Карлина Наталья Николаевна
учитель истории и обществознания
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46643
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока истории в 6 классе по теме «Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46643


Урок по истории в 6 классе по теме

«Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.»

Цель: познакомить с геополитическими процессами, происходившими в Руси и мире в XV в.; сравнить процесс централизации в Западной Европе и России. 

Планируемые результаты:

Предметные: знать и определять исторические процессы, события во времени, происходившие в мире и русских землях в начале XV в.; сравнивать процесс централизации в Европе и на Руси; знать и доказывать, что Россия является частью мировой истории.

Метапредметные:

Коммуникативные: осуществлять взаимодействие с учителем и сверстниками; владеть навыками устной речи.

Регулятивные: планировать деятельность, соотносить цель работы с результатом.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников; устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: оценивать роль и место Руси в европейской и мировой истории.

Средства обучения: учебник, ИКТ-презентация, карты «Европа в XIV – XV вв.», «Османская империя в XIV-XV вв.», «Государства, Европы и Азии в XV в.», «Московское княжество в XIV – первой половине XV в.», рабочие листы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

  • Орг.момент.
  • Мотивация. Определение темы урока.

 

На доске записаны три страны: Европа, Россия, Азия.

На фоне музыки учитель зачитывает стихотворение:

Мы живем на отцовской земле!

Внуки Сварога славные дети!

И летит на крылатом коне

Русь в далекие тысячелетья!

И летит на крылатом коне

Русь в далекие тысячелетья!

– Ребята, мы живем в великой стране – России. Это страна с многовековой историей, мощью, богатым культурным наследием.

– Но всегда ли Россия была такой?

– Давайте окунемся в глубь веков и познакомимся с Россией XV в.

  • Постановка проблемы. Планирование деятельности.

Учитель обращает внимание учеников на доску:

– Но посмотрите, рядом со словом Россия написала еще два слова: Европа и Азия. Почему? (Вопрос).

– Хорошо, посмотрите, что я принесла вам на урок. 

– Что это?

Учитель проходит по классу и демонстрирует зерно, чай и кружева.

– Как вы думаете, как эти предметы связаны с этими регионами? (Эти предметы производятся в этих странах).

– Как вы думаете, как эти товары и регионы связаны между собой? (Эти регионы торговали друг с другом).

– А почему страны торгуют друг с другом?

– Как вы думаете, как эти товары связаны с темой нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить? (Предполагаемый ответ: мы будем говорить о взаимодействии стран в XV в.)

– В XV в. политическая карта мира была совсем другой.

Итак, тема нашего урока: Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЛА НАША СТРАНА В МИРОВОЙ ИСТОРИИ В ТОТ ПЕРИОД?

– Выясним на сегодняшнем уроке.

– В течение урока мы с вами будем работать над проектом. 

– Обратите внимание на свои рабочие листы.

  1. Планирование деятельности.

–  В начале XV в. в мире изменялись границы государств: 

– Эти процессы не обошли стороной и нашу страну.

– Как узнать насколько связаны между собой история Руси и история Европы и мира? И какое место в мире в начале XV в. занимала наша страна.

  • Актуализация.

 – Но для начала давайте вспомним, как выглядела политическая карта Европы и мира до XV в.

– Вы уже многое знаете из курса истории. 

– Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы будете отвечать, где «правда», а где «ложь».

Ученики поднимают смайлики (зеленого цвета – «правда», красного «ложь»).

Вопросы:

  1. Монгольская империя в XIII – XIV вв. простиралась от Азии до Восточной Европы, подчинив себе многие народы. (Правда).
  2. В большинстве стран Западной Европы шел процесс централизации. (Ложь).
  3. Большинство стран Западной Европы в эпоху Средневековья были раздроблены. (Правда).
  4. Русь находилась в зависимости от Золотой Орды. (Правда).
  5. XIII – XIV вв. были эпохой Великих географических открытий. (Ложь).
  6. В русских землях шел процесс объединения земель вокруг Твери. (Ложь).
  7. Город Константинополь был разграблен крестоносцами в 1204 г., Византия теряла свое былое могущество. (Правда).

– Молодцы, вы уже много чего знаете из истории.

  • Открытие нового знания.

А теперь предлагаю вам пополнить свою копилку знаний и умений.

– На сегодняшнем уроке мы подробно разберем два процесса, происходивших в мире в начале XV в.: изменение границ государств и процесс централизации. 

– Переходим к созданию нашего с вами проекта по теме «Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в».

– Открываем свои рабочие листы.

  • Мир в начале XV в. 

Фронтальная работа с картами «Монгольская империя к началу XV в.», «Османская империя в XIV – XV вв.». 

Заполнение пропусков в тексте. Прием «Вставь недостающие слова».

Посмотрим, как изменились границы государств в начале XV в. 

– По карте № 1 определите, какова была судьба Монгольской империи в конце XIV в.? (Монгольская империя распалась на отдельные государства).

– ВПИШИТЕ В ТЕКСТ НЕДОСТАЮЩЕЕ СЛОВО, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ПРОИСХОДИВШИЙ В МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ.

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ПРОЦЕСС

 НА СХЕМУ НА ДОСКЕ.

 

– На границах Руси находилась Золотая Орда, которой Русь продолжала платить дань.

– Что вы можете сказать о состоянии Золотой Орды как государства? (Золотая Орда, которая была частью Монгольской империи также распалась).

– НЕ ЗАБУДЬТЕ ВПИСАТЬ ЭТОТ ФАКТ К СЕБЕ В ТЕКСТ.

– На какие ханства распалась Золотая Орда? (Казанское, Астраханское, Крымское, Ногайская Орда).

Европейских же правителей беспокоило государство турок-османов. Почему? (Потому что Османская империя захватывала новые территории).

– Ответ вы найдете в карте № 3 «Османская империя в XIV-XV вв.»

– Сравните владения турок в сер. XIV и сер. XV в. (Государство османов расширялось за счет захвата других государств, и крепло).

– Так что же беспокоило европейских правителей? (Укрепление и расширение границ государства турок-османов).

– НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАПОЛНИТЬ ПРОПУСКИ У СЕБЯ В РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ПРОЦЕСС

 НА СХЕМУ НА ДОСКЕ.

 

– А как вы думаете, изменение границ государств, захвата новых территорий повлияет на отношение стран друг с другом? Как повлияет?

– Правильно, а как вражда между странами отразилась на торговле между странами Востока и Запада? (Это нанесло серьезный удар по торговым отношениям между Востоком и Западом). 

А что же тогда делать? Какой найти выход, чтобы продолжить торговлю Востока и Запада в обход враждующих государств? (Искать новые торговые пути). 

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ПРОЦЕСС

 НА СХЕМУ НА ДОСКЕ.

 

– В начале XV в.  действительно начался поиск торговых путей из Европы в Индию и Китай и из стран Азии в Европу.

  1. Поиск новых торговых путей. Работа в группах. Физминутка.

– А какой путь выбрали бы вы?

– Давайте ненадолго превратимся в путешественников-торговцев. 

Ученики собирают стрелки красного и оранжевого цвета, прикрепленные на стенах, доске, стульях.(Физминутка).

1 группа (красные стрелочки)– европейцы.

2 группа (оранжевые стрелочки) – азиаты.

– Обозначьте на контурной карте мира  путь: 1 гр. – из Европы в страны Азии, 2 гр. – из стран Азии в Европу.

Выступление групп. Обоснование их выбора. 

Показ по карте стрелками торговых путей.

 

– Давайте на карте № 4 «Ремесло и торговля в Европе в XIV в.» посмотрим, какие же пути были на самом деле.

– Через какое море они проходили? (Средиземное).

– ЗАПИШИТЕ НАЗВАНИЕ МОРЯ В СВОИХ РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

– ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ 1 НАШЕГО ПРОЕКТА ПО КРИТЕРИЯМ.

– А что же происходило в это время на Руси?

 

– Была ли она включена в процесс мировой истории или развивалась изолированно?

  1. «Московское княжество в XIV – первой половине XV в.». Практическая работа с картой в парах. 

– Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим на карту № 5 «Московское княжество в XIV – первой половине XV в.».

–  Как изменилась территория Московского княжества к началу XV в. по сравнению с веком XIV? (Она увеличилась, Московское княжество окрепло).

Обведите у себя на карте разными цветами, какую территорию занимало Московское княжество в XIV, а какую стало занимать в XV в.

ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ У СЕБЯ В РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

ОДИН УЧЕНИК ВЫПОЛНЯЕТ ЭТО ЗАДАНИЕ У ДОСКИ.

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ПРОЦЕСС

 НА СХЕМУ НА ДОСКЕ.

* Объединение русских земель

– Какой процесс происходил в русских землях в начале XV в?  (На Руси шел процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества).

ОТМЕТИМ ЭТО В СВОИХ РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

–  Большинство западнорусских земель, ранее составлявших Киевское, Галицко-Волынское, Черниговское и другие княжества вошли в состав Великого княжества Литовского.

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ПРОЦЕСС

 НА СХЕМУ НА ДОСКЕ.

* Русские земли в составе Польши и Литвы 

  1. Работа с визуальным рядом. Внешняя торговля.

– Определим, какими товарами торговала Русь, а какие товары ввозили в русские земли.

– Соедините стрелками двух разных цветов товары, которые в Русь ввозились, и товаров которые вывозились из русских земель.

ОДИН УЧЕНИК ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАНИЕ У ДОСКИ.

– С какими странами торговала Русь?

– Проверим, насколько вы справились с этим заданием.

– Поменяйтесь местами и проверьте правильность выполнения задания вашим соседом по парте.

– Какой вывод о положении Руси  в мире мы сможем сделать? (Русь не была изолированной, она вела торговлю со странами Запада, Востока, хотя торговые связи были слабыми).

– О чем свидетельствовала торговля Руси с другими странами?

– НЕ ЗАБЫВАЕМ ЗАПОЛНЯТЬ ПРОПУСКИ В ВАШИХ РАБОТАХ!!!

  1. Работа с картой № 2 «Ремесло и торговля в Европе в XI – XIV вв.»

– А давайте по карте № 4 «Ремесло и торговля в  Европе в XIV в.»  определим торговые пути Руси в начале XV в.

– ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ 2 НАШЕГО ПРОЕКТА ПО КРИТЕРИЯМ.

– Подведем итоги процессов, которые происходили в Европе, мире и русских землях в начале XV в.

 

УЧИТЕЛЬ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ УЧЕНИКОВ НА СХЕМУ НА ДОСКЕ И В СВОИ РАБОЧИЕ ЛИСТЫ.

 

  1. Централизация в Западной Европе и русских землях.

Работа со словарем. 

– Переходим с вами к рассмотрению второго вопроса.

– XIV-XV вв. стали временем постепенной централизации власти в ряде стран Западной Европы и на Руси.

– Запишите этот термин.

 (Централизация – сосредоточение чего-либо (например, власти) в одном центре).

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ТЕРМИН К ДОСКЕ.

 

  1. Работа с текстом учебника. С. 68. Заполнение сравнительной таблицы.

Сравните процессы централизации в Западной Европе и в русских землях. Заполните сравнительную таблицу. Запишите цифрами причины централизации, которые относятся к Европе, а какие к русским землям.

Западная Европа Русские земли
13456 2

 

– Проверим, что у вас получилось.

СВЕРИМ ОТВЕТЫ С ОТВЕТАМИ НА СЛАЙДЕ.

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ ОТВЕТЫ НА ДОСКУ.

– В чем главные отличия причин централизации власти в Западной Европе и на Руси?

– Как вы думаете, к чему привела централизация русских земель? (Централизация привела к освобождению от власти Золотой Орды в к. XV в., и созданию единого централизованного государства).

– ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ 3 ТЕМЫ ПО КРИТЕРИЯМ.

  1. Применение новых знаний.

– В начале XV в. мир стоял на пороге новой исторической эпохи. Одни государства распадались, в других шел процесс централизации.

– Несмотря на то, что у каждой страны был свой путь исторического развития, их объединяло одно… ПАУЗА.

– Что же их объединяло? (Их объединяло взаимодействие друг с другом, причем это было не только сотрудничество в торговле, страны еще враждовали между собой).

– Мы выяснили, что эти процессы не обошли стороной и нашу страну.

ВОЗВРАЩАЕМЯ К ВОПРОСУ, ПОСТАЛЕННОМ В НАЧАЛЕ УРОКА:

– КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЛА НАША СТРАНА В МИРОВОЙ ИСТОРИИ В ТОТ ПЕРИОД? (Русь не была изолированной от внешнего мира и была всклочена в процесс взаимодействия с другими странами, например торговала с ними, а также воевала с Золотой Орды, чтобы освободиться от зависимости от нее.)

– Ребята, а на что похожи сегодняшние ваши рабочие листы?

– На самом деле у нас с вами получился целый проект, о котором я вам говорила в начале урока, который можно будет продолжить на следующих уроках. Тогда вы сможете собрать еще много информации в одну папку о XV веке в истории нашей страны.

– А дома вас ждет еще одно задание, которое вы найдете по представленному в вашем проекте штрих-коду.

  1. Рефлексия.

– Скажите, а какое государство сильнее: раздробленное или централизованное?

– Вспомните из пройденного материала примеры, которые доказывают ваше утверждение. 

– За всю историю наша страна переживала много потрясений, ставивших страну перед угрозой порабощения. Но каждый раз русский народ объединялся, давал отпор врагу, отстаивая свою независимость, показывая, что сила государства в единстве его народа. Это подтверждают события борьбы русского народа против крестоносцев во главе с А.Невским, против монголо-татар, во главе с Д.Донским, события Смутного времени и имена К.Минина и Д.Пожарского, подвиг русского народа в годы Великой отечественной войны. Об этом мы с вами должны помнить!

  1. Итог урока. 

– Наш урок подошел к концу. Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Надеюсь, что вы тоже остались довольны. и что вам на уроке было интересно.

– Я попрошу вас уходя с урока смайликами выразить свое настроение, с которым вы уходите с сегодняшнего урока истории.

 

Спасибо за урок!

 

Конспект урока истории в 6 классе по теме «Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram