Богатова Марина Владимировна
библиотекарь
МБОУ гимназия № 4 имени адмирала Г.А. Угрюмова
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №51421
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Книга и чтение в жизни человека», в рамках реализации федерального проекта «Культурная среда»
Наименование конкурсной работы: Читаем сами, читаем вместе
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №51421


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №4 

ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. А. УГРЮМОВА

Номинация : творческая авторская работа «Сохранение культурно-нравственных ценностей и укрепление духовного единства»

Межбиблиотечный проект

«Читаем сами, читаем вместе»

на базе 

школьной библиотеки МБОУ гимназии №4

имени адмирала Г. А. Угрюмова 

и детской библиотеки «Книжная радуга» 

(филиала № 3) ЦСДБ им. Н.К.Крупской

Подготовили

библиотекарь МБОУ гимназии №4

Богатова Марина Владимировна

заведующая детской библиотекой филиалом №3

Тульская Ольга Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Соломахина Оксана Сергеевна

г. Новороссийск

2024

       Актуальность проекта. Одно из направлений современной деятельности школьных библиотек— осуществление партнерских связей с библиотеками и библиотекарями других ведомств, в частности, сети детских библиотек города Новороссийска. Это взаимовыгодное cотрудничество и основано оно на объективных причинах. Одна из них – различие в комплектовании фондов библиотек ввиду того, что основная функция школьных библиотек — оказание помощи учебному процессу. Поэтому их фонд  должен содержать достаточное количество учебной литературы и программных произведений. 

      В массовой же библиотеке комплектование позволяет иметь много художественной «непрограммной» литературы и новых книг новых авторов, читательское назначение тоже шире в массовой библиотеке. Поэтому только общими усилиями школьной и массовой библиотек, филологов гимназии можно успешно продвигать, поддерживать и развивать чтение. 

Паспорт проекта

Название проекта: «Читаем сами, читаем вместе». 

Руководители  проекта: Богатова Марина Владимировна (библиотекарь МБОУ гимназии №4 имени адмирала Г. А. Угрюмова),  Тульская Ольга Геннадьевна (заведующая детской библиотекой филиалом № 3 ЦСДБ им. Н. К. Крупской), Соломахина Оксана Сергеевна (учитель русского языка и литературы).

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература и родная словесность, дополнительные общеобразовательные программы: Литературный клуб «С книгой по жизни» для учащихся 5-7 классов,  Литературный кружок «С книгой по жизни» для учащихся 1-4 классов.

Возраст  обучающихся:  от 7  до 14 лет. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, литературоведение, живопись, история, театр, кино. 

Состав проектной группы: методическое объединение учителей русского языка и литературы МБОУ гимназии № 4 им адмирала Г. А. Угрюмова, школьный библиотекарь, коллектив детской библиотеки «Книжная радуга» – филиал № 3 ЦСДБ им. Н.К. Крупской.

Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой, ролевой. 

Цель проекта: мотивирование детей и подростков  к общечеловеческим и  духовным ценностям через  развитие  интереса к литературе,  привлечение к чтению и поддержка  детского  чтения. 

Задачи проекта:    

– развитие у детей устойчивого интереса к литературе, источнику интеллектуального, духовного и творческого развития,  чтению как культурной ценности; 

– развитие у детей  эстетического вкуса, способности к эмоционально-ценностному восприятию литературных произведений, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру и литературе; 

– развитие умений сопоставлять тексты различных источников, обобщать материал и делать выводы, находить варианты решения поставленных проблем;

– правильно распределять время работы над заданием, роли в группе, оценивать свою работу и работу группы; 

– формирование  толерантного поведения, умения строить взаимоотношения в группе на основе сотрудничества и взаимопонимания;

– формирование творческих способностей у детей и подростков; 

– формирование коммуникативных, презентационных и рефлексивных умений и навыков.

Необходимое оборудование:  литературные произведения, иллюстративные  материалы, расходные материалы для проектной деятельности, аудио- и видеооборудование, аудио- и видеоматериалы. 

Гипотеза:  Все ценности человек черпает из книг. Книга – источник знаний,  она заставляет человека мыслить, воспитывает собственное мнение, развивает воображение.  Чтение в жизни современного ребенка является инструментом образования, социализации и развития личности.  Настоящая литература  учит добру, развивает воображение,  помогает стать успешным, кроме того является основой для изучения учебных дисциплин базовой школьной программы в рамках реализации.  Содержание  проекта  «Читаем сами, читаем вместе» направленно на формирование и усиление интереса к чтению качественной литературы, воспитание интеллектуальных и нравственных качеств личности.  Осуществление проекта будет способствовать актуализации знаний детей и подростков о творчестве великих русских, советских, классических, современных  и зарубежных поэтов и писателей, расширению эмоционального опыта восприятия текста. Важным результатом творческой, исследовательской деятельности станет формирование представлений учащихся о различных жанрах литературы, осознание общечеловеческих ценностей художественных произведений современной и классической литературы, организация взаимодействия и сотрудничества библиотекарей, педагогов, детей и родителей. 

Предполагаемый  продукт проекта: 

  • Исследовательская часть: изучение читательских формуляров школьной и массовой детской библиотек, фиксирование итогов исследования. 
  • Практическая часть:

– изготовление плакатов, рисунков; 

– издание школьной газеты на печатной основе;

– изготовление брошюр с собственными произведениями учащихся; 

– выставки рисунков и плакатов в массовой детской библиотеке;   

– методические разработки  занятий с использованием активных методов обучения, создание сборника материалов к занятиям.

Этапы работы  над проектом: 

 

 I  этап (предварительный) 

– Выбор и обоснование проекта. 

– Постановка проблемы. 

– Определение цели, постановка творческих, исследовательских  задач.  

– Выбор направлений и видов деятельности. 

– Распределение ролей участников проекта.  

– Обозначение  прогнозируемых результатов. 

– Выбор системы мониторинга. 

– Решение организационно-управленческих вопросов. 

II этап (теоретический) 

– Сбор информации по проблеме.

– Обсуждение плана реализации проекта. 

– Сбор теоретического материала. 

– Разработка планов-конспектов и/или сценариев мероприятий, посвященных творчеству русских писателей и поэтов.   

– Беседы на литературно-эстетические темы. 

– Обсуждение промежуточных результатов. 

– Выбор форм презентации. 

III этап (практический) 

–   Проведение интерактивных мероприятий, мероприятий с элементами творчества и по технологии активных методов обучения. 

– Работа над индивидуальными творческими произведениями изобразительной деятельности и литературы. 

–  Проведение занятий литературного клуба «С книгой по жизни» и литературного кружка «С книгой по жизни». 

– Оформление презентационных сборников с  методическими рекомендациями по реализации творческо-исследовательских проектов. 

IV этап. Представление результатов деятельности 

– Выставка творческих работ. 

– Тиражирование школьной литературно – художественной газеты.

– Защита и презентация творческих проектов учащихся. 

– Обобщение опыта работы по межбиблиотечному проекту «Читаем сами, читаем вместе». 

– Рефлексия. 

Методы и приемы: вербальные, демонстрационные, практические, репродуктивные, исследовательские, создание проблемной ситуации для поиска детьми самостоятельного решения, пробуждающего творчество и фантазию, посещение детской массовой библиотеки «Книжная радуга»,  прослушивание музыкально-поэтических произведений, активные методы,  реферативная деятельность, информационная поддержка,  практическая деятельность, презентация. 

Срок реализации проекта:  два года, разбитых на четыре временных периода по шесть месяцев каждый.  

План мероприятий первого и второго этапа 

(сентябрь 2024 – май 2025 годов)

Дата проведения Название, форма мероприятия Возрастное назначение Место проведения
11.09 “Город наш любимый – родной, неповторимый” – историческая  игра-путешествие, приуроченная ко  Дню  основания города 5-6 кл.

 

Детская библиотека
13.09 «Новороссийск, воспетый в стихах». Конкурс чтецов. 1-4 кл Школьная библиотека
16.09 «Почитаем, поиграем и загадки разгадаем!» -поэтический час по творчеству В.Д.Нестеренко 1-2 кл. Детская библиотека
20. 09 «Мой край родной – частица Родины большой» -тематический час, посвященный Дню  Краснодарского края. 3-4 кл. Детская библиотека
11.10 Игра «Угадай-ка!» Фольклорные и авторские загадки. 2 кл. Школьная библиотека
18.10 Сочиняем загадки – рисуем отгадки. Проба пера. 2 кл. Школьная библиотека
25.10 “Вот оно, какое море, разноцветно – голубое”- экологический час для малышей, посвященный Дню Черного моря 3 кл. Детская библиотека
28.10-01.11 Профильная площадка «Библиотечная мозаика»  1-7 кл. Школьная библиотека
13.11 “Веселей разворачивай парус!”- литературная игра-приключение по творчеству Р.Л.Стивенсона 6-7 кл Детская библиотека
20, 27.11 Цикл громких чтений сказок русских писателей А.С.Пушкина и П.П.Бажова 2-4 кл. Школьная библиотека
06, 13.12 Методы работы с текстом. Синквейн. Обсуждение. 5-7 кл. Школьная библиотека
04, 11.12 Цикл громких чтений произведений русских писателей Л.Н.Толстого. 2 кл. Школьная библиотека
24.12 “Серебристый снег кружится, Дед Мороз на тройке мчится” – познавательная игра 3-4 кл Детская библиотека
Январь «И Айболит, и Бармалей опять справляют  юбилей!» Литературная игра по творчеству К.И.Чуковского. 1-2 Детская библиотека
Январь «Что за прелесть эти сказки!..» Конкурс знатоков. 3-5 Школьная библиотека
Январь А.С.Пушкин «Повести Белкина». Сравнительный анализ текстов повестей «Барышня – крестьянка» и «Выстрел» и экранизаций. Читательская конференция. 6 Соломахина О.С.
февраль «Нет доблести выше, чем свой перед Родиной выполнить долг…» Урок мужества в память о высадке десанта на Малой земле. 6-7 Детская библиотека
февраль «Проблемы становления характера, взаимоотношений с родителями по повести Р.Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Читательская конференция. 7 Соломахина О.С.
февраль «Школьная библиотека открывает двери новым читателям.» Библиотечный урок. 1 Школьная библиотека
Март «Скорей, друзья, идем вперед, ведь книга в гости нас зовёт!» Литературная игра – путешествие к Неделе детской книги. 4-5 Детская библиотека
Март «Детский писатель Сергей Михалков.» Литературный час. 1-3 Школьная библиотека
Март «Тридцать книг кубанских писателей.» Обзор книг. 5-7 Школьная библиотека
март –

апрель

«Уроки актёрского мастерства – уроки волшебства». Постановка спектакля по мотивам сказок.  5-6 Соломахина О.С.
Апрель Библиосумерки. Всероссийская акция 3-5 Детская библиотека
Апрель «Красавица – весна!» Конкурс чтецов. 1-4 Школьная библиотека
Апрель «Знатоками не рождаются, знатоками становятся!» Библиотечный урок. 3,4 Школьная библиотека
Май «Читаем детям о войне.» Международная акция. 1-7 Детская библиотека
Май «Закон обо мне и мне о законе.» тематический час к Дню защиты детей. 1-5 Детская библиотека

       

 

Список использованной литературы:

  

  1. Беленькая Л.И. Дети – читатели художественной литературы. Типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л.И.Беленькая. – М. : РШБА, 2010. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 6)
  2. Бородина В.А. Школа летнего чтения: заочная творческая лаборатория / В.А.Бородина. – М. : РШБА, 2011. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 1-2)
  3. Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности. Сборннк статей международного научно-практического семинара / В.Г.Варганова. – М. : РШБА, 2007. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 9-10)
  4. Васильева С.В. Метод проектов, как путь развития творческих способностей детей // Сборник «Антропологический подход в инновационном образовании» / С.В.Васильева. –  М.: ИППД  РАО, 2010. 
  5. Култау Кэрол С. Управляемая проектно-исследовательская деятельность в школе XXI века / Кэрол С. Култау. – М. : РШБА, 2016. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 3)
  6. «Открывая книгу, открываем мир!». Сборник материалов. – М. : РШБА, 2008. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 9-10)
  7. Романовская М.Б.  Метод проектов в учебном процессе.  Методическое пособие / М.Б. Романовская – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.  
  8. Семейное чтение в год семьи. – М. : РШБА, 2008. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 5-6)
  9. Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеева – М.: АРКТИ, 2005. 
  10. Тихомирова И.И. От чтения – к творчеству жизни. Сборник статей по педагогике и психологии детского чтения / И.И. Тихомирова. = М. : РШБА, 2017. – (Проф. библиотека школьн. библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». – Серия 1. Вып. 3)

 

 

Читаем сами, читаем вместе

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram