План проведения занятия
- Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать каждого присутствующего здесь в школьном музее. Итак, мы начинаем наше занятие.
- Формулирование темы. Постановка проблемы.
– Ребята, Вы когда-нибудь писали письма? Получали письма? (ответы детей). Сегодня мне пришло письмо от Алисы-путешественницы, которая очень любит путешествовать, давайте прочитаем это письмо: «Здравствуйте, ребята! Я Алиса-путешественница! Я очень люблю путешествовать и хочу побывать у вас в гостях. Давайте совершим вместе экскурсию по вашему городу Оренбургу. Мы сможем с Вами пройти по любимым местам вашего города»
- Целеполагание.
– Ребята, а почему она называет себя Алисой-путешественницей? (ответы детей)
– Что такое путешествие? (ответы детей)
– Какие виды путешествия Вы знаете? (пеший, на автомобиле, на велосипеде, на автомобиле, на автобусе, на лодке, на самолете, на корабле)
- Мотивация деятельности обучающихся.
– А вы бы хотели совершить путешествие? (ответы детей)
– Мы вместе с вами отправимся в путешествие на виртуальном экомобиле по улице Советской! Поэтому пристегните все ремни. (достаю обои с маршрутом, показываю и кладу на пол). И сейчас я Вам покажу схему, по которой мы будем путешествовать, вы готовы увидеть?
- Основная часть.
Как вы видите это схема улицы Советская – это своеобразный музей под открытым небом, длиною 3 км. Каждый дом, каждое здание, которое находится на этой улице – историческая и архитектурная ценность. Сейчас это пешеходная зона, а ранее по ней ездили троллейбусы, а теперь мы с Вами счастливые люди, потому что можем гулять по этой улице и наслаждаться красивыми видами. Именно по этой улице мы сегодня с вами и попутешествуем. Кладу на пол схему.
– Как Вы думаете, почему мы с Вами совершим путешествие именно по улице Советской? (ответы детей).
– Да, правильно, потому что на этой улице очень много достопримечательностей и памятников. И мы узнаем их историческую справку.
– Наша первая остановка посвящена памятнику «Первая учительница» (педагог просит одного учащегося прочитать историческую справку о данном памятнике).
Педагог говорит:
«И теперь отметим это место на карте пройденным. Имя, подойди ко мне, вот тебе картинка и приклей это поверх остановки».
– Прежде чем мы перейдем с Вами ко 2 остановке, выполним задание: я Вас разделю на 3 подгруппы, и раздам каждой подгруппе конверты, откройте их и соберите пазл и тогда мы с Вами узнаем, какая следующая остановка (педагог раздаёт 3 группам пазл с изображением В.П. Чкалова).
– Молодцы! Вы правы! Наша следующая остановка – Памятник Валерию Чкалову (педагог просит одного учащегося прочитать историческую справку о данном памятнике).
Педагог говорит:
«И теперь отметим это место на карте пройденным. Имя, подойди ко мне, вот тебе картинка и приклей это поверх остановки».
– Вы устали? Давайте проведем физкультминутку!
– Прежде чем мы перейдем с Вами ко 3 остановке, отгадайте загадку:
«Белый мост, длина которого составляет 220 метров, а вес – 900 тонн. Он отличается необычной белизной — покрашен белой эмалью. За это горожане часто называют его Белым, а журналисты на открытии сравнили его с белой птицей, парящей над рекой».
– Да, вы правы, это наша третья остановка – «Европа-Азия». (педагог просит одного учащегося прочитать историческую справку о данном памятнике).
Педагог говорит:
«И теперь отметим это место на карте пройденным. Имя, подойди ко мне, вот тебе картинка и приклей это поверх остановки».
– Ребята, у Вас на столах лежат карточки, соотнесите их и прочитайте (Разделил на 3 подгруппы):
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Жить – Родине служить.
3. Человек без Родины – соловей без песни.
4. Где кто родится, там и пригодится.
5. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
6. Герой – за Родину горой.
– Это те пословицы о Родине, которые мы с Вами должны помнить на протяжении всей жизни.
– Ребята, я предлагаю Вам записать видео Алисе-путешественнице о том, какие достопримечательности мы сегодня с Вами прошли и это видео я пришлю ей на почту.
- Первая остановка была посвящена памятнику «Первая учительница». Его построили в 2012 году. В центре композиции расположена фигура молодой учительницы, рядом с ней 4 ученика с цветами.
- Вторая остановка была посвящена памятнику Валерию Чкалову. Он был выпускником военно-авиационного училища и в 1953 году открыли памятник выдающемуся советскому летчику Валерию Павловичу Чкалову.
- Третья остановка была «Европа-Азия». Это пешеходный мост, длина которого составляет 220 метров, а вес 900 тонн. Пешеходный мост позволяет всем желающим совершать «путешествие» из Европы в Азию и обратно, а также любоваться живописными берегами реки.
Рефлексия.
– Ребята, скажите, как вы считаете зачем нам памятники?
– Правильно, они нужны для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей.
– На этом наше путешествие подошло к концу.
– Ребята, Вы большие молодцы, мне было с Вами очень приятно работать, вы оказались очень любознательными ребятами! И я надеюсь, что Вы узнали что-то новое для себя. До новых встреч.
Дидактические материалы (раздаточный материал учащимся)
- Первая остановка была посвящена памятнику «Первая учительница». Его построили в 2012 году. В центре композиции расположена фигура молодой учительницы, рядом с ней 4 ученика с цветами.
- Вторая остановка была посвящена памятнику Валерию Чкалову. Он был выпускником военно-авиационного училища и в 1953 году открыли памятник выдающемуся советскому летчику Валерию Павловичу Чкалову.
- Третья остановка была «Европа-Азия». Это пешеходный мост, длина которого составляет 220 метров, а вес 900 тонн. Пешеходный мост позволяет всем желающим совершать «путешествие» из Европы в Азию и обратно, а также любоваться живописными берегами реки
Технологическая карта занятия дополнительного образования
(автор: Муллабаева Светлана Румановна)
Организационно-методическая информация | ||
1. | Название ДООП | «Музееведение» |
2. | Направленность | Туристско-краеведческая |
3. | Тема занятия | Достопримечательности Оренбурга |
4. | Основное содержание темы, термины и понятия | Названия достопримечательностей Оренбурга, находящиеся на улице Советская. Дата образования достопримечательностей и памятников, их историческая справка. |
5. | Методы и приёмы реализации содержания занятия. Образовательные технологии. | Методы обучения:
Образовательные технологии:
|
6. | Возраст обучающихся: | 7-10 лет (4 класс) |
7. | Цель: | Формирование представления о достопримечательностях как к объектам культурного наследия Оренбурга |
8. | Задачи: | |
Воспитательные | Формировать ценностное отношение к достопримечательностям как к объектам культурного наследия Оренбурга | |
Развивающие |
|
|
Обучающие | Формировать знания о понятии «достопримечательность», формировать умения определять и исторически характеризовать объекты культурного наследия | |
9. | Планируемые результаты | |
9.1 | Личностный результат | Гражданско-патриотическое воспитание: формирование ценностного отношения к достопримечательностям как к объектам культурного наследия Оренбурга |
9.2 | Метапредметный результат | Регулятивные:
1.Самоорганизация: умения выстраивать последовательность выбранных действий. Познавательные: Базовые исследовательские действия: 1. Умения с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; 2. Умения формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования). Коммуникативные: Общение:
|
9.3 | Предметный результат | Обучающиеся владеют понятием «достопримечательность», умеют характеризовать объекты культурного наследия |
10. | Организация среды для проведения занятий | Учебный класс, компьютер, мультимедиапроектор, колонки, дидактический материал |
11. | Форма учебного занятия | Комбинированное занятие в учебном кабинете |
Ход занятия | ||||||
Этапы занятия | Используемые педагогические технологии, элементы педагогических технологий | Методические приёмы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
I. | Вводная часть | Технология проблемного обучения (Джон Дьюи, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин; А.В. Брюшлинский, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев) | Метод вводной беседы | Приветствие педагога: «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать каждого присутствующего здесь. Итак, мы начинаем наше занятие» | Учащиеся приветствуют педагога. | Коммуникативные:
Умения проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Метод демонстрации, вводная беседа | Педагог говорит:
– Ребята, Вы когда-нибудь писали письма? Получали письма? – Сегодня мне пришло письмо от Алисы-путешественницы, которая очень любит путешествовать, давайте вместе прочитаем это письмо: «Здравствуйте, ребята! Я Алиса-путешественница! Я очень люблю путешествовать и хочу побывать у вас в гостях. Давайте совершим вместе экскурсию по вашему городу Оренбургу. Мы сможем с Вами пройти по любимым местам вашего города» |
Отвечают на вопрос педагога, взаимодействуют с ним. Читают письмо от Алисы-путешественницы. | Коммуникативные:
|
|
1.2 | Мотивация обучающихся к деятельности | Метод беседы, фронтальный опрос | Педагог говорит:
– Ребята, а почему она называет себя Алисой-путешественницей? – Что такое путешествие? – Какие виды путешествия Вы знаете? |
Учащиеся отвечают на вопросы педагога. | Коммуникативные:
|
|
1.3 | Целеполагание | Метод беседы, фронтальный опрос, метод демонстрации | Педагог говорит:
– А вы бы хотели совершить путешествие? – Поэтому пристегните все ремни! И сейчас я Вам покажу схему, по которой мы будем путешествовать, вы готовы увидеть? (педагог крепит на доску схему улицы Советской) |
Учащиеся отвечают на вопросы педагога, догадываются о чем будет тема занятия. Выполняют поручения педагога. | Гражданско-патриотическое воспитание: формирование ценностного отношения к достопримечательностям как к объектам культурного наследия Оренбурга Познавательные УУД:
|
|
II. | Основная часть | |||||
2.1 | Добывание (сообщение и восприятие) нового знания | Технологии поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф.Талызин) | Метод рассказа, метод демонстрации, групповая работа | Педагог говорит:
Как вы видите это схема улицы Советская – это своеобразный музей под открытым небом, длиною 3 км. Каждый дом, каждое здание, которое находится на этой улице – историческая и архитектурная ценность. Сейчас это пешеходная зона, а ранее по ней ездили троллейбусы, а теперь мы с Вами счастливые люди, потому что можем гулять по этой улице и наслаждаться красивыми видами. Именно по этой улице мы сегодня с вами и попутешествуем. – Наша первая остановка посвящена памятнику «Первая учительница» (педагог просит одного учащегося прочитать историческую справку о данном памятнике). Педагог говорит: – Прежде чем мы перейдем с Вами ко 2 остановке, выполним задание: я Вас разделю на 3 подгруппы, и раздам каждой подгруппе конверты, откройте их и соберите пазл и тогда мы с Вами узнаем, какая следующая остановка (педагог раздаёт 3 группам пазл с изображением В.П. Чкалова). – Молодцы! Вы правы! Наша следующая остановка – Памятник Валерию Чкалову (педагог просит одного учащегося прочитать историческую справку о данном памятнике). – Вы устали? Давайте проведем физкультминутку! – Прежде чем мы перейдем с Вами ко 3 остановке, отгадайте загадку: «Белый мост, длина которого составляет 220 метров, а вес – 900 тонн. Он отличается необычной белизной — покрашен белой эмалью. За это горожане часто называют его Белым, а журналисты на открытии сравнили его с белой птицей, парящей над рекой». – Да, вы правы, это наша третья остановка – «Европа-Азия». (педагог просит одного учащегося прочитать историческую справку о данном памятнике). |
Учащиеся внимательно слушают педагога, изучают схему улицы Советская задают вопросы.
Учащийся читает историческую справку, которая представлена на дидактическом материале: «Памятник появился 1 июня 2012 году. Представляет собой 10-тонную пяти фигурную скульптурную композицию, выполненную из бронзы. В центре композиции расположена фигура молодой учительницы, рядом с ней 4 ученика с цветами. За скульптурой расположена памятная стена «Летопись учительской славы Оренбуржья» с фамилиями лучших педагогов Оренбургской области». Учащиеся делятся на 3 группы и собирают пазл. Собрав пазл, говорят какую достопримечательность им удалось собрать. Учащийся читает историческую справку о 2 остановке: «7 ноября 1953 г, в день 36-ой годовщины Октябрьской революции около военного авиационного училища на берегу Урала был открыт памятник выдающемуся советскому летчику Валерию Павловичу Чкалову. Он был выпускником военно-авиационного училища, которое в тридцатые годы обосновывалось в Оренбурге». Выполняют вместе с педагогом физминутку. Учащиеся отгадывают загадку. Учащийся читает историческую справку о 3 остановке: «Очень давно исследователи считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. Пешеходный мост, перекинутый через Урал, позволяет всем желающим совершать «путешествие» из Европы в Азию и обратно, а также любоваться живописными берегами реки. О том, что прогуливающиеся пересекают границу 2-х частей света, указывают столбы с гербами и надписями «Европа-Азия». |
Познавательные:
Умения формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования) Коммуникативные: Общение:
Предметный: Обучающиеся владеют понятием «достопримечательность», умеют характеризовать объекты культурного наследия |
2.3 | Применение и закрепление обучающимися нового знания | Групповая работа | Педагог говорит:
– Ребята, у Вас на столах лежат карточки, соотнесите их и прочитайте (Разделил на 3 подгруппы): – Это те пословицы о Родине, которые мы с Вами должны помнить на протяжении всей жизни. – Ребята, я предлагаю Вам записать видео Алисе-путешественнице о том, какие достопримечательности мы сегодня с Вами прошли и это видео я пришлю ей на почту. |
Учащиеся соотносят карточки и читают конечный результат. Отвечают на вопросы педагога, говорят о достопримечательностях на видео. | Коммуникативные:
Регулятивные:
|
|
III. | Заключительная часть | |||||
3.1 | Подведение итогов. Рефлексия деятельности обучающихся | Метод беседы | – Ребята, скажите, как вы считаете зачем нам памятники? – Правильно, они нужны для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей. – На этом наше путешествие подошло к концу. – Ребята, Вы большие молодцы, мне было с Вами очень приятно работать, вы оказались очень любознательными ребятами! И я надеюсь, что Вы узнали что-то новое для себя. До новых встреч. |
Учащиеся слушают педагога, взаимодействуют с ним, отвечают на вопросы. | Гражданско-патриотическое воспитание: формирование ценностного отношения к достопримечательностям как к объектам культурного наследия Оренбурга
Коммуникативные:
|