Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3»
города Курска
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических средств языка:
«Душа на месте, когда семья вместе»
в группе комбинированной направленности
для воспитанников 6-7 лет
Кобелева В.Л.,
учитель-логопед
Курск – 2024
Образовательные задачи:
Расширять знания детей о семье и её составе, представления о семейных ценностях.
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением, притяжательные прилагательные, умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения.
Учить детей давать полные ответы на вопросы.
Активизировать речь детей, формировать умение свободно и непринужденно общаться с окружающими.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать общие речевые навыки, речемыслительную деятельность,
связную речь; мелкую, общую, артикуляционную моторику, речевое внимание и восприятие; фонематический слух, логическое мышление, способность обобщать и делать выводы, развивать исследовательскую и познавательную активность детей.
Воспитательные задачи:
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.
Воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи, чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях), взаимопомощь, дружелюбие, отзывчивость, доброту, уважение, умение работать в команде.
Материалы и оборудование: сундучок с клубком из ниток, картина с изображением семьи, сердце из бумаги «Семья», заготовки для поделки «Символ», клей, свеча искусственная, конструктор «ТИКО», дидактичкая игра «Алфавит на крышках», телевизор, лист белой бумаги и простой карандаш.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Моя семья».
Дидактические игры: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Кто я?».
Рассматривание иллюстраций на тему «Семья».
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Заготовки из бумаги для поделки «Символ».
Ход занятия
Учитель-логопед выходит с детьми. Приветствие гостей.
Учитель-логопед: «Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости»
«Мы Вас, гости, очень ждали!
И с волнением встречаем.
Хорошо ли мы умеем
И писать, и отвечать?
Не судите очень строго
Ведь учились мы немного»
Учитель-логопед: «Встаньте дети, встаньте в круг,
Я ваш друг и вы мой друг
Руки крепко мы сожмём
И занятие начнём!
Здравствуйте, ребята!»
Учитель-логопед: «Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы красим потолок»
Учитель-логопед: «Молодцы!»
Вступление
Учитель-логопед: «Ребята, посмотрите, какой необычный, волшебный сундучок я сегодня вам принесла. Хотите посмотреть, что в нем?»
Дети: (ответ детей)
Учитель-логопед: «Ребята, что это такое?»
Дети: (клубок из ниток)
Учитель-логопед: «Клубочек из ниток, правильно. Это клубок не простой, а волшебный. Он поможет нам поиграть в игру «Назови свое имя». Предлагаю взять этот клубок и передавать его друг другу, называя свое имя, так мы с вами передадим друг другу хорошее настроение»
«Итак, начнем, я Вероника Леонидовна, я…и т. д.
Молодцы! Дети, каждый из вас называл своё имя.
А скажите, пожалуйста, кто же вам дал имя?»
Дети: (Ответы: родители, мама, папа)
Учитель-логопед: «Правильно, это ваши родители! У каждого из вас есть своя семья»
Учитель-логопед: «Кто может из вас объяснить, что означает слово «семья»?»
Дети: (ответ детей: семья — это самая близкая группа людей, которые живут вместе и любят друг друга, семья – это родственники, живущие в одном доме, семья – это мама и папа)
Учитель-логопед: «Да, семья — это близкие, родные друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах»
Основная часть
Учитель-логопед: «Предлагаю Вам пройти на стулья»
«Каждый раз всегда везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно»
Учитель-логопед: «Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?»
Дети: (ответ детей: сердце)
Учитель-логопед: «Как же оно называется?»
Дети: (ответ детей: семья)
Учитель-логопед: «Верно! Перед вами сердце под названием «СЕМЬЯ». Сегодня мы с Вами подумаем, какие же ценности нужны нашим семьям, что для каждого из нас значит семья. Сегодня будем узнавать, чем же наполнено сердце под названием «Семья»».
- Учитель-логопед: «Ребята, а знаете ли вы загадки о семье? Кто хочет выйти и нам загадать их?»
Ребёнок 1. Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная …(бабушка)
Ребёнок 2. Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — … (мама)
Ребёнок 3. Кто научит гвоздь забить,
Даст машиной порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым? (папа)
Ребёнок 4. «Вместе ходим на рыбалку,
Зимой катаемся на санках!
У него седая голова,
До колена борода
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, а мне он — … (дед)
Ребёнок 5. Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
- Учитель-логопед: «Как же одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей?»
Дети: «Семья».
Учитель-логопед: «Как мы можем показать, что мы относимся к членам семьи с нежностью? Как мы можем называть своих близких?»
Дети: «Надо называть ласково».
Учитель-логопед: «В большой, дружной семье, всех называют ласково. Я назову вам члена семьи, а вы подумайте, как же его можно назвать ласково».
Дети:
Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька
Баба- бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька
Мама- мамочка, мамуля, мамулечка
Папа- папочка, папулечка, папуля
Дочь- дочка, доченька, дочурочка
Сын – сынок, сынуля, сынулечка
Внук- внучок, внучек
Внучка-внученька, внучечка
Учитель-логопед: «Молодцы! Итак, первая ценность, которая важна в семье – «ЛАСКА»» (учитель-логопед прикрепляет маленькое сердце на большое сердце «Семья»)
- 3. Учитель-логопед: «Я предлагаю Вам поиграть. Вот волшебный куб, в котором спрятаны разные вещи. Проверим насколько важно внимание к членам своей семьи. Предлагаю по очереди выйти и достать по одному предмету, подумать и сказать, кому из членов вашей семьи эта вещь может принадлежать. Например, я достала духи и говорю: «Эти духи отдам маме, это – мамины духи»».
Дети:
Газету – папе, – … папина газета
Очки – дедушке, – … дедушкины очки
Фартук – бабушке, – …бабушкин фартук
Кукла – сестре Маше, – … Машина кукла
Машинка – брату Саше, – … Сашины кубики
Духи – маме, – …мамины духи
Платок –
Бусы –
Книга –
Расчёска –
Учитель-логопед: «Следующая составляющая семьи – «ВНИМАНИЕ»» (учитель-логопед прикрепляет маленькое сердце на большое сердце «Семья»)
- Учитель-логопед: «Когда вся семья собирается вместе, можно заниматься разными делами, которые приносят нам радость. Какими?
Дети: «Читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.»
Учитель-логопед: «Становитесь все в круг, будем передавать вот такой букет ромашек – символ семьи, любви, верности и говорить о том, что вы любите делать вместе со своей семьей, что приносит вам радость. Я начну «Вместе с семьей я люблю гулять по зеленому парку и кататься на роликах»».
Дети: «Вместе с семьей я люблю гулять. Вместе с семьей я люблю ходить в парк аттракционов. Вместе с семьей я люблю смотреть кино и т.д.»
Учитель-логопед: «Как много нового мы узнали о ваших совместных увлечениях. Спасибо, было интересно послушать! Конечно же, все эти увлечения приносят нам радость»
Учитель-логопед: «Следующая особенность семьи – «РАДОСТЬ»» (учитель-логопед прикрепляет маленькое сердце на большое сердце «Семья»)
Учитель-логопед: «А теперь я приглашаю вас на веселую семейную зарядку»
- Физкульминутка.
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Учитель-логопед: «Молодцы, присаживайтесь, пожалуйста»
- Учитель-логопед: «Ребята, мы с Вами очень любим заучивать небольшие стихотворения по картинкам. Сегодня я вновь приготовила Вам такое задание. Обратите внимание на нашу маленькую доску. Стихотворение называется «У меня есть семья». Сначала прочитаю его вам я, а вы внимательно смотрите на картинки».
У меня есть семья –
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живем,
Песни громко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Пусть всегда живет семья –
Мама, папа, брат и я.
Учитель-логопед: «Теперь дружно в полголоса попробуем прочитать его вместе».
Дети: читают дружно с учителем-логопедом.
Учитель-логопед: «Молодцы!»
Учитель-логопед: «Если у человека есть семья, то он какой человек?»
Дети: «Счастливый»
Учитель-логопед: «Счастливый, правильно! Поэтому следующая ценность так и называется – счастье. «СЧАСТЬЕ!» (учитель-логопед прикрепляет маленькое сердце на большое сердце «Семья»)
- Учитель-логопед: «Ребята, существует много дел, которым можно порадовать своих близких, проявить заботу. Что же для этого мы будем делать? Давайте составим предложения со словами «Я буду…» Например, я буду помогать подметать пол, а вы?»
Дети:
Я буду помогать мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Учитель-логопед: «Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее. В каждой семье живет «ЗАБОТА»» (учитель-логопед прикрепляет маленькое сердце на большое сердце «Семья»)
- Пальчиковая гимнастика.
Учитель-логопед: «Давайте расскажем про нашу большую семью, используя наши пальчики и массажеры. (Учитель-логопед раздаёт колечки каждому.) Для этого предлагаю взять колечко. У всех есть массажёр? Готовы? Начнем! Повторяйте за мной»!
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
(Начиная с большого пальца надеваем-снимаем колечко на каждый палец одной руки)
Учитель-логопед: (собирает колечки) «Семья дружная, сплоченная, поэтому все пальчики собрались вместе в кулачек, поэтому следующая ценность, которая важна для семьи – «ДРУЖБА». (учитель-логопед прикрепляет маленькое сердце на большое сердце «Семья»)
- Учитель-логопед: «Но ведь мы с Вами тоже большая семья и я знаю, как вместе мы любим разгадывать ребусы. Следует поделиться на две команды и пройти к столам. Первая команда «Счастливая семья», вторая – «Дружная семья». Перед Вами на экране вы увидите ребусы. Предлагаю заранее выбрать капитана, кто будет выкладывать нужное слово, но только советуясь с командой. Ответ на первый ребус следует выложить из крышек, на второй-из конструктора, а ответ на третий ребус – написать на бумаге».
- Если вы обсудили и знаете ответ, то вам следует выложить его, используя наши чудо-крышки.
- Если вы обсудили и знаете ответ, то вам следует выложить его, используя наш чудо-конструктор.
- Если вы обсудили и знаете ответ, то вам следует написать отгаданное слово, используя лист и карандаш.
Учитель-логопед: «Какие вы молодцы! Обе команды справились с заданием отлично. Прошу пройти вас на стулья».
- Учитель-логопед: «Ребята, а знаете ли вы, кем вы приходитесь своим родителям?»
Дети: «Да, детьми, дочкой, сыном»
Учитель-логопед: «Посмотрите на изображение. Перед вами семья девочки Маши. Вот и сама Маша, и она немного запуталась и просит помочь ей выяснить, кто кому и кем приходится в её семье». (В руках картинка семьи)
– Кто для дедушки и бабушки мальчик? А девочка? – (внук, внучка)
– Кто мальчик для девочки? А девочка для мальчика? – (брат и сестра)
– Кто девочка для мамы? А для папы? – (дочка)
– А мальчик для папы и мамы? – (сынок)
– А мама и папа для дедушки и бабушки? – (дочка, сын)
Учитель-логопед: «Молодцы! Вы справились отлично!»
- Учитель-логопед: «Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить, используя слово «ещё»».
Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.
Маша маленькая, а Юра ещё … меньше.
Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.
Маша умная, а мама ещё …
Мама строгая, а папа ещё …
Юра быстрый, а Саша ещё …
- Учитель-логопед: «Ребята, я знаю, что вы знаете много пословиц о семье, это правда?»
Дети: «Да»
Учитель-логопед: «Кто сможет рассказать нам такую пословицу? Что она означает?»
Дети: «1. Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Согласие да лад в семье — клад.
- Семья в куче — не страшна и туча».
Учитель-логопед: «В каждой семье живёт ЛЮБОВЬ. Семья не существует без неё» (учитель-логопед прикрепляет маленькое сердце на большое сердце «Семья»)
Учитель-логопед: «Вы каждый день приходите в детский сад. Мы друг друга любим, уважаем, дружи друг с другом. Этим мы похожи на дружную семью!»
- 13. Учитель-логопед: «Ребята, скажите, что у меня в руках? (держу в руках свечку-огонек, искусственный) А как вы считаете, чем служил огонь для людей в древности?»
Дети: «Обогревал, давал свет, пищу».
Учитель-логопед: «В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу».
«Мы вами тоже сделали заготовки для наших символов, наши ладошки, которые будут хранить лад в вашей семье. Предлагаю завершить их, добавив в ладошки любовь, наклеив в них сердца, начиная от большего к меньшему. Давайте подойдем к столу и доделаем наши символы» (на фоне играем музыка «Пусть всегда будет солнце»)
Учитель-логопед: «Ребята, молодцы! Возьмите в руки свои символы, вставайте со мной в круг, пожелаем друг другу заветное «пусть», пусть всегда будет лад и любовь»
Дети: «Пусть всегда будет веселье, пусть всегда будут улыбки, пусть всегда будет добро, пусть всегда будет ласка и т.д.»
Учитель-логопед: «Наше занятие подходит к концу, давайте вместе, как настоящая семья завершим его такими словами…»
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Учитель-логопед: «Ребята, спасибо Вам за ваши ответы, внимание. Берегите свою семью! И не стесняйтесь говорить всем членам своей семьи, как сильно Вы их любите»