Конспект ООД
«Экскурсия в мини-музей «Красна изба»
с детьми старшей группы
Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом, обычаями гостеприимства, с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи.
Задачи:
Познакомить детей с избой и русским бытом людей.
Расширить представление детей о жителях России много лет назад, пояснить чем занимались хозяева и хозяйки в деревнях. Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни.
Развивать образное мышление и воображение детей.
Воспитывать патриотические чувства и уважение к старшему поколению.
Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Ход ООД:
-Ребята, сегодня мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. – А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, – говорил – люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» – отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
-Рубить избу означает – строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
– Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу» – значит дом строить. (Совместный повтор слов).
– Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Красна изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
– Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печь.
– Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол – избы.
-А для чего она нужна? (ответ детей).
– О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
– – Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.
-Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
– На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
-Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак)был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы).
– Где русские хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке (рассматриваем сундук)
– Давайте в него заглянем (достаю рушник, рассматриваем, обсуждаем, достаю платок, рассматриваем, обсуждаем)
Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?
Дети: Лучину, свечи.
– Из чего делали лучину?
Дети: Из щепочки, отколотой от полена.
-Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали?
Дети: Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем из чего вырезали их народные мастера)
– Ребята, как вы думаете, что это за предмет? (Люлька, колыбелька, кроватка). В старину в этой колыбельке качали малышей и пели им колыбельные песенки.
– Давайте и мы с вами споем нашему Ванечке колыбельную песенку «Баю, бюшки, баю я лампадочку зажгу…»
– Пока Ваня спит мы пойдем на двор водить хоровод (физминутка) Хоровод «Во поле береза стояла».
-В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. .
Подведение итогов:- Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего детского сада «Красна изба».
– Вам понравилось? (Ответ детей).
– Что нового вы узнали? (Ответ детей).