Тушнова Елена Леонидовна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 37 «Колокольчик» город Сургут
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46531
Всероссийский конкурс «Консультация для родителей», в рамках проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй»
Наименование конкурсной работы: Игровой тренинг для родителей детей с ОВЗ
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46531


Игровой тренинг для родителей детей с ОВЗ

«Я хороший родитель!»

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ), представляют собой особую категорию, которая требует особого внимания, заботы и любви. Независимо от характера и длительности заболевания или травмы, ребенок с ОВЗ вносит значительные изменения в повседневную жизнь семьи. Осознание родителями особенностей развития ребенка часто вызывает серьезное стрессовое состояние. Это влияет на психологическую обстановку в семье и на отношения между супругами. Родители, столкнувшиеся с подобной ситуацией, сталкиваются с множеством трудностей в своей жизни. Искажение положительного жизненного образа, вызванное появлением ребенка с особенностями развития, может привести к нарушениям, затрагивающим социальную, физическую и психологическую сферы. Поэтому семьям в этой ситуации необходима психологическая поддержка и помощь. Работа с родителями детей с особыми образовательными потребностями является важным направлением деятельности психолого-педагогической службы. Групповой психологический тренинг может помочь родителям оказать необходимую психологическую поддержку и помочь данной категории родителей

 

Цель данного мероприятия: оказание психологической поддержки родителям, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья.

Задачи:

  • способствовать осознанию родителями своего восприятия ребенка;
  • развивать у родителей способность относиться к детям с пониманием, вниманием и любовью;
  • сформировать адекватную самооценку у родителей.

Оборудование: разноцветные лепестки, шаблоны ладошки, шаблон цветка, мольберт с нарисованным солнцем, полоски бумаги (лучики), три стакана с водой, золотой порошок, краски, маркеры, ручки, листы с незаконченными фразами. 

Время проведения тренинга: 1 ч. 20 мин. – 1 ч. 40 мин.

 

Ход игрового тренинга:

 

Психолог: Добрый вечер уважаемые родители. Я искренне рада видеть вас на групповом тренинге, который называется «Я хороший родитель». Перед тем, как мы начнем наше занятие я предлагаю отразить свое настроение и настрой на работу.

 

Упражнение 1.  «Цветок настроения».

Цель: Данное задание позволяет оценить эмоциональный фон участников и наглядно показать единство группы.

Психолог: На столе перед вами разложены разноцветные лепестки. Пожалуйста, выберите тот, который соответствует вашему текущему настроению, и объясните свой выбор. Затем мы соберем из этих лепестков цветок, отражающий настроение всей группы.

Психолог: Похоже, что все пришли с позитивным настроем и готовностью к работе. Если кто-то испытывает грусть, мы надеемся, что к концу сессии ваше настроение улучшится.

 

Упражнение 2.  «Давайте познакомимся».

Цель этого упражнения заключается в формировании уютной психологической среды в коллективе и способствует сближению его членов.

Психолог: Для того чтобы мы могли лучше узнать друг друга, я, как организатор сегодняшней встречи, предлагаю всем представиться. Каждому из вас предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя тремя словами.

Итак, мы все теперь немного лучше знакомы.

 

Упражнение 3. «Правила группы».

Цель данного упражнения заключается в установлении принципов работы в группе и формировании традиций коллектива.

Психолог предлагает принять следующие правила работы в группе, которые необходимо соблюдать во время занятия:

  1. Обращаться друг к другу по имени и на “ты”.
  2. Воздерживаться от выражения оценок о других участниках группы.
  3. Внимательно слушать говорящего и не перебивать его.
  4. Принимать активное участие в работе группы.

 

Упражнение 4. «Этажи»

Цель: данное упражнение направлено на то, чтобы помочь родителям научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть.

Психолог: Предлагаю вам обратиться к вашему личному опыту. Представьте, что вы стоите перед огромным современным торговым центром, который состоит из трех уровней:

– на первом уровне продаются товары низкого качества с явными дефектами;

– на втором уровне находятся товары среднего ценового диапазона и качества;

– на третьем уровне представлены самые лучшие, высококачественные и эксклюзивные товары. 

На каком уровне вы предпочли бы покупать товары для вашего ребенка? (ответы родителей).

Обсуждение: Когда рождается ребенок, мы стремимся к тому, чтобы он был как «товары с третьего уровня» — самым умным, лучшим и любимым, получал все самое лучшее, что мы можем предложить… Возможно, через него мы хотим реализовать свои несбывшиеся надежды. Однако, к сожалению, жизнь не так проста, и мы, взрослые, должны это осознавать. Каждый ребенок неповторим. В нем сочетаются черты с первого, второго и третьего уровней. Ваши дети не являются исключением. В них есть и то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить. Не стоит сравнивать их с другими детьми, не ставить их в пример другим. Главное — принять своего ребенка таким, какой он есть, без каких-либо условий.

 

Упражнение 5. «Цветок».

Цель данного упражнения заключается в том, чтобы выделить положительные стороны своего ребенка и стимулировать родителей говорить ему больше ласковых слов. 

Психолог: Психологи утверждают, что самый приятный звук для человека – это звук его имени. Поэтому, чтобы привлечь внимание ребенка и настроить его на общение, важно обращаться к нему по имени. 

Вам предлагается заполнить лепестки цветка, записав имя своего ребенка в сердцевине, положительные качества на листочках и ласковые слова на лепестках. Возможно, вам будет сложно подобрать достаточно много ласковых слов, но важно описать качества ребенка с положительной стороны.

Каковы ваши ощущения после выполнения этого задания? Было ли вам трудно справиться с ним или все прошло легко? Важно помнить, что дети хотят слышать ласковые слова и выражения любви от своих близких. Эти слова являются основой для развития личности ребенка.

 

Упражнение 6: «Теплые объятия».

Цель: применение чувства прикосновения.

Психолог: Давайте обсудим тему объятий.

Поднимите руку, кто регулярно обнимает своего малыша в течение дня, и как часто, по вашему мнению, это происходит?

Кто вообще не практикует обнимашки в течение дня?

У кого из отцов есть убеждение, что обнимать мальчиков не следует?

Кто чаще обнимает: мамы или папы, дочерей или сыновей? 

Между прочим, специалисты по психологии советуют обнимать детей многократно в течение дня, независимо от их пола и того, кто это делает — мама или папа. Утверждается, что для выживания необходимо минимум четыре объятия, для хорошего самочувствия — не менее восьми, а для интеллектуального развития — двенадцать объятий ежедневно. Ребенок должен осознавать, что родители всегда готовы его понять и принять, независимо от обстоятельств и его поведения. Это укрепляет его эмоциональное состояние и способствует психологическому росту. В противном случае, недостаток внимания может привести к аномалиям в поведении и даже к нервно-психическим расстройствам.

 

Упражнение 7. «Стаканы».        

Цель: это упражнение с помощью метафоры помогает обратить внимание  родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.

Психолог: Предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно относиться к своему ребенку

Перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них – это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками. 

Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении?                                                                                                              Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» – крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

 

Упражнение 8. «Каков он – мой малыш».

Цель: определение взаимоотношений между детьми и родителями, оценке близости этих связей, а также степени знания родителями своих детей и их представлений о них.

Психолог: Вам предлагается на каждом из пальцев предложенной схемы руки написать букву из имени вашего ребенка. Далее, следует интерпретировать эти буквы, то есть описать черты характера вашего малыша, начинающиеся с указанной буквы. В середине ладони возможно нарисовать символ, отражающий его роль в семье.

Рисунки ладоней прикрепляются к ватману.

Обсуждение: Присутствие позитивных черт позволяет распознать в ребенке достоинства, что способствует созданию условий для его успеха, а также помогает оценить, насколько хорошо вы знаете своего ребенка. Это дает возможность сделать выводы о развитии личности ребенка.

 

Упражнение 9. «В лучах родительского солнца».

Цель: данное упражнение предназначено для изучения методов, с помощью которых родители проявляют свою любовь к детям, а также для обсуждения и обмена опытом воспитания.

Инструкция психолога: Каждому из вас предлагается написать на полоске бумаги, лежащей на столе, ответ на вопрос: «Как я обогреваю своего ребенка, подобно тому, как солнце обогревает землю?» Например: на одной полоске можно написать «Я каждое утро бужу своего ребенка нежными словами», на другой – «Я обнимаю своего ребенка семь-восемь раз в день, осознавая, насколько это значимо для него», на третьей – «Я доброжелательна» и так далее.

Пожалуйста, поделитесь своими методами воспитания, подойдите к доске и приклейте свои полоски (на лист ватмана) вокруг изображения солнца. Как бы вы назвали свои лучики? (Родители предлагают свои названия). Результат: Посмотрите, какое яркое родительское солнце у нас получилось. Оно, подобно тому, под которым мы живем, щедро дарит нам тепло и ласку. Так же и мы, как родители, должны любить своих детей без всяких условий, беспрекословно.

 

Упражнение 10. «Я являюсь хорошим родителем, так как…».

Цель: данное упражнение призвано усилить уверенность родителей в своей роли.

Психолог: Пожалуйста, в рамках нашей группы выскажите фразу «Я являюсь хорошим родителем, так как…» и подчеркните позитивные аспекты в воспитании вашего малыша.

Психолог: Наша встреча продемонстрировала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители Вы способны находить верные решения в любых обстоятельствах, сохраняете спокойствие и остаетесь любящими, счастливыми и терпеливыми.

 

Упражнение 11. «Незаконченные предложения». 

Цель этого упражнения – получить обратную связь от родителей, участвующих в тренинге, и провести рефлексию. Для этого каждому участнику выдаются листы с незаконченными фразами. Психолог просит родителей завершить следующие предложения в конце встречи:

– Мои эмоции сейчас…

– Мне сегодня было трудно…

– Меня сегодня удивило…

– Я сегодня понял…

– Теперь я буду…

Упражнение 12. «Аплодисменты».

Цель: данное упражнение предназначено для снижения эмоционального напряжения и поднятия душевных сил.

Психолог: Дорогие мамы и папы, сегодня мы отлично потрудились вместе. В конце нашей встречи я предлагаю вам мысленно поместить на одну руку улыбку, а на другую – чувство радости. Чтобы эти чувства остались с нами, необходимо их объединить в сильные аплодисменты.

До скорой встречи!

 

Игровой тренинг для родителей детей с ОВЗ «Я хороший родитель!»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram