Муравьёва Лариса Ивановна
Учитель русского языка и литературы
Бабакина Надежда Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Каменска-Уральского
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46426
Всероссийский конкурс «Педагогические разработки»
Наименование конкурсной работы: Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему «Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству А.С.Пушкина для обучающихся 8-9 классов
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46426


Конспект внеклассного мероприятия по литературе

Тема: Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству А.С.Пушкина для обучающихся 8-9 классов.

Цель: обобщить и углубить знания по данной теме, привлечь учащихся к поиску дополнительного материала при подготовке к игре, привить интерес к чтению русской литературы.

Задачи:

  1. Образовательная: обобщение знаний учащихся по биографии писателя, а также по содержанию 2-х произведений: повести «Капитанская дочка» и пьесы «Моцарт и Сальери»; совершенствование монологической речи.
  2. Развивающая: развитие познавательных, творческих, интеллектуальных способностей, образного и логического мышления, навыков самореализации.
  3. Воспитательная: воспитание любви к литературе и последующее формирова-ние интереса к творчеству великого русского писателя А. С. Пушкина, а также основ культуры общения и построения межличностных отношений.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные:

– знать биографию и творчество А.С.Пушкина;

 -совершенствовать умение анализировать характеры героев, поступки, особенности их речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами;

 -уметь выражать свое отношение к героям произведений.

  1. Метапредметные:

– уметь понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

 – самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

 – работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для доказательства собственной позиции. 

  1. Личностные:

  Когнитивный компонент: ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Ориентация в системе моральных норм и ценностей (на основе понимания идейного содержания художественного произведения).

  Ценностный и эмоциональный компоненты: доброжелательное отношение к окружающим; позитивная моральная самооценка.

 Деятельностный компонент: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Сценарий внеклассного мероприятия.

      В этом мероприятии могут участвовать обучающиеся из одного класса, из параллели, из разных классов (8-9). В игре два отборочных тура и финал, в котором выявляются победители. Перед каждым туром и финалом дается творческое задание, по результатам выполнения которого распределяются дорожки: красная, желтая и зеленая. На красной дорожке  задается два вопроса, но учащийся не может ответить неверно, в этом случае он выбывает из игры. На желтой дорожке учащийся может ответить на три вопроса, причем один раз неправильно. На зеленой дорожке участник имеет возможность дважды дать неверный ответ. Побеждает тот, кто дважды ответил правильно и сделал это первым. Если в финал не попадает ни один из участников дорожек, то право стать победителем есть у зрителя, набравшего максимальное количество «орденов».

      Ответы на вопросы, а также творческие задания оценивает ареопаг, состоящий из преподавателей и, возможно, учащихся 10-11 классов. Зрители тоже участвуют в игре: если участники затрудняются с ответами, то любой зритель может дать ответ на вопрос, за что получает «Орден Умника». 

Вопросы учащимся первой группы  (8 класс) для определения участников первого тура.

  1. Как звали родителей А.С.Пушкина? (Сергей Львович Пушкин, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал)
  2. Январь 1815 г., в Лицее экзамен. Очередь доходит до Пушкина. Какое стихотворение читал Пушкин? («Воспоминания в Царском Селе»)

3.Когда и где родился Пушкин? (6 июня 1799 г., в Москве)

  1. Кто слушал Пушкина на экзамене в Лицее в январе 1815 года? (Г.Р.Державин)
  2. Как звали детей Пушкина? (Машка, Сашка, Гришка и Наташка – так называл детей сам Пушкин)
  3. Кто научил Пушкина читать? (бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)
  4. В каком году был открыт Царскосельский Лицей?  Каким царем?  Кого туда направляли учиться? (19 октября 1811 года Александром I. Учились мальчики из дворянских семей).
  5. Кто посвятил Пушкину эти строки: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский).
  6. Какие повести были включены в книгу «Повести Белкина»? («Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел», «Гробовщик»
  7. К какому царю Пушкин относился с большим уважением? Назовите хотя бы два произведения о нем. (Петр I. «Медный всадник», «Полтава»)
  8. Какому событию посвящена поэма Пушкина «Полтава» и какое значение это событие имело для России? (Северная война со шведами. Был завоеван выход к Балтийскому морю, основан Санкт-Петербург)
  9. Какое прозвище было у А.Пушкина в Лицее? (Француз)
  10. В каком году Пушкин закончил обучение в Лицее? (1817 г.)
  11. Назовите все сказки Пушкина. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»)
  12. Какие танцы были модны во времена Пушкина? (мазурка, кадриль, вальс, полька)

16.Назовите жанры произведений Пушкина «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге», «Выстрел», «Борис Годунов». (Соответственно: поэма, баллада, повесть, драма)

Первый тур.

Творческое задание. Рассказать  о себе и ответить на вопрос: нравится ли вам творчество А.С.Пушкина? И почему? (Время на подготовку-5 минут).

Вопросы первого тура.

Для умников на красной дорожке:

  1. При каких звуках Сальери плакал в детстве? (при звуках церковного органа)
  2. Вам письмо. Вы Пугачев. Подходит Савельич и подает лист бумаги.

– Что это? – спросил важно Пугачев.

– Прочитай, так изволишь увидеть,- ответил Савельич.

-Каков был ответ Пугачева?  (Пугачев долго рассматривал бумагу с видом

значительным. – Что ты так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут

ничего разобрать.)

Для умников на желтой дорожке:

  1. Когда Сальери занялся музыкой? (в раннем детстве)
  2. Вы Гринев. Вам принесли записку от Зурина. Прочтите ее содержание.

(Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришлите мне с моим мальчиком 100

рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к услугам Иван Зурин.)

  1. Что услышал Моцарт по пути к Сальери? (звуки скрипки)

Для умников на зеленой дорожке:

  1. Кто играл на скрипке в трактире? (слепой скрипач)
  2. –Василиса Егоровна прехрабрая дама, – заметил важно Швабрин.

-Да, слышь ты, – сказал Иван Кузьмич,- баба-то не робкого десятка.

– А Марья Ивановна?- спросил я, так же смела, как вы?

– Что ответила ее мать? (Смела ли Маша? Нет, Маша трусиха. До сих пор не

может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется.)

  1. Что Сальери казалось крайне несправедливым?  (что Моцарт писал музыку легко, когда Сальери много трудился)
  2. Расскажите сказку, которую рассказал Пугачев Гриневу. (Чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью).

Вопросы учащимся первой группы  (9 класс) для определения участников второго тура.

  1. Когда и где состоялась дуэль А.С.Пушкина с Дантесом? (1837 г. на Черной речке)

 2.Как звали жену А.Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова)

  1. Какое природное явление легло в основу одной из повестей Пушкина? («Метель»)
  2. Назовите произведения, в которых есть такие герои: Самсон Вырин, Фарлаф, Пимен, Минский. (Соответственно: «Станционный смотритель», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»)
  3. Первое прозаическое произведение А.Пушкина называлось «Арап Петра Великого». О ком писал  А.С.Пушкин и  как связан этот человек с поэтом? (Дед Ибрагим Ганнибал).
  4. Назовите пять фамилий лицеистов, с которыми учился Пушкин. (Пущин, Кюхельбекер, Горчаков, Дельвиг,  Вольховский,  Мартынов, Данзас, Матюшкин).
  5. Где находится город Пушкин? Как он назывался? (Ленинградская область, ранее назывался Царское Село)
  6. Кто был секундантом Пушкина на дуэли? (Данзас)
  7. Какие предметы изучали лицеисты?  (Математика,  словесность и риторика,  история,  география, языки: русский, латинский, немецкий, французский, танцы, плавание, фехтование, верховая езда)
  8. Назовите имена и фамилии лицеистов, у которых были прозвища: Жанно, Кюхля, Француз.   (Соответственно: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Пушкин)

11.Какое стихотворение посвятил Пушкин Пущину, живя в Михайловском? («Мой первый друг, мой друг бесценный….»)

12.Перечислите «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость»)

  1. Где похоронен А.С.Пушкин? (В Псковской области, у восточной стены Святогорского монастыря)
  2. Какой журнал издавал Пушкин? («Современник»)
  3. Почему в день рождения Пушкина в 1799 г. били в колокола? Какое событие отмечали в этот день? (Был праздник Вознесения и день рождения внучки императора Павла)
  4. В Лицее стало традицией в каждом выпуске выбирать своего Пушкина. В тринадцатом по счету выпуске это звание присвоили лицеисту, который стал потом известным писателем-сатириком, писавшим под псевдонимом. Назовите имя этого писателя. (М.Е. Салтыков-Щедрин) 

Второй тур.

 Творческое задание: прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина.

Для умников на красной дорожке:

  1. Что просит Моцарт сделать скрипача? (Сыграть что-то из Моцарта)
  2. Разговор Гринева и Пугачева о службе.

-А коли отпущу, так обещаешься ли ты по крайней мере против меня не

служить?

-Как я могу тебе в этом обещаться, – ответил я- сам знаешь, не моя воля: голова

моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья; а я

сказал правду. (Так и быть. Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать.

Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь.)
Для умников на желтой дорожке:

  1. После того, как Пугачев вывел из бурана Гринева и Савельича, Гринев в избе в благодарность предложил Пугачеву чашку чаю.

– Что было дальше? (Он отведал и поморщился. Ваше благородие, сделайте мне

такую милость – прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье.)

  1. О чём просит Моцарт скрипача, когда тот уходит?  (Выпить за его здоровье)
  2. В повести «Капитанская дочка» упоминаются 3 шубы.

– Какие и кому они принадлежали, какие были подарены?

(Лисья-Гринева, заячья- подарена Пугачеву от Гринева, овчинный тулуп-

подарок Гриневу от Пугачева).
Для умников на зеленой дорожке:

  1. Что принёс Моцарт с собой к Сальери?  (Произведение, которое набросал за ночь)
  2. Полтина в тексте упоминается дважды – Когда? (Полтину денег хотел дать Гринев Пугачеву, но Савельич не позволил; полтину дал Пугачев Гриневу, но урядник взял их себе.)
  3. Кем Сальери считал Моцарта? (Угрозой для искусства).
  4. Вспомните матушку Гринева. Когда отец решил отправить Петрушу на

службу, она варила варенье.-  А что делала матушка, когда Мария Ивановна объявила, что едет в Петербург, чтобы выручать П.А.Гринева? (Матушка молча вязала шерстяную фуфайку – безрукавку)

  Финал (победители двух туров и зритель, набравший больше всех Орденов)
  Творческое задание: вспомнить и записать пословицы и поговорки, которые встречаются в повести ?( Условие: кто напишет больше и точнее. Листочки сдают ареопагу).

Для умников на красной дорожке:

  1. Кем считает себя Сальери? (орудием судьбы)
  2. Какой герой повести произнес следующее:

 –Я был занят службой, солдатушек учил. (Иван Игнатьевич)

Для умников на желтой дорожке:

1.При каких обстоятельствах в повести упоминается название  Мыс Доброй Надежды ?( Петруша привязывал хвост к карте, а Бопре спал).

  1. 2. Кем Сальери считал Моцарта?  (Угрозой для искусства)

3.Вспомните, какая героиня и при каких обстоятельствах произносит такую речь?

 – Он мне не муж. Я никогда не буду его женой. (Мария Ивановна в тот момент, когда Пугачев со своими сподвижниками вызволил ее из плена Швабрина).

Для умников на зеленой дорожке:

  1. Откуда Сальери взял яд? (Яд завещала Сальери его возлюбленная, Изольда)
  2. Кто произносит такие слова?

 –Господи, владыко, пропадет барское дитя. (Савельич)

  1. Что делает Моцарт, выпив яд? (Играет «Requiem»)

 4.У какого героя в повести был  красный кафтан?  (на Пугачеве)

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.

Дополнительные вопросы в финале:

-Какие, кроме Пугачёва, исторические лица встречаются на страницах повести? Опишите их. (Екатерина II,  Хлопуша, Белобородов).

-В каком году происходило восстание Пугачёва? (1773-1775г.).

 

 

 

 

Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему «Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству А.С.Пушкина для обучающихся 8-9 классов