Муниципальное казенное образовательное учреждение –
детский сад «Солнышко»
Игровой тренинг для родителей.
Тема: «Играем от души, играем вместе»
Воспитатель
Пастухова
Галина Владимировна
с. Топчиха
2025 г.
Цель. Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Предварительная работа. Проба «Игрушка, которая мне нравится» (проводится с каждым ребенком индивидуально). Ребенку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Набор игрушек: кукла, машина, деревянный строительный набор, мяч, собака, заяц, динозавр, тигр, попугай, ящерица. Данные выбора регистрируются.
Оформление «Музея игрушки» (игрушки, которыми играли родители в детстве, сделали своими руками).
Условия проведения тренинга. Тренинг проводится в зале: в одной половине по кругу расставлены стулья для взрослых, чуть в стороне от них стоит стол с теми же игрушками, которые предлагались детям в процессе вышеуказанной пробы; в другой половине зала находятся детские столы и стулья для игры с родителями, настольно-печатные игры (на две-три больше, чем участников, чтобы облегчить участникам свободу выбора), набор «Строитель» с мелкими деталями.
Подобрана спокойная, тихая музыка, которая используется и как общий фон, и как сопровождение психогимнастического упражнения.
Длительность тренинга: около получаса.
Последовательность проведения тренинга. Воспитатель встречает родителей в группе и приглашает в музыкальный зал. Каждый участник занимает удобное для себя место.
Звучит музыка, что создает положительный эмоциональный настрой.
Первая часть.
Вступительная.
Воспитатель знакомит участников тренинга с его целями задачами. Особый акцент делает на философии взаимодействия с детьми, основанный на признании личности ребенка и стремлении к сотрудничеству с ним.
Правила проведения тренинга.
- Участники тренинга должны быть активны на всем его протяжении.
- Участники тренинга должны придерживаться правил его проведения.
- Участники тренинга вправе давать о себе только ту информацию, которую они сочтут нужной.
- В процессе совместной деятельности с детьми взрослые должны признавать личность ребенка и стремиться к сотрудничеству.
Вторая часть.
Психогимнастическое упражнение «Моя любимая игрушка в детстве».
Под релаксационную музыку педагог медленно говорит: «Сядьте удобно. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит нас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте себя в том возрасте, когда вы себя лучше всего помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, и вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Можете открыть глаза».
Расскажите, что вы ощутили, о своей любимой игрушке.
Задавая общий тон, первой на вопрос отвечает сменный воспитатель.
Участники тренинга рассказывают о соей любимой игрушке. Взрослые понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции.
Далее вопрос: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках?»
Третья часть.
Виды игр, их значение в развитии ребенка. Какие игры и игрушки нужны детям.
Участники тренинга дискутируют на тему «игровые уголки для детей дома. Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать.
В процессе дискуссии родители обсуждают вопрос о количестве игрушек, об их видах. Делятся информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова процедура уборки игрушек после игры.
Чему ребенок обучается в игре?
- Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых.
- Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
- Осознавать свое реальное место среди других людей.
- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
- Уважать себя и верить в себя.
- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
- Свободно выражать свои чувства.
- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
- Делать выбор.
Советы родителям.
- Для игры нужна практика. Играйте как можно чаще!
- Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
- Поддерживайте усилия детей сохранять хорошие отношения со сверстниками.
- Обратите внимание на неиграющих детей.
Какие игрушки нужны вашим детям?
- Сюжетные (образные) – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.
- Технические – транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.
- Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность).
- Спортивно- моторные игрушки – способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координаций движений, ориентировке в пространстве.
- Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.
- Музыкальные – погремушки, бубен, дудочки, балалайки и т.д.
- Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д. (матрешки, пазлы, мозаика, лото и др.).
- Строительные (состоят из геометрических тел).
Четвертая часть.
Игра «Угадай, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок».
Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок.
Затем ведущая зачитывает – какую игрушку выбрал их ребенок.
Пятая часть.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь то, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий. Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для их деятельности – игре. И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Но, к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт, редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное время отводят на то, чтобы позаниматься с ними.
Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.
Рекомендуем родителям некоторые игры, в которые легко и интересно играть дома.
“Только весёлые слова”.
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: “Клоун”. Второй: “Радость”. Третий: “Смех” и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
“Волшебная цепочка”.
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, “мёд”, и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, “пчелу”. Следующий игрок, услышав слово “пчела”, должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, “боль” и т. д. Что может получиться?
Мёд – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москва – красная площадь и т.д.
“Слова – мячики”.
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, “Тихий”. Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением “Громкий”. Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
веселый – грустный,
быстро – медленно,
пустой – полный,
худой – толстый,
умный – глупый,
ленивый – трудолюбивый,
тяжело – легко,
храбрее – трус,
твердый – мягкий,
светло – темно,
длинный – короткий,
высоко – низко,
острый – тупой,
больной – здоровый,
широкий – узкий,
горячий – холодный.
“Найди сходство”
Что может быть общего между будильником и велосипедом? Очень многое! И то, и другое – механизмы, оба сделаны руками человека, оба имеют колеса (колесики). Стрелки часов напоминают велосипедные спицы. Назовите ребенку два любых предмета и предложите найти в них сходство. Например, тарелка и яблоко, дверь и тетрадь.
Другой вариант игры («Домино»). Надо приготовить набор карточек с самыми разными картинками. Этот набор пригодится в разных играх, поэтому сделайте его из прочного материала, большим, красочным, разнообразным.
Игроки (два и больше) рассаживаются за столом. Раздается всем по пять карточек, остальные складываются в стопку. Первый игрок кладет любую карточку на середину стола, второй должен найти среди своих карточек ту, которая имеет сходство с первой, и объяснить, чем они похожи. Затем третий игрок ищет у себя похожую карточку. Если не сможет найти карточку, чем-то схожую с предыдущей, он берет карточку из стопки. Выигрывает тот, у кого закончатся карточки.
“Если вдруг…”
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
-
Все пуговицы;
-
Все ножницы;
-
Все спички;
-
Все учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить:
“Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т.д.”
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
-
Живая вода;
-
Цветик-семицветик;
-
Сапоги-скороходы;
-
Ковёр-самолёт и т. д.
“Подбери слово”.
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый). А можно наоборот. Взрослый называет ребенку определение, к которому надо подобрать как можно больше слов таким образом, чтобы получились правильные словосочетания. (вкусный – пирог, компот, помидор. Храбрый – воин, мальчик, охотник. Солнечный – день, зайчик, луч. Сильный – ветер, шторм, дождь. Музыкальный – инструмент, кружок, праздник. Щедрый – человек, урожай, сосед).
“Кто что умеет делать“.
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
“Весёлые рифмы”.
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
-
Свечка – … печка;
-
Трубы – … губы;
-
Ракетка – пипетка;
-
Слон – …поклон;
- Сапоги – …пироги и т.д.
“Назови слово на определенный звук”.
Например: «А ну-ка попробуй найти пять предметов в своей комнате (на кухне, на столе, среди игрушек), в названиях которых есть звук [л]».
«Что ты запомнил?».
Игра способствует развитию памяти, внимания, логического мышления, а проводить их можно и дома, и на прогулке. Варианты таких игр разнообразны, например: «Посмотри и запомни, что лежит на письменном столе» (ребенок какое-то время смотрит, запоминает, отворачивается и перечисляет предметы) или во время прогулки: «Какого цвета машины стоят у магазина?», «Какие овощи (фрукты) лежат на лотке?»
«Разрезные картинки»
Дома для ребенка вы можете подобрать две одинаковые открытки и предложить ребенку разрезать одну из открыток на две – три части. Легко собрал – пусть еще раз разрежет. Чем больше частей, тем труднее составить из них целую открытку. Целую и разрезанную на части открытки положите в конверт.
А теперь я предлагаю вам размяться. На день рождения ребенка Вы можете поиграть в эту игру, повторяя движения вслед за малышом. Игра «У дядюшки Трифона», («Ручеек»)
Для совсем маленьких детей предлагаю игру «Съедобное – не съедобное».
Ребенок слушает слова, который произносит взрослый. Всякий раз, когда среди слов встречаются названия съедобного, он должен хлопнуть в ладоши (или поднять руки вверх). (Небо, стол, береза, печенье, самолет, каша, девочка, машина, арбуз, воробей, пол, окно, огурец, грабли, стакан, шофер, духи, хлеб, конфета, ветер).
Игра с мячом «Запоминалка»
С помощью этой игры у ребенка развивается память (смысловая и механическая). Взрослый называет пары слов, которые надо запомнить. Затем бросает мяч ребенку и называет первое слово. Тот должен назвать второе и бросить мяч взрослому.
Смысловая память:
дом – крыша,
школа – ученик,
лето – солнце,
плита – кастрюля,
художник – кисть,
поезд – рельсы,
кино – экран,
Механическая память:
часы – окно,
чашка – туча,
сосна – кресло,
спина – лампа,
корова – банка,
ящик – палец,
число – машина,
корзина – свеча.
Часы – окно,
чашка – туча,
сосна – кресло,
спина – лампа,
корова – банка,
число – машина,
корзина – свеча,
ветер–радость.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы бы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш твердо будет знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», десять часов в садике не покажутся ему оглушающей вечностью.