Урок математики. УМК: Л.Г. Петерсон, «Школа 2100»
Тема: «Решение уравнений»
Цели: совершенствовать умение решать уравнения изученных видов с помощью алгоритма, формировать интерес к познанию математики.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение», знать способы решения уравнений на основе взаимосвязи между компонентами. Уметь решать задачи способом составления уравнения, читать математические выражения, равенства, неравенства.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера допущенных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя материал учебных пособий, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Оборудование: компьютер, презентация, рабочие тетради.
План урока:
- Мотивационный этап
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности к уроку
1.3. Эмоциональный настрой. Работа с высказыванием.
Слайд №1. Сегодня я хочу начать урок с одного высказывания: «Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед». Как вы понимаете данное высказывание? (ответы детей)
Автор этих замечательных строк – канадский математик, Айвен Нивен.
Откройте тетради запишите число, 20 февраля, классная работа. Настало время повторить правильность а аккуратность записи цифр и букв.
Отступите 1 клетку вниз от записи классной работы и запишите правильно через клетку следующие символы, старайтесь.
17 к 20 е 14 с 95 68 т в
Запишите цифру, которая не встретилась в записи чисел. Какая эта цифра? Верно – 3. Обведите в кружок зелёным цветом символы, которые мы используем для решения буквенных выражений.
Назовите: к е с т в
Поменяв буквы местами, можно получить слово, которое нам поможет провести урок интересно. Верно – квест. Что обозначает данное слово?
Верно – это интеллектуальная игра, во время которой участники преодолевают различные трудности, решая задачи, головоломки, для достижения общей цели.
В игре у нас будет 3 команды, распределите главные роли: капитан, теоретик, счетовод, советник, знаток.
Правила игры: каждый игрок отвечает за своё выполненное задание, может помогать членам команды. Подсказки не принимаются! Когда один говорит – другие слушают.
Давайте проверим готовность команд! Капитаны представьтесь.
Вытяните вперёд правую руку, положите на неё мысленно все свои знания, с которыми вы пришли на урок, сожмите крепко-крепко и не отпускайте мысленно весь урок. Я желаю Вам успехов!
Молодцы! Давайте вместе составим девиз нашего урока, используя слова: думать, решать, помогать.
Запишем самый удачный девиз.
Например: «Думать, решать, друзьям помогать!»
Мы должны выполнить 7 заданий, в результате выполнения каждая команда за правильный ответ или решение получает карточку с буквенным символом, в конце урока команда соберёт ключевое слово и попробует дать значение этому слову.
2.Актуализации знаний и осуществление пробного учебного действия
2.1. Устный счёт
Первое задание – разминка, устный счёт. Выполняем в тетради, а счетоводы у доски, записываем только ответ в столбик.
- Сумму чисел 100 и 40 уменьшить в 70 раз, записать ответ – (2)
- Разность чисел 80 и 20 увеличить в 7 раз – (420)
- Первое слагаемое 250, второе слагаемое 150, полученную сумму уменьшить в 10 раз – (40)
- Делимое – 720, делитель – 90, найдите частное – (8)
- Произведение чисел 6 и 4 увеличьте на 12 – (36)
- Я загадала число, если к нему добавить наименьшее двузначное число и уменьшить в 10 раз, то получится -10 (1)
- Первое слагаемое -28, второе такое же, найдите сумму – (56)
- Первый множитель 80, второй 2, произведение чисел увеличьте на 19 – (179)
- Из 1000 вычтите 6сотен 5 десятков 5 единиц запишите ответ – (345)
2.2. Выявление места и причины затруднения
Слайд №3 Проверьте свою работу. Каждая команда зарабатывает первую карточку (А – Д – Ф)
Спасибо нашим счетоводам. Рядом с каждым ответом сейчас появится буква. Запишите ответы в порядке возрастания и вы отгадаете тему нашего урока, какое слово получилось у вас? Верно, запишите тему урока «Уравнения»
Давайте поставим цель для успешной работы на уроке:
Применить все знания для правильного решения уравнений, повторить правила и алгоритм.
- Самоопределение к деятельности
Работа с доской
На какие две группы можно распределить все записи? (1) уравнения и числовые выражения, 2) неравенства и уравнения, 3) числовые равенства и буквенные неравенства.
13 * 6 136 > 78
y : 5 = 12 c + 389 = 859
28 : d = 14 492 < 643
100 : 25 x : 45 =10
240 : х = 26 +24 а > 45 +84
270 : 3 = 90 |
y : а > d |
a * b = b * a |
c < d |
4800 – 2350 = 2450 |
К доске приглашаются «Советники» с результатом работы
(АЛ – ДИ – ФО)
- Диалог по знанию правил
Давайте вспомним какие знания необходимы для решения уравнений! Приглашаются к доске «Теоретики». Вам необходимо ответить на вопросы устно, если Вы затрудняетесь в ответе, можете взять помощь команды.
Слайд №4
- Что такое уравнение?
- Какие виды уравнений вы знаете?
- Что значит «решить уравнение»?
- Что необходимо знать для решения уравнения?
- Сколько способов решения уравнения знаете?
- Для решения любого способа необходимо знать?
Молодцы, каждая команда получает по 3 карточке – символ правильного ответа. (АЛГ – ДИО – ФОР)
- Работа с алгоритмом решения уравнений
Слайд №5
Для выполнения данного задания приглашаются «Советники»
Ваша задача проверить алгоритм решения уравнений.
Посмотрите на составленный алгоритм. Если вы с чем – то не согласны, внесите изменения.
Слайд №6
Проверка
Молодцы, команды зарабатывают ещё по одной карточке – подсказке.
(АЛГЕ – ДИОФ – ФОРМ)
- Физминутка
Настало время отдохнуть. Присоединяйтесь.
- Командное решение уравнений
Задание – решить уравнение, определить вид, представить решение. За правильно решённые уравнения с комментированием команда получит 2 карточки с очередными буквами.
Проверка
Для представления решения уравнений к доске приглашается «Знаток»
Слайд №9
(АЛГЕБ – ДИОФА – ФОРМУ)
- Самостоятельная работа
Настало время поработать самостоятельно на выполнение работы – 7 минут
Проверка
Слайд №10
Для проверки решения приглашается «Капитан» команды, за правильное решение команда получает последнюю карточку.
(Алгебра) и (Диофант)
Слайд №11
Ребята, как вы думаете почему именно эти ключевые слова вы сегодня собрали, продемонстрировав свои знания?
Предположите – (ответы детей)
Алгебра – это раздел математики, который изучает уравнения, с этим предметом вы подробнее познакомитесь в старших классах.
Диофант – это греческий учёный, который жил в III век н.э. Автор рационального решения неопределённых уравнений, сейчас в современном мире они имеют определение – «диофантовые уравнения».
Формула – связь между величинами, записанными с помощью переменных.
- Рефлексия
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, согласно шкале и поставьте галочку, если урок был полезен – слева, если было мало пользы – справа
Слайд № 12
- Итог урока
Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Для тренировки своих умений необходимо выполнить д/з в рабочей тетради с.56 или 57, №2, №3.