Литературное чтение 2 класс
УМК «Начальная инновационная школа»
Тема урока: Семьей дорожить- счастливым быть. (по стихотворению Г. Лебедевой «Счастливое гнездо»).
Цели урока: обеспечить достижение следующих планируемых результатов обучения:
Личностные:
- развитие понимания роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
- развитие морально-ценностных качеств младших школьников (ценности семьи)
- развитие способности эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Метапредметные: формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
- совместно с учителем проводить самооценку уровня собственных знаний по теме;
- совместно с учителем определять проблему практической деятельности;
- совместно с учителем формулировать цель урока;
- отбирать необходимую информацию в соответствии с предложенными критериями;
- уметь работать в группе;
- уметь высказывать и аргументировать свое мнение;
- выделять общие и различные признаки сравниваемых объектов, на их основании формулировать обобщающий вывод.
Предметные:
- уметь выделять основную мысль текста;
- находить доказательства в тексте в соответствии с поставленной учебной задачей;
- познакомится с понятием «аллегория»;
- уметь объяснять образные выражения;
Материалы и оборудование:
- Картинки дятла, голубя
- Облачка для гипотез
- Рабочие листы для групп
- Индивидуальные листы для работы на этапе рефлексии (листочки осины для синквейна)
- Аншлаги на доску
- Текст стихотворение Г. Лебедевой «Счастливое гнездо»
Ход урока
- Обзор
Цель: Обеспечение положительного настроя на работу, создание проблемной ситуации, обеспечивающей потребность учащихся в освоении новой темы.
Учитель | Учащиеся |
– Как называется раздел, над которым мы работаем?
– Какой теме посвящены произведения раздела? -Какие произведения мы уже прочитали в этом разделе? О ком эти произведения? Приведите примеры. -Как вы думаете, чем будем заниматься на нашем уроке? |
– «У нас дома»
– Семье, семейным отношениям Габдулла Тукай «Наша семья» о семье, « Неразумный сын» осетинская сказка о сыне, Г.Лебедева « Мой папа» о папе, Е. Благинина «Бабушка- забота» о бабушке др. Продолжать знакомиться с членами семьи, дальше изучать этот раздел.
|
Мотивация
На доску вывешивается картинка с изображением дятла. – Как выдумаете, как эта картинка может быть связана с нашей темой? Слушаю ваши гипотезы (предположения)? Учитель переворачивает карточку с названием стихотворения Галина Лебедева «Счастливое гнездо». В названии стихотворения есть слова, которые помогут нам подтвердить гипотезы? Возникла ли ещё какая-нибудь гипотеза? – Ваши гипотезы помогли нам ответить на вопрос? -Тогда, если мы сомневаемся, какой будет цель нашего урока? -Вы высказали свои предположения, что нам теперь нужно сделать? -Как мы можем это сделать? |
Высказывают свои предположения, записывают на облачках
-Пока мы в этом сомневаемся. Цель: подтвердить, опровергнуть или дополнить гипотезы, как может быть дятел связан с темой «У нас дома» – Провести исследование |
Результат: создан положительный настрой на урок, создана проблемная ситуация, обеспечивающая потребность учащихся в освоении новой темы, учащиеся сформулировали цель своей деятельности на уроке.
Формируемые универсальные учебные действия: самооценка уровня собственных знаний по теме, формулировка проблемы, определение цели собственной деятельности на уроке;
- Исследование в группах.
Цель: организация деятельности учащихся по достижению поставленной цели урока.
Учитель | Учащиеся |
Учитель выдаёт группам рабочие листы |
– Какое-то литературное произведение.
-Стихотворение Галины Лебедевой «Счастливое гнездо». – Составить план действий. План. 1. Прочитать стихотворение 2. Понаблюдать, как автор рассказывает о дятле и его гнезде. Привести примеры. 3. Сделать вывод, почему стихотворение о дятле можно отнести в раздел о семье. 4. Выделить главную мысль стихотворения. (Чему нас хотел научить автор ?) 5. Подготовить выступление от группы. Дети работают в группах, выполняют задание. |
Результат: организовали работу в группах для выполнения учебной задачи; нашли необходимую информацию, проанализировали, внесли информацию в таблицу.
Формируемые универсальные учебные действия: организация работы в группе для выполнения учебной задачи, умение находить необходимую информацию и анализировать её.
III. Обмен информацией
Цель: предоставить возможность группам представить результаты своей работы всему классу, получение полной информации, необходимой для ответа на вопросы урока.
Учитель | Учащиеся |
-Прежде, чем мы начнем слушать ваши выступления, давайте прочитаем это стихотворение выразительно.
– Итак, представьте результаты вашей работы. Рабочие листы групп располагаются на доске в виде таблицы. |
Группы представляют результаты своей работы. Задают уточняющие вопросы выступающим. |
Результат: группы представили результаты работы классу, получена информация, необходимая для формулировки темы урока и вывода.
Формируемые универсальные учебные действия:
излагают свое мнение в диалоге, отвечают на вопросы аудитории.
- Связывание и организация информации, формулировка вывода
Цель: формулирование темы урока, вывода на основании обобщения и классификации информации, представленной группами.
Учитель | Учащиеся |
-Давайте подытожим ваши высказывания.
– Что необычного в этом стихотворении? – Что мы можем сказать об этой семье? Как относятся друг к другу члены семьи дятла? – Какие строчки стихотворения говорят о том, что обитатели гнезда счастливы? -Давайте вернемся к нашим гипотезам. Удалось ли нам сегодня подтвердить какую-то из них, или мы можем дополнить наши гипотезы какой-то другой? Попробуйте сформулировать. -Молодцы, нашу цель мы выполнили, выяснили, как стихотворение о дятле и его семье относится к нашей теме. -Давайте тогда сформулируем тему нашего урока. На доске вы видите несколько пословиц о семье. Посовещайтесь в группе и выберите ту, которая наиболее точно подходит к нашему уроку и может стать нашей темой. Человек без семьи, что дерево без плодов. Семьей дорожить- счастливым быть. В недружной семье добра не бывает. –А какое литературное произведение помогло нам сделать такой вывод? |
-В стихотворении говорится о птицах, как о людях, как о настоящей семье.
В этой семье есть и папа, и мама, и дети. Как у людей папа – дятел рано утром принимается за работу и трудится до самой ночи. Проснувшись поутру, А к ночи возвращался он Жена очень радуется, дети благодарны отцу. Удивлена, поражена, И в благодарность папочке
И доносился говорок (У дятла тоже есть семья, дятел научил, какой должна быть семья, счастье в семье) Тема: Семьей дорожить- счастливым быть. Г. Лебедева «Счастливое гнездо» |
Результат: сформулирован обобщающий вывод на основании информации, представленной группами.
Формируемые универсальные учебные действия: формулировка обобщающего вывода.
- Применение
Цель: применить самостоятельно полученные знания в работе со стихотворением Галины Лебедевой «Счастливое гнездо».
Учитель | Учащиеся |
-Прочитайте последние две строчки стихотворения. Примените значение выражения «под крылом» к людям под крылом вылететь из гнезда встать на крыло |
Высказывают свои предположения.
Под крылом- под защитой, в безопасности Вылететь из гнезда- стать большим, самостоятельным, жить своей жизнью Встать на крыло- окрепнуть, может что-то уже делать сам |
Результат: учащиеся применили полученные знания особенностей стихотворения в иной ситуации
Формируемые универсальные учебные действия: самооценка уровня собственных знаний по теме. Применения полученных знаний на практике.
- Рефлексия
Цель: формировать действие контроля, действие оценки и самооценки учащихся.
Учитель | Учащиеся |
-Ну, что же, наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги.
– С каким произведением работали? – Как поняли, о чем это стихотворение? – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? – Ну, а теперь каждый сможет выразить свои мысли самостоятельно, чему он научился на примере семьи дятла. Какой должна быть настоящая семья. Вы будете составлять сиквейн о семье. Но будете записывать свой сиквейн на листочках. Обратите внимание, перед вами лежат листочки разного цвета. Прямо сейчас вы сделаете выбор. Если на уроке вы хорошо поработали, помогали своей группе, участвовали в обсуждении, поняли смысл стихотворения, вы выбираете листочек зеленого цвета, а если вы считаете, что поработали неважно, мало помогали своей группе, осталось много непонятного на уроке, выбираете листочек желтого цвета. Итак, выбор сделан. Положите свои листочки перед собой и напишите свой сиквейн. Если вы забыли этапы составления сиквейна, посмотрите на доску. На доске этапы составления синквейна -Ну, что же, какие замечательные слова вы написала про семью, а ведь все эти слова, ни что иное, как настоящие семейные ценности. -Я вам желаю, чтоб в вашей семье было всегда также тепло и уютно, как в семье дятла, и эти важные семейные ценности передавались из поколения в поколение. |
– Г.Лебедева «Счастливое гнездо» -О семье -Мирное, нежное, доброе, спокойное. Дети составляют синквейны Семья Счастливая, дружная Воспитывает, заботится, оберегает Вся семья вместе, так и душа на месте Счастье |
Результат: проведена рефлексия достижения цели урока, результативности урока.
Формируемые универсальные учебные действия: оценка достижения цели урока, результативности урока.
VII. Домашнее задание
Цель: создать условия для более глубокого и расширенного самостоятельного изучения материала.
Учитель | Учащиеся |
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения Галины Лебедевой «Счастливое гнездо».
2. Напиши мини- сочинение о своей семье. Спасибо за работу! |
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
Название стихотворения, автор | |
Как автор говорит о дятле. Какой он? | |
Главная мысль стихотворения | |
Вывод
Можно ли назвать героев стихотворения семьей? Почему? |
Название стихотворения, автор | |
Что папа делает для семьи?
Как ведут себя дети? |
|
Главная мысль стихотворения | |
Вывод
Можно ли назвать героев стихотворения семьей? Почему? |