Колмакова Елена Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ ХМР «СОШ имен Героя Советского Союза В.Ф. Чухарева» с. Нялинское
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №48539
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Внеклассное мероприятие по русскому языку «Культура речевого общения среди подростков»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №48539


Внеклассное мероприятие «Культура речевого общения среди подростков»

Провела 

учитель русского языка и литературы 

Колмакова Е.Ю.

Цели: дать понятие «культура речи», научить слушать собственную речь и речь окружающих, ориентироваться в разных типах ситуаций общения и выбирать языковые средства, адекватные ситуации, приобщать учащихся к культуре устной речи, воспитывать ответственность за грамотную речь .

… по тому, как человек говорит, мы можем определить

степень интеллигентности человека, степень его

психологической уравновешенности. Наша речь –

важнейшая часть не только нашего поведения, но и

нашей личности, нашей души, ума…

Д.С. Лихачёв

Вед.  Добрый день, ученики и уважаемые взрослые! 

Я рада приветствовать вас на нашем уроке. 

– Наш урок я хочу начать с отрывка из серии журнала «Ералаш». Посмотрите внимательно и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

 (видеоролик “Ералаш” – Почему мы так говорим?)

– О чем будем говорить сегодня на уроке? 

 

– Сегодня мы поговорим о речевом этикете, т.е. о культуре речевого общения, в частности среди подростков.   СЛ 2

– Насколько важно в нашей жизни умение общаться, грамотно высказывать свои мысли, ценить людей? Прочитаем, что по этому поводу сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, порядочность и интеллигентность которого заслуживают преклонения. 

Его слова являются  эпиграфом к нашей беседе.

– Определите основную мысль высказывания.

 

                                     ЭПИГРАФ    СЛ 3

Основная мысль выражена в последнем предложении Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума

Прежде всего, речь должна быть грамматически правильной. Достаточно услышать  “беги к ихнему дому“, чтобы составить неблагоприятное мнение о культуре человека.

Одно из требований, которое предъявляется к устной речи – это правильное литературное произношение. 

Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка.  С помощью языка мы думаем, общаемся и творим. 

– А легко ли людям найти общий язык? И почему иногда одно единственное слово может воздвигнуть между ними стену обиды и непонимания? Обратимся к определенной речевой ситуации 

                                  (чтение диалога на раздаточном материале – Приложение 1).

 

– Видал? – сказала Самбо, прикрывая дверь. – Уши грела!    

– Это твоя сестра?

– Ага. Заноза. Ты думаешь, ей ручка нужна? Ха-ха! Она на тебя взглянуть приходила.  – Самбо снова принялась ходить по комнате. – Теперь будет на шухере. 

(Юрий Сотник «Машка Самбо и Заноза»).

 

Между людьми какого возраста происходит диалог?  

 

– Какие речевые особенности это подтверждают?

                 Слова из молодежного жаргона: «уши греть» – подслушивать; 

                                                                           «на шухере» – на страже, настороженно.

 

Для чего молодежи нужен жаргон, сленг?     СЛ 4

Подростки считают жаргонные слова признаком современности. Стремятся отделить себя от мира взрослых. Жаргон или сленг для них – средство самовыражения и социальный пароль.

 

Учитель. Давайте проследим явление сленга на протяжении нескольких десятилетий.

 

СЛ 5       СЛ 6        СЛ  7                               Приложение 2                                                                                            

70-е г.г. 20 в. – хипповать (поддерживать стиль «хиппи»)

80-е г.г. 20 в. «дискач» – дискотека – в период развития диско-музыки.

90-е г.г. 20 в. – в связи с влиянием западной культуры – наплыв англицизмов: герла – девушка; шузы’ – обувь.

 

Вывод. Мы видим, что сленг –  явление временное. В каждом поколении использовался свой сленг.

 

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Но универсален ли он настолько, чтобы говорить на нем всегда и везде, как это делает часть молодежи? 

Проведем небольшой эксперимент. Познакомимся с фрагментом пародии М. Розовского на сюжет сказки «Красная шапочка»      СЛ  8

                                                                      раздаточный материал – Приложение 3    

   Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной  Красной шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, сказал Серый Волк. – Это все не фонтан, пшено и не в жилу».  «Отпад, – сказала Красная шапочка. – Будь здоровчик».

 

– Каково первое впечатление от пародии? 

– А теперь послушаем традиционную, литературную версию сказки.

 

Учитель.  Идет она лесом, а навстречу ей — серый Волк.

— Куда ты идешь, Красная Шапочка? — спрашивает Волк.

— Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

— А далеко живет твоя бабушка?

— Далеко, — отвечает Красная Шапочка. — Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

— Ладно, — говорит Волк, — я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. 

 

Всем известная сказка, нет человека, который бы не был с ней знаком. В ней нет той новизны и необычности, как в пародии Розовского.   Но…

 

Учитель.  Какой из вариантов вы оставили бы своим потомкам: детям, внукам жаргонный или традиционный? Почему?

 

В жаргонном варианте теряется смысл произведения. А ведь, как известно: «Сказка ложь, да в ней намек». Дети познают мир через сказку.

 

В. Чему учит сказка Шарля Перро «Красная шапочка»?

                           Никогда нельзя разговаривать с посторонними, доверяться им.

 

Но основой общения  людей всех поколений все-таки является язык литературный. 

Пародия на сказку на первый взгляд смешная («прикольная»), но она теряет свой глубинный смысл, доброту, красоту изложения. 

 

             ПРОЗВИЩА

 

– Еще одна особенность общения в молодежной сфере – это обращение друг к другу по прозвищу. 

 

Попробуем раскрыть смысл прозвищ в литературном  отрывке, с которым мы сегодня уже встречались,   «Машка Самбо и Заноза» 

 

1.Как вы думаете, почему одну из девочек называют Самбо?     

                           Я ЧИТАЮ

 

 «Говорили, что ее двоюродный брат увлекается этим видом борьбы и Машка научилась от него всем приемам. Она славилась не только ловкостью и силой, но и вспыльчивостью. Даже самые отчаянные мальчишки боялись ее задевать, потому что она бросала их через голову».

                                         Отв. Машка занималась самбо.

– Как вы думаете, прозвище Заноза у сестры Машки носит отношение одобрительное или пренебрежительное?

 

Н.В. Гоголь говорил о прозвищах: «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…» 

Даже самодержцы (князья и цари) не избегали этой участи.

 

В. Вспомните, какими прозвищами наделил народ великих правителей, монархов, объясните, чем обусловлен выбор прозвища   

                                                                          МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ

                                                                                                                  Приложение 4

 

Ярослав Мудрый (умер 1054) – князь Ярослав Владимирович, деятельный правитель. При нем высокого развития достигли литература (появилась первая библиотека), ораторское искусство, ремесло. 

 

Всеволод Большое Гнездо – внук Владимира Мономаха. Вел борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Первым принял титул великого князя, стремился централизовать Русь (словно вил гнездо).

 

Ярослав Осмомысл – Ярослав Владимирович  Галицкий (1187г.)     «Много знающий»    Осмомысл – знал восемь языков, был умен за восьмерых».

 

Николай II Кровавый – именно во время правления этого монарха произошло трагически знаменитое Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.)

 

Иван Грозный  (Иван IV, Васильевич) стал великим князем московским в 1533 г. Первый русский царь. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. 

Но при нём же русский народ столкнулся с невероятной  жестокостью. 

 

Пётр Великий (Пётр I, Алексеевич) – царь – реформатор, при нём были отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, что обеспечило выход к Балтийскому морю; было укреплено международное положение России.

 

Е.Ю.   Чем эти прозвища отличаются от тех, которые дают друг другу подростки в молодёжной среде?

 

Народ дал царям данные прозвища уже в зрелые годы, осмыслив их правление и достижения, согласуя с их характером. 

Молодёжь же выдумывает клички спонтанно, почти не задумываясь о значении и последствиях.

 

Прозвище указывает на яркие черты характера, внешности.

 

– А как вы считаете, каких прозвищ больше: позитивных или негативных?

 

– А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти клички? 

Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

-Петрушка! Вечно ты с обновкой – с разодранным локтём.

-Ты, Филька, ты – прямой чурбан.

– А вы, ребята, живёте в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. 

О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»   

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Витька, Ванька, Толька.

-Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные.

У поэта Сергея Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:                         

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,          

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

И может некий Комаров                     

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

-Какой вывод?… 

Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

 

В наше время каждый человек проносит через жизнь своё троекратное имя, которое продолжает жить и после своего хозяина. 

 

Имя, фамилия, отчество – это слова необыкновенные по своему значению, это светлые надежды родителей на славу и удачливость ребёнка, это уважение к своим предкам.

 

                 БРАНЫЕ СЛОВА

– А сейчас поговорим об истории появления бранных слов.

– А для чего используют мат? (замена слов, которые не можете подобрать) 

В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием против нечистой силы. Через матерную брань люди общались с нечистой силой, как бы призывая её в свою жизнь.

После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать.  

Все знали, что бранить детей нельзя матом, – они будут мучимы бесами. 

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. 

Если выругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. 

Где же человеку можно выругаться, выплеснуть всю свою злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и пошло выражение «поле брани».

  1. Мат оскверняет человека.
  1. Матерная лексика культурно обедняет. Если убрать из языка сквернослова все матерные слова, сразу станет видно, насколько беден его словарный запас. 
  1. Слово «мат» означает крик, в значении звукоподражания. А подражание было звукам животных «ма» и «мя». 

В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом.

Научно доказано, что мат опасен для здоровья человека. Он не только способствует   снижению   интеллекта,   унижает   и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, приводит к раннему старению.                      Послушайте научные данные.

Агата. Ученые проводили эксперимент на семенах растения арабидопсис. Все семена разделили на две части. Над одной частью семян произносились бранные слова, почти все они погибли или стали генетическими уродами. Над второй частью семян произносили вежливые слова, и все эти семена активно проросли. 

Подобным образом бранные слова действуют и на организм человек, на его ДНК. С каждым поколением потомству передается программа самоликвидации. Бранные слова вызывают эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

 

Вед. Подросток для того, чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости. 

 

А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто правда силен, не нужно доказывать это всему миру. 

По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. 

Сильный человек НЕ позволяет вредной привычке господствовать над ним

 

                                                                                  

В начале XIX века русский язык активно культивировал многие иностранные слова. Поэтому, у многих слов появилось другое значение. 

               СЛ 9, 10

Раньше под словом «тачка» подразумевалась безобидная тележка для перевозки груза. Теперь «тачкой» называют машину. 

СЛ 11,12  Прежде в ящик складывали полезные вещи, сейчас в него «пялятся». 

СЛ 13,14,15  Из тарелок ели, на худой конец, в них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка –  это телевизионная антенна. 

СЛ 16,17  Бабки прежде были старые, ворчливые, стали — новые, зеленые, хрустящие.

Что делать? Прогресс. 

Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «блин» или «клево».  

ПУШКИН одевается

Когда-то люди по своей наивности думали, что блины — это сорт выпечки, употребляемый  в пищу. Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все свои накопившиеся отрицательные эмоции. Самое главное в нашей жизни — это быть «крутым».

СЛ 18    Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди (СЛ 19)  до 90-х годов XX века не попадались.

Из-за наличия в нашей речи огромного количества таких слов старшее поколение      

не может понять младшее.

 

СЛ  20   Сценка: «Великий могучий русский язык против современного сленга»

На сцену выходят два ученика. Один изображает А.С. Пушкина (соответствующий костюм, шляпа, парик, бакенбарды), другой современного подростка (бейсболка, джинсы)  

 

Голос за сценой: Это конечно невозможно, но представьте, что было бы, если бы 

А. С. Пушкин встретился с современным подростком.

 

Современный подросток:   

Эй, Пушкин, тебя на батл вызываю!

Целый день я в ТикТоке залипаю.

У меня в татухах все руки.

А в шкафу висят стильные луки.

В разговоре тебя переплюну, поверь!

Пушкин А. С.

Ну скорее не на батл, а на дуэль!

Не скажу, что Ваш тон мне приятен,

Да и язык Ваш не очень понятен.

Разве говорит так человек культурный?

Буду переводить на литературный,

Чтоб суть разговора поняли мы оба!

Современный подросток

Ладно, ОК, переведи попробуй!

Современный подросток: Краш!

Пушкин А. С. : Персона, в которую влюблен.

Современный подросток: Ауф!

Пушкин А. С. : Я в восторге или удивлен.

Современный подросток: Жиза!

Пушкин А. С. : Знакомая всем ситуация.

Современный подросток: Пранк!

Пушкин А. С. : Розыгрыш, провокация.

Современный подросток: Чилить!

Пушкин А. С. : Отдыхать, расслабляться.

Современный подросток: Флексить!

Пушкин А. С. : Танцевать, развлекаться.

Современный подросток: Хайп!

Пушкин А. С. : Популярность, успех, признание.

Современный подросток: Банить!

Пушкин А. С.: Ограничение доступа или изгнание.

Современный подросток: Кринж!

Пушкин А. С. Срам, ужасно и стыдно!

Современный подросток: Изи!

Пушкин А. С.: Очень просто, легко, очевидно.

Современный подросток:

Александр Сергеевич, почтенный!

Поработаю над речью непременно.

Моя речь звучит круто, а Ваша красиво,

А в красоте языка и есть его сила!

Пушкин

Безусловно, язык мой прекрасен!

А вот твой, похоже, заразен…

Уносить скорее надо ноги домой!

Чао, персик, дозревай! Ой!

Пушкин А. С. закрывает рот руками и убегает со сцены, современный подросток поживает удивленно плечами и уходит со сцены.

А теперь мы с вами поиграем в переводчиков. Английский язык ни при чем! 

Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! 

Ну, что, переводчики, вы готовы? Вот вам задание. Переведите слова, которых не знал русский человек еще лет 50 назад.

Переведите слова на современный язык.         8 класс

  1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).
  2. Облом – неожиданно плохой результат
  3. Приколоться – подшутить
  4. Вали – уходи

Переведите слова на современный язык.      9 класс

  1. Понтово (получаю удовольствие).
  2. Прикол (шутка).
  3. Отпад (замечательно).
  4. Балдеть – веселиться

Переведите слова на современный язык.        10 класс

1.Тащиться (быть в восторге).

  1. Прикол – шутка

3.Стрелка – драка

4.Базар – разговор

Переведите слова на современный язык.   11 класс

  1. Кинуть – обмануть
  2. Влипнуть – попасться
  3. Прикинь – представь себе
  4. Достать – надоесть

Вед. Вот и справились. Да, несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. 

Надеюсь, что подобный “словесный мусор“, тем более непристойная брань, уже не слишком засоряет ваше общение. Потому что “болезнь сленга”- это все-таки болезнь детская, а значит, должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Прочитаем основные правил по культуре речи.

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

4.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

5.Не говори быстро, не проглатывай слова.

6.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

7.Будь ласков и приветлив в разговоре с собеседником.

  1. Не давай кличек своим товарищам.

Подведение итогов

 

Вот и закончен наш разговор. Мы не обсуждали сегодня, что можно делать, а что нельзя, но поднимали вопрос: «А нужно ли?» 

Каждый сделал свой собственный вывод. В любом случае сегодняшний разговор – это ещё один шаг к становлению своей личности. Мне бы хотелось, чтобы вы приняли в сердце одну житейскую мудрость: «Называться человеком легко, быть человеком труднее»

 

Я бы хотела, чтобы сегодня на уроке и впоследствии мы чаще задумывались, как мы общаемся, и всегда ли приятно это общение окружающим.

Мы  не  властны  над  речью  других,  но  над  собственной  речью  мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

На листах А-3 нарисовать, написать и оформить выводы от сегодняшней беседы. 

Призвать окружающих …

Приложение 1

– Видал? – сказала Самбо, прикрывая дверь. – Уши грела!

– Это твоя сестра?

– Ага. Заноза. Ты думаешь, ей ручка нужна? Ха-ха! Она на тебя взглянуть приходила.  – Самбо снова принялась ходить по комнате. – Теперь будет на шухере. 

 

(Юрий Сотник «Машка Самбо и Заноза»).

Приложение 1

– Видал? – сказала Самбо, прикрывая дверь. – Уши грела!

– Это твоя сестра?

– Ага. Заноза. Ты думаешь, ей ручка нужна? Ха-ха! Она на тебя взглянуть приходила.  – Самбо снова принялась ходить по комнате. – Теперь будет на шухере. 

 

(Юрий Сотник «Машка Самбо и Заноза»).

Приложение 1

– Видал? – сказала Самбо, прикрывая дверь. – Уши грела!

– Это твоя сестра?

– Ага. Заноза. Ты думаешь, ей ручка нужна? Ха-ха! Она на тебя взглянуть приходила.  – Самбо снова принялась ходить по комнате. – Теперь будет на шухере. 

 

(Юрий Сотник «Машка Самбо и Заноза»).

Приложение 1

– Видал? – сказала Самбо, прикрывая дверь. – Уши грела!

– Это твоя сестра?

– Ага. Заноза. Ты думаешь, ей ручка нужна? Ха-ха! Она на тебя взглянуть приходила.  – Самбо снова принялась ходить по комнате. – Теперь будет на шухере. 

 

(Юрий Сотник «Машка Самбо и Заноза»).

Приложение 3

   Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной  Красной шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, сказал Серый Волк. – Это все не фонтан, пшено и не в жилу».  «Отпад, – сказала Красная шапочка. – Будь здоровчик».

Приложение 3

   Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной  Красной шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, сказал Серый Волк. – Это все не фонтан, пшено и не в жилу».  «Отпад, – сказала Красная шапочка. – Будь здоровчик».

 

Приложение 2

70-е г.г. 20 в. – хипповать (поддерживать стиль «хиппи»)

80-е г.г. 20 в. «дискач» – дискотека – в период развития диско-музыки.

90-е г.г. 20 в. – в связи с влиянием западной культуры – наплыв англицизмов: герла – девушка; шузы – обувь.

Приложение2

70-е г.г. 20 в. – хипповать (поддерживать стиль «хиппи»)

80-е г.г. 20 в. «дискач» – дискотека – в период развития диско-музыки.

90-е г.г. 20 в. – в связи с влиянием западной культуры – наплыв англицизмов: герла – девушка; шузы – обувь.

Приложение 2

70-е г.г. 20 в. – хипповать (поддерживать стиль «хиппи»)

80-е г.г. 20 в. «дискач» – дискотека – в период развития диско-музыки.

90-е г.г. 20 в. – в связи с влиянием западной культуры – наплыв англицизмов: герла – девушка; шузы – обувь.

девушка; шузы – обувь.

                    Приложение 4

 

Ярослав Мудрый – князь Ярослав Владимирович, деятельный правитель. При нем высокого развития достигли литература (появилась первая библиотека), ораторское искусство, ремесло. 

 

Всеволод Большое Гнездо – внук Владимира Мономаха. Вел борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Первым принял титул великого князя, стремился централизовать Русь (словно вил гнездо).

 

Ярослав Осмомысл – Ярослав Владимирович  Галицкий (1187г.)     «Много знающий»    Осмомысл – знал восемь языков, был умен за восьмерых».

 

Иван Грозный  (Иван IV, Васильевич) Первый русский царь. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. 

Но при нём же русский народ столкнулся с невероятной  жестокостью. 

 

Пётр Великий (Пётр I, Алексеевич) – царь – реформатор, при нём были отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, что обеспечило выход к Балтийскому морю; было укреплено международное положение России.

Голос за сценой: Это конечно невозможно, но представьте, что было бы, если бы 

А. С. Пушкин встретился с современным подростком.

 

Современный подросток:   

Эй, Пушкин, тебя на батл вызываю!

Целый день я в ТикТоке залипаю.

У меня в татухах все руки.

А в шкафу висят стильные луки.

В разговоре тебя переплюну, поверь!

Пушкин А. С.

Ну скорее не на батл, а на дуэль!

Не скажу, что Ваш тон мне приятен,

Да и язык Ваш не очень понятен.

Разве говорит так человек культурный?

Буду переводить на литературный,

Чтоб суть разговора поняли мы оба!

Современный подросток

Ладно, ОК, переведи попробуй!

Современный подросток: Краш!

Пушкин А. С.: Персона, в которую влюблен.

Современный подросток: Ауф!

Пушкин А. С.: Я в восторге или удивлен.

Современный подросток: Жиза!

Пушкин А. С.: Знакомая всем ситуация.

Современный подросток: Пранк!

Пушкин А. С.: Розыгрыш, провокация.

Современный подросток: Чилить!

Пушкин А. С.: Отдыхать, расслабляться.

Современный подросток: Флексить!

Пушкин А. С.: Танцевать, развлекаться.

Современный подросток: Хайп!

Пушкин А. С.: Популярность, успех, признание.

Современный подросток: Банить!

Пушкин А. С.: Ограничение доступа или изгнание.

Современный подросток: Кринж!

Пушкин А. С. Срам, ужасно и стыдно!

Современный подросток: Изи!

Пушкин А. С.: Очень просто, легко, очевидно.

Современный подросток:

Александр Сергеевич, почтенный!

Поработаю над речью непременно.

Моя речь звучит круто, а Ваша красиво,

А в красоте языка и есть его сила!

Пушкин

Безусловно, язык мой прекрасен!

А вот твой, похоже, заразен…

Переведите слова на современный язык.         8 класс

  1. Я торчу от этой песни –
  2. Облом –
  3. Приколоться –
  4. Вали –

Переведите слова на современный язык.      9 класс

  1. Понтово –
  2. Прикол –
  3. Отпад –
  4. Балдеть –

Переведите слова на современный язык.        10 класс

1.Тащиться –

  1. Прикол –
  2. Стрелка –
  3. Базар –

Переведите слова на современный язык.   11 класс

  1. Кинуть –
  2. Влипнуть –
  3. Прикинь –
  4. Достать –

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»   Лиза Д.

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Витька, Ванька, Толька.

Агата.  Ученые проводили эксперимент на семенах растения арабидопсис. Все семена разделили на две части. Над одной частью семян произносились бранные слова, почти все они погибли или стали генетическими уродами. Над второй частью семян произносили вежливые слова, и все эти семена активно проросли. 

Подобным образом бранные слова действуют и на организм человек, на его ДНК. С каждым поколением потомству передается программа самоликвидации. Бранные слова вызывают эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»   ученица

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Витька, Ванька, Толька.

Агата.  Ученые проводили эксперимент на семенах растения арабидопсис. Все семена разделили на две части. Над одной частью семян произносились бранные слова, почти все они погибли или стали генетическими уродами. Над второй частью семян произносили вежливые слова, и все эти семена активно проросли. 

Подобным образом бранные слова действуют и на организм человек, на его ДНК. С каждым поколением потомству передается программа самоликвидации. Бранные слова вызывают эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

С.Михалков «Смешная фамилия»

Настя 

Каких фамилий только нет:               

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

Маша 

В фамилиях различных лиц,      

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Соня Т.

И может некий Комаров         

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

С.Михалков «Смешная фамилия»

Настя 

Каких фамилий только нет:               

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

Маша 

В фамилиях различных лиц,      

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Соня Т.

И может некий Комаров         

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

С.Михалков «Смешная фамилия»

Настя 

Каких фамилий только нет:               

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

Маша 

В фамилиях различных лиц,      

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Соня Т.

И может некий Комаров         

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

С.Михалков «Смешная фамилия»

Настя 

Каких фамилий только нет:               

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

Маша 

В фамилиях различных лиц,      

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Соня Т.

И может некий Комаров         

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

4.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

5.Не говори быстро, не проглатывай слова.

6.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

7.Будь ласков и приветлив в разговоре с собеседником.

  1. Не давай кличек своим товарищам.
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Культура речевого общения среди подростков»