Мутаева Галина Александровна - воспитатель,
Щербакова Анжелика Павловна - воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №51073
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Моя семья – мое богатство», в рамках проведения мероприятий, посвященных Году семьи в России
Наименование конкурсной работы: Многофункциональная дидактическая игра «Моя семья»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №51073


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Сказка» 

 

НАЗВАНИЕ:  Многофункциональная  дидактическая игра

«Моя семья»

                                                        Авторы: Мутаева Галина Александровна, 

                                                                   Щербакова Анжелика Павловна

                                                                  Воспитатели МБ ДОУ ДС «Сказка»

Оса, 2024

Многофункциональная дидактическая игра «Моя семья» (3-7 лет)

Описание. В комплект входят 6 кубиков.  На гранях кубиков есть изображения на разные тематики:   местоимения; цифры от 1 до 6; количество от 1 до 6;   цвет; форма; (кубики по любой лексической  теме), игровое поле с изображением   схемы предложения,    картинки  –  действия, картинки  – предметы, картинки – схемы предлогов;

Основные достоинства:

  • многофункциональность;
  • дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми;
  • участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.

Этот набор решает множество задач: перед малышом оказываются кубики для строительства, пособие для ознакомления с семьей, материал для классификации и обобщений. С помощью пособия он развивает логическое мышление и пространственные представления, учится оперировать основными понятиями (один – много,  больше – меньше, выше – ниже,  вверху – внизу и другими), знакомится со счетом, тренирует навык конструирования разных предложений. Картинки расширяют его представления о  семье, обязанностях всех членов в семье.

Предполагаемый результат: 

  • ребенок научится называть по имени и отчеству членов своей семьи,  у своит, как каждый член семьи заботится о своей семье; 
  • научатся самостоятельно составлять предложения разной конструкции, небольшие рассказы;
  • научатся определять положение предметов в пространстве; 
  • конструировать по схеме и описанию.

Цель: Формирование гендерной, семейной принадлежности.

Формирование у детей понятия «семья», побуждение основы теплого чувства и привязанности к своей семье.

Задачи:

 Дидактические:  

 1.Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, заботятся друг о друге, помогают друг другу: о родственных связях в семье, умение определять возраст и называть по имени и отчеству членов своей семьи.

 Развивающая: 

Способствовать развитию  связной речи,  умению составлять предложения разного типа, используя картинки-действия, предметные картинки. Учить составлять фразы, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки                                                                                                    Воспитательная: 

Воспитывать у детей   уважительное отношение к членам своей семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Воспитывать у детей умение действовать по правилам,  договариваться,  доводить начатое дело до конца.  

  Правила: Организационные – игра предназначена для детей 3- 7 лет; дети могут играть индивидуально,  парами, подгруппой; место для игры – за столом; воспитатель – игрок или ведущий.

Дисциплинарные – Соблюдать правила игры, действовать по сигналу ведущего, не мешать товарищам. Выиграть: подобрать картинки, составить предложение.                          

Игровые действия:

1.Выбери   картинку, перевернутую вниз изображением, определи, о ком будешь составлять предложения

  1. Выбери картинку-  действие 
  2. Подбери картинку – предмет, выложи   на свое игровое поле. Прочитай предложения
  3. Побеждает тот, кто первый правильно подобрал  картинки в соответствии с действием, и согласовал  слова в предложении.

Содержание игры: Каждому ребенку раздается карта – схема предложения, картинка с изображением члена семьи, картинка – действие, набор предметных картинок. По сигналу дети составляют схему предложения о членах своей семье, подбирая подходящие картинки. 

Побеждает тот, кто правильно   по  картинкам составил предложение о своих родных.

Ведущий раздает игровое поле, с изображением схемы предложения, наборы картинок с изображением членов семьи, картинки – действия, предметные картинки.   Дети выбирают карточки – действия, раскладывают на своем игровом поле. Выигрывает тот, кто быстрее   подберет предметные картинки   в соответствии с   действием, прочитает предложения

Атрибуты: игровое поле с изображением   схемы предложения,    картинки –   действия, предметные картинки, картинки- схемы предлогов; 6 кубиков, на разные тематики:   местоимения; цифры от 1 до 6; количество от 1 до 6;   цвет; форма; (предметные картинки по любой лексической  теме)

Результат: 1. Дети выиграли: первые правильно подобрали предметные картинки    

2.Дети правильно   составили предложение.

3.Дети соблюдали правила игры, довели игру до конца, выиграли.

Ожидаемые результаты:

 

  Дети:  

– имеют представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, о родственных связях в семье, умеют определять возраст и называть по имени и отчеству членов своей семьи;

  – с уважением относятся к членам своей семьи,   проявляют заботу о родных людях;  

умеют составлять предложения разного типа,  составлять сюжетный рассказ, используя схемы;

– умеют действовать по правилам,  договариваются,  доводить  игру до конца.  

 

«Моя семья» (3-4 года)

Задачи:

Дидактическая: Формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье.

Развивающие: Учить называть родителей по имени и отчеству, других членов семьи, кто кем приходится.

Способствовать развитию связной речи.

Воспитательная: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, учить проявлять заботливое отношение к родным людям.

Правила: Индивидуально, подгруппа 3-4 ребенка

Игровая задача. Игровое правило. Расскажи, кто живет в твоей семье

Игровые действия: 

1 вариант. Перед тобой игровое поле – дом. Расскажи, кто живет в твоей семье, кого как зовут, кто кем кому приходится. 

2 вариант: Детям предлагается  рассмотреть  картинки с изображением детей, мужчин, женщин, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет с этой семье?   

3 вариант: Предложить картинки – схемы   мальчика, девочки, женщины, мужчины. Выбери и расскажи, кто живет в семье?                                                                                                            Атрибуты: 1.игровое поле в виде дома, фотографии членов семьи.

  2.картинки с изображением детей, мужчин, женщин, пожилых людей

Результат: Игрок выиграл, правильно назвал членов семьи, кого как зовут, кто кем приходится.

 

 «Что сначала, что потом?» (4-5 лет)

Задачи:

Дидактическая:  Учить называть социальные роли человека в разные периоды его жизни

Развивающая: Активизировать в речи детей названия социальных ролей  в разные периоды жизни  мужчины ( младенец, дошкольник, школьник, студент, солдат, мужчина, папа, дедушка) и женщины  (младенец, дошкольница, школьница, девушка, женщина , бабушка). Способствовать развитию связной речи

Воспитательная: Воспитывать представления о социальной роли человека,    полоролевое поведение,   гендерную  принадлежность дошкольников

Правила: 

Организационные: в игре может принимать два ребенка и более.

Место игры: за столом.

Ведущий игры: взрослый.

Дисциплинарные: Слушать взрослого, действовать по правилам                    Игровая задача: Рассмотри картинки, разложи их последовательно,  что сначала, что потом

Игровые действия: Здесь картинки. Их нужно рассмотреть и разложить по порядку,     рассказать,  что сначала, что потом

Выиграет тот, кто первым последовательно разложил картинки и рассказал.

Атрибуты:  картинки мужчины и женщины в разные периоды жизни  

 

 «Кому что нужно?» (5-7 лет)

Задачи:

Дидактическая: Формировать представления детей о труде родителей по дому в семье

Развивающая: Способствовать развитию связной речи; внимания.

Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду родных в семье, желание оказывать посильную помощь.

Правила: Организационные: в игре может принимать два ребенка и более.

Место игры: за столом.

Ведущий игры: взрослый.

Дисциплинарные:  Слушать взрослого, действовать по правилам

Игровая задача: Рассмотри картинки, разложи картинки, кому что нужно для работы  по дому.

Игровые действия:  Здесь картинки. Их нужно рассмотреть и подобрать,  кому что нужно для работы,  рассказать.

 Выиграет тот, кто первым правильно подобрал картинки и рассказал, кому что нужно для работы.

Атрибуты: Картинки с изображением членов семьи (схематическое изображение членов семьи), картинки с изображением разных предметов (пила, молоток, дрель, кастрюли, пылесос, стиральная машина и другие)

 

Игра «Маленькие помощники» (5-6 лет)

Задачи:

Дидактическая: Формировать представления детей об обязанностях членов семьи, как заботятся и помогают друг другу

Развивающая: Способствовать развитию связной речи, 

Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду родных, вызвать желание оказывать посильную помощь родным, учить проявлять чуткое отношение, умение проявлять заботу о родных людях

 Правила:

 Организационные:  в игре принимают участие 2 – 4 ребенка.

Место игры: за столом

Ведущий: игру ведет  взрослый

Дисциплинарные: Слушать взрослого, действовать по правилам

Игровая задача: Выиграй, набери  больше карточек. Составь правильно предложение. Выигрывает тот, кто больше набрал  карточек

 Игровые действия: 

1.вариант

У каждого игрока игровое поле. Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки -действия переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются.  Карточки с изображением предметов лежат на средине стола. Игроки по очереди берут по 1 карточке – действие    и составляют предложение. В соответствии с ней, подбирают предметную картинку: «Как я помогаю своему папе?» (маме, тете и т.д.).  Например: «Я помогаю своему папе закручивать саморезы», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе предметную карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся предметные карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех  карточек.

2 вариант 

У каждого игрока игровое поле.   Картинки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1  карточке и говорят, что будет делать   родственник. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет карточку следующий игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки составляют предложение с другим родственником . Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на игровом поле   оказалось 3 маленьких карточки. Он – победитель!

Атрибуты: Игровое поле  в форме дома разного цвета на каждого игрока, карточки с изображением родственников, предметные картинки.

Результат: Дети выигрывают, набирают больше карточек, составляет предложения

Игра  «Кто кому кто?» (5-7лет)

Атрибуты: Карточки с изображением родственников, фишки.

 Описание игры: Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая бабушка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок; тот, кто ответил правильно, получает фишку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 фишек. Он победитель.

Игра «Кого как зовут?»  (5-7 лет)

 Описание игры: Ведущий берет одну из   карточек с изображением членов семьи (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек . Тому кто назвал:

 *имя – дают 1 фишку;

 *имя и отчество или имя и фамилию – 2 фишки;

 *имя, отчество и фамилию – 3 фишки.

 Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех фишек.

 

Игра  «Семейная  словотека» (6-7 лет)

Задачи:

Дидактические: 

1.Учить построению правильного предложения, используя в предложении предлоги, прилагательные.

2.Учить договариваться о правилах

Развивающие:

1.Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

  1. Способствовать развитию фразовой, монологической речи детей
  2. Обогащать и разнообразить речь детей с помощью разнообразных предлогов, прилагательных

Воспитательные:

1.Воспитывать умение следовать правилам. Доводить до конца игру.

2.Воспитывать деликатность, сдержанность к товарищам, умение выслушивать  участников игры.

3.Воспитывать спортивное поведение, не огорчаться из-за проигрыша

Правила организационные, дисциплинарные.

Организационные: в игре могут участвовать от 2 до 6 человек.

Место игры: за столом, но может меняться  в связи с тематикой игры.

Ведущий игры: На начальном этапе ознакомления с игрой выступает взрослый. На этапе подготовки к самостоятельной игре, взрослого замещают более активные участники. Затем роль ведущего берет сам ребенок по желанию

Дисциплинарные правила:

1.Нельзя подсказывать, перебивать и выкрикивать, чтобы не мешать другим участникам игры.

 Игровые действия:

Воспитатель предлагает поиграть в игру  

Ходить будем по очереди. 

У каждого игрока по 10 карточек, выбранных наугад. Первый игрок бросает кубик, выбирает человека (местоимение) (например, он,  мальчик).

Следующий игрок из своих карточек выбирает действие (например, ремонтирует), проговаривает, что получилось : (мальчик ремонтирует).Третий и последующие игроки выбирают из своих карточек подходящие по смыслу  картинки и проговаривают, что получилось                         ( например, мальчик ремонтирует   машинку)

Как усложнение или на большую группу детей третий и последующие игроки бросает кубики ( например «цвет», «форма», «местоимение»,

Например, было: мальчик ремонтирует, стало: мальчик ремонтирует синюю машинку.

Для усложнения можно добавить предлоги, заготовленные в схемах  (над, под, между, в, на).

Таким образом, предложение распространяется: мальчик ремонтирует синюю машинку в гараже (квартире и т.д.) 

Если у игрока нет подходящей  смыслу карточки, игрок берет дополнительную карточку до тех пор, пока не будет подходящей. Побеждает тот, кто правильно и быстро использует все свои карточки, правильно проговорит предложения.

Атрибуты:

  1. Кубики  «местоимения», «Цвет», «Форма», «Количество», «Цифры»,
  2. Карточки- схемы «предлоги», карточки – схемы  «человек, моя семья»
  3. Карточки «действия, предметные картинки» 

Результат: Участник игры выиграл: правильно и быстро подобрал подходящие по смыслу карточки- слова, проговорил предложения.

Использовал все свои карточки.

Не пользовался подсказкой.

Завершение игры: Поздравляют победителя, дружеское рукопожатие  

 

Многофункциональная дидактическая игра «Моя семья»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram