Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Сказка»
НАЗВАНИЕ: Многофункциональная дидактическая игра
«Моя семья»
Авторы: Мутаева Галина Александровна,
Щербакова Анжелика Павловна
Воспитатели МБ ДОУ ДС «Сказка»
Оса, 2024
Многофункциональная дидактическая игра «Моя семья» (3-7 лет)
Описание. В комплект входят 6 кубиков. На гранях кубиков есть изображения на разные тематики: местоимения; цифры от 1 до 6; количество от 1 до 6; цвет; форма; (кубики по любой лексической теме), игровое поле с изображением схемы предложения, картинки – действия, картинки – предметы, картинки – схемы предлогов;
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми;
- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.
Этот набор решает множество задач: перед малышом оказываются кубики для строительства, пособие для ознакомления с семьей, материал для классификации и обобщений. С помощью пособия он развивает логическое мышление и пространственные представления, учится оперировать основными понятиями (один – много, больше – меньше, выше – ниже, вверху – внизу и другими), знакомится со счетом, тренирует навык конструирования разных предложений. Картинки расширяют его представления о семье, обязанностях всех членов в семье.
Предполагаемый результат:
- ребенок научится называть по имени и отчеству членов своей семьи, у своит, как каждый член семьи заботится о своей семье;
- научатся самостоятельно составлять предложения разной конструкции, небольшие рассказы;
- научатся определять положение предметов в пространстве;
- конструировать по схеме и описанию.
Цель: Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Формирование у детей понятия «семья», побуждение основы теплого чувства и привязанности к своей семье.
Задачи:
Дидактические:
1.Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, заботятся друг о друге, помогают друг другу: о родственных связях в семье, умение определять возраст и называть по имени и отчеству членов своей семьи.
Развивающая:
Способствовать развитию связной речи, умению составлять предложения разного типа, используя картинки-действия, предметные картинки. Учить составлять фразы, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки Воспитательная:
Воспитывать у детей уважительное отношение к членам своей семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Воспитывать у детей умение действовать по правилам, договариваться, доводить начатое дело до конца.
Правила: Организационные – игра предназначена для детей 3- 7 лет; дети могут играть индивидуально, парами, подгруппой; место для игры – за столом; воспитатель – игрок или ведущий.
Дисциплинарные – Соблюдать правила игры, действовать по сигналу ведущего, не мешать товарищам. Выиграть: подобрать картинки, составить предложение.
Игровые действия:
1.Выбери картинку, перевернутую вниз изображением, определи, о ком будешь составлять предложения
- Выбери картинку- действие
- Подбери картинку – предмет, выложи на свое игровое поле. Прочитай предложения
- Побеждает тот, кто первый правильно подобрал картинки в соответствии с действием, и согласовал слова в предложении.
Содержание игры: Каждому ребенку раздается карта – схема предложения, картинка с изображением члена семьи, картинка – действие, набор предметных картинок. По сигналу дети составляют схему предложения о членах своей семье, подбирая подходящие картинки.
Побеждает тот, кто правильно по картинкам составил предложение о своих родных.
Ведущий раздает игровое поле, с изображением схемы предложения, наборы картинок с изображением членов семьи, картинки – действия, предметные картинки. Дети выбирают карточки – действия, раскладывают на своем игровом поле. Выигрывает тот, кто быстрее подберет предметные картинки в соответствии с действием, прочитает предложения
Атрибуты: игровое поле с изображением схемы предложения, картинки – действия, предметные картинки, картинки- схемы предлогов; 6 кубиков, на разные тематики: местоимения; цифры от 1 до 6; количество от 1 до 6; цвет; форма; (предметные картинки по любой лексической теме)
Результат: 1. Дети выиграли: первые правильно подобрали предметные картинки
2.Дети правильно составили предложение.
3.Дети соблюдали правила игры, довели игру до конца, выиграли.
Ожидаемые результаты:
Дети:
– имеют представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, о родственных связях в семье, умеют определять возраст и называть по имени и отчеству членов своей семьи;
– с уважением относятся к членам своей семьи, проявляют заботу о родных людях;
– умеют составлять предложения разного типа, составлять сюжетный рассказ, используя схемы;
– умеют действовать по правилам, договариваются, доводить игру до конца.
«Моя семья» (3-4 года)
Задачи:
Дидактическая: Формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье.
Развивающие: Учить называть родителей по имени и отчеству, других членов семьи, кто кем приходится.
Способствовать развитию связной речи.
Воспитательная: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, учить проявлять заботливое отношение к родным людям.
Правила: Индивидуально, подгруппа 3-4 ребенка
Игровая задача. Игровое правило. Расскажи, кто живет в твоей семье
Игровые действия:
1 вариант. Перед тобой игровое поле – дом. Расскажи, кто живет в твоей семье, кого как зовут, кто кем кому приходится.
2 вариант: Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением детей, мужчин, женщин, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет с этой семье?
3 вариант: Предложить картинки – схемы мальчика, девочки, женщины, мужчины. Выбери и расскажи, кто живет в семье? Атрибуты: 1.игровое поле в виде дома, фотографии членов семьи.
2.картинки с изображением детей, мужчин, женщин, пожилых людей
Результат: Игрок выиграл, правильно назвал членов семьи, кого как зовут, кто кем приходится.
«Что сначала, что потом?» (4-5 лет)
Задачи:
Дидактическая: Учить называть социальные роли человека в разные периоды его жизни
Развивающая: Активизировать в речи детей названия социальных ролей в разные периоды жизни мужчины ( младенец, дошкольник, школьник, студент, солдат, мужчина, папа, дедушка) и женщины (младенец, дошкольница, школьница, девушка, женщина , бабушка). Способствовать развитию связной речи
Воспитательная: Воспитывать представления о социальной роли человека, полоролевое поведение, гендерную принадлежность дошкольников
Правила:
Организационные: в игре может принимать два ребенка и более.
Место игры: за столом.
Ведущий игры: взрослый.
Дисциплинарные: Слушать взрослого, действовать по правилам Игровая задача: Рассмотри картинки, разложи их последовательно, что сначала, что потом
Игровые действия: Здесь картинки. Их нужно рассмотреть и разложить по порядку, рассказать, что сначала, что потом
Выиграет тот, кто первым последовательно разложил картинки и рассказал.
Атрибуты: картинки мужчины и женщины в разные периоды жизни
«Кому что нужно?» (5-7 лет)
Задачи:
Дидактическая: Формировать представления детей о труде родителей по дому в семье
Развивающая: Способствовать развитию связной речи; внимания.
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду родных в семье, желание оказывать посильную помощь.
Правила: Организационные: в игре может принимать два ребенка и более.
Место игры: за столом.
Ведущий игры: взрослый.
Дисциплинарные: Слушать взрослого, действовать по правилам
Игровая задача: Рассмотри картинки, разложи картинки, кому что нужно для работы по дому.
Игровые действия: Здесь картинки. Их нужно рассмотреть и подобрать, кому что нужно для работы, рассказать.
Выиграет тот, кто первым правильно подобрал картинки и рассказал, кому что нужно для работы.
Атрибуты: Картинки с изображением членов семьи (схематическое изображение членов семьи), картинки с изображением разных предметов (пила, молоток, дрель, кастрюли, пылесос, стиральная машина и другие)
Игра «Маленькие помощники» (5-6 лет)
Задачи:
Дидактическая: Формировать представления детей об обязанностях членов семьи, как заботятся и помогают друг другу
Развивающая: Способствовать развитию связной речи,
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду родных, вызвать желание оказывать посильную помощь родным, учить проявлять чуткое отношение, умение проявлять заботу о родных людях
Правила:
Организационные: в игре принимают участие 2 – 4 ребенка.
Место игры: за столом
Ведущий: игру ведет взрослый
Дисциплинарные: Слушать взрослого, действовать по правилам
Игровая задача: Выиграй, набери больше карточек. Составь правильно предложение. Выигрывает тот, кто больше набрал карточек
Игровые действия:
1.вариант
У каждого игрока игровое поле. Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки -действия переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Карточки с изображением предметов лежат на средине стола. Игроки по очереди берут по 1 карточке – действие и составляют предложение. В соответствии с ней, подбирают предметную картинку: «Как я помогаю своему папе?» (маме, тете и т.д.). Например: «Я помогаю своему папе закручивать саморезы», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе предметную карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся предметные карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.
2 вариант
У каждого игрока игровое поле. Картинки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 карточке и говорят, что будет делать родственник. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет карточку следующий игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки составляют предложение с другим родственником . Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на игровом поле оказалось 3 маленьких карточки. Он – победитель!
Атрибуты: Игровое поле в форме дома разного цвета на каждого игрока, карточки с изображением родственников, предметные картинки.
Результат: Дети выигрывают, набирают больше карточек, составляет предложения
Игра «Кто кому кто?» (5-7лет)
Атрибуты: Карточки с изображением родственников, фишки.
Описание игры: Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая бабушка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок; тот, кто ответил правильно, получает фишку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 фишек. Он победитель.
Игра «Кого как зовут?» (5-7 лет)
Описание игры: Ведущий берет одну из карточек с изображением членов семьи (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек . Тому кто назвал:
*имя – дают 1 фишку;
*имя и отчество или имя и фамилию – 2 фишки;
*имя, отчество и фамилию – 3 фишки.
Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех фишек.
Игра «Семейная словотека» (6-7 лет)
Задачи:
Дидактические:
1.Учить построению правильного предложения, используя в предложении предлоги, прилагательные.
2.Учить договариваться о правилах
Развивающие:
1.Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
- Способствовать развитию фразовой, монологической речи детей
- Обогащать и разнообразить речь детей с помощью разнообразных предлогов, прилагательных
Воспитательные:
1.Воспитывать умение следовать правилам. Доводить до конца игру.
2.Воспитывать деликатность, сдержанность к товарищам, умение выслушивать участников игры.
3.Воспитывать спортивное поведение, не огорчаться из-за проигрыша
Правила организационные, дисциплинарные.
Организационные: в игре могут участвовать от 2 до 6 человек.
Место игры: за столом, но может меняться в связи с тематикой игры.
Ведущий игры: На начальном этапе ознакомления с игрой выступает взрослый. На этапе подготовки к самостоятельной игре, взрослого замещают более активные участники. Затем роль ведущего берет сам ребенок по желанию
Дисциплинарные правила:
1.Нельзя подсказывать, перебивать и выкрикивать, чтобы не мешать другим участникам игры.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает поиграть в игру
Ходить будем по очереди.
У каждого игрока по 10 карточек, выбранных наугад. Первый игрок бросает кубик, выбирает человека (местоимение) (например, он, мальчик).
Следующий игрок из своих карточек выбирает действие (например, ремонтирует), проговаривает, что получилось : (мальчик ремонтирует).Третий и последующие игроки выбирают из своих карточек подходящие по смыслу картинки и проговаривают, что получилось ( например, мальчик ремонтирует машинку)
Как усложнение или на большую группу детей третий и последующие игроки бросает кубики ( например «цвет», «форма», «местоимение»,
Например, было: мальчик ремонтирует, стало: мальчик ремонтирует синюю машинку.
Для усложнения можно добавить предлоги, заготовленные в схемах (над, под, между, в, на).
Таким образом, предложение распространяется: мальчик ремонтирует синюю машинку в гараже (квартире и т.д.)
Если у игрока нет подходящей смыслу карточки, игрок берет дополнительную карточку до тех пор, пока не будет подходящей. Побеждает тот, кто правильно и быстро использует все свои карточки, правильно проговорит предложения.
Атрибуты:
- Кубики «местоимения», «Цвет», «Форма», «Количество», «Цифры»,
- Карточки- схемы «предлоги», карточки – схемы «человек, моя семья»
- Карточки «действия, предметные картинки»
Результат: Участник игры выиграл: правильно и быстро подобрал подходящие по смыслу карточки- слова, проговорил предложения.
Использовал все свои карточки.
Не пользовался подсказкой.
Завершение игры: Поздравляют победителя, дружеское рукопожатие