ГИПЕРКИНЕЗЫ В РЕЧЕВОЙ МУСКУЛАТУРЕ, КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ
КАФАНОВА КАРОЛИНА АНДРЕЕВНА
логопед
А.Р.Крым, г.Евпатория
ФГБУ ЕВДКС им.Е.П.Глинки МО РФ
- При хореическом кинезе способность к активным движениям в мимической, в язычной и мускулатуре сохранена, но траектория этих движений неузнаваемо искажена (плавность соразмерность последовательных речевых артикуляционных движений затруднена), произнесение при этом затруднено.
- При атетоидных гиперкинезах страдает траектория, а также амплитуда движений (атетоидный спазм). Задача выработать плавность и координированность движений, дифферцированность. Перед массажем и пассивной гимнастикой принять позу покоя. Этого состояния можно добиться поихотерапевтическим воздействием-объяснением, стимулирующим расслабление мышц шеи, конечностей, полости рта, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда спокойный, властный, без излишних модулированных переходов. Содержание речи простое, речевые инструкции повторяются, меняется лишь интонационный фон. Затем повороты головы в любом направлении с одновременной фиксацией раздражаемых областей, а затем поворотом головы, ее наклонами синхронно с движениями глаз. Эти упражнения проводятся до тех пор, пока не будут и исключены синкенезии при активных поворотах головы. Нормализация исходного состояния включила 3 типа упражнений (о целью выработки позы сидения, позиции головы, лицевой мускулатуры). Все 3 позиции ребенок должен научиться сохранять самостоятельно.Применяется 1 тип массажа- легкое поглаживание лица, шеи, плеч. Движения способствуют оживлению кинестетического контроля При необходимости подключается точечный массах.
ФОРМИРОВАНИЕ И ТРЕНИРОВКА ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И ДЫХАНИЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
При спастическом парезе у детей, тихий незализованный, монотонный, истощающийся, при атаксии вибрирующий, скандированный, неустойчивый по высоте и тембру, при тонических сдавленный напряженный, более экспираторный в начале высказывания, чем в конце, снижающийся к нулевой амплитуде голосовых модуляций, к концу синтагматического отрезка, при гиперкинетических непостоянный по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий.
Формирование голоса у детей с центральными расстройствами речедвигательного аппарата осуществляется рамках ортодонического метода (Е.Н.Алмазова). Ортодонический метод предусматривает соединение артикуляционных, дыхательных, вокальных упражнений. Цель его – формирование автоматизма в работе гортани, дыхательной и оральной системах.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСА «ПЕРВИЧНОЕ НАЗЫВАНИЕ СИЛЬНОГО, ЗВОНКОГО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ФОНИРОВАНИЯ»
Лечебная логопедическая физкультура. При вызывания голоса – внимание уделяется нормализации позиции головы, расслаблении мышц верхнего плечевого пояса. Осуществляется гимнастика с продолжением с сопротивления:
- a) ребенок пытается максимально высунуть язык, если самостоятельно не может, то помочь.
6) ребенок пытается втянуть язык внутрь, а логопед мягкими рывками вытягивает его. Это ритмичное движение включает в работу небоглоточные и даже гортанные мышцы, необходимые для будущего акта фонирования.
в) открывание рта с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка). Это упражнение определенно включает и гортанные мышцы и подъязычные.
г) запрокидывание головы с преодолением сопротивления (рука логопеда под затылком ребекка) и опускание головы вниз (рука логопеда на лбу ребенка).
Выводы:
При продолжительности данных упражнений по 8-10 минут в день, расслабляются подъязычные и гортанные мышцы. Включаются в движение невидимые небо-гортанные-глоточные мышцы.