ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В ДОО
В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО»
Подготовила:
старший воспитатель
ГБДОУ ЛНР № 7 «Золотая рыбка»
Хачатрян С.В.
г. Алчевск
2024 г.
«Занимательное и интересное для детей дошкольного возраста дело, которое их развивает», – так определяет занятие Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП ДО). Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, творческих и исследовательских проектов и т.д. Педагог это решает самостоятельно. Занятие не регламентирует образовательный процесс. Главное, чтобы в рамках времени, которое отведено на совместную с детьми деятельность, педагог учитывал их интересы, желания, образовательные потребности. На первый взгляд, все это знакомо, но ФОП мотивирует искать баланс между дидактикой и базовыми дидактическими принципами и строить занятия по новому.
Маркер для педагога:
- У любого занятия должны быть цели.
- Не будьте транслятором на занятии.
- Давайте детям четкие инструкции.
- Проводить рефлексию.
Такие простые, но очень важные моменты помогут педагогу раскрыть внутренний потенциал ребенка, научит высказывать свои мысли.
Образовательная деятельность по формированию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Зима»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Учебно-методический комплект:
- ФОП ДО;
- ФГОС ДО;
- ОП ДО ГДОУ ЛНР № 7 «Золотая рыбка»;
- Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы № 10 (логопедическая группа, 5-6 лет) ГДОУ ЛНР № 7 «Золотая рыбка»;
- Воскобович В. В., Харько Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» /М., 2003;
- Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича»;
- Парциальная программа Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Цель: формирование у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи согласно возрастной категории через актуализацию знаний о зиме.
Задачи:
образовательные:
- продолжать формировать предпосылки к универсальным учебным действиям у детей про составлению целого из частей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича «Нетающие льдинки» с опорой на схему;
- закреплять умение детей воспринимать количество независимо от расположения и цвета, сравнивать «больше-меньше», отвечать на вопросы «на сколько больше?», «на сколько меньше?»;
- закреплять умения детей поддерживать непринужденную беседу, объединять в распространенном ответе варианты ответов других детей, отвечать на один и тот же вопрос по разному (кратко и распространенно);
- актуализировать знания детей о явлениях природы через дыхательное упражнение «Снегопад»;
- продолжать закреплять знания детей о жизни диких животных зимой с помощью дидактической игры «Собери картинку»;
- совершенствовать диалогическую речь детей, побуждать участвовать в беседе, систематизировать знания детей о зимующих птицах;
- актуализировать знания детей о зимних забавах и развлечениях;
- продолжать формировать знания детей о героях Новогоднего праздника и их роли в нем;
- познакомить детей с народной куклой Желанницей и ее роли в жизни русского народа;
развивающие:
- снять умственное и мышечное напряжение детей, закреплять умение соотносить слова с движениями;
- продолжать развивать психические процессы, творческие способности в процессе игровой деятельности;
- продолжать расширять речь детей прилагательными, характеризующими Новогодний праздник;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения интеллектуальных задач;
- воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной игровой деятельности со сверстниками;
- воспитывать интерес к познавательной деятельности посредством игровой ситуации «Найди пару»;
- воспитывать желание помогать птицам зимой.
Планируемый результат:
- дети охотно вступают в общение со взрослым, при общении со взрослым и сверстниками ориентируются на общепринятые нормы и правила культуры поведения;
- у детей актуализированы знания о явлении природы – снегопад;
- дети проявляют интерес к упражнению дыхательной гимнастики;
- демонстрируют настойчивость для достижения результата;
- дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с педагогом;
- дети используют математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способны к произвольным умственным действиям, логическим операциям анализа, сравнения, оперируя предметами разными по величине и количеству;
- дети инициативны в разговоре, используют простые формы объяснительной речи;
- дети действуют в соответствии с заданными условиями;
- дети имеют представление об изменениях в жизни диких животных и птиц в разные сезоны года;
- дети демонстрируют ярко выраженную потребность в двигательной активности, выполняют упражнения в заданном ритме и темпе;
- дети делятся впечатлениями из опыта, передавая хорошо знакомые события;
- дети используют математические представления для познания окружающей действительности.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содержание и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям равзвития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Методы технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей:
- проблемно-поисковые: проблемные вопросы, проблемные ситуации, эксперименты, игровые задачи;
- творческие: создание моделей словоформ, продолжение сказки.
Методы воспитания:
- методы формирования социального опыта детей: игра, упражнение;
- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение и порицание.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (организация наблюдения, демонстрация, иллюстрация);
- практические (упражнения, практическая работа).
Оборудование:
- тряпичная кукла – оберег Желанница, зеркальце в плетенном сундучке;
- мультимедийная презентация;
- лепбук «Зима»;
- комплект игры для тренировки речевого дыхания «Снегопад» (по количеству детей);
- комплект игры В.В. Воскобовича «Нетающие льдинки» со схемой (по количеству детей);
- снежинки из треугольников.
Этапы НОД:
- Мотивационный этап.
- Практический этап.
- Физкультурная пауза.
- Актуализация знаний.
- Рефлексия. Открытый конец.
Ход занятия
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап.
Задачи: организовать и смотивировать детей на предстоящую деятельность; воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения интеллектуальных задач; познакомить детей с народной куклой Желанницей и ее ролью в жизни русского народа. |
Педагог берет с полки сундучок, открывает и обращает внимание детей на его содержимое…
– Ребята, посмотрите, что я нашла на полке! (Педагог открывает сундучок) – Вы знаете, что это за куколка? – Эта кукла называется Желанница. Давным-давно, в стародавние времена такая куколка – подружка была у каждой девушки, ее изготавливали своими руками из разноцветных лоскутков ткани. Это не простая игрушка, это кукла – оберег. Она оберегала свою хозяйку от всякого зла и, как вы уже догадались по ее названию, исполняла желания. Желание нужно было прошептать на ушко кукле, затем подарить ей подарочек – повязать красивую ленточку или пришить на платье бусинку, поднести куклу к зеркалу и сказать: «Посмотри, какая ты красавица, за подарок мой – исполни мое желание». Затем куклу прятали в укромное место подальше от любопытных глаз и ждали исполнения желания. Если желание не вредило ни кому из окружающих, то непременно сбывалось! – Ребята, вы запомнили. Как звали куклу? – Для чего она была предназначена? Звук СМС – Ребята, мне кажется, на электронную почту пришло письмо… – Интересно, от кого оно? Педагог читает письмо – Дорогие ребята, пишут вам друзья из жаркой Африки. Мы слышали, что у вас зима, а что это такое мы не знаем. Не могли бы вы рассказать нам, что такое «зима»? – Ребята, расскажем нашим друзьям из далекой Африки, что такое «зима»? – И куклу Желанницу пригласим остаться с нами! – Ребята, давайте вместе подумаем, как рассказать африканским ребятам о зиме… – Верно, можно нарисовать рисунки о зиме. – А как сделать так, чтобы они не только смогли посмотреть на то, что мы нарисуем, но еще и поиграть? – Я, кажется, придумала! – Предлагаю собрать все, что мы знаем о зиме в эту познавательную книгу и отправить ее посылкой нашим друзьям. Педагог демонстрирует пустой лепбук |
Дети самостоятельно играют.
Дети сосредотачивают внимание на рассказе педагога и кукле Желаннице, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Дети сосредотачивают внимание. Дети активно участвуют в беседе. Высказывают предположения. Ответы детей Дети вовлечены в игровую ситуацию. Ответы детей. |
Дети охотно вступают в общение со взрослым; при общении со взрослым и сверстниками ориентируются на общепринятые нормы и правила культуры поведения; проявляют интерес, включаются в деятельность. Дети демонстрируют стремление к самовыражению в деятельности. |
2. Практический этап
Задачи: актуализировать знания детей о явлениях природы через дыхательное упражнение «Снегопад»; продолжать формировать предпосылки к универсальным учебным действиям у детей по составлению целого из частей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича «нетающие льдинки» с опорой на схему; продолжать развивать умение детей сравнивать треугольники по размеру, делить их на две группы, визуально определять в какой группе фигур больше; продолжать развивать психические процессы, творческие способности в игровой деятельности; закреплять умения детей поддерживать непринужденную беседу; объединять в распространенном ответе индивидуальные ответы детей, отвечать на один и тот же вопрос по разному (кратко и распространенно); воспитывать интерес к познавательной деятельности посредством игровой ситуации «Найди пару». |
– Давайте по порядку.
– Как мы узнаем, что наступила зима? – Снег падает. Как называется это явление? (Снегопад) – Покажем африканским ребятам, что такое снегопад? Дыхательная гимнастика «Снегопад» – Какой красивый «снегопад» у вас получился. Давайте поместим его в книгу. – Снегопад – это множество маленьких снежинок, падающих с неба. – Ребята, а на что похожа снежинка? – Можем мы отправить настоящую снежинку в Африку ребятам? – А как вы думаете, из чего можно сделать снежинку, чтобы она не расстаяла? – Предлагаю сложить снежинку из «нетающих льдинок». Работа с комплектом игр В.В. Воскобовича «Нетающие льдинки» – Скажите, ребята, какие у вас геометрические фигуры по форме и размеру? – Рассортируйте треугольники по размеру. – Каких треугольников на ваш взгляд больше? – Предлагаю составить снежинки из маленьких треугольников. Вы согласны? – А чтобы получились красивые снежинки, воспользуемся схемами. – Какие замечательные снежинки получились! Поместим их в книгу? – Ребята, я предлагаю вспомнить, какие признаки зимы мы еще знаем, а помогут нам картинки-подсказки. (На столе разложены 4 целые иллюстрации с признаками зимы) – Ребята, зимой мы все надеваем теплую одежду и, конечно, варежки. Возьмите каждый по одной варежке и найдите свою пару. (На столе разложены варежки из пар по количеству детей) – Ой, ребята, посмотрите, на столе еще картинки, но они разделены на части. Давайте их соберем. А чтобы работать было веселее, предлагаю вам собирать картинки в паре. Д/и «Собери картинку» – Молодцы, какие внимательные, быстро нашли парные варежки. – И куклу Желанницу порадовали своими успехами. – Давайте варежки тоже поместим в книгу, чтобы африканские ребята смогли с ними поиграть и узнать, как зимой мы руки согреваем. |
Дети вовлечены в диалог, активно отвечают на вопросы педагога.
Дети выполняют дыхательные упражнения «Снегопад». Дети выражают собственные суждения и приходят к выводу. Дети активно отвечают на вопросы педагога. Дети сортируют пластинки с треугольниками на 2 группы в соответствии с условиями задания. Дети составляют снежинку из маленьких треугольников пособия «Нетающие льдинки», опираясь на схему. Дети называют признаки зимы в соответствии с иллюстрациями. Дети участвуют в игровой ситуации «Найди пару». Работа детей в парах. |
У детей актуализированы знания о явлении природы – снегопад.
Дети проявляют интерес к упражнению дыхательной гимнастики; демонстрируют настойчивость для достижения результата. Дети стремятся к познавательному общению с педагогом; используют математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способны к произвольным умственным действиям. Дети инициативны в обсуждении, используют простые формы объяснительной речи; действуют в соответствии с заданными условиями. |
3. Физкультурная пауза
Задача: снять умственное и мышечное напряжение детей, закреплять умение соотносить слова с движениями. |
Музыкальная пауза «Лепим Снеговика» | Дети демонстрируют физическую активность. | Дети демонстрируют ярко выраженную потребность в двигательной активности, выполняют упражнения в заданном ритме и темпе. |
4. Актуализация знаний.
Задачи: актуализировать знания о зимних забавах и развлечениях; продолжать обогащать речь детей прилагательными: яркий, волшебный, веселый, шумный, характеризующи-ми Новогодний праздник. |
– Ребята, во что вы любите играть зимой? – Посмотрите, у меня есть об этом картинки. Мы тоже отправим их Африканским ребятам. – Ребята, какой волшебный праздник мы отмечаем зимой? – Расскажите, что это за праздник. – А какими словами можно описать новогодний праздник? (яркий, волшебный, веселый, шумный) – А что мы наряжаем в Новый год? _ Интересно, в Африке елки растут? _ Давайте отправим ребятам новогоднюю елку. Но сначала ее нужно нарядить. Д/и «Наряди елочку» – Ребята, назовите, какие игрушки висят на елке? – Давайте все вместе сосчитаем шарики? – А сколько фонариков? – Чего больше и на сколько? А каких игрушек меньше и на сколько? – Молодцы! Давайте елочку тоже поместим в книгу. – Ребята, подскажите, кто самый главный волшебник на новогоднем празднике? – Как вы думаете, к детям в Африке приходит Дед Мороз? – Почему вы так думаете? – Как же они тогда загадывают желания? -Давайте подумаем, кто ребятам может помочь исполнить заветные желания? (Кукла Желанница) – Вы правы. Ведь, как считалось в старину, кукла Желанница исполняла желания. – Напомните мне, что нужно сделать, чтобы она исполнила желание? |
Дети рассаживаются на стулья
Ответы детей. Дети выражают свои суждения и приходят к выводу. Дети вовлечены в игровую ситуацию. Дети считают в пределах 10. Сравнивают предметы по количеству. Ответы детей Дети выражают свои суждения и приходят к выводу. Ответы детей |
Дети владеют количественным и порядковым счетом в пределах 10, используют математические представления для познания окружающей действительности. |
6. Рефлексия. Открытый конец
Задача: Выявить успехи усвоения детьми поставленных задач, мотивировать детей на дальнейшую деятельность. |
– Ребята, давайте в качестве подарка отправим вместе с нашей необычной познавательной книгой Куклу Желанницу. Пусть и в Африке у ребят будет праздник!
Педагог украшает голову Желанницы красивой лентой, чтобы она исполнила желания детей в Африке – Ну вот, ребята, наша книга готова. Давайте еще раз проверим, все ли мы в нее собрали. – Молодцы, ребята, вы ничего не забыли! Здесь собрано все, что мы знаем о зиме. Осталось только наши подарки почтой отправить нашим друзьям. (Упаковка и отправление посылки) Звук СМС: на электронную почту в ноутбуке пришло сообщение – Видеоролик с благодарностью от африканских друзей. |
Дети проговаривают все, о чем говорилось на протяжении занятия. |