Сегодня мы с вами поговорим о профилактики девиантного поведения.
Что же такое девиантное поведение?
Девиантное поведение– это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют 3 группы девиантного поведения:
- Антисоциальное поведение
- Асоциальное поведение
- Аутодеструктивное поведение
Рассмотрим конкретно каждую из этих групп
Антисоциальное поведение –
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих
Поступки:
- Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
- Воровство;
- Мелкое хулиганство;
- Вандализм;
- Порча чужого имущества;
- Торговля наркотиками
Асоциальное поведение –
уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений
Поступки:
- Побеги из дома;
- Систематические пропуски в школе;
- Агрессивное поведение;
- Ложь;
- Вымогательство;
- Беспорядочные половые связи;
- Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
- Ненормативная лексика
Аутодеструктивное поведение –
поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности
Поступки:
- Курение;
- Токсикомания;
- Наркомания;
- Вскрытие вен;
- Алкоголизм;
- Суицид
Мы рассмотрели группы девиантного поведения.
Сейчас мы предлагаем вам ситуации из жизни нашего Лицея. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
Ситуации.
- Подросток систематически издевается над одноклассниками подвергая их травле в интернете, подстерегая их в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия?
- Подросток для заработка денежных средствраспространял наркотические вещества посредством «закладки». Ваши действия?
- Несовершеннолетний, поругавшись с родителями, решил уйти с дома. Ваши действия?
- Несовершеннолетняя замечена в беспорядочных половых связях. Ваши действия?
- Группа подростков из 8 класса собираются в школьном туалете курят. Ваши действия?
- Несовершеннолетние наносят себе порезы на разные части тела. Ваши действия?
Все ситуации обобщая, можно назвать линиями нарушений: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение сомосознания.
Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.
Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомы причины. Каковы же фактор риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Предлагаем вашем вниманию видео.
Фильм Р.Быкова «ясюда больше никогда не вернусь»
Упражнение «Чистый лист». Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки: Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя – ……..
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?………
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.
- Семья
- Наследственность
- Проблемы в подростковом возрасте
- Отсутствие прочных социальных связей.
Шаги к установлению отношений с подростками.
1шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др. В первую очередь учитель, да и любой другой человек должен уметь контролировать свое психологическое состояние. Вы должны научиться контролировать свое состояние свои чувства. Запомните свое состояние, когда вы злитесь. Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие.
2 шаг завоевать доверие со стороны ребенка.
Ребенок должен понять, что вы действительно к нему относитесь искренне и с пониманием, а для этого нам необходимо научиться не только слушать, но и слышать.
3 шаг. Понять ребенка.
4 шаг. Предложение помощи (поддержки).
Рефлексивная технология «Передай своё впечатление»
Цель: подведение итогов, рефлексия.
Инструкция: «Коллегам предлагается передать свое впечатление, нарисовав его на листе бумаги. Затем педагог прикрепляет рисунки на доску и просит прокомментировать каждого участника свой рисунок».
Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:
- Обсуждение результатов;
- Обмен мнениями;
- Анализ проведенного занятия;