Мингалиева Гузалия Мягазовна
Педагог-психолог
МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Буинска Республики Татарстан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №46648
Всероссийский конкурс «Крепкая семья — крепкая Россия», посвященный году семьи 2024
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия со старшеклассниками с элементами тренинга «Семейные ценности»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №46648


Мингалиева Гузалия Мягазовна

Педагог-психолог 1 квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Буинска Республики Татарстан

Конспект занятия для старшеклассников с элементами тренинга

«Семейные ценности»

Цели :

формирование представления о семейных ценностях и традициях в современных семьях. 

Задачи: уточнить понятия семьи, их функции, расширить представление о роли семейных ценностей, традиций, способствовать сплочению отношений в семье.

Ход мероприятия:

  1. Организационный этап

Здравствуйте! Рада вас всех видеть. На экране вы видите высказывание А.С.Макаренко. 

«Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья… является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение».

Задумайтесь над этими словами – почему семья, названа «делом, имеющим государственное значение»? 

Ответы и рассуждения детей.

Сегодня наша встреча посвящена СЕМЬЕ, семейным ценностям и традициям. 

  • Упражнение «Здравствуйте».

Цель: формирование положительного настроя на совместную работу; активизация участников группы

Участники стоят в кругу. Ведущий становится в центр круга и здоровается с теми участниками, которые обладают определёнными умениями и качествами (например, «Здравствуйте  все те, кто умеет вышивать, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть на гитаре, любит свою семью»). Те участники, к кому относятся приветствия, делают шаг вперёд и громко здороваются с водящим. Затем они возвращаются на свои места. 

  1. Основной этап

Беседа. Обсуждение.

Семья – что же это такое?

Что нам дает семья?

  • Упражнение «Ассоциация» 

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Запишите на листочках свои ассоциации.  По желанию некоторые списки могут быть зачитаны.

  • Если семья — это здание, то какое…
  • Если семья — это цвет, то какой…
  • Если семья — это музыка, то какая …
  • Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья — это настроение, то какое…

Результаты приклеиваются на общий ватман.

  • Упражнение Кластер «Идеальная семья»

Для девушек: «Идеальный папа»

Для юношей: «Идеальная мама»

Очень часто мы предъявляем к друг другу повышенные требования. Ваша задача составить список, который характеризует идеальную МАМУ для юношей, для девушек список, характеризующий идеального ПАПУ.

После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального отца, сына, либо идеальной мамы, дочери».

Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого родители не перестают любить своих детей, а дети родителей.

  • Работа с МАК «Все-все-все». Техника «Сочинение истории» . Работа в подгруппе.

Инструкция: каждый получает 1 карту, рассмотрите ее внимательно. И придумайте 1 историю семьи, расскажите о ценностях и традициях этой семьи.

  • Упражнение «Ромашка семейных ценностей»  (в кругу)

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

Каждый получает заготовку «ромашки»  В центре этой ромашки, прямо на сердцевине написать «Я».  Основное задание – сделать надписи на лепестках. На каждом из лепестков нужно 6 раз ответить на вопросы 

  • «Без чего я не был бы я?»,
  • «Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»
  • «Без чего я себя не представляю?».

Ведущий может помочь участникам, немного направив их мысль: На лепестках, например, могут быть написаны:

∙ какие-то важные вам люди: родители, друзья;

∙ важные чувства: любовь, понимание;

∙ хобби, учеба;

∙ какие-то очень важные для вас вещи: плеер, чей-то подарок.

Далее ведущий (со своей ромашкой) объясняет: «Сейчас по кругу, по очереди вы должны будете аккуратно оторвать от своей ромашки лепесток со словами: «Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без…, и вы произносите то, что написано на одном из лепестков. Затем отрываете его.

Например, «Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без Интернета». Отрывая лепесток, вы должны представлять себе, как вы на самом деле теряете то, что написано на лепестке. Отнеситесь к этому упражнению серьезно, с полной ответственностью и отдачей. Лепесток, который вы оторвали, мы бросаем в центр нашего круга. 

Анализ упражнения:

  • Каково вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с тем, что для вас ценно?
  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Как вам без всего того, что вам дорого?
  • Как вы думаете, что за лепесточки были на ваших ромашках?
  • Что же вам так не хотелось от себя отрывать?

Вывод: Мы с вами при помощи этого упражнения не только узнали, что для нас ценно, но и как бы проранжировали наши ценности. Проранжировали – значит, расположили в порядке значимости: от менее ценного – к более ценному. То, в какой последовательности мы отрывали лепестки, говорит о том, что для нас менее значимо, а что – более. Те лепестки, которые дольше всего продержались, для нас важнее всего (точнее, важнее всего то, что на них написано). 

  • Викторина«И в шутку и всерьёз» (слайд 9-10).     

     Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину:

  1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

  1. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

  1. Цветок – символ семьи (ромашка).
  1. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?   (мать-и-мачеха)
  1. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?

(о матрёшке)

  1. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?   («Яблоко от яблони недалеко падает»).
  1. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?   (в доме)
  1. Подведение итогов

Рефлексия

– Чем полезно для вас данное занятие?

– Что является самым важным из того, что вы сегодня узнали ?

– А какие ценности и традиции укрепляют семью? 

Ритуал прощания. Мы завершаем наше занятие. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия со старшеклассниками с элементами тренинга «Семейные ценности»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram