МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №4
ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. А. УГРЮМОВА
Номинация : творческая авторская работа «Сохранение культурно-нравственных ценностей и укрепление духовного единства»
Межбиблиотечный проект
«Читаем сами, читаем вместе»
на базе
школьной библиотеки МБОУ гимназии №4
имени адмирала Г. А. Угрюмова
и детской библиотеки «Книжная радуга»
(филиала № 3) ЦСДБ им. Н.К.Крупской
Подготовили
библиотекарь МБОУ гимназии №4
Богатова Марина Владимировна
заведующая детской библиотекой филиалом №3
Тульская Ольга Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Соломахина Оксана Сергеевна
г. Новороссийск
2024
Актуальность проекта. Одно из направлений современной деятельности школьных библиотек— осуществление партнерских связей с библиотеками и библиотекарями других ведомств, в частности, сети детских библиотек города Новороссийска. Это взаимовыгодное cотрудничество и основано оно на объективных причинах. Одна из них – различие в комплектовании фондов библиотек ввиду того, что основная функция школьных библиотек — оказание помощи учебному процессу. Поэтому их фонд должен содержать достаточное количество учебной литературы и программных произведений.
В массовой же библиотеке комплектование позволяет иметь много художественной «непрограммной» литературы и новых книг новых авторов, читательское назначение тоже шире в массовой библиотеке. Поэтому только общими усилиями школьной и массовой библиотек, филологов гимназии можно успешно продвигать, поддерживать и развивать чтение.
Паспорт проекта
Название проекта: «Читаем сами, читаем вместе».
Руководители проекта: Богатова Марина Владимировна (библиотекарь МБОУ гимназии №4 имени адмирала Г. А. Угрюмова), Тульская Ольга Геннадьевна (заведующая детской библиотекой филиалом № 3 ЦСДБ им. Н. К. Крупской), Соломахина Оксана Сергеевна (учитель русского языка и литературы).
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература и родная словесность, дополнительные общеобразовательные программы: Литературный клуб «С книгой по жизни» для учащихся 5-7 классов, Литературный кружок «С книгой по жизни» для учащихся 1-4 классов.
Возраст обучающихся: от 7 до 14 лет. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, литературоведение, живопись, история, театр, кино.
Состав проектной группы: методическое объединение учителей русского языка и литературы МБОУ гимназии № 4 им адмирала Г. А. Угрюмова, школьный библиотекарь, коллектив детской библиотеки «Книжная радуга» – филиал № 3 ЦСДБ им. Н.К. Крупской.
Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой, ролевой.
Цель проекта: мотивирование детей и подростков к общечеловеческим и духовным ценностям через развитие интереса к литературе, привлечение к чтению и поддержка детского чтения.
Задачи проекта:
– развитие у детей устойчивого интереса к литературе, источнику интеллектуального, духовного и творческого развития, чтению как культурной ценности;
– развитие у детей эстетического вкуса, способности к эмоционально-ценностному восприятию литературных произведений, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру и литературе;
– развитие умений сопоставлять тексты различных источников, обобщать материал и делать выводы, находить варианты решения поставленных проблем;
– правильно распределять время работы над заданием, роли в группе, оценивать свою работу и работу группы;
– формирование толерантного поведения, умения строить взаимоотношения в группе на основе сотрудничества и взаимопонимания;
– формирование творческих способностей у детей и подростков;
– формирование коммуникативных, презентационных и рефлексивных умений и навыков.
Необходимое оборудование: литературные произведения, иллюстративные материалы, расходные материалы для проектной деятельности, аудио- и видеооборудование, аудио- и видеоматериалы.
Гипотеза: Все ценности человек черпает из книг. Книга – источник знаний, она заставляет человека мыслить, воспитывает собственное мнение, развивает воображение. Чтение в жизни современного ребенка является инструментом образования, социализации и развития личности. Настоящая литература учит добру, развивает воображение, помогает стать успешным, кроме того является основой для изучения учебных дисциплин базовой школьной программы в рамках реализации. Содержание проекта «Читаем сами, читаем вместе» направленно на формирование и усиление интереса к чтению качественной литературы, воспитание интеллектуальных и нравственных качеств личности. Осуществление проекта будет способствовать актуализации знаний детей и подростков о творчестве великих русских, советских, классических, современных и зарубежных поэтов и писателей, расширению эмоционального опыта восприятия текста. Важным результатом творческой, исследовательской деятельности станет формирование представлений учащихся о различных жанрах литературы, осознание общечеловеческих ценностей художественных произведений современной и классической литературы, организация взаимодействия и сотрудничества библиотекарей, педагогов, детей и родителей.
Предполагаемый продукт проекта:
- Исследовательская часть: изучение читательских формуляров школьной и массовой детской библиотек, фиксирование итогов исследования.
- Практическая часть:
– изготовление плакатов, рисунков;
– издание школьной газеты на печатной основе;
– изготовление брошюр с собственными произведениями учащихся;
– выставки рисунков и плакатов в массовой детской библиотеке;
– методические разработки занятий с использованием активных методов обучения, создание сборника материалов к занятиям.
Этапы работы над проектом:
I этап (предварительный)
– Выбор и обоснование проекта.
– Постановка проблемы.
– Определение цели, постановка творческих, исследовательских задач.
– Выбор направлений и видов деятельности.
– Распределение ролей участников проекта.
– Обозначение прогнозируемых результатов.
– Выбор системы мониторинга.
– Решение организационно-управленческих вопросов.
II этап (теоретический)
– Сбор информации по проблеме.
– Обсуждение плана реализации проекта.
– Сбор теоретического материала.
– Разработка планов-конспектов и/или сценариев мероприятий, посвященных творчеству русских писателей и поэтов.
– Беседы на литературно-эстетические темы.
– Обсуждение промежуточных результатов.
– Выбор форм презентации.
III этап (практический)
– Проведение интерактивных мероприятий, мероприятий с элементами творчества и по технологии активных методов обучения.
– Работа над индивидуальными творческими произведениями изобразительной деятельности и литературы.
– Проведение занятий литературного клуба «С книгой по жизни» и литературного кружка «С книгой по жизни».
– Оформление презентационных сборников с методическими рекомендациями по реализации творческо-исследовательских проектов.
IV этап. Представление результатов деятельности
– Выставка творческих работ.
– Тиражирование школьной литературно – художественной газеты.
– Защита и презентация творческих проектов учащихся.
– Обобщение опыта работы по межбиблиотечному проекту «Читаем сами, читаем вместе».
– Рефлексия.
Методы и приемы: вербальные, демонстрационные, практические, репродуктивные, исследовательские, создание проблемной ситуации для поиска детьми самостоятельного решения, пробуждающего творчество и фантазию, посещение детской массовой библиотеки «Книжная радуга», прослушивание музыкально-поэтических произведений, активные методы, реферативная деятельность, информационная поддержка, практическая деятельность, презентация.
Срок реализации проекта: два года, разбитых на четыре временных периода по шесть месяцев каждый.
План мероприятий первого и второго этапа
(сентябрь 2024 – май 2025 годов)
Дата проведения | Название, форма мероприятия | Возрастное назначение | Место проведения |
11.09 | “Город наш любимый – родной, неповторимый” – историческая игра-путешествие, приуроченная ко Дню основания города | 5-6 кл.
|
Детская библиотека |
13.09 | «Новороссийск, воспетый в стихах». Конкурс чтецов. | 1-4 кл | Школьная библиотека |
16.09 | «Почитаем, поиграем и загадки разгадаем!» -поэтический час по творчеству В.Д.Нестеренко | 1-2 кл. | Детская библиотека |
20. 09 | «Мой край родной – частица Родины большой» -тематический час, посвященный Дню Краснодарского края. | 3-4 кл. | Детская библиотека |
11.10 | Игра «Угадай-ка!» Фольклорные и авторские загадки. | 2 кл. | Школьная библиотека |
18.10 | Сочиняем загадки – рисуем отгадки. Проба пера. | 2 кл. | Школьная библиотека |
25.10 | “Вот оно, какое море, разноцветно – голубое”- экологический час для малышей, посвященный Дню Черного моря | 3 кл. | Детская библиотека |
28.10-01.11 | Профильная площадка «Библиотечная мозаика» | 1-7 кл. | Школьная библиотека |
13.11 | “Веселей разворачивай парус!”- литературная игра-приключение по творчеству Р.Л.Стивенсона | 6-7 кл | Детская библиотека |
20, 27.11 | Цикл громких чтений сказок русских писателей А.С.Пушкина и П.П.Бажова | 2-4 кл. | Школьная библиотека |
06, 13.12 | Методы работы с текстом. Синквейн. Обсуждение. | 5-7 кл. | Школьная библиотека |
04, 11.12 | Цикл громких чтений произведений русских писателей Л.Н.Толстого. | 2 кл. | Школьная библиотека |
24.12 | “Серебристый снег кружится, Дед Мороз на тройке мчится” – познавательная игра | 3-4 кл | Детская библиотека |
Январь | «И Айболит, и Бармалей опять справляют юбилей!» Литературная игра по творчеству К.И.Чуковского. | 1-2 | Детская библиотека |
Январь | «Что за прелесть эти сказки!..» Конкурс знатоков. | 3-5 | Школьная библиотека |
Январь | А.С.Пушкин «Повести Белкина». Сравнительный анализ текстов повестей «Барышня – крестьянка» и «Выстрел» и экранизаций. Читательская конференция. | 6 | Соломахина О.С. |
февраль | «Нет доблести выше, чем свой перед Родиной выполнить долг…» Урок мужества в память о высадке десанта на Малой земле. | 6-7 | Детская библиотека |
февраль | «Проблемы становления характера, взаимоотношений с родителями по повести Р.Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Читательская конференция. | 7 | Соломахина О.С. |
февраль | «Школьная библиотека открывает двери новым читателям.» Библиотечный урок. | 1 | Школьная библиотека |
Март | «Скорей, друзья, идем вперед, ведь книга в гости нас зовёт!» Литературная игра – путешествие к Неделе детской книги. | 4-5 | Детская библиотека |
Март | «Детский писатель Сергей Михалков.» Литературный час. | 1-3 | Школьная библиотека |
Март | «Тридцать книг кубанских писателей.» Обзор книг. | 5-7 | Школьная библиотека |
март –
апрель |
«Уроки актёрского мастерства – уроки волшебства». Постановка спектакля по мотивам сказок. | 5-6 | Соломахина О.С. |
Апрель | Библиосумерки. Всероссийская акция | 3-5 | Детская библиотека |
Апрель | «Красавица – весна!» Конкурс чтецов. | 1-4 | Школьная библиотека |
Апрель | «Знатоками не рождаются, знатоками становятся!» Библиотечный урок. | 3,4 | Школьная библиотека |
Май | «Читаем детям о войне.» Международная акция. | 1-7 | Детская библиотека |
Май | «Закон обо мне и мне о законе.» тематический час к Дню защиты детей. | 1-5 | Детская библиотека |
Список использованной литературы:
- Беленькая Л.И. Дети – читатели художественной литературы. Типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л.И.Беленькая. – М. : РШБА, 2010. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 6)
- Бородина В.А. Школа летнего чтения: заочная творческая лаборатория / В.А.Бородина. – М. : РШБА, 2011. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 1-2)
- Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности. Сборннк статей международного научно-практического семинара / В.Г.Варганова. – М. : РШБА, 2007. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 9-10)
- Васильева С.В. Метод проектов, как путь развития творческих способностей детей // Сборник «Антропологический подход в инновационном образовании» / С.В.Васильева. – М.: ИППД РАО, 2010.
- Култау Кэрол С. Управляемая проектно-исследовательская деятельность в школе XXI века / Кэрол С. Култау. – М. : РШБА, 2016. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 3)
- «Открывая книгу, открываем мир!». Сборник материалов. – М. : РШБА, 2008. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 9-10)
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие / М.Б. Романовская – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
- Семейное чтение в год семьи. – М. : РШБА, 2008. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 5-6)
- Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеева – М.: АРКТИ, 2005.
- Тихомирова И.И. От чтения – к творчеству жизни. Сборник статей по педагогике и психологии детского чтения / И.И. Тихомирова. = М. : РШБА, 2017. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 3)