«Говорящая стена» в ДОУ как средство формирования
основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»
665459 Иркутская область г. Усолье-Сибирское, проспект Комсомольский, 22
Направление практики: Оформление коридорного пространства ДОУ по теме «Безопасность»; самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста, деятельность совместно с педагогом, деятельность совместно с родителями воспитанников.
Обоснование актуальности.
Рождаясь, ребёнок попадает в социальную действительность, которая имеет много опас-ностей для детей и взрослых. Поэтому обществом были выработаны определённые правила безопасности, которые необходимо знать и выполнять. Безопасность наших детей в окружающей жизни — это самая важная задача для всех взрослых. Но надо не только оберегать и защищать детей от опасных моментов в жизни, но и учить их правилам безопасного поведения в различных ситуациях нашего социума.
«Говорящая стена» оформлена в коридорном пространстве ДОУ, поэтому доступна детям и родителям разных возрастных групп. Представляет собой своеобразную живую панораму, состоящую из тематических блоков: «Безопасность на дороге», «Безопасность дома», «Осторожно! Незнакомец», «Пожарная безопасность», «Служба МЧС: 101, 102, 103, 104; «Безопасное поведение в природе (в лесу, на воде)».
«Говорящая стена» даёт возможность взрослому (педагогу, родителю) и ребёнку совместно участвовать в создании макетов, игр по безопасности, которые могут изменяться и легко трансформироваться. Условия ДОУ позволяют оформить «Говорящую стену» и наполнить её соответствующим содержанием.
«Говорящая стена» рассматривается как:
а/ элемент РППС современного ДОУ, или один из эффективных способов интерактивного взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми;
б/ инструмент, позволяющий необычным образом изменить РППС в ДОУ в своеобразный живой экран;
в/ путеводитель по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.
Работа строится в трёх направлениях: с детьми, с родителями воспитанников, с педагогами.
- Работа с детьми как самостоятельная так и совместная проводится по вышеуказанным тематическим блокам «Говорящей стены», индивидуально, по подгруппам и групповое взаимодействие. Поощряется самостоятельная деятельность детей, которая не регламентируется педагогом. Педагог соавтор с ребенком, он уважает его интересы, индивидуальные особенности развития. Педагог является наблюдателем.
- Работа с родителями воспитанников строится на привлечении внимания родителей к информации. В каждом тематическом блоке «Говорящей стены» имеются информационные тематические буклеты для родителей. А также активизация родителей к совместной игровой и познавательной деятельности с детьми: рассматривание иллюстраций, карточек, схем, рисование, отгадывание загадок, ребусов, шифровок, совместное решение проблемных ситуаций, игры с использованием макетов, частичное моделирование, рассматривание лэпбуков и т.п. Родители в совместной деятельности с детьми также закрепляют знания о безопасном поведении в социуме и являются образцом для детей в своих знаниях и действиях. Обязательная часть работы с роди-телями через детей – это поощрение и создание «ситуации успеха и радости» от полученного совместного время провождения.
Таким образом, диалог и сотрудничество на «Говорящей стене» по теме «Безопасность» проводится между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми и родителями воспитанников и способствует усвоению детьми дошкольного возраста основ безопасного поведения в игровой и познавательной деятельности.
28.09.2024 г.