Леонтьева Ирина Валентиновна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Красная Шапочка» ЗМР РТ» г.Зеленодольск, Республика Татарстан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №48578
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Волшебница Осень!», в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по экологии в старшей группе «Осенние дары леса»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №48578


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Красная Шапочка» ЗМР РТ»

г. Зеленодольск Республика Татарстан

Конспект занятия  по экологии в старшей группе

Тема:  «Осенние дары леса»

 

 

                                                                             Воспитатель: Леонтьева Ирина Валентиновна

 

 

 

Цель: Углубить представления детей о грибах. Формировать навыки экологически грамотного поведения в лесу при сборе грибов.

Задачи: Расширять представления детей о разнообразии грибов. Учить детей выделять группы съедобных и несъедобных грибов; Расширять представления о мерах безопасности по предотвращению отравления грибами; Развивать память, внимание, логическое мышление, расширять кругозор. Воспитывать бережное отношение к природе.

Персонажи (дети): Ёлочка, Шалун, Тихоня и Умница.

Ход развлечения:

Ведущая: Ребята! Сегодня я вас хочу вас пригласить отправиться со мной в лес за грибами. Вы хотите отправиться со мной в лес?

Дети: Да хотим!

Ведущая: Тогда, мы с вами отправляемся в путь. Ходьба друг за другом по кругу под  музыку по оздоровительным дорожкам (массажные коврики).Мы шли, шли и в лес пришли, а сейчас присядем отдохнём и поиграем с пальчиками .

Пальчиковая гимнастика «Грибочки»

Топал ёжик по дорожке и в лукошке нёс грибочки( шагаем пальчиками по ногам до носочек), чтоб грибочки сосчитать, нужно пальцы загибать! Загибаем пальцы на правой руке 1,2,3,4,5 — пять грибочков! Ещё раз, дальше топает ёжик:

Топал ёжик по дорожке и в лукошке нёс грибочки( шагаем пальчиками по ногам до носочек), чтоб грибочки сосчитать, нужно пальцы загибать! Загибаем пальцы на левой руке 1,2,3,4,5 — пять грибочков!.

Под звуки леса и пения птиц, выходит  Ёлочка.

Ёлочка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашей полянке. Меня зовут Ёлочка.

По тропинке я к вам шла,
Подосиновик нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.

Посмотрите в моё лукошко, что это в нём?

(Ответы детей)

Ёлочка: Верно ребята, это грибочки. А хотите я и вас проведу по тропинке, и мы вместе поищем грибочки?

(Ответы детей)

(Вдруг на полянку радостный выбегает Шалун, он кружится и смеётся.)
Шалун:Эгегей, здравствуй новый день!

(Птицы замолкают.)

Ёлочка:Ой, ребята, это же мой друг Шалун. Шалун, разве ты не знаешь, что в лесу шуметь нельзя?

(Тем временем Шалун заглядывает под кустики и заглядывает за деревья, ведет себя энергично)

Ёлочка:Шалун, поздоровайся с ребятами.

Шалун:Здравствуйте, ребята! А что это вы здесь делаете?(Смотрит в лукошко)Грибы собираете?

Шалун: Посмотрите!  я грибочек нашел.

Ёлочка:А ты знаешь как называется этот гриб?

Шалун:Нет, но посмотрите какой он красивый.

Ёлочка:Возле леса, на опушке,

Вырос красный как Петрушка

Ядовитый….(Обращается взглядом к зрителям)

(Ответы детей)

Ёлочка:правильно, ребята, мухомор!

(Появляется Тихоня)

Тихоня: Как не знаешь? Шалун, трогать грибы, которые ты не знаешь – нельзя! Они могут быть ядовитыми.

Ведущая: Давайте расскажем Шалуну, какие бывают грибы.

Игра«Почемугрибы так называются?»
(сопровождается слайдами с показом соответствующих грибов)

– Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

– Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.)

– Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)

– Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики)

– Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)

– Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)

– Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)

– Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?

– Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)

– Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)

– Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)

Ёлочка: Ребята, а какие вы знаете несъедобные грибы?

(Ответы детей: мухомор, ложный опенок, бледная поганка)

Ведущая: Сейчас мы проверим, как Шалун запомнил грибы.

Игра «Четвертый лишний»
(на магнитной доске поочередно размещают четверки грибов с одним не подходящим под систему.)

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Подберезовик, мухомор, боровик, подосиновик.

Мухомор, поганка, сыроежка, ложный опенок.

(Шалун называет неверный ответ, дети его исправляют)

Ёлочка:Молодцы, ребята!

Тихоня:А ещё вы знаете, что нельзя выдергивать грибы с корнем, из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте больше не вырастут грибы и животным нечего будет есть.

Грибочки растут семьями, давайте и мы поиграем в игру «Веселая семья»

Физминутка музыкальная «Веселые грибочки»

Как весело, как весело, все выстроились в ряд
Веселые грибочки со шляпками стоят.
Они такие дружные их целая семья:
Мама, папа, дочка, и конечно я.

Припев:
Покружились, покружились, ох, как весело у нас,
Мы грибочки озорные, мы грибочки просто класс.
Приседаем, приседаем, приседаем, раз, два, три,
Мы веселые такие, посмотри же, посмотри.

Проигрыш.

Потопаем мы ножками, топ-топ-топ-топ-топ-топ.
Похлопаем мы ручками хлоп-хлоп-хлоп—хлоп-хлоп-хлоп.
И шляпкой покачаем мы , тра-ля-ля-ля-ля-ля,
Такая вот веселая и дружная семья.

Шагают

Кружатся

Приседать и сложить руки над головой домиком.

Шаг с притопом на месте

Размеренное приседание

Разводят руки в стороны

Шаг на месте

Хлопки в ладоши

Качание головой, руки на пояке

Кружатся

Шалун: Оказывается, мой мухомор не съедобный, значит я могу его растоптать. А там еще один и его растопчу.

(Появляется умница)

Умница:Как у вас весело. Здравствуйте, ребята, меня зовут Умница. Шалун, я услышала, что ты хочешь растоптать грибы? А я недавно прочитала интересную историю, хотите с вами поделюсь? (Ответы детей)

Умница:садись и ты Шалун послушай.

(Шалун, Ёлочка и Тихоня тоже садятся и слушают)

Ведущая:Ребята садитесь поудобнее и внимательно смотрите и слушайте. Включает и на экране появляется фрагмент произведения А. Лопатиной «Грибная аптека»:

Однажды моя знакомая белка старую огромную сосну в грибную сушилку превратила. Сушит она на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных я вдруг увидел… мухомор! Наткнут на сучок — красный, в Целую крапинку. «Для чего белке мухомор ядовитый?» — думаю. Тут и она сама появилась с еще одним мухомором в лапках.

— Здравствуй, белка, — говорю ей, — кого это ты мухоморами отравить собралась?

— Глупости говоришь, — фыркнула белка. — Мухомор — одно из замечательных лекарств грибной аптеки. Я, бывает, затоскую зимой, занервничаю, тогда кусочек мухомора меня успокаивает.
— А еще какие грибы есть в грибной аптеке? — спрашиваю я белку.

— Некогда мне тебе объяснять, у меня дел полно. Через три поляны отсюда найдешь большой мухомор, он у нас главный аптекарь, у него и спроси, — протараторила белка и ускакала, только хвост рыжий мелькнул.

Нашел я ту поляну. Стоит на ней мухомор, сам темно-красный, а из-под шляпки спустил вниз вдоль ножки белые панталоны и даже со складочками. Рядом с ним сидят и другие съедобные грибы. Поклонился я всей честной компании и объяснил им, зачем пришел.

Мухомор — главный аптекарь, говорит мне:

— Наконец-то и ты, к нам заглянул, а то всегда мимо бегал. Ну да я не обижаюсь. Мне последнее время редко кто кланяется, чаще пинают меня да палками сшибают.
Тут на поляну сорока прилетела и застрекотала:

— Кошмар, кошмар, у медведицы медвежонок заболел. Пробрался на свалку и там гнилых овощей наелся. Ревет он сейчас от боли и по земле катается.

— Мухомор нагнулся к своей помощнице волнушке, посоветовался с ней и сказал сороке:

— К северо-западу от медвежьей берлоги ложные опята на пне растут в лимонно-желтых шапках. Скажи медведице, чтобы дала их сыну своему для прочищения желудка и кишечника. Да предупреди, много пусть не дает, а то ядовитые они. Спустя два часа пусть боровичками его покормит: они его успокоят и подкрепят.

Тут я попрощался с грибами и домой побежал, потому что почувствовал, что пришло время и мне чем-нибудь силы подкрепить.

Умница:Ну, что шалун, тебе еще хочется растоптать мухоморы?

Шалун: Нет. Я узнал, что ядовитыми грибами могут лечится животные. Я не могу оставить их без лекарства.

Ведущая: Ребята, наша лесная прогулка подходит к концу, давайте еще раз расскажем шалуну правила сбора грибов.(Сопровождаются слайдами)
(Дети отвечают)

Нельзя срывать незнакомые грибы

Не следует собирать слишком маленькие грибы

Нельзя брать старые грибы с дряблыми шляпками

Грибы следует срезать ножом, а не вырывать.

Ёлочка:Ребята, вы такие молодцы. Будем рады видеть вас в гостях снова. А пока нам нужно идти дальше сторожить порядок в лесу. До новых встреч!

 

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Осенние дары леса»