Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Красная Шапочка» ЗМР РТ»
г. Зеленодольск Республика Татарстан
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Осенние дары леса»
Воспитатель: Леонтьева Ирина Валентиновна
Цель: Углубить представления детей о грибах. Формировать навыки экологически грамотного поведения в лесу при сборе грибов.
Задачи: Расширять представления детей о разнообразии грибов. Учить детей выделять группы съедобных и несъедобных грибов; Расширять представления о мерах безопасности по предотвращению отравления грибами; Развивать память, внимание, логическое мышление, расширять кругозор. Воспитывать бережное отношение к природе.
Персонажи (дети): Ёлочка, Шалун, Тихоня и Умница.
Ход развлечения:
Ведущая: Ребята! Сегодня я вас хочу вас пригласить отправиться со мной в лес за грибами. Вы хотите отправиться со мной в лес?
Дети: Да хотим!
Ведущая: Тогда, мы с вами отправляемся в путь. Ходьба друг за другом по кругу под музыку по оздоровительным дорожкам (массажные коврики).Мы шли, шли и в лес пришли, а сейчас присядем отдохнём и поиграем с пальчиками .
Пальчиковая гимнастика «Грибочки»
Топал ёжик по дорожке и в лукошке нёс грибочки( шагаем пальчиками по ногам до носочек), чтоб грибочки сосчитать, нужно пальцы загибать! Загибаем пальцы на правой руке 1,2,3,4,5 — пять грибочков! Ещё раз, дальше топает ёжик:
Топал ёжик по дорожке и в лукошке нёс грибочки( шагаем пальчиками по ногам до носочек), чтоб грибочки сосчитать, нужно пальцы загибать! Загибаем пальцы на левой руке 1,2,3,4,5 — пять грибочков!.
Под звуки леса и пения птиц, выходит Ёлочка.
Ёлочка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашей полянке. Меня зовут Ёлочка.
По тропинке я к вам шла,
Подосиновик нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.
Посмотрите в моё лукошко, что это в нём?
(Ответы детей)
Ёлочка: Верно ребята, это грибочки. А хотите я и вас проведу по тропинке, и мы вместе поищем грибочки?
(Ответы детей)
(Вдруг на полянку радостный выбегает Шалун, он кружится и смеётся.)
Шалун:Эгегей, здравствуй новый день!
(Птицы замолкают.)
Ёлочка:Ой, ребята, это же мой друг Шалун. Шалун, разве ты не знаешь, что в лесу шуметь нельзя?
(Тем временем Шалун заглядывает под кустики и заглядывает за деревья, ведет себя энергично)
Ёлочка:Шалун, поздоровайся с ребятами.
Шалун:Здравствуйте, ребята! А что это вы здесь делаете?(Смотрит в лукошко)Грибы собираете?
Шалун: Посмотрите! я грибочек нашел.
Ёлочка:А ты знаешь как называется этот гриб?
Шалун:Нет, но посмотрите какой он красивый.
Ёлочка:Возле леса, на опушке,
Вырос красный как Петрушка
Ядовитый….(Обращается взглядом к зрителям)
(Ответы детей)
Ёлочка:правильно, ребята, мухомор!
(Появляется Тихоня)
Тихоня: Как не знаешь? Шалун, трогать грибы, которые ты не знаешь – нельзя! Они могут быть ядовитыми.
Ведущая: Давайте расскажем Шалуну, какие бывают грибы.
Игра«Почемугрибы так называются?»
(сопровождается слайдами с показом соответствующих грибов)
– Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)
– Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.)
– Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
– Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики)
– Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
– Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
– Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
– Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
– Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
– Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
– Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
Ёлочка: Ребята, а какие вы знаете несъедобные грибы?
(Ответы детей: мухомор, ложный опенок, бледная поганка)
Ведущая: Сейчас мы проверим, как Шалун запомнил грибы.
Игра «Четвертый лишний»
(на магнитной доске поочередно размещают четверки грибов с одним не подходящим под систему.)
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Подберезовик, мухомор, боровик, подосиновик.
Мухомор, поганка, сыроежка, ложный опенок.
(Шалун называет неверный ответ, дети его исправляют)
Ёлочка:Молодцы, ребята!
Тихоня:А ещё вы знаете, что нельзя выдергивать грибы с корнем, из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте больше не вырастут грибы и животным нечего будет есть.
Грибочки растут семьями, давайте и мы поиграем в игру «Веселая семья»
Физминутка музыкальная «Веселые грибочки»
Как весело, как весело, все выстроились в ряд Веселые грибочки со шляпками стоят. Они такие дружные их целая семья: Мама, папа, дочка, и конечно я. |
Припев:
Покружились, покружились, ох, как весело у нас,
Мы грибочки озорные, мы грибочки просто класс.
Приседаем, приседаем, приседаем, раз, два, три,
Мы веселые такие, посмотри же, посмотри.
Проигрыш.
Потопаем мы ножками, топ-топ-топ-топ-топ-топ.
Похлопаем мы ручками хлоп-хлоп-хлоп—хлоп-хлоп-хлоп.
И шляпкой покачаем мы , тра-ля-ля-ля-ля-ля,
Такая вот веселая и дружная семья.
Шагают
Кружатся
Приседать и сложить руки над головой домиком.
Шаг с притопом на месте
Размеренное приседание
Разводят руки в стороны
Шаг на месте
Хлопки в ладоши
Качание головой, руки на пояке
Кружатся
Шалун: Оказывается, мой мухомор не съедобный, значит я могу его растоптать. А там еще один и его растопчу.
(Появляется умница)
Умница:Как у вас весело. Здравствуйте, ребята, меня зовут Умница. Шалун, я услышала, что ты хочешь растоптать грибы? А я недавно прочитала интересную историю, хотите с вами поделюсь? (Ответы детей)
Умница:садись и ты Шалун послушай.
(Шалун, Ёлочка и Тихоня тоже садятся и слушают)
Ведущая:Ребята садитесь поудобнее и внимательно смотрите и слушайте. Включает и на экране появляется фрагмент произведения А. Лопатиной «Грибная аптека»:
Однажды моя знакомая белка старую огромную сосну в грибную сушилку превратила. Сушит она на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных я вдруг увидел… мухомор! Наткнут на сучок — красный, в Целую крапинку. «Для чего белке мухомор ядовитый?» — думаю. Тут и она сама появилась с еще одним мухомором в лапках.
— Здравствуй, белка, — говорю ей, — кого это ты мухоморами отравить собралась?
— Глупости говоришь, — фыркнула белка. — Мухомор — одно из замечательных лекарств грибной аптеки. Я, бывает, затоскую зимой, занервничаю, тогда кусочек мухомора меня успокаивает.
— А еще какие грибы есть в грибной аптеке? — спрашиваю я белку.
— Некогда мне тебе объяснять, у меня дел полно. Через три поляны отсюда найдешь большой мухомор, он у нас главный аптекарь, у него и спроси, — протараторила белка и ускакала, только хвост рыжий мелькнул.
Нашел я ту поляну. Стоит на ней мухомор, сам темно-красный, а из-под шляпки спустил вниз вдоль ножки белые панталоны и даже со складочками. Рядом с ним сидят и другие съедобные грибы. Поклонился я всей честной компании и объяснил им, зачем пришел.
Мухомор — главный аптекарь, говорит мне:
— Наконец-то и ты, к нам заглянул, а то всегда мимо бегал. Ну да я не обижаюсь. Мне последнее время редко кто кланяется, чаще пинают меня да палками сшибают.
Тут на поляну сорока прилетела и застрекотала:
— Кошмар, кошмар, у медведицы медвежонок заболел. Пробрался на свалку и там гнилых овощей наелся. Ревет он сейчас от боли и по земле катается.
— Мухомор нагнулся к своей помощнице волнушке, посоветовался с ней и сказал сороке:
— К северо-западу от медвежьей берлоги ложные опята на пне растут в лимонно-желтых шапках. Скажи медведице, чтобы дала их сыну своему для прочищения желудка и кишечника. Да предупреди, много пусть не дает, а то ядовитые они. Спустя два часа пусть боровичками его покормит: они его успокоят и подкрепят.
Тут я попрощался с грибами и домой побежал, потому что почувствовал, что пришло время и мне чем-нибудь силы подкрепить.
Умница:Ну, что шалун, тебе еще хочется растоптать мухоморы?
Шалун: Нет. Я узнал, что ядовитыми грибами могут лечится животные. Я не могу оставить их без лекарства.
Ведущая: Ребята, наша лесная прогулка подходит к концу, давайте еще раз расскажем шалуну правила сбора грибов.(Сопровождаются слайдами)
(Дети отвечают)
Нельзя срывать незнакомые грибы
Не следует собирать слишком маленькие грибы
Нельзя брать старые грибы с дряблыми шляпками
Грибы следует срезать ножом, а не вырывать.
Ёлочка:Ребята, вы такие молодцы. Будем рады видеть вас в гостях снова. А пока нам нужно идти дальше сторожить порядок в лесу. До новых встреч!