Формирование активной читательской позиции современного школьника
(Обобщение опыта работы)
Елена Михайловна Зинова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 имени Героя России Дмитрия Шектаева»
п. Калья, Североуральский городской округ
«Привить ребенку вкус к чтению–
лучший подарок, который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,
кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»
Э.Тоффлер
Умение читать выразительно, грамотно, осмысленно, бегло имеет очень большое значение в успешном обучении учащихся. Именно в начальной школе формируются данные навыки. Имея опыт работы сорок лет, долгое время считала, что моя педагогическая деятельность результативна и вполне успешна. Но, проанализировав противоречия, сложившиеся в современной школе: между снижением интереса к чтению и новым взглядом на воспитание читателя, между необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к чтению и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов традиционным способом обучения, а также, опираясь на передовой опыт учителей, собственный педагогический опыт, пришла к выводу, что значительным умением выпускника начальной школы становится умение понимать, анализировать и использовать информацию. Но эти умения напрямую связаны с умением читать. Дети, имея низкую скорость чтения, часто не понимают смысла прочитанного; из-за ошибок при чтении не могут извлечь необходимую информацию из текста, то есть у детей не сформирована читательская грамотность. Мы живём в эпоху стремительного развития информационных технологий. Дети уже не мыслят себя вне интернета. Тексты (особенно большие по объёму) они не хотят читать: удобнее посмотреть картинку или ролик. Традиционная передача знаний от учителя к учащимся путём трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. Обновлённые ФГОС третьего поколения направляют на формирование функциональной грамотности, которая включает в себя, в том числе и читательскую компетентность, как приоритетную. Мне пришлось переосмыслить свой опыт и обозначить проблему: как сформировать у современного школьника активную читательскую позицию, развить умение и желание читать с учётом его потребностей, интересов и способностей?
Возникновение опыта по данной теме связано с освоением ФГОС НОО, необходимостью оценивания умения работать с информацией как основной характеристики выпускника начальной школы.
Чтобы решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, надо понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения. Ответ однозначен: необходимо научить учиться. Научиться думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями. Искать: опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию. Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решения. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Основополагающий вопрос: «Как пробудить интерес к чтению?»
Использование современных технологий позволяет создать условия, в которых ребёнок действует, учится способам работы, преодолевает затруднения, размышляет.
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребёнок встречается с книгой или с любым источником информации. Считаю, что среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников – увлечённое преподавание, создание ситуации успеха на уроке. Мною были проанализированы и отобраны наиболее эффективные педагогические технологии для организации работы с текстом, что даёт возможность сделать процесс учения развивающей средой. Таким образом, в системе моей работы обозначены следующие технологии и методики: Технология развития критического мышления (активно использую приёмы «мозговой штурм», «кластер», «чтение с остановками», «зигзаг», составление толстых и тонких вопросов, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки).
Активно работаю ещё с одним приёмом техники развития смыслового, активно-продуктивного чтения – «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Ни для кого не секрет, что умение ставить вопросы к тексту напрямую зависит от понимания этого текста обучающимися.
«Синквейн» – средство творческого самовыражения, очень востребовано на моих уроках. Обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу).
В настоящее время ребёнку приходится сталкиваться с разными видами текстов, например, с несплошными текстами: знакомится с движением транспорта, читает афиши, билеты, рекламные постеры, инструкции к гаджетам и многое другое. В несплошных текстах информация передаётся не только словесным способом, поэтому очень важно научить ребёнка правильно читать такие тексты, понимать, о чём говорится прямо, а о чём в неявном виде, самостоятельно создавать несплошной текст, переводить информацию из одной формы в другую, строить устное связное высказывание. Работу с несплошными текстами на уроках русского языка провожу с использованием ресурсов образовательной платформы «ЯндексУчебник».
Для развития интереса к чтению провожу литературные викторины и праздники, использую приём инсценировки, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, книжек-малышек, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся. Этой же цели служат уроки в конце четверти, когда обучающиеся отчитываются о самостоятельном чтении за четверть, оценивают качество и количество прочитанного, делятся своими читательскими впечатлениями, рекомендуют интересные новинки для чтения одноклассникам. На этих уроках наглядно видно развитие или, наоборот, «зависание» личности читательской массы класса. Особую радость вызывает появление у бывших «нечитателей» любимых книг или авторов. Для формирования читательской грамотности стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению, используя различные формы урочной и внеурочной деятельности. Для решения этой проблемы применяю технологию формирования типа правильной читательской деятельности, разработанную профессором Н.Н. Светловской. Она включает работу с текстом до чтения, во время чтения и после него.
Проблемно-диалогическую технологию применяю на уроках на стадии вызова. Данная технология позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Девиз: «Открывать знания вместе с детьми»).
Технология проектной деятельности. Девиз: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами», философ Г.Э. Лессинг. Собственные наблюдения показывают, что в процессе этой деятельности ученики приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Уровневый дифференцированный подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание («Для одних детей отметка Баба Яга, а для других – добрая Фея» (Ш.А. Амонашвили).
С применением ИКТ значительно облегчилась задача выстраивания образовательного процесса с учётом образовательных запросов, индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Для повышения мотивации к учению разрабатываю вариативные образовательные маршруты обучающихся, подстраиваясь к образовательным потребностям одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был здоровьесберегающим. Стимулировал у детей желание быть здоровым, вызывал у них позитивную самооценку. Использую упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки); упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение). Использую физкультминутки: Дыхание и чтение. Учимся управлять дыханием: гасим свечи на торте, тушим каждую свечу. Жужжим длинно. Жужжим коротко.
Игровые технологии. Использую ролевые, сюжетные, дидактические игры, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения. Разыгрывание сценок на учебную тему: на уроках чтения, окружающего мира ребятам предоставляю возможность озвучить героев.
Педагогика сотрудничества. Своим собственным общением задаю эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. Методы и формы работы с мотивированными на успешность в учёбе детьми органически сочетаю с методами и формами работы со всеми обучающимися, в том числе с детьми с особыми возможностями здоровья. В своей деятельности использую методы: лидер-ведомый (более слабый ученик работает с более сильным); исследовательский метод (формулируют проблему и организуют исследовательскую работу по изучению проблемы и представляют свои результаты. Обязательно учитываю нагрузку, так как интересна только та работа, которая требует напряжения. Лёгкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, иначе интерес быстро пропадает, поэтому в каждую группу входят дети разного уровня по развитию.
Технологии «Кольцо ускорения» и «Хед старт» (В.Н. Зайцева) Развивают зрительную память; мышление; речь; повышают грамотности письма, помогают достичь оптимального чтения (120-150 слов в минуту).
Свою работу ориентирую, прежде всего, на формирование читательской грамотности, которая связана с метапредметными универсальными учебными действиями и формируется не только при изучении всех учебных предметов, но и в процессе внеклассной, воспитательной деятельности. Активно применяю интерактивные методы обучения: игры и инсценировки – совместное живое и непосредственное общение с детьми и родителями, и что самое важное – вовлечение их в представление, игру, где каждый участник получает живой опыт совместного решения творческих задач, на практике осваивают новые эффективные модели поведения. Учащиеся моего класса принимают активное участие в социально-значимых акциях «Безопасное колесо», «Не ходи по тонкому льду!», «Вахта Памяти», «За здоровый образ жизни!». Разработали и реализовали детско-родительский социально-значимый проект: «Здоровым быть здорово!»
Привлекаю обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях: городской фестиваль-конкурс «Наш выпускник-24» среди учащихся четвёртых классов – Диплом победителя 1 степени.
Мой опыт работы доказывает, что умелое применение современных технологий в обучении позволяет оптимизировать учебно-воспитательную деятельность, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – способствует успешному формированию читательской компетентности ученика для продолжения образования на следующей ступени обучения и социальной успешности.
Я верю, что «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» И.Г. Песталоцци