Парулина Светлана Викторовна
Учитель НОО
ЧОУ «Гимназия №212 «Екатеринбург - Париж»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46563
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Разработка учебного занятия «Решение сложных уравнений»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46563


Урок математики. УМК: Л.Г. Петерсон, «Школа 2100»

Тема: «Решение уравнений»

Цели: совершенствовать умение решать уравнения изученных видов с помощью алгоритма, формировать интерес к познанию математики.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение», знать способы решения уравнений на основе взаимосвязи между компонентами. Уметь решать задачи способом составления уравнения, читать математические выражения, равенства, неравенства.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера допущенных ошибок (Регулятивные УУД).

     Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя материал учебных пособий, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оборудование: компьютер, презентация, рабочие тетради.

План урока:

  1. Мотивационный этап

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности к уроку

1.3. Эмоциональный настрой. Работа с высказыванием.

Слайд №1. Сегодня я хочу начать урок с одного высказывания: «Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед». Как вы понимаете данное высказывание? (ответы детей)

Автор этих замечательных строк – канадский математик, Айвен Нивен.

      Откройте тетради запишите число, 20 февраля, классная работа. Настало время повторить правильность а аккуратность записи цифр и букв.

Отступите 1 клетку вниз от записи классной работы и запишите правильно через клетку следующие символы, старайтесь.

17 к 20 е 14 с 95 68 т в 

Запишите цифру, которая не встретилась в записи чисел. Какая эта цифра? Верно – 3. Обведите в кружок зелёным цветом символы, которые мы используем для решения буквенных выражений.

Назовите: к е с т в 

Поменяв буквы местами, можно получить слово, которое нам поможет провести урок интересно. Верно – квест. Что обозначает данное слово? 

Верно – это интеллектуальная игра, во время которой участники преодолевают различные трудности, решая задачи, головоломки, для достижения общей цели. 

В игре у нас будет 3 команды, распределите главные роли: капитан, теоретик, счетовод, советник, знаток. 

Правила игры: каждый игрок отвечает за своё выполненное задание, может помогать членам команды. Подсказки не принимаются! Когда один говорит – другие слушают.

Давайте проверим готовность команд! Капитаны представьтесь.

         Вытяните вперёд правую руку, положите на неё мысленно все свои знания, с которыми вы пришли на урок, сожмите крепко-крепко и не отпускайте мысленно весь урок. Я желаю Вам успехов!

Молодцы! Давайте вместе составим девиз нашего урока, используя слова: думать, решать, помогать.

Запишем самый удачный девиз. 

Например: «Думать, решать, друзьям помогать!»

Мы должны выполнить 7 заданий, в результате выполнения каждая команда за правильный ответ или решение получает карточку с буквенным символом, в конце урока команда соберёт ключевое слово и попробует дать значение этому слову.

2.Актуализации знаний и осуществление пробного учебного действия

2.1. Устный счёт

Первое задание – разминка, устный счёт. Выполняем в тетради, а счетоводы у доски, записываем только ответ в столбик.

  1. Сумму чисел 100 и 40 уменьшить в 70 раз, записать ответ – (2)
  2. Разность чисел 80 и 20 увеличить в 7 раз – (420)
  3. Первое слагаемое 250, второе слагаемое 150, полученную сумму уменьшить в 10 раз – (40)
  4. Делимое – 720, делитель – 90, найдите частное – (8)
  5. Произведение чисел 6 и 4 увеличьте на 12 – (36)
  6. Я загадала число, если к нему добавить наименьшее двузначное число и уменьшить в 10 раз, то получится -10 (1)
  7. Первое слагаемое -28, второе такое же, найдите сумму – (56)
  8. Первый множитель 80, второй 2, произведение чисел увеличьте на 19 – (179)
  9. Из 1000 вычтите 6сотен 5 десятков 5 единиц запишите ответ – (345)

2.2. Выявление места и причины затруднения

Слайд №3 Проверьте свою работу. Каждая команда зарабатывает первую карточку (А – Д – Ф)

Спасибо нашим счетоводам. Рядом с каждым ответом сейчас появится буква. Запишите ответы в порядке возрастания и вы отгадаете тему нашего урока, какое слово получилось у вас? Верно, запишите тему урока «Уравнения»

Давайте поставим цель для успешной работы на уроке:

Применить все знания для правильного решения уравнений, повторить правила и алгоритм.

  1. Самоопределение к деятельности

Работа с доской

На какие две группы можно распределить все записи? (1) уравнения и числовые выражения, 2) неравенства и уравнения, 3) числовые равенства и буквенные неравенства.

13 * 6                              136 > 78                         

y : 5 = 12                        c + 389 = 859                 

28 : d = 14                      492 < 643

100 : 25                          x : 45 =10

240 : х = 26 +24             а > 45 +84

270 : 3 = 90
y : а > d
a * b = b * a
c < d
4800 – 2350 = 2450

 

К доске приглашаются «Советники» с результатом работы

(АЛ – ДИ – ФО)

  1. Диалог по знанию правил

Давайте вспомним какие знания необходимы для решения уравнений! Приглашаются к доске «Теоретики». Вам необходимо ответить на вопросы устно, если Вы затрудняетесь в ответе, можете взять помощь команды.

Слайд №4

  1. Что такое уравнение?
  2. Какие виды уравнений вы знаете?
  3. Что значит «решить уравнение»?
  4. Что необходимо знать для решения уравнения?
  5. Сколько способов решения уравнения знаете?
  6. Для решения любого способа необходимо знать?

Молодцы, каждая команда получает по 3 карточке – символ правильного ответа. (АЛГ – ДИО – ФОР)

  1. Работа с алгоритмом решения уравнений

Слайд №5

Для выполнения данного задания приглашаются «Советники»

Ваша задача проверить алгоритм решения уравнений.

Посмотрите на составленный алгоритм. Если вы с чем – то не согласны, внесите изменения.

Слайд №6

Проверка 

Молодцы, команды зарабатывают ещё по одной карточке – подсказке.

(АЛГЕ – ДИОФ – ФОРМ)

 

  1. Физминутка

Настало время отдохнуть. Присоединяйтесь.

  1. Командное решение уравнений

Задание – решить уравнение, определить вид, представить решение. За правильно решённые уравнения с комментированием команда получит 2 карточки с очередными буквами.

Проверка

Для представления решения уравнений к доске приглашается «Знаток» 

Слайд №9

(АЛГЕБ – ДИОФА – ФОРМУ)

  1. Самостоятельная работа

Настало время поработать самостоятельно на выполнение работы – 7 минут

Проверка

Слайд №10

Для проверки решения приглашается «Капитан» команды, за правильное решение команда получает последнюю карточку.

(Алгебра) и (Диофант)

Слайд №11

Ребята, как вы думаете почему именно эти ключевые слова вы сегодня собрали, продемонстрировав свои знания?  

Предположите – (ответы детей)

Алгебра – это раздел математики, который изучает уравнения, с этим предметом вы подробнее познакомитесь в старших классах. 

Диофант – это греческий учёный, который жил в III век н.э. Автор рационального решения неопределённых уравнений, сейчас в современном мире они имеют определение – «диофантовые уравнения».

Формула – связь между величинами, записанными с помощью переменных.

  1. Рефлексия

Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, согласно шкале и поставьте галочку, если урок был полезен – слева, если было мало пользы – справа

Слайд № 12

  1. Итог урока

Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Для тренировки своих умений необходимо выполнить д/з в рабочей тетради с.56 или 57, №2, №3.

 

 

 

Разработка учебного занятия «Решение сложных уравнений»