Лебединская Наталия Ивановна
учитель математики
ГБОУ «Червонопартизанская СШ №2»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46455
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Математика в искусстве: от золотого сечения до фракталов
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46455


“Математика в искусстве: от золотого сечения до фракталов”

 

Цель урока:

 

 Показать взаимосвязь математики и искусства, раскрывая красоту и гармонию математических законов, воплощенных в произведениях искусства.

 Развивать у учащихся пространственное воображение, логическое мышление, творческие способности и навыки работы в команде.

 Повышать мотивацию к изучению математики, демонстрируя ее практическую значимость и эстетическую привлекательность.

 

Тип урока: Интегрированный урок с элементами проектной деятельности.

 

Возраст учащихся: 10-11 класс

 

Необходимые материалы:

 

 Проектор и экран

 Компьютер

 Мультимедийная презентация с изображениями произведений искусства и математическими формулами

 Листы бумаги, цветные карандаши/фломастеры

 Разноцветные нитки, ножницы

 Комплекты для создания фракталов (бумага, компас, линейка, карандаши)

 Музыкальное сопровождение (классическая музыка, музыка, основанная на фракталах)

 Линейки

 

Ход урока:

 

  1. Введение (10 минут)

 

 Музыкальное сопровождение: Классическая музыка, например, Моцарта или Баха.

 Учитель: “Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир, где переплетаются математика и искусство. Посмотрите на эти изображения (показывает изображения известных произведений искусства).”

 Вопросы:

     “Что общего вы видите в этих произведениях? Что их объединяет?” 

     “Как вы думаете, есть ли в них математическая составляющая? Если да, то как она проявляется?”

 Объявление темы урока: “Математика в искусстве: от золотого сечения до фракталов”.

 

  1. Золотое сечение (15 минут)

 

 Учитель: “В течение тысячелетий художники, архитекторы и скульпторы использовали принцип золотого сечения для создания гармоничных и красивых произведений.  Этот принцип основан на математическом соотношении, которое можно выразить формулой…”

 Демонстрация формулы золотого сечения:  φ = (1 + √5) / 2 ≈ 1,618

 Учитель: “Золотое сечение встречается в природе, в строении ракушек, листьях растений, а также в произведениях искусства. Оно  определяет пропорции, которые воспринимаются как гармоничные и эстетически приятные.”

 Примеры:

     Парфенон (Греция):  показывает изображения Парфенона и  размеры его частей, подчеркивая пропорции, основанные на золотом сечении.

     “Витрувианский человек” Леонардо да Винчи:  показывает изображение “Витрувианского человека” и анализирует его пропорции, подчеркивая соответствие золотому сечению.

     “Мону Лиза” Леонардо да Винчи:  показывает изображение “Моны Лизы” и  анализирует ее композицию, обращая внимание на расположение элементов лица, глаз, волос относительно золотого сечения.

 

Задание:

 

 Учащиеся получают изображение “Витрувианского человека” Леонардо да Винчи.

 Задание: Измерьте высоту фигуры и длину ее рук. Разделите высоту фигуры на длину ее рук.  Полученное число  будет  близко  к  числу  “фи” (1,618).

 

  1. Фракталы (20 минут)

 

 Учитель: “В мире существует множество объектов, которые обладают удивительной особенностью – самоподобием. Это значит, что их отдельные части похожи на целое. Такие объекты называются фракталами.”

 Примеры фракталов:

     Снежинки:  показывает изображения снежинок,  подчеркивая, как их структура повторяется на разных масштабах.

     Деревья:  показывает изображения деревьев, демонстрируя, как ветки и листья повторяют  форму всего дерева.

     Береговая линия:  показывает изображения береговой линии, показывая, как ее извилистая форма повторяется на разных уровнях детализации.

 

Фракталы в искусстве:

      Множество Мандельброта:  показывает изображения множества Мандельброта, демонстрируя его сложную и красивую структуру.

      Работы художников-фракталистов:  показывает работы современных художников, использующих фракталы в своем творчестве.

 

Задание:

 

 Кривая Коха:  

      На листе бумаги учащиеся рисуют отрезок прямой линии. 

      Затем они делят отрезок на три равные части и строят равносторонний треугольник, основание которого совпадает со средней частью отрезка. 

      Среднюю часть отрезка удаляют, а на ее месте рисуют стороны треугольника.

      Повторяют процедуру  для  каждой  из  трех  получившихся  частей  отрезка.  

      В результате  учащиеся  получат  фрактал  –  кривую  Коха.

 

  1. Математические принципы в искусстве (15 минут)

 

 Учитель: “Математика не ограничивается только золотым сечением и фракталами. Ее влияние ощущается во всех видах искусства.  Например, в музыке,  математические отношения между нотами создают гармонию и ритм.”

 Музыкальное сопровождение:  Музыка, основанная на фракталах, например, работы композитора  Брайана  Эно.

 Вопросы:

     Какие математические принципы можно обнаружить в музыке, танцах, театре?

     Как математика влияет на создание и восприятие различных видов искусства?

     Почему, по-вашему, искусство невозможно представить без математики?

 Ответы:  Учащиеся  предлагают  примеры  и  объясняют  свои  наблюдения.

 

  1. Проект “Математика в моем искусстве” (15 минут)

 

 Учитель: “Сейчас  вы  сможете  применить  свои  знания  о  математике  в  искусстве,  создавая  собственные  творческие  проекты.”

 Описание проекта:

     Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека.

     Каждая группа выбирает вид искусства (живопись, графика, скульптура, музыка, театр) и  разрабатывает проект, где они  используют математические принципы (золотое сечение, фракталы, геометрия) для создания собственного произведения искусства.

      Учащиеся  составляют  схемы,  эскизы,  описывают  идеи  своего  проекта.

      Важно  указать  используемые  математические  принципы  и  как  они  влияют  на  художественное  решение.

 Пример проекта:

     Живопись:  Использование  золотогo  сечения  в  композиции  картины.

     Музыка:  Создание  мелодии  с  использованием  математических  отношений  между  нотами.

     Театр:  Использование  геометрических  форм  в  декорациях  и  движении  актеров.

 

  1. Домашнее задание (5 минут)

 

 Учитель:  “Дома  вы  продолжите  работу  над  своими  проектами.  Следующий  урок  будет  посвящен  презентации  ваших  работ.”

  Учитель  назначает  дату  презентации  проектов.

 

Дополнительные идеи:

 

 В  течение  урока  можно  использовать  видеоматериалы  о  математике  в  искусстве.

 Учащиеся  могут  изучить  творчество  художников  и  архитекторов,  использующих  математические  принципы  в  своем  искусстве (например, Леонардо да Винчи, Микеланджело,  Вазари,  Эшер). 

  Урок  можно  провести  в  музее  или  галерее  искусства.

 Можно организовать выставку работ учащихся.

 

Заключение:

 

Данный  урок  показывает  учащимся  взаимосвязь  математики  и  искусства,  развивает  их  творческие  способности  и  повышает  мотивацию  к  изучению  математики.  Он  также  помогает  учащимся  осознать,  что  математика  не  только  строгий  и  абстрактный  предмет,  но  и  мощный  инструмент  для  создания  красоты  и  гармонии.

 

Математика в искусстве: от золотого сечения до фракталов

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram