МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа дисциплины
СО 01.09. Физическая культура
Специальность
51.02.02 «Социально-культурная деятельность (по видам)»
Год поступления 2024
Квалификация
Менеджер социально-культурной деятельности
Форма обучения
очная
Тюмень
2024
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Разделы программы | № страницы |
1 | Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» | 4 |
1.1 | Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: | 4 |
1.2.1 | Цели дисциплины | 4 |
1.2.2 | Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО | 4 |
2 | Структура и содержание общеобразовательной дисциплины | 9 |
2.1 | Объем дисциплины и виды учебной работы | 9 |
2.2 | Тематический план и содержание дисциплины | 10 |
3 | Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины | 18 |
3.1 | Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены спортивные сооружения | 18 |
3.2 | Информационное обеспечение реализации программы | 18 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 19 |
4.1 | Форма промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине СО 01.09. «Физическая культура» | 20 |
4.2 | Оценка уровня физических способностей обучающегося | 20 |
Приложение | 22 |
-
Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физическая культура»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.11.2022 №970, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
- Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей: формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, развитие у обучающихся длительных навыков, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности, гармоничное физическое развитие, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни будущего квалифицированного специалиста.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Таблица 1.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания:
– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; – готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; – интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: (базовые логические действия) – самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; – устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; – определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; – выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; – вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; – развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; базовые исследовательские действия: – владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; – выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; – анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; – уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; – уметь интегрировать знания из разных предметных областей; – выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; – способность их использования в познавательной и социальной практике |
ПРб 2. Владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
ПРб 4. владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; ПРб 5. Владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в физкультурно-оздоровительной и соревновательной деятельности, в сфере досуга, в профессионально-прикладной сфере; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | – готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: (совместная деятельность) – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; – принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: -) принятие себя и других людей: – принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; – признавать свое право и право других людей на ошибки; – развивать способность понимать мир с позиции другого человека |
ПРб 4. владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
ПРб 5. Владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в физкультурно-оздоровительной и соревновательной деятельности, в сфере досуга, в профессионально-прикладной сфере |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | В части трудового воспитания:
– готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; – наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В части физического воспитания: – сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; – потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; Овладение универсальными регулятивными действиями: (самоорганизация) – самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; – давать оценку новым ситуациям; – расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; – делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; – оценивать приобретенный опыт; – способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень |
ПРб 1. Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО);
ПРб 2. Владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; ПРб 3. Владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, динамики физического развития и физических качеств; ПРб 4. владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; ПРб 5. Владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в физкультурно-оздоровительной и соревновательной деятельности, в сфере досуга, в профессионально-прикладной сфере; ПРб 6. Положительную динамику в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости) |
ПК1.2.Организовывать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями. | – уметь организовывать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями;
– применять знания о возрастных психологических особенностях людей; – использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях; – осуществлять социально-педагогическое взаимодействие с различными категориями детей с учетом их возрастных особенностей; – знать основные понятия педагогики (обучение, воспитание, образование, развитие, формирование); – основные понятия психологии (психика, сознание, личность, индивид, потребность, мотив, интерес, ценностная ориентация, вкус, мышление, эмоция, чувство); – закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности, – методы психологической диагностики личности; – роль семьи и социума в формировании развитии личности ребенка. |
Практический опыт:
– умение организовывать социально-культурную деятельность в физкультурных учреждениях (организациях); – работать с детьми, подростками в физкультурных учреждениях (организациях); – применение знаний о возрастных психологических особенностях людей; – использование теоретических сведений о личности и межличностных отношениях; – осуществление социально-педагогического взаимодействия с различными категориями детей с учетом их возрастных особенностей; – умение организовывать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями; – дифференцировать методики организации социально-культурной деятельности. |
ПК 2.4. Организовывать и проводить репетиционную работу, тренинги с коллективом и отдельными исполнителями в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, применять игровые технологии и технические средства. | Знать основные понятия «профессионально-прикладной физической подготовки»
– уметь осуществлять подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой; – уметь составлять и провести комплексы упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессионально-ориентированных задач |
Практический опыт:
– освоение комплекса упражнений для производственной гимнастики различных групп профессий; – организовывать спортивную программу; – владеть навыками работы с коллективом, отдельной группой или индивидуально; – осуществлять самоконтроль за индивидуальными показателями физического развития, умственной и физической работоспособностью, индивидуальными показателями физической подготовленности. |
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины СО 01.09. «Физическая культура» составляет – 72 часа.
Таблица 2
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 72 |
в т. ч. | |
Основное содержание | 52 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 2 |
практические занятия | 50 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 18 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 2 |
практические занятия | 16 |
Промежуточная аттестация
(зачет) |
2 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Таблица 3
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Физическая культура как часть культуры общества и человека | 4 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08 |
|
Основное содержание | 2 | ||
Тема 1.1.
Современное состояние физической культуры и спорта. Здоровье и здоровый образ жизни |
Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08 |
Физическая культура как часть культуры общества и человека. Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. Современное представление о физической культуре: основные понятия; основные направления развития физической культуры в обществе и их формы организации | |||
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, история и развитие комплекса «Готов к труду и обороне». Характеристика нормативных требований для обучающихся СПО | |||
Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической культуры. Факторы, определяющие здоровье. Психосоматические заболевания | |||
Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и отдыха, профилактика и устранение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание | |||
Влияние двигательной активности на здоровье. Оздоровительное воздействие физических упражнений на организм занимающихся.
Двигательная рекреация и ее роль в организации здорового образа жизни современного человека |
|||
Общие представления об истории и развитии популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и предметное содержание. Представления о современных системах и технологиях укрепления и сохранения здоровья (дыхательная гимнастика, антистрессовая гимнастика, глазодвигательная гимнастика, суставная гимнастика, оздоровительная ходьба, северная или скандинавская ходьба и оздоровительный бег и др.) | |||
Особенности организации и проведения занятий в разных системах оздоровительной физической культуры и их функциональная направленность | |||
Формы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой и их особенности; соблюдение требований безопасности и гигиенических норм и правил во время занятий физической культурой | |||
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности: подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Нагрузка и факторы регуляции нагрузки при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями | |||
3. Основные принципы построения самостоятельных занятий. | |||
Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль текущего состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика способов применения и критериев оценивания. Оперативный контроль в системе самостоятельных занятий, цель и задачи контроля, способы организации и проведения измерительных процедур. Дневник самоконтроля | |||
*Профессионально ориентированное содержание | 2 | ||
Тема 1.2.
Профессионально- прикладная физическая подготовка |
Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08 ПК 1.2, ПК 2.4 |
Зоны риска физического здоровья в профессиональной деятельности. Рациональная организация труда, факторы сохранения и укрепления здоровья, профилактика переутомления. Составление профессиограммы. Определение принадлежности выбранной профессии/специальности к группе труда. Подбор физических упражнений для проведения производственной гимнастики | |||
Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель, задачи, содержательное наполнение | |||
Определение значимых физических и личностных качеств с учётом специфики получаемой профессии/специальности; определение видов физкультурно-спортивной деятельности для развития профессионально-значимых физических и психических качеств | |||
Раздел 2. Методические основы обучения различным видам физкультурно-спортивной деятельности | 66 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08, ПК 1.2, ПК 2.4 |
|
*Профессионально ориентированное содержание | 16 | ||
Тема 2.1.
Подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой |
Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08, ПК 1.2, ПК 2.4 |
Практические занятия | |||
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, комплексов упражнений для коррекции осанки и телосложения | |||
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений различной функциональной направленности | |||
Тема 2.2.
Составление и проведение самостоятельных занятий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО» |
Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08, ПК 1.2, ПК 2.4 |
Практические занятия | |||
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для подготовки к выполнению тестовых упражнений
Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО» |
|||
Тема 2.3. Методы самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 08,
ПК 1.2 |
Практические занятия | |||
Применение методов самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособности | |||
Тема 2.4. Составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессионально-ориентированных задач | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08, ПК 1.2, ПК 2.4 |
Практические занятия | |||
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для производственной гимнастики, комплексов упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной деятельности | |||
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной деятельности | |||
Тема 2.5.
Профессионально-прикладная физическая подготовка |
Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08, ПК 1.2, ПК 2.4 |
Практические занятия | |||
Характеристика профессиональной деятельности: группа труда, рабочее положение, рабочие движения, функциональные системы, обеспечивающие трудовой процесс, внешние условия или производственные факторы, профессиональные заболевания | |||
Освоение комплексов упражнений для производственной гимнастики различных групп профессий (первая, вторая, третья, четвертая группы профессий) | |||
Основное содержание | 50 | ||
Учебно-тренировочные занятия | 50 | ||
Гимнастика | 16 | ||
Тема 2.6. Основная гимнастика |
Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08 |
Практические занятия | |||
Техника безопасности на занятиях гимнастикой.
Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов: построений и перестроений, передвижений, размыканий и смыканий, поворотов на месте. |
|||
Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с предметом; в парах, в группах, на снарядах и тренажерах.
Выполнение прикладных упражнений: ходьбы и бега, упражнений в равновесии, лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и переноска груза, прыжки |
|||
Тема 2.7. Акробатика |
Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия | |||
Освоение акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад, длинный кувырок, кувырок через плечо, стойка на лопатках, мост, стойка на руках, стойка на голове и руках, переворот боком «колесо», равновесие «ласточка». | |||
Совершенствование акробатических элементов | |||
Освоение и совершенствование акробатической комбинации (последовательность выполнения элементов в акробатической комбинации может изменяться): | |||
Тема 2.8
Аэробная гимнастика |
Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия | |||
Освоение базовых, основных и модифицированных шагов аэробики, прыжков, передвижений, танцевальных движений в оздоровительной аэробике. | |||
Выполнение упражнений аэробного характера для совершенствования функциональных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой). | |||
Комплексы для развития физических способностей средствами аэробики, в т.ч. с использованием новых видов оборудования и направлений аэробики (классическая, фитбол-аэробика и т. п.). | |||
Спортивные игры | 14 | ||
Тема 2.9.
Баскетбол |
Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия | |||
Техника безопасности на занятиях баскетболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры:
перемещения, остановки, стойки игрока, повороты; ловля и передача мяча двумя и одной рукой, на месте и в движении, с отскоком от пола; ведение мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости, высоты отскока и направления, по зрительному и слуховому сигналу; броски одной рукой, на месте, в движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча, бросок мяча |
|||
Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения | |||
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности | |||
Тема 2.10. Волейбол |
Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия | |||
Техника безопасности на занятиях волейболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры: стойки игрока, перемещения, передача мяча, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении | |||
Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения | |||
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности | |||
Легкая атлетика | 12 | ||
Тема 2.11.
Лёгкая атлетика |
Содержание учебного материала | 12 | ОК 01, ОК 04, ОК 08 |
Практические занятия | |||
Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника бега высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; | |||
Совершенствование техники спринтерского бега | |||
Совершенствование техники (кроссового бега, средние и длинные дистанции (2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши)) | |||
Совершенствование техники эстафетного бега (4 *100 м, 4*400 м; бега по прямой с различной скоростью) | |||
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега | |||
Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега | |||
Совершенствование техники метания гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); | |||
Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики. | |||
Вариативный модуль по видам спорта | 6 | ||
Тема 2.12 Фитнес-аэробика | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 04,
ОК 08, ПК 1.2, ПК 2.4 |
Практические занятия | |||
Техника безопасности на занятиях. Освоение и совершенствование техники выполнения. | |||
Выполнение технико-тактических приёмов. Разбор правил. | |||
Промежуточная аттестация по дисциплине (зачёт) | 2 | ||
Всего: | 72 |
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены спортивные сооружения:
– (универсальный) спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение результатов освоения дисциплины;
– оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие достижение результатов освоения дисциплины.
Спортивный комплекс: спортивный зал (ул. Карская, 38) – 322,0 кв. м., рабочих мест: 30; основное оборудование: турник подвесной 4 шт.; щит баскетбольный 2 шт.; кольца баскетбольные 2 шт.; скамья 9 шт.; стол для настольного тенниса 1 шт.; фитнес коврик 30 шт.; мат гимнастический 19 шт.; стойка волейбольная на стаканах 2 шт.; стенка гимнастическая 6 шт.; козел гимнастический 1 шт.; мяч волейбольный 11 шт.; канат для перетягивания 1 шт.; мяч для большого тенниса 10 шт.; гантели 2,5 кг. 4 шт.; гантели 2,0 кг. 4 шт.; гантели 3,0 кг. 4 шт., скакалки 20 шт.; обруч 16 шт.; палка гимнастическая 25 шт.; ракетки для настольного тенниса 2 шт. Специализированная техника отсутствует.
Спортивный комплекс: открытый стадион широкого профиля с элементами препятствий (ул. Карская, 38) 1074 кв.м.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательных программ СПО, на базе основного общего образования.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов по дисциплине СО 01.09. «Физическая культура», специальность 51.02.02. Социально-культурная деятельность раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Таблица 4
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятия |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Р 1. Темы 1.1, 1.2
Р 2. Темы 2.1 – 2.12 |
выполнение упражнений на зачете |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Р 1. Темы 1.1, 1.2
Р 2. Темы 2.1 – 2.12 |
|
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | Р 1. Темы 1.1, 1.2
Р 2. Темы 2.1 – 2.12 |
|
ПК 1.2. Организовывать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями. | Р 1.Темы 1.2
Р.2. Темы 2.1-2.5 |
|
ПК 2.4. Организовывать и проводить репетиционную работу, тренинги с коллективом и отдельными исполнителями в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, применять игровые технологии и технические средства. | Р 1.Темы 1.2
Р.2. Темы 2.1 – 2.5, 2.12 |
4.1. Форма промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине СО 01.09. «Физическая культура»
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине СО 01.09. «Физическая культура» в 1 семестре и 2 семестре – зачет.
Все контрольные нормативы принимаются с учётом физического развития и индивидуальных особенностей организма обучающегося (индивидуальный подход).
В процессе освоения программы учебной дисциплины
СО 01.09.«Физическая культура» осуществляется контроль:
– промежуточных результатов, обеспечивающих формирование конечных результатов учебной дисциплины;
– конечных результатов учебной дисциплины по уровням освоения.
4.2. Оценка уровня физических способностей обучающегося
Контрольные нормативы
Таблица 5
Упражнения, 10 класс | Мальчики | Девочки | ||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Челночный бег 3×10 м, сек | 7.3 | 8.0 | 8.2 | 8.2 | 9.0 | 9.3 |
Бег 30 м, с | 4,7 | 5,2 | 5,7 | 5,4 | 5,8 | 6,2 |
Бег 2 км, мин | 10,2 | 11,1 | 12,1 | |||
Бег 3 км, мин | 12,40 | 13,3 | 14,3 | |||
Прыжки в длину с места, см | 200 | 190 | 180 | 170 | 165 | 160 |
Подтягивание на высокой перекладине | 10 | 7 | 5 | |||
Отжимания в упоре лежа | 25 | 20 | 15 | 15 | 10 | 5 |
Подтягивание на низкой перекладине | 15 | 10 | 5 | |||
Наклон вперед из положения стоя | 10 | 8 | 5 | 15 | 12 | 7 |
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа (пресс), раз | 45 | 40 | 35 | 40 | 35 | 30 |
Прыжки на скакалке, за 1 минуту | 140 | 130 | 120 | 150 | 140 | 130 |
Метание гранаты м-700 гр / д-500 гр | 32 | 26 | 22 | 19 | 15 | 12 |
Акробатика (количество упражнений) | 10 | 8 | 7 | 10 | 8 | 7 |
Спортивные игры: ВОЛЕЙБОЛ | ||||||
Верхняя передача над собой | 15 | 12 | 10 | 15 | 12 | 10 |
Нижняя передача над собой | 15 | 12 | 10 | 15 | 12 | 10 |
Передача в паре на удержание мяча (мин.) | 1.00 | 40 с. | 30 с. | 1.00 | 40 с. | 30 с. |
Подача верхняя прямая | 5 | 3 | 2 | 5 | 3 | 2 |
Подача нижняя прямая | 5 | 3 | 2 | 5 | 3 | 2 |
БАСКЕТБОЛ | ||||||
Тест 3 минуты (ведение, бросок в кольцо), очки | 13 | 12 | 10 | 13 | 12 | 10 |
Дистанционная форма аттестации и контроля
Таблица 6
Виды контроля | форма аттестации и контроля с использованием дистанционных технологий |
Текущий контроль | Беседа с обучающими, анализ фото и видео с выполнением упражнений, самоконтроль, онлайн-консультирование, рецензирование работы обучающихся, взаимопомощь обучающимся в форуме. |
Итоговый контроль | Тестирование с автоматической проверкой, с проверкой педагогом, задание с ответом в виде файла, соревнования, творческая и самостоятельная работа. |
Приложение
Методические рекомендации по выполнению нормативов
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу. Тестирование проводиться в зале или на площадке. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа выполняется из исходного положения: упор лёжа на полу, руки шире плеч, кисти вперёд, локти разведены не более чем на 45 градусов относительно туловища, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом преподавателя.
Бег 30 м. Бег проводится на стадионе или на другой ровной площадке с твердым покрытием. Бег выполняется с высокого старта, по отдельным дорожкам. Подается три команды, «На старт», «Внимание», «Марш!» -начинается движение. Засчитывается время пробегания дистанции.
Бег на выносливость 2000м, 3000м. Бег на выносливость проводится на беговой дорожке стадиона или любой другой ровной местности. Бег выполняется с высокого старта. Подается две команды: «На старт» и «Марш!». Результат фиксируется хронометром (секундомером) в минутах и секундах. Засчитывается время пробегания дистанции.
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (для девушек) Подтягивание на низкой перекладине выполняется из исходного положения: вис лёжа лицом вверх хватом рук сверху, руки на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, стопы вместе, пятки могут упираться в опору 4 см. Из И.П. обучающийся подтягивается до пересечения подбородком перекладины, возвращается в исходное положение, зафиксировав на 1 сек. И продолжает выполнять испытание.
Подтягивание из виса на высокой перекладине
Подтягивание на высокой перекладине выполняется из И.П.: вис хватом сверху, кисти на ширине плеч, руки и ноги прямые, ноги не касаются пола, ступни вместе. Из виса на прямых руках необходимо подтянуться так, что бы подбородок оказался выше перекладины, опуститься в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение в течение 1 с. И продолжить испытание. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (пресс) выполняется из И.П. лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой «в замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты к полу и удерживаются партнером. Участник выполняет максимальное количество подниманий туловища за 1 минуту, касаясь локтями бедер (коленей) с последующим возвратом в исходное положение. Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.
Прыжки на скакалке за 1 минуту. И.П. встать прямо. Скакалку закинуть за спину. Взгляд направить перед собой. Слегка согнуть руки в локтях. Кисти отвести на 15-20 см. от бёдер. Находясь в исходном положении, начать вращать скакалку.
Вращение скакалки: описывайте небольшие круги руками: в движении участвуют как кисти, так и руки. Скакалка должна всего лишь слегка касаться пола, чтобы ритм не замедлялся. Засчитывается количество прыжков за 1 минуту. Обучающийся не должен запинаться за скакалку и прерывать прыжки.
Гибкость. Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье выполняется из И.П.: стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см. При выполнении упражнений по команде судьи участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально наклоняется и фиксирует результат в течение 2 сек., не сгибая ноги в коленях.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется на любой прямой поверхности. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед, допускаются махи руками. Приземление производиться по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела. Предоставляется три попытки. В зачет идут лучший результат.
Метание снаряда (граната) весом 500 и 700 гр. Метание производиться на стадионе или любой другой площадке огороженной сеткой. Длина сектора для метания устанавливается в зависимости от физической подготовленности обучающихся. Метание выполняется с места или разбега способом «из-за спины через плечо» Выполняется три попытки, засчитывается лучший результат.
Челночный бег 3х10 м. Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твёрдым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. Упражнение выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и финиша. По команде «Марш!» обучаемый должен пробежать 10м., коснуться площадки за линией любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом, еще два отрезка по 10м.. Засчитывается лучшее время пробегания трех отрезков.
Акробатика (комплекс упражнений) Обучающий составляет комплекс из ранее выученных гимнастических упражнений в любом порядке. Комплекс упражнений может быть выполнен под музыкальное сопровождение. Упражнения должны быть выполнены технически правильно в заданном темпе. Не допускаются различные топтания на месте, передвижения тела вперед на край мата или назад, с помощью рук.
Тест по баскетболу (ведения + броски мяча в кольцо) Тест выполняется в течении 3 минут. Обучающийся движется к кольцу выполняет «два шага» и бросок по кольцу, необходимо забросить мяч в кольцо и получить одно очко, далее произвести подбор мяча под кольцом, выйти с ведением мяча к штрафной линии, произвести бросок (попадание 2 очка), подобрать мяч под кольцом, выйти с ведением на трёх очковую линию и произвести бросок (попадание 3 очка). Далее подобрав мяч под кольцом пробежать с ведением мяча к другому кольцу и выполнить те же три броска.
Оценка работы обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной или подготовительной медицинской группе
Практический учебный материал для студентов, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой и спортом к специальной медицинской группе, имеет корригирующую и оздоровительную направленность.
При его реализации осуществляется индивидуальный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами.
Аттестация студентов отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по дисциплине СО 01.08.«Физическая культура» проводится в форме зачета в каждом семестре обучения. Для получения оценки студент должен посещать академические занятия (в случае пропуска по болезни необходимо иметь справку), успешно сдать контрольные нормативы (тесты) в зависимости от направленности учебной программы по физической или теоретической части, выполнять контрольные задания, принять участие в соревнованиях, проводимых в учебном заведении в качестве судьи или помощника преподавателя. Принимать активное участие в днях здоровья. Если студент имеет справку о временной нетрудоспособности, он переводится на подготовку и защиту реферата.
Перечень тем рефератов для студентов специальной и подготовительной медицинской группы по дисциплине СО 01.09. «Физическая культура » (освобождённые от занятий по состоянию здоровья, на основании справки Врачебной Комиссии)
- Значение физической культуры в здоровом образе жизни.
- Приемы самоконтроля при выполнении физических нагрузок.
- Закаливающие мероприятия.
- Вредные привычки и занятия физической культурой
- Питание и двигательный режим студента
- Профессионально – прикладная физическая подготовка.
- ВФСК «ГТО» становление в современных условиях.
- Герои спорта России.
- Физическая культура и вредные привычки.
- Символика, атрибутика, девиз олимпийских игр. Олимпийская хартия.
- Функции дыхательной системы при занятиях физическими упражнениями.
- Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основных систем организма.
- Баскетбол – как средство развития координационных способностей
- Волейбол – как средство развития координационных способностей.
- Коррекция осанки средствами физической культуры.
- Профилактика осанки средствами физических упражнений
- Методика упражнений, способствующих снижению веса.
- Развитие общей выносливости. Средства и методы.
- Развитие силы и силовой выносливости. Средства и методы.
- Развитие скоростных качеств. Средства и методы.
Требования к оформлению реферата по дисциплине СО 01.09. «Физическая культура»
- Титульный лист
- Содержание
- Введение, основная часть и заключение. Во введении раскрыть актуальность темы, в основной части раскрыть тему реферата, в заключении обобщить основные выводы по своей работе. Объем работы не менее 5-7 страниц.