Мурая Ольга Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Тартасская СОШ имени Героя Советского Союза Н.И.Клименко
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №69554
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России»
Наименование конкурсной работы: Классный час
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №69554


Конспект первого классного часа в 11 классе

Тема: «Наше Созвездие: Звезды Будущего» 

Формат: совместное мероприятие с родителями.

 Цель: знакомство классного руководителя с классом и родителями, создание атмосферы доверия и сотрудничества, формирование мотивации на успешное завершение учебного года и определение личных ориентиров на будущее. 

Закладка «капсулы времени» для Последнего Звонка. 

Задачи: 

  1. Познакомиться с учениками и их родителями в динамичной и неформальной обстановке. 
  2. Выявить индивидуальные таланты, мечты и ожидания учеников от будущего через интерактивные задания. 
  3. Определить зоны поддержки со стороны родителей. 
  4. Сформировать образ 11 класса как единой команды, движущейся к общим и личным целям. 
  5. Позитивно настроить всех на предстоящий учебный год, дать символические «предсказания» и подарки для вдохновения. 
  6. Создать «капсулу времени» для Последнего Звонка.

 

Личностные результаты:

Формирование позитивного отношения к школе и учебной деятельности: Участники выражают заинтересованность в предстоящем учебном годе, положительно оценивают атмосферу в классе и роль классного руководителя.

Развитие чувства эмпатии и взаимопонимания: Ученики и родители демонстрируют умение слушать друг друга, проявляют уважение к чужому мнению и опыту, что способствует формированию дружелюбных отношений.

Формирование ответственного отношения к учебе и собственному будущему: Ученики осознают важность самостоятельной подготовки к экзаменам и профессиональному выбору, ставят перед собой личные цели.

Воспитание ценностного отношения к труду и творчеству: Ученики и родители вовлекаются в творческую деятельность, ценят индивидуальные качества друг друга и командную работу.

Развитие мотивации к самосовершенствованию и саморазвитию: Ученики видят в себе потенциал для роста, ставят перед собой задачи на будущее.

Формирование чувства принадлежности к классной общности: Участники ощущают себя частью единой команды, «созвездия».

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Целеполагание: Ученики учатся самостоятельно ставить цели (личные цели на год, цели для послания в «капсулу времени»).

Планирование: Участвуют в создании «паутины» как символа спланированной командной работы, осмысляют план на предстоящий учебный год.

Саморегуляция: Учатся управлять своим эмоциональным состоянием, проявляют адекватные реакции на игру и задания, справляются с волнением.

Контроль и коррекция: Участники анализируют свои действия во время игр, понимают значение командного взаимодействия.

Познавательные УУД:

Выявление и формулирование познавательной цели: Ученики осознают цель классного часа – знакомство, постановка целей, создание команды.

Поиск и выделение необходимой информации: Участники получают информацию друг о друге через игры и творческие задания.

Анализ объектов и процессов: Анализируют свои качества, мечты, ожидания, роль в команде.

Синтез как составление целого из частей: Создание «паутины» как символа целостной команды, формирование общего образа класса.

Построение рассуждений: Формулируют свои мысли, ожидания, ценности.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: Участники активно взаимодействуют друг с другом и классным руководителем.

Постановка вопросов: Ученики и родители задают вопросы, проявляют любопытство.

Умение слушать и вступать в диалог: Участники активно слушают друг друга, обмениваются мнениями, участвуют в обсуждениях.

Участие в коллективном обсуждении: Формируется умение высказывать свою точку зрения и уважать позицию других.

Построение монологического высказывания: Ученики и родители представляют свои «Звезды Знакомства», делятся мыслями о будущем.

Формирование навыков сотрудничества: Игра «Паутина Созвездий» направлена на развитие умения работать в команде, чувствовать ответственность за общий результат.

Предметные результаты (формирование ценностных ориентаций, связанных с учебной деятельностью и будущим):

Осознание значимости успешного завершения обучения в школе: Участники понимают важность 11 класса как выпускного года.

Формирование представления о профессиональном самоопределении: Ученики начинают задумываться о своем будущем, ставить личные ориентиры.

Ценностное отношение к знаниям и самообразованию: Появляется мотивация к углубленному изучению предметов, подготовке к экзаменам.

Понимание роли поддержки и сотрудничества в достижении учебных целей: Участники осознают, что совместные усилия помогают достичь большего.

Материалы: 

 Большие звезды с именами обучающихся (5 штук).

 Маленькие звезды из бумаги (по 2 на человека – одна для знакомства, одна для «неба»). 

Цветные ручки/маркеры, блестки, клей-карандаш, тонкий скотч или кнопки. 

Большой клубок ниток/пряжи (для игры «Паутина Созвездий»). 

 Для «Послания Себе Будущему»: Листы красивой бумаги или карточки, небольшие конверты (по 1 на человека), ручки. 

Декоративная коробка для сбора писем. 

 Для «Предсказаний»: Печеньки для детей с предсказаниями (по 1 на человека + несколько запасных); для родителей: конфеты с предсказаниями.

  Для подарков: блокноты (по 1 на человека), ручки (по 1 на человека), открытка и пакетик. 

 Небольшие карточки с вопросами (для КР). 

 Музыкальный фон (спокойная, вдохновляющая музыка, например, инструментальная). 

 Чай, торт (для неформального завершения).

Предварительная подготовка:  Подготовить «звездное небо» (прикрепить к стене). 

 Разложить на столах звезды, ручки, блестки, бумагу для писем, конверты.  Настроить музыку. 

Приготовить печеньки и конфеты с предсказаниями

 Подготовить подарки. 

 Расставить стулья так, чтобы было место для движения и для формирования круга.

 

Ход классного часа

(Звучит тихая, вдохновляющая музыка. Ученики и родители входят в класс, рассаживаются за столами или на стульях, на которых уже лежат материалы.)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (КР): 

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем первом классном часе в этом знаменательном 11 классе. Меня зовут Мурая Ольга Викторовна, и я ваш новый классный руководитель. Признаюсь честно, для меня это очень волнительный момент, ведь я вступаю в должность в одном из самых ответственных и, безусловно, самых интересных классов – в выпускном, одиннадцатом! И хотя мы пока не знакомы так хорошо, как хотелось бы, я уверена, что у нас впереди целый год, чтобы стать настоящей командой.

Я знаю, что в 11 классе на вас ложится огромная ответственность – подготовка к экзаменам, выбор профессии, прощание со школой. Этот год станет для вас, ребята, настоящим путешествием к взрослой жизни, к новым горизонтам. И я хочу, чтобы этот путь мы прошли вместе, максимально продуктивно и, что не менее важно, с удовольствием и взаимной поддержкой.

Сегодняшний наш классный час будет необычным. Мы не будем говорить о расписании или правилах – для этого еще будет время. Сегодня мы посвятим время знакомству, мечтам и построению нашей общей карты звездного неба. Ведь каждый из вас, будь то ученик или родитель, – это яркая, уникальная звезда. И вместе мы можем создать целое созвездие, которое будет светить нам, освещая путь к нашим общим и личным целям.

Этап 1: «Космические ветры перемен» (подвижная игра-знакомство)

КР: Прежде чем мы углубимся в мечты и планы, предлагаю немного размяться и познакомиться в движении. Это поможет нам почувствовать энергию друг друга. Встаньте, пожалуйста, в круг или так, чтобы всем было удобно двигаться.

Игра называется «Космические Ветры Перемен». Я скажу фразу, например: «Космические ветры дуют для тех, кто любит сладкое». Если это про вас, вы должны поменяться местами. У нас кругов на полу меньше, чем людей, то те, кто не успел занять место, становятся в центр и загадывают следующую фразу, если будут затруднения, я вам помогу. (КР участвует в игре, подает пример.)

Примеры фраз:  

«Космические ветры дуют для тех, кто рад началу 11 класса!» 

 «Космические ветры дуют для тех, кто сегодня позавтракал». 

 «Космические ветры дуют для тех, у кого есть большая мечта на этот год». 

«Космические ветры дуют для тех, кто любит читать». 

 «Космические ветры дуют для тех, кто готов к новым вызовам». 

 «Космические ветры дуют для тех, кто хочет познакомиться поближе.  «Космические ветры дуют для тех, кто верит в себя». 

 «Космические ветры дуют для тех, кто готов поддерживать других».

(Игра длится 5-7 минут, пока все не почувствуют себя более раскованно. Можно пошутить, посмеяться. После игры КР предлагает вернуться на свои места.)

КР: Отлично! Уже почувствовали, сколько у нас общего и сколько энергии? Теперь, когда мы немного познакомились в движении, давайте перейдем к более глубокому знакомству.

Этап 2: «Моя Звезда – Мой Свет» (индивидуальное знакомство)

КР: На каждом столе вы видите маленькие звезды из бумаги и ручки. Ваша задача – на одной стороне звезды написать ваше имя, а на другой – три слова-ассоциации, которые сейчас лучше всего характеризуют ваше состояние. Например: «волнение», «надежда», «готовность», «свобода», «новый этап».

(КР показывает пример на своей звезде, Ольга Викторовна – вдохновение, ожидание, сотрудничество.)

У вас есть пара минут, чтобы это сделать. (Ученики и родители пишут.)

КР: Отлично! Теперь предлагаю по кругу представиться, назвав свое имя и зачитав свои три слова. Родители, пожалуйста, тоже участвуйте. Это поможет нам всем немного узнать друг друга. (Каждый участник называет свое имя и три слова)

КР (после завершения круга): Спасибо всем! Вижу, сколько здесь энергии, надежды и, конечно, немного волнения. Это нормально, это часть большого пути. А теперь мы пойдем дальше

Этап 3: «Послание себе будущему» (творческое задание для последнего звонка)

КР: Этот год пролетит незаметно, и вот уже прозвенит последний звонок. А что, если заглянуть в будущее? Сейчас я предлагаю вам уникальное творческое задание: написать «Послание себе будущему».

Перед вами лежат листы красивой бумаги и конверты. Напишите письмо себе, тому, кто будет стоять на пороге взрослой жизни через 9 месяцев. Что вы хотите сказать этому «будущему себе?».

 О чем вы мечтаете сейчас, в начале 11 класса?  Каких успехов вы себе желаете?  Какие опасения у вас есть и как вы надеетесь их преодолеть?  Какое напутствие или совет вы дадите себе будущему?  Что вы пожелаете нашему классу в целом?

Пишите искренне, ведь это послание – только для вас. Оно останется тайной до самого Последнего Звонка. Я соберу все письма, мы запечатаем их в специальную коробку, и откроем только тогда, когда придет время прощаться со школой. Это будет очень трогательный момент!

«Общее послание классу от родителей» (коллективное)

Родители пишут коллективное письмо всему классу, которое будет зачитано на последнем звонке.

Инструкция от КР для родителей: «Дорогие родители! Пока ребята пишут свои послания в будущее, я предлагаю вам создать общее письмо для всего нашего класса. 

Что бы вы хотели пожелать всем нашим выпускникам?»

Какие слова поддержки и напутствия вы бы хотели им дать?

 О чем вы мечтаете для них всех как для дружного коллектива?

Поделитесь своей верой в их силы и в их будущее.

Что вы хотите сказать им, когда они будут стоять на пороге взрослой жизни? 

 Какие воспоминания о школьных годах вы храните?

 

Это послание будет запечатано и вручено всему классу на последнем звонке как символ вашей общей поддержки и любви.

 (КР дает 10 минут на написание. Фоновая музыка может стать немного более задумчивой.)

КР: Отлично! Теперь, пожалуйста, запечатайте свои письма в конверты (можно подписать имя на конверте, чтобы потом не перепутать). Я соберу их в эту красивую коробку. Эта коробка станет нашей «Капсулой Времени 11 класса». Обещаю бережно хранить ее до последнего звонка.

(КР собирает конверты, демонстративно запечатывает или убирает коробку в надежное место.)

Этап 4: «Паутина Созвездий» (Подвижная игра на сплочение, что мы любим и как это помогает классу)

КР: Снова прошу всех встать в круг. Мы уже написали о себе, письма в будущее. А теперь давайте посмотрим, насколько многогранен и богат наш класс! Ведь каждый из нас – это уникальный мир со своими интересами, увлечениями, хобби. И очень часто именно то, что мы любим, делать, может стать невероятно полезным для других.

Сегодня наше «Созвездие класса» мы построим из наших увлечений и того, как они могут помочь. Каждый из вас – это яркая звезда, а ваше любимое занятие – это особенное сияние этой звезды, которое может осветить путь всему нашему созвездию.

Я возьму конец этой яркой нити, крепко зажму его в руке. Затем я назову свое имя, расскажу о своем любимом занятии или увлечении и объясню, как, по моему мнению, это может быть полезно для нашего класса или для кого-то из вас.

 «Я, Ольга Викторовна, и я люблю активный отдых (каток, бассейн, прогулки по осеннему лесу). Мое увлечение может помочь нашему классу в создании самых интересных и незабываемых событий в течение года!»

Затем, держа свою нить, я передам клубок любому из вас, кого я выберу, – тому, чья «звезда» или увлечение, кажется мне, идеально дополнит наше созвездие.

Тот, кто получит клубок, сделает то же самое: назовет свое имя, поделится своим любимым занятием (хобби, интересом) и расскажет, как это может быть полезно для класса, для друзей или для общего дела. И, крепко держа свою нить, он/она передаст клубок дальше другому участнику, которого выберет. Так мы будем передавать клубок от одного к другому, пока он не обойдет весь наш круг, создавая между нами удивительную, сияющую паутину – нашу яркую и прочную сеть, сотканную из наших общих интересов и взаимной помощи. (Предложить всем аккуратно опустить нити, чтобы паутина опустилась на пол, затем сесть.)

Игра «Счет до 10»

Сейчас, прежде чем вы снова займем свои места, я предлагаю небольшой эксперимент, который требует от нас всех особого внимания друг к другу, без слов, только на ощущениях. Это проверит, насколько хорошо мы чувствуем наш коллектив, даже когда молчим.

Представьте, что мы – созвездие, и нам нужно досчитать до десяти, но особым образом. Каждый из вас, когда почувствует, что пришло его время, назовёт одну цифру. Только одну. Если кто-то назовёт цифру одновременно с другим, или если цифры будут названы не по порядку, мы начнём всё сначала. Наша задача – достичь числа десять, действуя как одно целое.

Итак, опустите, пожалуйста, головы, закройте глаза, сосредоточьтесь на себе и на окружающих. Почувствуйте тишину между нами. Начнем, когда кто-то решит назвать «один»… 

КР: Прекрасно! Это было непросто, не так ли? Это упражнение показывает, как важно слушать и чувствовать друг друга, даже без слов. А теперь, когда мы настроились на общую волну, давайте создадим наше собственное созвездие, в котором каждая связь будет видимой и ощутимой.

Этап 5: «Звезда Желаний и Звезда Поддержки» (для «Звездного неба»)

КР: Наше «Звездное небо» ждет новых светил! У вас есть еще одна чистая звезда на столах. На ней мы запечатлеем наши самые важные стремления и то, как мы можем друг другу помочь.

КР (обращаясь к ученикам): «Ребята, на этой звезде, которую мы назовем «Моя Яркая Звезда Будущего», напишите: какое одно самое важное событие или достижение вы ожидаете от этого учебного года?» (Пауза.) 

КР (обращаясь к родителям): «Уважаемые родители, вы – наши «Звезды Поддержки». На своих звездах, пожалуйста, напишите: что вы готовы предложить классу или своему ребенку в этом году в качестве своей поддержки?» (Пауза.) «И второе: каким вы видите своего ребенка через год, после окончания школы? Какое качество вы хотели бы в нем укрепить или увидеть наиболее ярко развитым?.

(КР дает время для написания. Тихо играет музыка.)

КР: Отлично! Теперь у нас есть наши индивидуальные звезды. Я предлагаю вам по очереди выйти к нашему «звездному небу» (показывает на большие звезды). Прикрепляйте их так, как чувствуете – создавайте свое уникальное созвездие рядом с теми, кто вам близок по духу или чья мечта созвучна вашей.

(КР помогает прикреплять звезды. Когда все прикрепят, КР приглашает всех полюбоваться «звездным небом».)

Этап 6: «Маяк Классного Руководителя» (Моя роль и обратная связь)

КР: «Что же касается меня, то моя роль в этом созвездии – быть вашим маяком. Я здесь, чтобы направлять, помогать ориентироваться, поддерживать вас в трудные моменты и радоваться вашим успехам. Моя дверь всегда открыта для вас, ребята, и для вас, уважаемые родители. Мы – партнеры в этом важном деле»

Я верю в каждого из вас. Верю, что вы добьетесь всего, о чем мечтаете. И верю, что вместе мы сделаем этот год не просто «выпускным», а годом больших свершений, личного роста и незабываемых впечатлений.

КР: «А теперь – последний небольшой интерактив. На столе лежат небольшие карточки. Напишите, пожалуйста, на них, какой один вопрос, пожелание или ожидание у вас есть ко мне, как к вашему новому классному руководителю? Вы можете подписать карточку или оставить ее анонимной, как вам удобнее. Это поможет мне лучше понять ваши потребности и построить нашу совместную работу наиболее эффективно.

(КР собирает карточки. Обещает прочитать их и учесть в дальнейшей работе.)

Этап 7: «Печеньки Судьбы: Звездные предсказания»

КР: Что пророчит учебный год. Учебный год длится 9 месяцев. А это -1085 уроков, 210 учебных дней, 1260 перемен…за это время могут произойти разные события. Так что же нам пророчит этот уч. год? 

Мы уже много поговорили о планах и мечтах, но иногда так хочется, чтобы кто-то приоткрыл завесу будущего! У меня есть для вас небольшие «звездные предсказания» на этот учебный год.

Сейчас каждый из ребят может выбрать себе одну печеньку. Внутри вас ждет короткое, но очень важное предсказание или совет. Пусть оно станет вашим маленьким вдохновением на предстоящий год! А родители конфетку.

(КР предлагает печеньки. Участники выбирают, разворачивают и читают предсказания. Можно предложить поделиться, если кто-то хочет.)

КР: «Пусть эти предсказания принесут вам удачу и помогут верить в свои силы!»

«Обряд посвящения в будущие выпускники»

У людей всех культур и народов есть свои традиции и обычаи, наш класс не исключение. Для того, чтобы всё в этом году сложилось успешно, нам всем вместе нужно посвятить себя в 11-классники:

  • Обращение к Повелителю Пятёрок.

Во время этого обращения все могут хором трижды произнести фразу: «ИКРЁТЯП АН ЯСЬТИЧУ УЧОХ» (это произнесённая наоборот фраза «Хочу учиться на пятёрки»). Затем нужно вскинуть вверх руки с растопыренными пальцами, которых, как известно, по пять на каждой руке и которые как раз, и символизируют желаемую оценку.

  1. Прощание с беззаботным каникулярным прошлым.
    Попахать рукой и сказать: «Лето прощай».
  2. Очищение головы от дурных мыслей. Для этого можно почесать голову обеими руками, а затем «сбросить» то, что «прилипло» к пальцам на землю. И так несколько раз.
  3. Втирание бальзама усердия. Таким «бальзамом» может «поработать» кусочек обыкновенного мела, один на целый класс. Этим мелом можно просто провести по ладони, а затем растереть прилипший белый порошок. Кто тщательнее его растирает – тот усерднее будет учиться.

Этап 8: «Подарки для звездного путешествия»

КР: «Наше путешествие к звездам только начинается, и каждому звездочету нужны инструменты для записи своих открытий. В знак начала нашего пути и как символ веры в ваши способности, я хочу подарить каждому из вас небольшой комплект».

Этот блокнот – для всех ваших идей, планов, важных заметок, которые вы будете делать на пути к своей мечте. Он для того, чтобы записывать ваши успехи, вдохновения и, возможно, даже временные трудности, чтобы потом переосмыслить их.

А эта ручка – чтобы вы писали свою собственную историю, уникальную и неповторимую. Каждый день – новая страница, каждая задача – новая глава. Пусть она будет надежным инструментом на всем вашем пути.

Этап 9: Завершение и неформальное общение

КР: Спасибо вам большое за такую активную, искреннюю и творческую работу! Надеюсь, что наш сегодняшний классный час стал для вас началом нового, интересного этапа. Пожалуйста, подойдите к нашему «звездному небу» еще раз, сфотографируйте его – это будет наш общий символ на этот год. И не забывайте, что ваша «Капсула Времени» ждет своего часа!»

И в завершение, если у вас есть время и желание, я приглашаю вас к небольшому чаепитию. Это отличная возможность для нас всех пообщаться в более свободной обстановке, задать вопросы, которые не прозвучали, или просто поговорить. Моя цель сегодня – не только познакомиться, но и сделать так, чтобы вы почувствовали: я здесь для вас, и я верю в каждого из вас.

Рефлексия для классного руководителя (для анализа после мероприятия):

  • Какие моменты занятия прошли наиболее успешно?
  • Какие задания вызвали наибольший отклик у учеников и родителей?
  • Удалось ли создать атмосферу доверия и сотрудничества?
  • Какие личные ориентиры на будущее выявились у учеников?
  • Какие зоны поддержки со стороны родителей были обозначены (если были)?
  • Насколько удалось сформировать образ 11 класса как единой команды?
  • Что можно улучшить в подобных мероприятиях в будущем?
  • Как можно использовать результаты игры «Паутина Созвездий» и «Послание Себе Будущему» в дальнейшей работе?

 

Классный час

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram