Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 9
имени кавалера ордена Мужества Д.И.Герасименко
«Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Этикет»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
г.о.Октябрьск 2025г
Пояснительная записка
Программа «Этикет» социально-гуманитарной направленности направлена на формирование у учащихся понимания норм человеческих взаимоотношений. Овладение этими нормами станет основой для успешного процесса самовоспитания и личностного развития каждого участника программы. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Нормативно-правовые основания для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (утверждены распоряжением Правительства РФ от 15.05.2023 №1230-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2020 № МО-16-09-01/434-ТУ (с «Методическими рекомендациями по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО»).
Актуальность и социальная значимость данного курса Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы занятия , посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся. При изучении программы «Этикет» учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме урока.
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности
Задачи программы:
Обучающие:
- Ознакомить учащихся с понятием «Этикет», с историей этикета, навыками культурного поведения
- Формировать у учащихся уважительное отношение к родителям, осознанное , заботливое отношение к старшим и младшим;
- Формировать основы нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- Формировать основы морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма·
- Формировать у учащихся уважительное отношения к себе, к окружающим, к своей школе.
- Развивающие:
- Развить коммуникативные качества личности посредством драматизации, театральной деятельности
- Развивать речь
- ·Развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
- ·Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им;
- Воспитательные:
- Воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре
Целевая аудитория: учащиеся начальной школы, 25 человек, возраст 8-9 лет. Срок реализации программы -1 год.
Данная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется по социально-гуманитарной направленности.
Формы реализации программы
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная Беседы ,сообщения, просмотр видеоматериала, исследования и решение проблем, конкурсы, праздники, викторины, игры, экскурсии, драматизации, инсценирование ,презентации . Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут .
Планируемые результаты обучения
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- Учащиеся получат возможность для формирования:
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся: ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Учащиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся: ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Учащиеся получат возможность научиться: ·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся: ·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащиеся получат возможность научиться: правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону
общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Оценка итоговых результатов может осуществляться путем комплексного подхода, объединяя критерии:
- — Оценка успеваемости (теория + практика);
- — Самооценка и рефлексия (формирование личностных качеств);
- -Отзывы окружающей среды (экспертиза извне).
Формы подведения итогов
- Итоговые тесты
- Практические занятия и ролевые игры
- Творческие проекты
- Саморефлексия и портфолио достижений
- Финальные мероприятия и конференции
- Мониторинг обратных отзывов
Учебный план
| № п.п | Название раздела | Количество часов |
| 1 | Введение | 1 |
| 2 | Правила жизни в обществе | 28 |
| 3 | Дом и семья | 14 |
| 4 | Гость – хозяину радость | 23 |
| Итого 66ч |
Учебно-тематический план
| № п\п | Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации деятельности | Формы контроля | |
| аудиторных | внеаудиторных | |||||
| 1. | Введение | 1 | 1 | Беседа | Входной мониторинг учащихся | |
| 2-3. | На прогулке | 2 | 2 | Презентация
Прогулка |
Фронтальный опрос | |
| 4. | В магазине. | 1 | 1 | Экскурсия в книжный магазин | Творческая работа «Придумай правила» | |
| 5-6. | В больнице. Врач и пациент | 2 | 2 | Игра
Экскурсия в больницу |
Тест | |
| 7-8. | В общественном транспорте | 2 | 2 | Презентация
Инсценировка |
Памятка «Как вести себя в транспорте» | |
| 9-10. | В театре, в кино. | 2 | 2 | Кинопоказ
Посещение театра |
Конкурс рисунков | |
| 11-12-13 | В музее | 3 | 1 | 2 | Презентация
Экскурсия в музей |
Фронтальный опрос |
| 14-15. | На концерте, на стадионе | 2 | 1 | 1 | Беседа
Экскурсия на стадион |
Тест |
| 16-17. | Путешествия | 2 | 1 | 1 | Игра
Поход |
Составление памятки «как вести себя в походе» |
| 18. | В гостинице | 1 | 1 | Презентация | Фронтальный опрос | |
| 19-20-21. | Национальный этикет | 3 | 1 | 2 | Игра
Драматизация Гостиная |
Тест |
| 22.-23 | У меня зазвонил телефон… | 2 | 1 | 1 | Инсценировка | Конкурс на лучшую
инсценировку |
| 24-25. | Пишем письма. | 2 | 1 | 1 | Презентация
Экскурсия на почту |
Конкурс писем |
| 26-27-28. | Интернет и Этикет | 3 | 1 | 2 | Презентация
Путешествие по интернету |
Фронтальный опрос |
| 29. | Решение этикетных задач | 1 | 1 | Игра | Тест | |
| 30 | Портрет семьи | 1 | 1 | Проект «Моя семья» | Конкурс рассказов о своей семье | |
| 31-32. | У себя дома, что хочу, то и ворочу? | 2 | 1 | 1 | Беседа
Ролевая игра |
Составление памятки «Правила поведения дома» |
| 33-34. | За столом. | 2 | 2 | Игра
Чаепитие |
Промежуточный мониторинг | |
| 35-36.-37 | Семейные праздники. | 3 | 1 | 2 | Презентация
Праздник «Папа, мама,я –спортивная семья» |
Тест |
| 38. | Доброе имя семьи | 1 | 1 | Газета «Семейные традиции» | Конкурс на лучшую заметку для газеты | |
| 39-40. | Добрые слова. Слова утешения | 2 | 2 | Презентация
Инсценировка |
Тест | |
| 41-42-43 | Домашние питомцы. | 3 | 1 | 2 | Беседа
Экскурсия в живой уголок |
Составление памятки «Правила обращения с домашними питомцами» |
| 44 | Гостеприимство как национальная черта русских | 1 | 1 | Презентация | Фронтальный опрос | |
| 45-46-47. | Мы идем в гости. | 3 | 1 | 2 | Игра
Посещение |
Тест |
| 48-49-50-51 | Приглашаем гостей | 4 | 1 | 3 | Презентация
Игра |
Тест |
| 52-53 | Даты и торжества. | 2 | 1 | 1 | Беседа
Экскурсия к Вечному огню |
Фронтальный опрос |
| 54-55-56 | Поздравления. Приглашения | 3 | 3 | Презентация
Конкурс поздравлений и приглашений |
Конкурс поздравлений и приглашений | |
| 57-58 | О подарках. | 2 | 1 | 1 | Презентация | Фронтальный опрос |
| 59. | Цветочный этикет | 1 | 1 | Презентация | Тест | |
| 60. | О комплиментах | 1 | 1 | Инсценировка | Фронтальный опрос | |
| 61-62. | Дама и кавалер. Потанцуем? | 2 | 1 | 1 | Презентация
Бал |
Фронтальный опрос |
| 63-64-65-66. | Обобщающее занятие. Решение этикетных задач | 4 | 1 | 3 | Викторина
Прогулка Экскурсии |
Итоговый мониторинг |
Содержание программы
Программа «Этикет» предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 66часов (2 часа в неделю). 22 часа аудиторных , 44 часа –внеаудиторных.
Введение Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета
Правила жизни в обществе
Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения, (словарь)
Правила поведения в общественных местах.
Посещение больного.
Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» (словарь)
Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь).
Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Экскурсия в краеведческий музей.
Правила поведения в общественных местах, (словарь).
Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолете. Жизнь в палаточном городке.
Правила проживания в гостиницах.
Особенности этикета в разных странах мира.
Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь).
Правила оформления письма, тренировочные упражнения по написанию писем.
Правила работы с электронной почтой.
Дом и семья
Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям.
Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира.
Культура организации семейного торжества, семейные традиции.
Гость – хозяину радость
Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций.
Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей.
Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).
Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков.
Дарение цветов.
Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца.
Раздел «Воспитание»
Воспитательная деятельность реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитания: создание условий для личностного развития и самореализации детей на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, страны
Задачи воспитания: содействовать усвоению социально-значимых знаний (нормы, духовно-нравственные ценности, традиции российского общества);
способствовать формированию ценностных ориентиров у детей; вовлекать детей в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, используя их воспитательные возможности;
способствовать профилактике асоциальных проявлений среди детей.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение)
Ожидаемые результаты: − освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности); − понимание значимости достижений отечественной культуры и духовно-нравственных традиций российского общества; − уважение к старшим, бережное отношение к истории и традициям своей семьи, понимание важности значения культуры поведения.
В воспитательной работе с детьми используются следующие методы воспитания: метод убеждения, метод положительного примера (педагога, родителей, детей), метод упражнений, метод переключения деятельности, метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании, методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Работа осуществляется в следующих формах: − игровые тренинги, творческие мастерские, репетиции номеров художественного чтения и театрализованных представлений (способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива, готовность к командной деятельности и взаимопомощи); − участие в проектной деятельности (способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, дает опыт долгосрочной системной деятельности (создание мультфильмов, озвучание художественных текстов, съемка в социальных роликах и др.) Работа с родителями или законными представителями осуществляется в форме:
- родительских собраний;
- открытых занятий для родителей;
- творческого взаимодействия в процессе подготовки творческого продукта
- консультаций в групповом чате ;
- анкетирования, опросов, собеседований.
Диагностика результатов воспитательной работы осуществляется с помощью:
- педагогического наблюдения;
- оценки творческих проектов педагогом, родителями, сверстниками;
- отзывов, интервью, материалов рефлексии (опросы родителей, анкетирование родителей и детей, беседы с детьми, отзывы других участников мероприятий и др.). Воспитательная работа осуществляется на основной учебной базы школы в рамках учебных занятий (беседы, творческие проекты, викторины, игры) , а также на выездных площадках, в других организациях во время воспитательных мероприятий (экскурсии в музеи, посещение театров, др.) (см. приложение «Календарный план воспитательной работы»), организуемых с помощью и при активном участии родительского сообщества.
Методическое обеспечение программы
Классная комната.
Столы для обучающихся (согласно требованиям СанПиНа)
Шкафы для хранения оборудования.
Игровое оборудование:
— дидактические игры и пособия;
— библиотека;
— дидактические игры и задания;
— иллюстрации, схемы.
Технические средства обучения:
— ноутбук;
— видео-аудиотека;
— интерактивная доска;
— проектор.
Информационное обеспечение
Реализация программы предполагает использование интернет- источников,
Электронных дидактических материалов и цифровых образовательных
ресурсов, видео- и фотоматериалов по развитию у школьников правил этикета. Информационные материалы подбираются в соответствии с задачами каждого отдельного занятия, возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Кадровое обеспечение
Обучение по программе «Этикета» осуществляет учитель начальных классов
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Этикет» на 2025-26 учебный год
| Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество
учебных дней |
Количество учебных часов | Режим занятий в неделю |
| 1 сентября | май | 33 | 66 | 66 | 2 часа в неделю |
Календарный план воспитательной работы
| №.п.п | Название мероприятия | Месяц | Форма работы | Практический результат Информационный продукт |
| 1 | Урок «Мы снова вместе — это
здорово!» |
сентябрь | Беседа, презентация, игра | Заметка на школьном сайте |
| 2 | Акция «С любовью к бабушкам и
дедушкам» |
октябрь | Подготовка проекта, распределение заданий, сьемка видео-поздравления ко дню пожилого человека | Фотоотчет в группе ВК |
| 3 | Мастер-класс
по изготовлению открыток «Тебе мама», |
ноябрь | Подготовка проекта открытки, распределение заданий, сьемка видео-открытки для мам и бабушек | Заметка на школьном сайте |
| 4 | Проект «Добротой
измерь себя», посвященная Дню волонтера России |
декабрь | Подготовка проекта, распределение заданий, сьемка виде. | Фотоотчет в группе ВК |
| 5 | Просмотр спектакля в драмтеатре | январь | Экскурсия | Фотоотчет в группе ВК |
| 6 | Творческий проект ко Дню защитника Отечества | февраль | Инсценировка | Заметка на школьном сайте |
| 7 | Творческий проект к Международному женскому дню «Любимым мамочкам и бабушкам» | март | Подготовка к празднику | Заметка на школьном сайте |
| 8 | Гагаринский
урок «Космос –это мы», посвященный Дню космонавтики, цикл тематических мероприятий и акций ко дню космонавтики |
апрель | Подготовка к уроку. Сообщение, беседа. | Фотоотчет в группе ВК |
| 9 | Конкурс чтецов «Салют, Победа!», | май | Драматизация, инсценировка | Фотоотчет в группе ВК |
Список литературы
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне — Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 2 класс Москва «Вако», 2009г.
- Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
