Байрак Елена Владимировна
воспитатель
ГБУ ДОО ЗО «Детский сад№49 «Рябинушка» г. Мелитополь
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46522
Всероссийский конкурс «Лучший педагог — наставник», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46522


Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

 

Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов… 

                                                                                                          А.С. Макаренко

 

В России 2023 год был провозглашён как год наставника и педагога. Президент России Путин В.В. говорил, что вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего. «Вопросы обучения, наставничества — это всегда обращение к будущему», — отметил глава государства. В настоящее время система наставничества снова требует самого пристального внимания. Можно сказать, что наставничество жизненно необходимо для молодого педагога. Ведь для молодого специалиста, начинающего свою профессиональную деятельность очень важно получить поддержку более опытного педагога, способного предложить практическую и теоретическую помощь во время работы. В Указе Президента России Путина В.В. от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует двигаться из того, что к 2024 году нужно создать хорошие условия для развития наставничества. Эффективной формой профессионального роста педагогов ДОУ является наставничество, которое применяется в дошкольном образовательном учреждении и способствует становлению молодого специалиста. Непосредственно на рабочем месте под руководством наставника, который создает мотивационные, организационные, методические условия для профессионального роста проходит адаптация молодого педагога. Система наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет неопытным специалистам быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в собственных силах, убедиться в верности выбора профессии, научиться толерантности и коммуникации при взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса и конечно проявить себя и получить мотивацию к дальнейшему карьерному росту. Что же из себя представляет наставничество? Многие философы ещё в древности пытались определить основные задачи наставничества. Греческий философ Платон предполагал, что воспитание нужно начинать с младенческого возраста, так как оно должно обеспечить постепенное вхождение ученика в мир идей. То есть воспитывать способен наставник преклонных лет. Жан Жак Руссо говорил, что главное и самое сложное искусство наставника—это уметь ничего не делать с учеником 

 К.Д. Ушинский вначале XX века, думая о наставничестве, говорил, что нельзя гордиться своей опытностью, считая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Ведь из-за этого педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки, а также наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя считать, что профессиональный опыт компенсирует отсутствие теоретической подготовки. Ведь теория и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. В середине 60-х годов XX века понятие наставничество приобрело новое значение. Именно в 60-х наставничество рассматривалось как продуктивная форма профессиональной подготовки молодежи. Наставниками, чаще всего, становились педагоги с хорошей профессиональной подготовкой и достаточным жизненным опытом. Понятие «наставничество» берёт начало в греческой мифологии. Ментор звали наставника Телемаха, сына Одиссея. Так и появился термин «ментор» или «наставник», что означало мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью направить, подсказать, научить и который чаще всего является объектом для подражания. Наставничество— это процесс, в котором наставник ответственен за овладение профессиональными навыками «новичком» наставляемым. Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, которая способствует повышению их профессиональной компетентности.

 В трудах отечественных авторов Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, О.С. Газман, говорится о том, что, суть педагогической работы наставника состоит в том, чтобы помочь человеку в преодолении тех или иных препятствий, которые самостоятельно он не способен преодолеть. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога: проектировочного, организационного, конструктивного и аналитического. Молодому педагогу наставничество дает возможность получить поддержку от более опытного педагога, чем он сам. Почувствовать уверенность в профессиональной компетентности. А вот опытному педагогу наставничество даёт возможность передать свой педагогический опыт, поделиться личными приемами работы педагога непосредственно с начинающим специалистом. Наставничество в ДОО даёт возможность:

 — передать накопленный наставниками опыт; 

— увеличить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагога; 

— создать положительный настрой в профессиональной деятельности; 

— быстро достичь рабочих показателей, необходимых ДОО. 

Наставничество — это двусторонний процесс: с одной стороны—деятельность педагога-наставника, с другой—деятельность начинающего педагога. Этот процесс носит личностный характер и является одной из форм взаимодействия педагогов.

Наставник должен обладать основательными знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью. Наставник даёт новичку необходимую для работы информацию, отслеживает процесс усвоения знаний, формирования необходимых и мотивацию к работе. Обучение начинающего педагога идёт непосредственно на рабочем месте. Наставничество — не просто передача социального опыта, а передача социального капитала. В нашем дошкольном учреждении мы используем наставничество как одну из эффективных форм работы с начинающими специалистами. В детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогами. Опытные педагоги используют в своей работе наиболее подходящий для нас формат наставничества «педагог-педагог». За каждым молодым педагогом закреплен наставник. Наставники совместно с наставляемыми разработали персонализированные программы наставничества, а также план деятельности педагога-наставника с молодым воспитателем, исходя из личных качеств и интересов наставляемых.

Перспективный план работы наставника Байрак Елены Владимировны с начинающим воспитателем Добронецкой Евгенией Петровной                     на 2023–2024 учебный год

Цель работы: оказание помощи начинающему воспитателю в его профессиональном становлении.

Задачи: 

— помочь в процессе профессионального становления воспитателя, развивать его способность самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности. 

— формировать умения применять формы и методы в работе с детьми первой старшей группы.

месяц Содержание работы Форма проведения
сентябрь анкетирование оказание помощи в организации работы с документацией консультации ответы на интересующие вопросы
октябрь мониторинг детского развития помощь в подборе диагностического материала тестирование
ноябрь родительское собрание создание благоприятного эмоционального климата в группе помощь в организации и проведении собрани
декабрь посещение НОД просмотр и обсуждение
январь РППС в старшей группе «Правила поведения и общения воспитателя в ДОО» консультация памятка
февраль самостоятельная организация и руководство дидактическими играми детей. наблюдение помощь в подборе дидактических игр
март оформление конспекта НОД анализ детской деятельности консультация памятка
апрель анализ работы воспитателя по теме «Формирование у дошкольников самостоятельности в процессе самообслуживания» консультация посещение режимных моментов
май составление аналитической справки наставника с начинающим воспитателем за учебный год. обсуждение итогов и планы на будущий учебный год совместная деятельность

 

Наставники всегда готовы помочь молодым специалистам, что позволяет начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать неуверенность в собственных силах, настроить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать развитие собственной профессиональной траектории. В своей работе наши педагоги-наставники используют активные формы, такие как:

 — практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника; 

– совместное проведение обследования детей;

 — мастер-классы; 

— решение проблемных ситуаций; 

— посещение и анализ занятий опытных педагогов; 

— консультации по проведению родительских собраний; 

— организация индивидуальных консультаций; 

— участие в различных конкурсах. 

При помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов в своей педагогической деятельности. Молодые педагоги разрабатывают конспекты непосредственно образовательной деятельности вместе с педагогами-наставниками и совершенствуют свое самообразование, участвуют в проектной деятельности детского сада.

В свою очередь, работая с начинающими педагогами, наши наставники увеличивают свою профессиональную компетенцию, следят за новинками литературы и применяют в своей работе интерактивные технологии. Наставники помогают начинающим педагогам применять наиболее эффективные формы и методы работы, которые содействуют профессиональному становлению молодого педагога. Основная цель работы наставника с начинающим педагогом—это развитие личности, которая способна успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи. Помогая молодым воспитателям наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых педагогов. Современные процессы в  образовании дают необходимость более широкого использования наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Наставничество служит эффективным механизмом повышения профессионального мастерства педагогов-наставников, формирования системы передачи педагогического опыта, знаний, общечеловеческих ценностей наставляемым. Подводя итоги, можно сказать, что организация наставничества—это эффективный и результативный способ повышения компетентности молодых педагогов. Молодой педагог получает от наставника определённые знания, развивает навыки и умения, увеличивает свой профессиональный уровень и способности. Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает молодому воспитателю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции.

Технология наставничества в дошкольном образовательном учреждении дает возможность увидеть профессиональное становление молодого педагога. В то же время педагог-наставник, обучая и помогая молодому специалисту, развивает и свои профессиональные качества. Ведь не зря выдающийся французский писатель и  философ Мишель Монтень сказал: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram