Цыган Екатерина Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад с. Степановка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №48416
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Моя семья – мое богатство», в рамках проведения мероприятий, посвященных Году семьи в России
Наименование конкурсной работы: «Семейные ценности»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №48416


МБДОУ «Детский сад с. Степановка»

Открытое занятие 

в старшей группе 

«Семейные ценности»

Подготовила:

 Воспитатель 

Цыган Е.В.

                                                                              

2024-2025 уч. год

НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе

Тема:  «Семейные ценности»

Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье.

Задачи:

  • Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
  • Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
  • Учить детей мыслить самостоятельно;
  • Развивать  изобретательскую смекалку, творческое воображение, мышление.
  • Закреплять умение работать в коллективе.
  • Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
  • Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Материалы и оборудование: обручи для игры «Семейный круг», изображение на экране ребус «солнышко», «лучики» – какие бывают семьи, «тучи» помеха счастью семьи, сердце – макет сердца семьи; набор «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», корзина для игры «Корзина добрых дел», сердечки, которые получают в подарок дети.

Предварительная работа:

  • коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи;
  • рассматривание семейных альбомов;
  • чтение художественной литературы;
  • загадки на тему: «Семья».
  • составление рассказов о своей семье.

 

Ход деятельности:

  1. Организационный момент «Круг радости».

Воспитатель. –  Ребята! Вы рады друг другу? (Да)

Все мы в группе как семья!

Рады все: и ты, и я!

Очень любим вместе быть,

И улыбки всем дарить!

Поздоровайтесь с гостями, которые к нам сегодня пришли.

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель. – Ребята, посмотрите, что у нас на экране?

Это ребус (цифра 7 и буква Я). Какое слово здесь спряталось?

Дети: Семья.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека – о семье. 

Воспитатель. – Ребята, посмотрите, на полу лежат обручи. Представьте, что это ваш семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи).

Воспитатель. Встаньте на середину круга. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза.

Воспитатель. – Ребята, к вам пришёл корреспондент. А кто это корреспондент? Вот  сегодня это буду я.

Я буду вам задавать вопросы о семье. 

Ответы должны быть полными предложениями, чтобы окружающие поняли, о чём вы хотите сказать.

Корреспондент задаёт детям вопросы: 

– Что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).

– Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).

– А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.)

– Кто самые старшие в вашей семье?

– Кто самый младший в вашей семье?

– Для мамы ты кто?

– Для бабушки ты кто?

– Кто о тебе заботится?

– Как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь для них?

– Даниэль, ты любишь своих близких, а почему? (Они добрые, ласковые, заботливые).

– Вам нравится ваша семья?

– Какой должна быть семья?

Сейчас мы поиграем с солнечными лучиками . Посмотрите на экран, здесь будут появляться лучики с картинками, вы определите по картинке, какая это семья?

Дети:

Дружная, большая, крепкая, заботливая, вежливая, гостеприимная, здоровая, счастливая

Воспитатель. Это счастливая семья.

-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?

Воспитатель: посмотрите на экран, на тучках изображено все то, что мешает счастью семьи, давайте назовем.

Дети:

Обиды, ссоры, непослушание, слезы, болезни.

(Слова прикрепляются в виде тучек, которые закрывают солнышко.)

Воспитатель. – Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы? (Да\нет)

Воспитатель. В сказках члены семьи тоже огорчают друг друга.

Вспомним некоторые сказки.

  • Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)
  • Из-за чего старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? (Из-за жадности.)
  • Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул? (Посмеялся над

друзьями.)

  • Почему колобок был съеден лисой? (Поддался ее хитрости.)
  1. Сюрпризный момент «Сердце семьи».

Воспитатель. – Ребята, что появилось на экране?

Дети. Сердце.

Воспитатель. Это большое сердце – макет сердца семьи.

Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце, и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими, мы сегодня попытаемся выяснить.

  1. О семейных ценностях.

Воспитатель. Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью.

А что такое радость в семье? (Чтение стихотворения.  Пунга София)

 Ребенок: Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

Воспитатель. Вот что такое радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся. Да? Воспитатель. А хотите своим семьям подарить кусочек радости? (Да)

Дидактическая игра «Подари семье радость».

Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.

– Возьмите карточки, 1,2,3 –покружись и в кусочки радости превратись!

(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»).

Например:

«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение». 

«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».

«Я – солнышко, подарю тепло и свет».

«Я – витаминка, подарю всем здоровье».

«Я – книга, подарю своей семье знания».

«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».

«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».

«Я – сердечко, подарю любовь».

«Я – цветы, подарю своей семье доброту».

«Я – клоун, подарю семье веселье, смех».

Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости.

(Модель «Радость» устанавливается на сердце).

Воспитатель. Радость в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Доброта и Забота идут.

Воспитатель. – Чья доброта в семье нам помогает?

Дети. (Всех членов семьи)

Воспитатель. Чтобы в нашей семье поселилось добро, мы все должны быть ….

Дети. Добрыми, заботливыми.

Воспитатель. – А вы, дети, заботитесь о своих близких? (Да)

Воспитатель. – Ребята, как мы можем показать доброту и заботу к своим близким?      Дети. Хорошими поступками, добрыми делами.

Воспитатель. – Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»

Воспитатель. – Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких. 

Дети. Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.

(Модели «Доброта» и «Заботливость» устанавливаются на сердце).

Воспитатель. Забота в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Нежность идёт.

Воспитатель. Сразу стал уютным дом,

Нежность поселилась в нём.

Она во всех наших делах,

В глазах, улыбках и словах.

Воспитатель. Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью? Дети. Надо называть ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»

  1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;
  2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;
  3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;
  4. Дочь – доченька, дочурка;
  5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;
  6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;
  7. Брат – братик, братишка;
  8. Сестра – сестренка, сестричка.

(Модель «Нежность» устанавливается на сердце).

Воспитатель. А Уважение в семье – это тоже очень важно!

Кого мы должны Уважать?

Воспитатель. Как?

Дети. Уступать место в автобусе, дарить подарки, помогать им, заботиться.

(Модель «Уважение» устанавливается на сердце).

Воспитатель. Сердце нашей семьи мы наполнили семейными ценностями.

В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Нежность, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.

Но бывает, что и радость не в радость,

И заботушка только в тягость,

Да и нежность никому не нужна,

Доброта совсем не важна.

Уважать совершенно не хочется,

Да и счастье на улицу просится.

Ведь сердечко в семье охладело,

Всех теплом согревать расхотело.

А чтоб сердце забилось вновь

Нужно в нём поселить … Любовь!

(Модель «Любовь» устанавливается на сердце).

Воспитатель. Все ценности, о которых сегодня мы говорили, соединились.

Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны присутствовать.

  1. 6. Рефлексия.

Воспитатель. – Ребята, понравилось вам занятие?

Воспитатель: Что мы с вами делали на занятие, что узнали нового? В какие игры мы с вами играли, какая игра  больше понравилась?

Воспитатель: Я дарю каждому из вас вот такое сердечко, которое наполнено всеми ценностями. Чтобы  у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья!

«Семейные ценности»