Васильева Оксана Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ Мошковская СОШ № 2 Мошковского района Новосибирской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46594
Всероссийский конкурс «Уроки добра», в рамках реализации федерального проекта «Социальная активность»
Наименование конкурсной работы: Классный час
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46594


                                   КЛАССНЫЙ ЧАС «О ДРУЖБЕ»

Цели:  

Способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознание своих обязанностей перед друзьями.

Задачи

расширить знания детей о друге, о дружбе;

формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу;

раскрыть сущность понятия «дружба»;   

показать какую роль играют друзья в нашей жизни; 

 развить стремление дружить с окружающими; 

способствовать формированию дружного классного коллектива;

 выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен    быть настоящий друг;

способствовать успешному протеканию процессов самопознания и  самосозидания личности учащихся;

воспитывать чувство ответственности за окружающих людей, уважения  друг к другу;

Планируемые результаты:

 -личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

-метапредметные: развивать умение проводить самооценку собственных знаний и умений.

     -предметные: раскрыть содержание понятия “дружба”.

Форма проведения – разговор-рассуждение с игровыми моментами (кроссворд, викторина,  театрализация стихотворений) и сопроводительной презентацией.

                                              

 

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

Звучит аудиозапись песни о дружбе.

 

-Ребята вы послушали песню, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (дети высказывают свои предположения)

-Действительно о дружбе. 

-Сегодня мы будем обсуждать несколько серьёзных вопросов. 

Как вы понимаете слово «дружба»?  (ответы)

Кто такой друг?   (ответы)

Что значит дружить?  (ответы)

Хорошо ли быть без друзей? (ответы)

-Я с вами согласна. 

 

Для введения в тему используется игровое упражнение «Найди себе подобного» – предварительно на столы поставить номера групп.

 

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (пчёлки, цветочки, птички ,бабочки и один рисунок -солнышко).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «А знаешь ли ты, какой рисунок у тебя за спиной? Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

-У тебя – солнышко. А  солнышку рады птички, цветочки, бабочки, пчёлки. 

– Займи место в любой группе. Вопрос к группе, к которой подошёл ученик.

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение,

 

Работа в группах.  Запишите на листочках ответы на вопросы, используя 1 слово 

–  Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
–  Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу? Можно нарисовать кружочки этих цветов.

– Зачитайте ответы. Каждая группа зачитывает ответы на вопросы.

 

Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягким, светлым и т.п. Итак, что же такое   дружба? 

 

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов. Такое объяснение слову «дружба» дано в словаре Сергея Ивановича  Ожегова.

 

А вот как понимает слово «Дружба» ваш ровесник.

Ученица читает стихотворение «Дружба»

Дружба – это тёплый ветер, 
Дружба – это светлый мир, 
Дружба – солнце на рассвете, 
Для души весёлый пир. 
Дружба – это только счастье, 
Дружба – у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой – жизнь весной полна. 
Друг разделит боль и радость, 
Друг поддержит и спасёт. 
С другом – даже злая слабость 
В миг растает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу. 
Ведь дружба – это ценный дар!

О дружбе размышляли во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, ученые, философы. Например, философ Сократ говорил так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»

 

Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждой группы на карточке  написана только половина пословицы, вы должны подумать и  назвать другую половину. 

 

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/. 

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/. 

Один за всех …… /и все за одного/. 

Человек без друзей …… /что дерево без корней/. 

Старый друг лучше новых двух

 

А какие пословицы и поговорки вы знаете?

  • Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
  • Доброе братство дороже всякого богатства.
  • Сам пропадай, а товарища выручай.
  • Дружба, что стекло: сломаешь – не починишь.
  • Друга на деньги не купишь.

 

 Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

– А кого называют настоящими друзьями?   (ответы детей)

 

Работа над понятием «настоящий друг»

 

– Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

 – Какие качества вы выбрали? Почему?

– Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?

 

Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

 

Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба?

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается …(доскажите словечко)       с улыбки.

Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

Физминутка 

Раз, два, три, четыре… 

Встаньте в круг, друзья, пошире. 

Ножки вместе, ручки вбок, 

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх, 

Вот как вырос человек! 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Встали все в кружок опять. 

Громко скажем: «Здравствуй, друг,

Приходи в наш общий круг!» 

Улыбнемся веселей, 

Стали мы еще дружней!

– Кого или что можно назвать другом?

Ученики: 

-Друг – это интересная книга, которую читаешь.

– Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.

– Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

– Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.

 

Учитель:

Заглянем в словарь Ожегова. Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

         Дружба – главное чудо всегда,

         Сто открытий для всех настоящее,

          И любая беда – не беда,

           Если рядом друзья настоящие.

 

-Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть? А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой?

 

МОЙ ДРУГ

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!

Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

А для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

-Ребята,  главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?

 

Викторина

«Кто с кем дружит?»

  1. Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.
  2. Доверчивый Буратино и ……Мальвина.
  3. Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.
  4. Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали.

      (Кот, петух, пес, осел)

  1. Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
  2. Карлсон бухнулся в кровать и, схватившись за голову, произнес:»Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон ответил: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону?   (Малиновое варенье).

 

Учитель: 

Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. И сейчас в группах вы прочтёте законы дружбы. Но это только некоторые из них и надеюсь вы обязательно их дополните. А пока зачитайте по очереди. ( у каждой группы по одному закону)

(Учащиеся читают по цепочке и прикрепляют на доску )

 

Основные законы дружбы

  1. Один за всех, и все за одного.
  2. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.
  3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  4. Радуйтесь вместе с друзьями.
  5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний. 
  6. Берегите друзей, ведь друга легко потерять.
  7. Старый друг лучше новых двух.
  8. Не обзывай и не унижай своего друга. 
  9. Помогай другу в беде. 
  10. Не обманывай друга, будь с ним честен. 
  11. Не предавай своего друга. 
  12. Умей признать свои ошибки и помириться с другом. 
  13. Будь внимателен к своему другу.
  14. Умей уступать своему другу.

 

  Учитель: 

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Вы  их откроете со своим  учителем.

Звучит песня «дружба». Дети вырезают из цветной бумаги свои ладошки, ( или на готовых ладошках )пишут на них пожелания.

Учитель: 

Так давайте, давайте дружить, 

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Гвозди

Поучительная притча о дружбе для детей. Короткая история о злом мальчике и его отце расскажет Тебе, как важно сдерживать гнев и не обижать друзей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

— Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их…

 

Подведение итогов (рефлексия)

– Наш сегодняшний классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

– Давайте посмотри небольшой фильм, о том как умеют дружить животные. 

 

Спасибо за активную работу!

 

КЛАССНЫЙ ЧАС «О ДРУЖБЕ»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram