Анферова Ирина Васильевна
учитель
МАОУ «Гимназия» Свердловская область, город Новоуральск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №47440
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Урок литературного чтения «Семьей дорожить- счастливым быть»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №47440


Литературное чтение 2 класс 

УМК «Начальная инновационная школа»

Тема урока: Семьей дорожить- счастливым быть.  (по стихотворению Г. Лебедевой «Счастливое гнездо»).

Цели урока: обеспечить достижение следующих планируемых результатов обучения: 

Личностные:

  • развитие понимания роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • развитие морально-ценностных качеств  младших школьников (ценности  семьи)
  • развитие способности  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные: формирование и развитие следующих универсальных учебных действий: 

  • совместно с учителем проводить самооценку уровня собственных знаний по теме;
  • совместно с учителем определять  проблему практической деятельности;
  • совместно с учителем формулировать цель урока; 
  • отбирать необходимую информацию в соответствии с предложенными критериями;
  • уметь работать в группе;
  • уметь высказывать и аргументировать свое мнение;
  • выделять общие и различные признаки сравниваемых объектов, на их основании формулировать обобщающий вывод.

Предметные: 

  • уметь выделять основную мысль текста;
  • находить доказательства в тексте в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • познакомится с понятием «аллегория»;
  • уметь объяснять образные выражения;

Материалы и оборудование:

  1. Картинки дятла, голубя
  2. Облачка для гипотез
  3. Рабочие листы для групп 
  4. Индивидуальные листы для работы на этапе рефлексии (листочки осины для синквейна)
  5. Аншлаги на доску
  6. Текст стихотворение Г. Лебедевой «Счастливое гнездо»

 

Ход урока

  1. Обзор

Цель: Обеспечение положительного настроя на работу, создание проблемной ситуации,  обеспечивающей потребность учащихся в освоении новой темы.

Учитель Учащиеся
– Как называется раздел, над которым мы работаем?

– Какой теме посвящены произведения раздела?

-Какие произведения мы уже прочитали в этом разделе? О ком эти произведения? Приведите примеры.

-Как вы думаете, чем будем заниматься на нашем уроке?

– «У нас дома»

– Семье, семейным отношениям

Габдулла Тукай «Наша семья» о семье, 

« Неразумный сын» осетинская сказка о сыне, Г.Лебедева

 « Мой папа» о папе, 

Е. Благинина 

«Бабушка- забота» о бабушке др.

Продолжать знакомиться с членами семьи, дальше изучать этот раздел.

                                                          

Мотивация

На доску  вывешивается картинка с изображением дятла.

– Как выдумаете, как эта картинка может быть связана с нашей темой? Слушаю ваши гипотезы (предположения)?

Учитель переворачивает карточку с названием стихотворения Галина Лебедева «Счастливое гнездо».

В названии стихотворения есть слова, которые помогут нам подтвердить гипотезы?

Возникла ли ещё какая-нибудь гипотеза?

– Ваши гипотезы помогли нам ответить на вопрос?

-Тогда, если мы сомневаемся, какой будет цель нашего урока?

-Вы высказали свои предположения, что нам теперь нужно сделать?

-Как мы можем это сделать?

Высказывают свои предположения, записывают на облачках

-Пока мы в этом сомневаемся.

Цель: подтвердить, опровергнуть или дополнить гипотезы, как может быть дятел связан с темой «У нас дома»

– Провести исследование

Результат: создан положительный настрой на урок, создана проблемная ситуация, обеспечивающая потребность учащихся в освоении новой темы, учащиеся сформулировали цель своей деятельности на уроке.

Формируемые универсальные учебные действия: самооценка уровня собственных знаний по теме, формулировка проблемы, определение цели собственной деятельности на уроке; 

  1. Исследование в группах. 

Цель: организация деятельности учащихся по достижению поставленной цели урока.

Учитель Учащиеся
  • Что поможет нам провести исследование  на уроке литературного чтения?
  • Как вы думаете, какое литературное произведение будем анализировать?
  • Что необходимо сделать прежде, чем проводить исследование?
  • Давайте составим  план действий.  ВЫ видите, какие действия мы должны будем сейчас совершить. Давайте расставим их по порядку.

Учитель выдаёт группам рабочие листы

– Какое-то литературное произведение. 

-Стихотворение Галины Лебедевой «Счастливое гнездо».

– Составить план действий.

План.

1. Прочитать стихотворение 

2. Понаблюдать, как автор рассказывает о дятле и его гнезде. Привести примеры.

3. Сделать вывод, почему стихотворение о дятле можно отнести в раздел о семье.

4. Выделить главную мысль стихотворения. (Чему нас хотел научить автор ?)

5. Подготовить выступление от группы.

Дети работают в группах, выполняют задание.

Результат: организовали работу в группах  для выполнения учебной задачи; нашли необходимую информацию, проанализировали, внесли информацию в таблицу.

Формируемые универсальные учебные действия: организация работы в группе для выполнения учебной задачи, умение находить необходимую информацию и анализировать её.

III. Обмен информацией 

Цель: предоставить возможность группам представить результаты своей работы всему классу, получение полной информации, необходимой для ответа на вопросы урока.

Учитель Учащиеся
-Прежде, чем мы начнем слушать ваши выступления, давайте прочитаем это стихотворение выразительно.

Итак, представьте результаты вашей работы.

Рабочие листы групп располагаются на доске в виде таблицы.

Группы представляют результаты своей работы. Задают уточняющие вопросы выступающим.

Результат: группы представили результаты работы классу, получена информация, необходимая для формулировки темы урока и вывода.

Формируемые универсальные учебные действия: 

излагают свое мнение в диалоге,  отвечают на вопросы аудитории.

  1. Связывание  и организация информации, формулировка вывода

Цель: формулирование темы урока, вывода на основании обобщения и классификации информации, представленной группами. 

Учитель Учащиеся
-Давайте подытожим ваши высказывания.

– Что необычного в этом стихотворении?

– Что мы можем сказать об этой семье? Как относятся друг к другу члены семьи дятла?

– Какие строчки стихотворения говорят о том, что обитатели гнезда счастливы?

-Давайте вернемся к нашим гипотезам. Удалось ли нам сегодня подтвердить какую-то из них, или мы можем дополнить наши гипотезы какой-то другой? Попробуйте сформулировать.

-Молодцы, нашу цель мы выполнили, выяснили,  как стихотворение о дятле и его семье относится к нашей теме. 

-Давайте тогда сформулируем тему нашего урока. На доске вы видите несколько пословиц о семье. Посовещайтесь в группе и выберите ту, которая наиболее точно подходит к нашему уроку и может стать нашей темой.

Человек без семьи, что дерево без плодов.
Любящая мать – душа семьи и украшение жизни. 

Семьей дорожить- счастливым быть.

В недружной семье добра не бывает.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

А какое литературное произведение помогло нам сделать такой вывод?

-В стихотворении говорится о птицах, как о людях, как  о настоящей семье. 

В этой семье есть и папа, и мама, и дети. 

Как у людей папа – дятел рано утром принимается за работу и трудится до самой ночи. Проснувшись поутру,
Упрямо клювом он долбил
Шершавую кору. Прилетая домой, приносит детям  угощения.

 А к ночи возвращался он
С  гостинцем для птенцов.

Жена очень радуется, дети благодарны отцу. 

Удивлена, поражена,
От счастья прыгала жена

И в благодарность папочке
Тащили дети тапочки.

 

И доносился говорок
Из тихого гнезда.
И засыпали крепким сном
Два маленьких птенца
Под теплым маминым крылом
И под крылом отца.

 (У дятла тоже есть семья, дятел научил, какой должна быть семья, счастье в семье)

Тема: Семьей дорожить- счастливым быть.

Г. Лебедева «Счастливое гнездо»

Результат: сформулирован обобщающий вывод на основании информации, представленной группами.

Формируемые универсальные учебные действия: формулировка обобщающего вывода. 

  1. Применение

Цель: применить самостоятельно полученные знания  в работе со стихотворением Галины Лебедевой «Счастливое гнездо».

Учитель Учащиеся
  1. –Я хочу открыть вам маленький секрет. Чтобы сделать свое стихотворение таким ярким и образным, Галина Лебедева воспользовалась интересным литературным приемом- аллегорией.
  2. Аллегория — это переносное, художественное представление каких-либо понятий и идей путем использования образа.
  3. В данном случае, идею счастливой семьи автор передала через счастливое гнездо дятла, ведь недаром многие люди о своей семье часто говорят, что у них уютное гнездышко.
  4.  Птицы часто олицетворяют свободу, или мир и тишину. Например, голубь. Каким символом он является?  
  5. -Я хочу вам сейчас предложить объяснить, как мы можем применить образные выражения, связанные с птицами, к людям.

-Прочитайте последние две строчки стихотворения. Примените значение выражения «под крылом» к людям

под крылом

вылететь из гнезда 

встать на крыло

Высказывают свои предположения.

Под крылом- под защитой, в безопасности

Вылететь из гнезда- стать большим, самостоятельным, жить своей жизнью

Встать на крыло- окрепнуть, может что-то уже делать сам

Результат: учащиеся применили полученные знания особенностей стихотворения в иной ситуации

Формируемые универсальные учебные действия: самооценка уровня собственных знаний по теме. Применения полученных знаний на практике.

 

  1. Рефлексия

Цель: формировать действие контроля, действие оценки и самооценки учащихся.

Учитель Учащиеся
-Ну, что же, наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги.

– С каким произведением работали? 

– Как поняли, о чем это стихотворение?

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

– Ну, а теперь каждый сможет выразить свои мысли самостоятельно, чему он научился на примере семьи дятла. Какой должна быть настоящая семья.  Вы будете составлять сиквейн о семье. Но будете записывать свой сиквейн на листочках. Обратите внимание, перед вами лежат листочки разного цвета. Прямо сейчас вы сделаете выбор. Если на уроке вы хорошо поработали, помогали своей группе, участвовали в обсуждении, поняли смысл стихотворения, вы выбираете листочек зеленого цвета, а если вы считаете, что поработали неважно, мало помогали своей группе, осталось много непонятного на уроке, выбираете листочек желтого цвета. Итак, выбор сделан. Положите свои листочки перед собой и напишите свой сиквейн. Если вы забыли этапы составления сиквейна, посмотрите на доску.

На доске этапы составления синквейна

-Ну, что же, какие замечательные слова вы написала про семью, а ведь все эти слова, ни что иное, как настоящие семейные ценности. 

-Я вам желаю, чтоб в вашей семье было всегда также тепло и уютно, как в семье дятла, и эти важные семейные ценности передавались из поколения в поколение. 

– Г.Лебедева «Счастливое гнездо»

-О семье

-Мирное, нежное, доброе, спокойное.

Дети составляют синквейны Семья

Счастливая, дружная

Воспитывает, заботится, оберегает

Вся семья вместе, так и душа на месте

Счастье

Результат: проведена рефлексия достижения цели урока, результативности урока.

Формируемые универсальные учебные действия: оценка достижения цели урока, результативности урока.

VII. Домашнее задание 

Цель: создать условия для более глубокого и расширенного самостоятельного изучения материала.

Учитель Учащиеся
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения Галины Лебедевой «Счастливое гнездо».

2. Напиши мини- сочинение о своей семье.

 Спасибо за работу!

Записывают  домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

 

Название стихотворения, автор
Как автор говорит о дятле. Какой он?
Главная мысль стихотворения
Вывод

Можно ли назвать героев стихотворения семьей? Почему?

 

Название стихотворения, автор
Что папа делает для семьи?

Как ведут себя дети?

Главная мысль стихотворения
Вывод

Можно ли назвать героев стихотворения семьей? Почему?

Урок литературного чтения «Семьей дорожить- счастливым быть»