Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов «Лучшее дидактическое пособие по коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Наименование конкурсной работы: «Развитие игровых умений у детей с диагнозом ЗПР»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46411


Семинар для педагогов

«Развитие игровых умений у детей с диагнозом ЗПР»

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире

В.А. Сухомлинский

 

Известно, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра занимает ведущее место. Использование многообразия игр в педагогическом процессе создают условия для всестороннего развития детей:

  • сюжетно-ролевые,
  • режиссерские,
  • театрализованные,
  • строительно-конструктивные,
  • игры-экспериментирования,
  • игры-фантазии,
  • дидактические,
  • развивающие,
  • подвижные, 
  • спортивные.

Необходимые условия развития игры детей:

  1. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через разные источники информации: экскурсии, посещение музеев и театров, встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно-творческая деятельность, беседы, обсуждения событий и другое. 
  2. Особое значение имеет построение развивающего пространства для содействия развитию детской игр необходимыми и достаточными компонентами этого пространства являются следующие:
  • организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: творческие, сюжетно-ролевые, театрально-игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность, что позволяет всем детям, не мешая друг другу, одновременно организовывать игры в соответствии со своими интересами и замыслами. 
  1. Создание условий для индивидуальных подгрупповых и коллективных игр, с тем чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
  2. Обеспечение условной изолированности («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья.
  3. Своевременное изменение предметно-игровой среды внесение атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.
  4. Оптимальный отбор игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству (т.е. содержанию): недостаточное количество или не соответствие содержания игр актуальному уровню развития детской игры тормозит выражение игровой инициативы, и ограничивают развитие ребенка.
  5. Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду – в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами.
  6. Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды: ее содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.

Для отслеживания качества педагогического сопровождения игровой деятельности детей мне, как воспитателю, интересны исследования и рекомендации Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., Кравцовой Е.Е., которые показывают, что игры развиваются в следующей последовательности:

 

младший
дошкольный возраст
Режиссерская игра, игра-манипуляция, предметами
средний
дошкольный возраст
Ролевая игра, игра-диалог
старший
дошкольный возраст
Игра с правилами, режиссерская игра
(игра-фантазия, сюжето-сложение)

 

В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет).

Дети старшего дошкольного возраста проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для нее среду, изменяя ее в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.  Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куколки и пр.) но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, бруски, шарики и пр.), а так же умение детей рисовать, фантазировать, создавать для игры поделку-игрушку.  

Развитие замысла сюжетно-игровой игры теснейшим образом связано с общим умственным развитием ребенка. Выгодский Л.С. соотносил появление замысла игр с переходом дошкольников к творческой деятельности. В связи с тем, что у старших дошкольников с ЗПР мотивационно-целевой этап, включающий создание замысла игры и путей его реализации, – одно из самых слабых звеньев игровой деятельности, этому вопросу педагогу следует уделять особое внимание.

Организация игрового пространства отражает типичные черты игры-имитации, режиссерской, конструктивных и подвижных игр, ручного труда, изодеятельности (самостоятельное изготовление атрибутов). Немаловажным составляющим компонентом развития игровой деятельности является развитие коммуникативных умений, чему способствуют этические беседы, театрализованные игры, игры-инсценировки, викторины «Угадай, расскажи, докажи» др.

Поскольку у всех детей с ЗПР в той или иной степени снижена потребность в игре, перед нами стояла задача формирования положительного эмоционального отношения, интереса к сюжетной игре. Игровые действия с понравившейся игрушкой ребенка поощрялись, одобрялись взрослым, эмоционально подкреплялись.  Особое значение имела демонстрация детям эмоционального отношения к персонажам игры, к событиям, которые могут в ней разворачиваться.  Для повышения интереса детей мы привлекали их к подбору игрушек и оформлению игрового уголка.  Подводя итоги дня, необходимо было заинтересовано побеседовать с детьми о том, кто какой игрушкой, и в какую игру играл.

Формирование умения формулировать план-замысел сюжетной игры и осуществлять его реализацию у наших детей должно включать выработку умения строить алгоритмы различных видов деятельности.  На занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром и явлениями общественной жизни педагог расширяет жизненный опыт детей, актуализирует его, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности наглядность облегчает процесс формирования алгоритма деятельности, позволяет сделать акцент на предварительной организации деятельности.

Таким образом, для развития игровых умений у детей с диагнозом ЗПР необходимо уделять внимание следующим основным аспектам:

  1. Формирование основания для развития детской игры (мотивационный компонент) – беседы, диалоги, чтение художественной литературы, экскурсии, использование технических средств, наблюдение за играми других детей, использование музыкального репертуара, книг по теме игры и т.д.
  2. Содействие становлению игрового опыта ребенка (операционный компонент) – восполнение дефицита знаний и представлений об окружающем, знакомство с атрибутами, предметами-заместителями и способами их использования, разучивание считалок, помощь в организации игрового пространства и пр.
  3. Формирование и поэтапное развитие самоконтроля (регуляционный компонент) – повторение задания и правил игры, проверка действий партнера и своих действий в соответствии с правилами в течении и в финале игры.

Роль взрослого в игровой деятельности детей по мере их взросления меняется.  Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем как партнер в игре детей.  Далее он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за самостоятельной игровой деятельностью детей, помогая при необходимости советом в освоении, построении игрового пространства, в развитии и обогащении игрового сюжета, в соблюдении правил. 

 

Вывод: процесс самораскрытия ребенка в игре, ориентация на его индивидуальные особенности являются основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.

«Развитие игровых умений у детей с диагнозом ЗПР»