Работа по воспитанию патриотизма у дошкольников
С введением ФОП нравственно-патриотическому воспитанию уделяется ещё большее внимание. Без знания корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного гражданина, любящего своих родителей, дом, страну.
Реализовать работу в этом направлении помогает развивающая среда ДОО, поэтому приоритетной целью для нас стало создание условий для знакомства воспитанников с историей и культурой родной страны, района, населенного пункта.
Патриотический центр «С чего начинается Родина…» был создан для ознакомления детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами. Благодаря материалам «О тебе, любимый город!», «Я люблю тебя, Россия!», представленным в центре, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
Накануне празднования годовщины Дня Победы был разработан проект «Я помню! Я горжусь!». Основная цель – воспитание патриотизма, формирование чувства гордости за подвиг народа в ВОВ и величие страны, уважение к старшему поколению, сохранение памяти о героях, защитивших Родину
Сотрудники детского сада и родители воспитанников приняли активное участие в создании макета «Бессмертный полк». Были проведены встречи и тематические занятия, на которых гости рассказывали детям о родных, прошедших войну и подаривших нам мирное небо над головой. Большую помощь в создании патриотического центра в ДОО оказали родители воспитанников.
Принимая участие во всероссийской акции «Крепка семья – сильна Россия», мы поняли, что одной из главных задач акции является вовлечение семей в систему нравственно-патриотического воспитания. Поэтому нам необходимо активизировать работу с родителями. Мы организовали в ДОО детско-родительские встречи на тему «Как воспитать самостоятельного, инициативного и ответственного ребенка», которые направлены на формирование гармонично развитой и социально ответственной личности. Мероприятие началось со знакомства. Каждый родитель вместе со своим ребёнком в игровой форме представился и рассказал о себе. Дети познакомились с символикой нашей страны.
С детьми и родителями проведена дискуссия «Что такое быть ответственным?». Дети и родители получили набор карточек, на которых перечислены черты характера. Вместе рассуждали и выбирали положительные качества для гражданина России и выделили среди них надёжность, честность, толерантность, уважение, уверенность т.д. Дети с родителями оформили «Цветок качеств характера человека», заполнили карты «Портрет выпускника – 2024».
Родителям был задан вопрос: «Как можно воспитывать и развивать в детях положительные качества характера?». Родители активно отвечали, что необходимо посещать музеи, библиотеки, читать книги о подвигах с последующим обсуждением, помогать старикам, уважать взрослых, знать и изучать памятные даты, государственные праздники.
Родители и дети вместе составляли слова из кассы букв: «Родина», «Семья», «Герб», «Гимн». Ребята показали свои способности и навыки чтения. Они называли пословицы о труде и дружбе, отгадывали загадки о школе.
Совместные мероприятия родителей с детьми влияют на развитие у воспитанников уверенности в себе, самостоятельности, инициативности, а также укрепляют детско-родительские отношения, способствуют сплочению семьи.
Интеграция деятельности специалистов и педагогов ДОУ в мероприятиях нашего ДОО («Мама – слово дорогое!», «Зарница», «А ну-ка, мамы!», «Нам есть чем гордиться!», акции «Спасибо деду за победу!», выставки поделок, рисунков и пр.) является эффективным результатом совместной работы всех участников образовательного и воспитательного процесса.
Детско-родительские встречи станут традицией в системе воспитания. Они способствуют повышению педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников. Темы встреч выбираются при опросе родителей с учётом возрастных особенностей детей.
А. К. Ганиева, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка»,
г. Норильск, Красноярский край