План по самообразованию
на 2023-2028 г.г.
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
(Воспитатель: С.В. Бухарская)
Тема самообразования: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия» на период с 01.09.2023-30.06.2024 г.г
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми дошкольного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для них, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Актуальность опыта
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Хочу обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения.
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии сенсорного восприятия детей через различные виды познавательной активности.
Для достижения цели были обозначены задачи:
- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
- учить детей называть свойства предметов;
- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
В своей практике я планирую использовать следующие формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей; консультативная работа с родителями.
Использовать методы и приемы работы: наглядный, сравнения, практический, сопоставления, словесный, приложения, эмоциональная установка взрослого, наложения, привлечение внимания, наблюдение за действиями взрослого и сверстников, показ и объяснение, словесная инструкция.
Ожидаемые результаты:
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;
- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;
- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.
План работы по теме самообразования
Этапы | Содержание работы |
Теоретический | Изучение методической литература по данной проблеме:
1. Абрамова Н. В. Развитие сенсорных способностей как основа формирования эстетического восприятия произведений музыкального искусства // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 12. – С. 090-101. 2. Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72-76. 3. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 69-72. 4. Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. – М., 2014. – 64 с. 5. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. “Актуальные задачи педагогики” / Изд-во Молодой ученый. – Чита, 2013. – С. 53-55. 6. Фокина В.Г. Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. – 2011. – № 9. – С. 108-113. 7. Ясинская А.М. Сензитивные периоды в развитии дошкольников и их роль в педагогической практике // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2012. – № 8. – С. 4-14. |
Поиск материалов в интернете. | |
Участие в методических объединениях на муниципальном уровне. | |
Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне. | |
Организационно-диагностический | Поиск эффективных методов работы во время совместной деятельности взрослого и детей. |
Самоанализ педагогической деятельности. | |
Диагностика детей | |
Создание условий для практической деятельности | |
Практический этап | Составить перспективный план по теме самообразования |
Проведение игр и мероприятий по плану | |
Пополнить материалами предметно-развивающую среду для проведений занятий и игр по физическому воспитанию | |
Подбор иллюстративного материала к тематическим занятиям. | |
Создание в группе развивающего центра «Сенсорные эталоны» | |
Подбор иллюстративного материала для оформления стендов группы «Для Вас, родители». | |
Подборка материала для создания картотеки по темам:
лото «Игрушки», «Закрой окошко (цвет)», «Собачки», «Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Покажи и принеси», «Геометрические фигуры» |
|
Открытое занятие «В гостях у Петрушки» | |
Ширмы: «Сенсорное воспитание в семье», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» | |
Консультации: «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Растём, играя», «Пальчиковые игры», «Карандаш – массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации», «Наблюдательность – ключ к познанию» | |
Выступление с презентацией по теме «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» | |
Создание картотеки дидактических игр по сенсорике | |
Итоговое открытое занятие «Поможем Колобку вернуться домой» для родителей. | |
Консультации для воспитателей «Сенсорное развитие в детском саду» | |
Консультации для родителей по теме «Сенсорное воспитание в семье» | |
ИКТ Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. | |
Игровые технологии с целью повысить значимость организации игр в воспитательно – образовательном процессе ДОУ. | |
Мастер-класс для родителей: «Зачем нужны игрушки» | |
Выставки для родителей дидактических игр по развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. | |
Заключительный
этап |
Диагностика, направленная на выявление усвоения детьми материала. |
Подведение итогов работы, выводы, самоанализ. | |
Проведение круглого стола с педагогами «Наблюдательность – ключ к познанию» | |
Размещение материалов проекта в сети Интернет |
Личный перспективный план
по самообразованию
На 2023-2024 учебный год
месяц | Направления работы | Способы
достижения |
сентябрь | Изучить литературу:
Абрамова Н. В. Развитие сенсорных способностей как основа формирования эстетического восприятия произведений музыкального искусства // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 12. – С. 090-101. |
Изучение |
Работа с документацией. Изучение закона «об образовании», других нормативных документов. | Анализ документации. Оформление. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | |
Анкетирование родителей по теме: «Знакомы ли вы с понятием «сенсорика» | Разработать анкету, провести анкетирование родителей | |
Проведение мониторинга на выявление уровня развития детей дошкольного возраста | Провести мониторинг. | |
Знакомство с разработками занятий с использованием ИКТ на педагогических сайтах в интернет | Оформление и отправка работы | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Оформление и отправка работы | |
октябрь | Изучить литературу:
Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72-76. |
Изучение |
Подготовка к аттестации
Подбор литературы по теме самообразования. |
Работа с личной библиотекой, интернетом. | |
Продолжение в освоение компьютерных программ. | Работа с компьютером | |
Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися | Консультации для родителей. Подбор документов, тренажёров для домашнего использования | |
Применение ИКТ на занятиях | Составление презентаций, работа с дисками «Развивающие видео для дошкольников» | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Обобщение педагогического опыта | |
ноябрь | Изучить литературу:
Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 69-72. |
Изучение |
Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. | Работа в сети интернет | |
Выступление на педсовете | Подготовка выступлений: подбор материала, составление презентации. | |
Подготовка воспитанников и их родителей к участию и участие в творческих конкурсах | Подготовка учащихся | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Обобщение педагогического опыта | |
декабрь | Изучить литературу:
Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. – М., 2014. – 64 с. |
Изучение |
Продолжение изучения темы по самообразованию. | Работа со статьями по теме в сети интернет. | |
Продолжение изучения компьютерных возможностей. | Работа с компьютером | |
Запись диска с разработками занятий с ИКТ, презентаций. Оформление папки с разработками занятий с ИКТ для родителей | Запись диска, оформление папки. | |
Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. | |
Выступление на родительском собрании | Подготовка выступлений: подбор материала, составление презентации. | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Обобщение педагогического опыта | |
январь | Изучить литературу:
Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» / Изд-во Молодой ученый. – Чита, 2013. – С. 53-55. |
Изучение |
Разработка плана на месяц, год. | Подбор материала. | |
Изучение теории обучения детей элементарным представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы: область «Познание» | Знакомство с литературой. | |
Выступление на педагогическом совете | Подготовка выступления | |
Посещение занятий коллег | Обмен опытом | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Обобщение педагогического опыта | |
февраль | Изучить литературу:
Чичканова Ю. Н. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов технологии М. Л. Лазарева «Цветоник» в дошкольном образовательном учреждении / Ю.Н. Чичканова, О.И. Минаева, Е.С. Грязнова // Образование в сфере искусства. – 2014. – № 2. – С. 116-120. |
Изучение |
Создание нового паспорта группы | Проведение полной инвентаризации группы | |
Работа со способными и слабоуспевающими воспитанниками | Разработка индивидуальных заданий | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Обобщение педагогического опыта | |
март | Изучить литературу:
Фокина В.Г. Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. – 2011. – № 9. – С. 108-113. |
Изучение |
Создание методической разработки по теме самообразования. | Изучение литературы | |
Разработка картотек игр | Подбор материала | |
Знакомство с разработками занятий с использованием ИКТ на педагогических сайтах в интернет | Оформление и отправка работы | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Обобщение педагогического опыта | |
Конкурс «Ярмарка педагогических идей» на базе МБДОУ № 16 | Обмен опытом | |
апрель | Изучить литературу:
Янушенко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года): метод. пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 68 с. РНБ Шифр 2011-4/5824 |
Изучение |
Посещение мероприятий, занятий и изучение передового опыта воспитателей детского сада | Обмен опытом | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Обобщение педагогического опыта | |
май | Изучить статьи:
1. «Развитие сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников в процессе ознакомления с природой» Терентьева Л.И. [Электронный ресурс] // SWorld : Scientific researches and their practical aplication. Modern state and ways of development : электрон. междунар. конф. – [Б. м.], 2013. – URL: http://www.sworld.com.ua/konfer32/243.pdf (24.02.2016). 2. «Обогащение сенсорного опыта обучающихся в контексте обеспечения качества дошкольного образования России» Конторщикова Т.Н. [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум – 2015 : VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. – [Б. м.], 2015. – URL: http://www.scienceforum.ru/2015 /pdf/12826.pdf (24.02.2016). |
Изучение |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год | Подбор методической литературы | |
Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования.
Практические рекомендации для педагогов |
Составление анализа работы и практических рекомендаций по теме. | |
Оформление и отправка разработки занятий, мероприятий с использованием ИКТ на педагогические сайты | Оформление и отправка работ | |
Итоговое занятие | Разработать конспект итогового занятия. | |
Проведение итогового мониторинга развития детей дошкольного возраста. | Провести мониторинг. | |
Участие в международных, всероссийских и городских конкурсах. | Обобщение педагогического опыта |
Мной была проведена целенаправленная работа по сенсорному развитию детей посредством познания окружающего мира, уделяя особое внимание совместной работе воспитателей и родителей, используя все доступные средства развития и обучения. Была проведена большая методическая и профилактическая работа, с учетом диагностики, содействующая полноценному развитию детей. Данные, полученные в ходе работы, подтверждают факт, что разработанный мною план повышает уровень сенсорного развития младших дошкольников. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность данных занятий высока. Разброс показателей диагностических данных дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения занятий по повышению уровня развития сенсорных эталонов.
Тема самообразования: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего и среднего возраста» на период с 01.09.2024. – 30.05.2026 г.г
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников (3-5 лет) как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
– изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
– рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта;
– разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
– создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
– внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
– развивать познавательную активность детей в процессеэкспериментирования;
– объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников;
– обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Актуальность темы:
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Ребёнок в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от педагогов создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Перспективный план работы по теме самообразования
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Примечания
результат |
Теоретический этап(начальный) | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | В течение года | Аннотация на методическую литературу |
Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ. | Сентябрь
2023 г. |
Анкета для педагогов | |
Практический
этап (основной) |
Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка | Октябрь
2023 г. |
Анкета для родителей. |
Составление перспективного планирования по теме самообразования. | Ноябрь – декабрь
2023 г. |
Перспективные планы. | |
Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). | В течение всего
периода |
Консультации для родителей. | |
Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково-познавательной деятельности детей. | Декабрь
2023 г. |
Привлечение родителей к оснащению в группе центра «Почемучка». | |
Проведение мастер – класса для родителей:«Как мы проводим опыты дома». | Декабрь 2023 г. | Конспект мероприятия.Презентация: «Домашние опыты». | |
Проведение ООД «Что растёт вниз головою, и не летом, а зимою», «Радужный свет» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | Январь – Февраль
2024 г. |
Конспекты мероприятий | |
Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение года | ||
Разработкасемейного проекта «Опыты на кухне». | Февраль
2024 г. |
Методическая копилка | |
Деловая игра с педагогами ДОУ «Что? Где? Почему?». | Март
2024 г. |
Конспект мероприятия | |
Конкурс среди родителейподелок из бумаги «Бумажная фантазия».
Фотовыставка «Маленькие фокусники». |
Март – Апрель
2024 г. |
Выставка поделок, фотографий. | |
Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно – экспериментальной деятельности». | Май
2024 г. |
Конспект собрания, презентация. | |
Написание отчета о проделанной работе. | Май
2024 г. |
Отчет по самообразованию. | |
Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования. | Март – май 2024 | Публикация статей |
Перспективно – тематический план работы с детьми
в разновозрастной группе (3-5 лет)
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи | Ответственный |
Сентябрь | Тема: «Человек» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Музыкально-дидактическая игра «Где же, где же, наши ножки? » | Учить ритмично и выразительно двигаться, владеть своим телом. | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Работа в центре творчества «Нарисуй свой портрет». | Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | Воспитатель | |
На прогулке – подвижная игра «Попрыгай!» | Закрепить знания детей о частях тела, развивать мелкую и общую моторику тела. | Воспитатель | |
ООД «Уроки Мойдодыра» | Закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках – последовательность действий. | Воспитатель | |
Проблемная ситуация«Что было бы, если бы у нас не было помощников (части тела)?» | Закрепить представление детей о внешнем строении человека.
Учить высказывать своё мнение, делать простые умозаключения. |
Воспитатель | |
Д/и «Угадай по описанию» | Закреплять знания детей о строении человека, частях тела. | Воспитатель | |
Настольно – печатная игра «Тени» | Закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям. | Воспитатель | |
Развлечение «Путешествие в волшебную страну». | Учить выделятьособенности объектаисследования. | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Тайный похититель варенья. | Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения. | Воспитатель | |
Проблемная ситуация «Как помочь повару?» | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи. | Воспитатель | |
ООД « Слушай во все уши». | Помочь понять значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. | Воспитатель | |
Д/и «Полезная еда». | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
Развивать умение бережно и внимательно относиться к своему организму и здоровью. |
Воспитатель | |
Чтение стихотворения С.Маршака «Одна дана нам голова».
Загадки про органы чувств. |
Продолжать знакомить детей
с организмом человека.Учить отгадывать загадки. |
Воспитатель | |
И/у «Ящик ощущений» | Развивать тактильную чувствительность. | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Д/и «Отгадай на вкус» | Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее). | Воспитатель | |
Развлечение «Путешествие в волшебную страну». | Закреплять умение выделять
особенности объекта исследования, обобщать полученные знания. |
Воспитатель | |
Октябрь | Тема: «Неживая природа. Воздух» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Опыт «Воздух повсюду». | Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве, объяснить его необходимость для жизни. | Воспитатель | |
Наблюдение на прогулке за ветерком. | Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением; движение воздуха – это ветер. | Воспитатель | |
ООД «Невидимка – воздух». | Подвести детей к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый. | Воспитатель | |
Игр.ситуация «Поможем галчонку найти воздух». | Помочь выявить свойство воздуха – невидимость. | Воспитатель | |
Свободная деятельность детей – игры с вертушками. | Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его значении для человека. | Воспитателиь | |
Чтение сказки «Добрый воздух». | Формировать умение слушать худ.произведение, отвечать на вопросы. | Воспитатель | |
ООД «У нас в гостях Пятачок с воздушным шариком» | Знакомить с качественными характеристиками воздуха.
Развивать умение детей решать проблемные задачи. |
Воспитатель | |
Развлечение «Воздух, ты где? | Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха | Воспитатель,
инструктор по физкультуре |
|
Средняя группа (4-5 лет) | |||
ООД «Где спрятался воздух?» | Обнаружить воздух в разных предметах; доказать и выявить, что воздух легче воды и обладает силой. | Воспитатель | |
Опыт «Почему кораблики не плывут» | Учить обнаруживать воздух, образовать ветер. | Воспитатель | |
Наблюдение «Ветер, ветер ветерок» | Учить детей наблюдать, и самостоятельно делать выводы. | Воспитатель | |
Беседа «Летающие семена» | Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве. | Воспитатель | |
ООД – Поиск воздуха «Что в пакете?» | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | Воспитатель | |
Игры на прогулке с воздушным шариком и соломинкой. | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. | Воспитатель | |
Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | Формировать умение слушать худ.произведение, вступать в разговор в ходе беседы. | Воспитатель | |
Развлечение «Воздух, ты где? | Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха | Воспитатель,
инструктор по физкультуре |
|
Ноябрь | Тема: «Физические явления. Теплота» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Д/и «Чудесный мешочек» | Познакомить с предметами, проводящими тепло. | Воспитатель | |
Привитие культурных гигиенических навыков.
Д/и «Мыло – фокусник». |
Знакомство детей со свойствами и назначением мыла;
закреплять правила безопасности при работе с мылом. |
Воспитатель | |
ООД «Где живёт теплота?». | Закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.) | Воспитатель | |
Наблюдение – Кому нужно тепло? | Формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека. | Воспитатель | |
Игроваяситуация «От чего кружка стала тёплой?» | Учить устанавливать причинно-следственные связи. | Воспитатель | |
Д/и «Тёплый – холодный». | Ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло.
Научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый. |
Воспитатель | |
ООД «Тепловые банки». | Создать условия для развития умения дифференцировать предметы по температурному признаку (горячий, теплый, холодный). | Воспитатель | |
Проблемная ситуация
«Как согреть Кате ручки?» |
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). | Воспитатель | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Чтение сказки «Сказка солнечного лучика» | Дать представление о том, что солнце излучает тепло. | Воспитатели | |
Д/и «Добрый и злой огонь» | Выяснить, что огонь дает тепло. Закрепить правила поведения дома. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Куколке холодно». | Учить устанавливать причинно-следственные связи. Делать выводы. | Воспитатель | |
Опыт: «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться
(трение, сохранение тепла). |
Воспитатель | |
И/у «Кто нагрел предметы?» | Уточнитьпредставления о физическом явлении – теплоте. | Воспитатель | |
Д/и «Волшебная коробка» | Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Воспитатель | |
Эксперимент «Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими?» | Учить отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту. | Воспитатель | |
Зачем зайчикудругая шубка? – исследование | Выявить зависимость измененийв жизни животных от изменений в неживой природе. | Воспитатель | |
Декабрь | Тема: «Неживая природа. Вода» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Чтение сказки «Путешествие капельки». | Знакомство с разными состояниями воды, значением ее для природы и человека. | Воспитатель | |
Опыт «Вода льется из крана…» | Познакомить со свойствами воды – текучестью. | Воспитатель | |
ООД «Цветные капельки». | Выяснить с детьми свойства воды. Показать, что вода может иметь цвет. | Воспитатель | |
Проблемная ситуация «Как зайке не промокнуть под дождем?» | Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию; умение выбиратьрешения. | Воспитатель | |
Игра – драматизация – потешки «Водичка, водичка…». | Во время игры учить проговаривать слова, выполнять движения по тексту потешки. | Воспитатель | |
Наблюдение «Лужи после дождя». | Развитие познавательной активности в процессе
формирования представлений о сезонных изменениях в природе. |
Воспитатель | |
ООД «Где живут капельки воды?» | Обобщить знания детей о воде, ее применении; учить экономно расходовать воду. | Воспитатель | |
Д/и «Как вода гулять отправилась». | Дать представление о там, чтоводу можно собиратьразличными предметами: губкой,пипеткой, грушей, салфеткой. | Воспитатель | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Опыт: «Испарение воды» | Познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры. | Воспитатель | |
Беседа «С водой и без воды» | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений
(вода, свет, тепло) |
Воспитатель | |
Опыт «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. | Воспитатель | |
Работа с лэпбуком
«Бродит капелька по свету» |
Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Воспитатель | |
Пузырьки- спасатели | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу | Воспитатель | |
ООД «Пар – это тоже вода». | Познакомить детей с одним из состояний воды – паром. | Воспитатель | |
Хозяйственно-бытовой труд – уборка групповой комнаты «Горячо – холодно» | Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. | Воспитатель | |
Развлечение «Царица Водица» | Донести до детей, что вода – это источник жизни. Воспитывать бережное отношение к воде. | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Январь | Тема: «Неживая природа. Снег. Лёд». | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Игровая ситуация «К нам пришел снеговик» | Учить давать характеристику состоянию и свойствами воды. | Воспитатель | |
ООД «Поможем Степашке – как из снега получить воду?» | Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). | Воспитатель | |
Д/и «Согреем снежинку». | Познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха | Воспитатель | |
«Играем с льдинками» – свободная деятельность детей на прогулке. | Объяснить, что лёд – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Воспитатель | |
ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия – «Следы на снегу». | Развивать наблюдательность.
Учить высказывать своё мнение. |
Воспитатель | |
ООД «Что растёт вниз головою, и не летом, а зимою». | Продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лёд (сосульку), в тепле тает и снова превращается в воду. | Воспитатель | |
Д/и «Ледяная горка для куклы Маши» – на прогулке. | Познакомить детей с процессом получения льда из воды.
Изучение свойства льда. |
Воспитатель | |
Развлечение «Праздник снега» | Создание радостной и праздничной атмосферы у детей посредством игр со снегом. | Воспитатель, инструктор по физкультуре | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Рассматривание альбома «Зима». | Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой. | Воспитатель | |
Д/и «У кого, какой след». | Развивать умение узнавать следы на снегу. | Воспитатель | |
Беседа: «Снежинка – гостья с неба». Рассматривание снежинок через лупу. | Знакомить со свойствами воды: при охлаждении замерзает и превращается в лед. | Воспитатель | |
ООД «Почему снег хрустит?» | Сравнивать свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость. | Воспитатель | |
Опыт «Тающий лед». | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Воспитатель | |
Изготовление цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповомучастке. | Развивать умение сосредоточиться; развивать самостоятельность. | Воспитатель | |
Беседа: «Твердая вода. Почемуне тонут айсберги?». | Уточнитьпредставления о
свойствах льда. Дать представление обайсбергах, опасности для судоходства. |
Воспитатель | |
Зимнее развлечение «Праздник снега». | Создание радостной и праздничной атмосферы у детей посредством игр со снегом. | Воспитатель | |
Февраль | Тема: «Физические явления. Звук. Свет» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Д/и «Узнай, что звучит». | Научить определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку. | Воспитатель | |
Вечер загадок от бабушки Арины» (физические явления). | Формирование мыслительных операций – анализ, сравнение.
Развивать познавательную деятельности детей. |
Воспитатель | |
ООД«Почему комар пищит, а шмель жужжит?» | Развивать умение сравнивать звуки, определять их источники. | Воспитатель | |
Д/и «Определи по звуку». | Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков. | Воспитатель | |
Игровая ситуация «Почему Мишутка пищал?» | Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. | Воспитатель | |
Музыкально-дидактическая игра «Музыка или шум». | Закреплятьумение определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку и различать музыкальные и шумовые звуки. | Воспитатель,
музыкальный руководитель |
|
ООД «Коробочка с секретом». | Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков. | Воспитатель | |
Д/и «Кто сказал – Мяу?» | Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей. | Воспитатель | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Беседа- игра: «Почему все звучит?» | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. | Воспитатель | |
Д/и «Что я слышу?» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | Воспитатель | |
Опыт «Поющая струна». | Помочь выявить причины происхождения
низких и высоких звуков |
Воспитатель | |
Музыкально-дидактическая игра «Веселый оркестр» | Учить определять по издаваемому звуку музыкальный инструмент. | Воспитатель | |
Беседа: «Свет повсюду». | Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные –
(солнце, луна, костер). Искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
Воспитатель | |
Наблюдение на прогулке
«Свет и тень». |
Познакомить с образованием тени отпредметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Воспитатели | |
ООД «Радужный свет» | Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.Упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. | Воспитатель | |
И/у «Передача солнечного зайчика» | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Учить детей делиться впечатлениями от наблюдений, делать самостоятельно умозаключения. | Воспитатель | |
Март | Тема: «Рукотворный мир. Свойства материалов. Бумага. Дерево» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Работа с лэпбуком
«Мир бумаги» |
Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства. | Воспитатель | |
Работа в центре художественного творчества – складывание оригами «Красивый цветок». | Расширение представлений детей о бумаги.Формировать умение распознавать качества бумаги (цвет, гладкость, шершавость) и свойства (мнётся, рвётся). | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
ООД «Откуда к нам пришла бумага?» | Способствовать развитию интереса детей к познавательно исследовательской деятельности, обновить знания детей о процессе изготовления бумаги. | Воспитатель | |
Проблемная ситуация «Что шуршит?» | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги. | Воспитатель | |
Трудовые поручения «Большая стирка у куклы Кати». | Объяснить детям, что не всё можно стирать в воде. Проанализировать результат. | Воспитатель | |
ООД «Бумажный мост». | Знакомство со свойством бумаги – плотность. | Воспитатель | |
Д/и Цветы лотоса». | Пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать наблюдательность. | Воспитатель | |
Игровая ситуация «Поможем Хомке перенести горох на листочке бумаги». | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. | Воспитатель | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
ООД «Путешествие в прошлое бумаги» | Знакомство с историей возникновения и изготовления бумаги. | Воспитатель | |
Конструирование «Мебель для куклы Ани» | Показать возможность преобразования предметов, используя дополнительные детали. | Воспитатель | |
Опыт: «Откуда стулпришел?» | Развить ретроспективный взглядна предметы, сделанные издерева -ориентироваться в прошлом и настоящем стула. | Воспитатель | |
Д/и «Опишипредмет» | Научить понимать назначениепредметов домашнего обихода | Воспитатель | |
Опыт «Бантикиз бумаги | Закрепить представления освойствах бумаги (мнется,рвется, размокает в воде) | Воспитатель | |
ООД «Поможем Буратино» | Познакомить детей со свойствами дерева. | Воспитатель | |
Эксперимент «Тонет – не тонет» | Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое). | Воспитатель | |
Д/и «Найди предметы из дерева» | Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. | Воспитатель | |
Апрель | Тема: «Неживая природа. Камни» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Беседа «Что мы знаем о камнях». | Развивать у детей
познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения и навыки. |
Воспитатель | |
Работа в центре сенсорного развития
Д/и «Каменная дорога». |
Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок. | Воспитатель | |
Рассматривание альбома «Простые и ценные камни». | Развитие наблюдательности.
Познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности. |
Воспитатель | |
ООД «Удивительные камешки». | Учить определять качества и свойства предметов (камней) путём исследования. | Воспитатель | |
Д/и «Достань камешек». | Закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений. | Воспитатель | |
Чтение «Сказка о камешке». | Развивать умение слушать сказку отвечать на вопросы по содержанию, | Воспитатель | |
ООД «Камешек, ты откуда? | Учить разрешать противоречия, самостоятельно находить признаки отличия и сходства, камней, устанавливать связи между явлениями природы. | Воспитатель | |
Игровая ситуация «Как камень кота наказал». | Обобщить и систематизировать знания о камнях. | Воспитатель | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Рассматривание коллекции камней. | Дать представление о том, что камни бывают разными: речными и морскими, драгоценными и др. | Воспитатель | |
Опыт: «Может ли камень менять форму» | Развивать умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый). | Воспитатель | |
Д/и «Чудесный мешочек» | Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. | Воспитатель | |
Работа в центре изодеятельности «Рисуем на камнях» | Развитие мелкой моторики рук.
Прививать детям художественный вкус. |
Воспитатель | |
Рассматривание
фотографий «Каменные скульптуры» |
Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения. | Воспитатель | |
ООД « Почему камни бывают разноцветными» | Объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов. | Воспитатель | |
С/р игра на прогулке «Каменный город» | Дать представление, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. | Воспитатель | |
Чтение – И.Н.Рыжова «О чем шептались камушки». | Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы. | Воспитатель | |
Май | Тема: «Неживая природа. Песок. Глина» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Проблемная ситуация «Как играть в песок без совка». | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. | Воспитатель | |
Д/и «Раз песчинка, два песчинка». | Формирование знаний о важности песка в жизнедеятельности человека. | Воспитатель | |
На прогулке – с/р игра «Песочный замок». | Продолжать знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный – формуется; сухой – сыплется. | Воспитатель | |
ООД «Пирожки для Мишки». | Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать. | Воспитатель | |
Работа центре сенсорного развития – «Песочная страна». | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Воспитатель | |
Опыт «Вот ведерко, вот совок» | Закрепить знания о свойствах песка: сухой и мокрый. | Воспитатель | |
ООД «Мы – волшебники» | Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой. | Воспитатель | |
Д/и «Найди шарик». | Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов- размером, формой. | Воспитатель | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
ООД «Цветной песок» | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. | Воспитатель | |
Беседа: «Кто может жить в песке?» | Закрепление умения определять качества и свойства песка путём исследования. | Воспитатель | |
Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?» | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка с помощью сита, | Воспитатель | |
Опыт«Куда исчезла
вода?» |
Определить, что песок и
глина по-разному впитывают воду. |
Воспитатель | |
Рассказ + презентация «Для чего нужна глина?» | Знакомство со свойствами глины.Развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей. | Воспитатель | |
ООД «Поможем Незнайке сравнить влажный песок и влажную глину?» | На основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом. | Воспитатель | |
С/р игра на прогулке «Испечем пироги для гостей» | Развивать умение выделять свойства песка, обосновывать свой выбор.
Создать радостное настроение. |
Воспитатель |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Анкетирование родителей
«Организация познавательно-исследовательскойдеятельности ребенка дома». «Выявление отношения родителей к поисково- исследовательской активности детей» Индивидуальные беседы по результатам опроса. |
Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. |
Октябрь | Оснащение центра поисково-исследовательской деятельности Почемучка».
Родительское собрание «Детское экспериментирование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?». Домашнее задание – изготовление вертушек. Развлечение «Воздух, ты где? |
Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.
Укрепление детско-родительских отношений. |
Ноябрь | Буклет для родителей: «Правила при организации исследовательской работы с детьми дома».
ООД «Где живёт теплота?» |
Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
Декабрь | Мастер – класс:«Как мы проводим опыты дома»
Презентация: «Домашние опыты». Консультация «Значение познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы». |
Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов в домашних условиях. |
Январь | Консультация «Как развивать любознательность ребенка?».
Буклет «Экспериментирование в зимнее время или занимательные опыты со снегом». |
Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми опытов и экспериментов. |
Февраль | Семейный проект «Опыты на кухне».
Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». |
Ознакомление родителей с
методами и формами работы попознавательно-исследовательской деятельности дошкольников |
Март | Конкурсы:«Бумажная фантазия»,
Фотовыставка «Маленькие фокусники». Рекомендации: «Проведите с детьми дома…» |
Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.Укрепление детско-родительских отношений. |
Апрель | Оформление коллекции «Эти удивительные камни».
Беседа: «Развитие исследовательских способностей детей 4-5 лет в игре на прогулке». |
Привлечение родителей к оснащению центра «Почемучка». |
Май | Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».Форма – Круглый стол с представлением презентации. | Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности. |
Ожидаемый результат.
Дети 3-4 лет способны:
– с помощью взрослого использовать действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности;
– осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
– активно включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Дети 4-5 лет способны:
–проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
– исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий;
-предложить возможные решения;
-проверить эти возможные решения;
– проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач.
Для педагогов:
– повышение профессионализма по данной теме;
– внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
– самореализация.
Для родителей:
– повышение компетентности родителей воспитанников по экспериментальнойдеятельности;
– возможность применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;
– укрепление детско-родительских отношений.
– качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДОО.
Вывод:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно – экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойства материалов, веществ.
Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» с 01.09.2026-31.05.2028 г.г.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности младших и старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы
(Исследовательская деятельность 5-6 лет)
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы
|
Сентябрь – май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2017 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2020 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2015 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 20015. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2014 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 2017. – №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 2018. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2019. |
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь
|
Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Знакомство с лупой. |
Опыты с песком и глиной, почвой.
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. |
октябрь | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Опыт «свет и тень»
Свет повсюду |
|
Ноябрь
|
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой.
|
|
Декабрь | Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. | Опыта со снегом и льдом | |
Январь
|
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом.
|
|
Февраль | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом. | |
Апрель
|
Причина возникновения солнечных зайчиков.
Познакомить детей с понятием «отражение» |
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | |
Май | Познакомить детей с понятием
«притяжение» |
Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Опыт «Упрямые предметы» |
|
Работа с семьёй |
Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь-апрель | Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Буклеты | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Самореализация |
Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Буклет | |
Декабрь | Презентация по теме
«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу». |
Выступление на педсовете. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | Фотовыставка |
Перспективный план работы с педагогами ДОУ
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Анкетирование педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». | Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ.
Выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. |
Октябрь | Рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. | Создание условий для комфортной и безопасной среды для ребёнка в группе. |
Ноябрь | Консультация «Требования к проведению наблюдений». | Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми наблюдений. |
Декабрь | Семинар-практикум «Детское экспериментирование – ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». | Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ, продемонстрировать и осуществить совместно несколько опытов-экспериментов. |
Январь | Открытый показ ООД «Весёлая прогулка» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | Дать детям возможность включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия, изучая свойства снега. |
Февраль | Консультация «Формирование познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке». | Познакомить педагогов с особенностями детского экспериментирования и с методическими требованиями к подготовке и проведению экспериментов |
Март | Деловая игра «Что? Где? Почему?». | Расширение знаний педагогов о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. |
Апрель | Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». | Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства. |
Май | Отчётная презентация по теме самообразования. | Представление результата работы за год. |
Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности 6-7 лет
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь |
2. Волшебные стеклышки.
3. Цветной песок.
4. Песочная страна
|
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
|
Октябрь
|
1.Свет и тень.
2.Свет повсюду.
3. Солнце дарит нам тепло и свет.
4.Прозрачность веществ.
|
Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.
Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет. |
Ноябрь | 1.Где вода?
2.Какая бывает вода?
3.Вода растворитель. Очищение воды
4.Водяная мельница
|
Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.
Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. |
Декабрь | 1.Вода при замерзании расширяется.
2.Замерзшая вода.
3.Тающий лед.
4.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
|
Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. |
Январь | 1.Воздух.
2.Воздух сжимается.
3.Воздух расширяется.
4.Почему дует ветер?
|
Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый. |
Февраль | 1.На свету и в темноте.
2.Где лучше расти?
3.Может ли растение дышать? 4.Бережливые растения.
|
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне. |
Март | 1.Фокусы с магнитами.
2.Испытание магнита
3.Компас.
4. Мир металлов.
|
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве. |
Апрель
|
1.Разведчики. (зеркало)
2.Солнечные зайчики.
3. Мир ткани.
4.Мир пластмасс.
|
Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.
Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования. |
Май | 1.Сила тяготения.
2.Упрямые предметы.
3.Экспериментирование со звуком. Поющая струна.
4.Экспериментирование с электричеством. Как увидеть «молнию»? |
Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)
Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе. |
Список используемой литературы
1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2019. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2015.-64 с.-(программа развития).
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2014.-64с.
4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2013.№3,4,5.2012.№1.
- Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2015.-80с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-64с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2013.- 64с.
- Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников//Ж.Вопросы психологии.2015.№2
- Соловьева Е.Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание.2015.№1
- Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.-128с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2014.-64с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста.