Взгляд современного педагога
Барган Александр Иванович,
педагог дополнительного образования
МБУДО Крапивинский ДДТ
Перед каждым подрастающим человеком рано или поздно встает вопрос: «Как жить и кем быть в современном обществе?». Научиться быть полезным обществу, понимать его особенности, уметь принимать решения, выбирать правильные ориентиры, — эти и другие новые вызовы ставит перед детьми современное образование, среди которых особое место занимает дополнительное.
Деятельность педагога дополнительного образования всегда была и остается разноплановой и многогранной. Начав свою педагогическую деятельность, я понимал, что, как и любая работа, она несет в себе не только самореализацию, творчество, продуктивное общение с детьми, но и ряд трудностей, которые необходимо решать здесь и сейчас, чтобы выйти на высокий результат.
Для меня образовательный процесс занимателен и сложен. На пути часто встречаются разделительные полосы, ограничивающие движение вперед. Навигатором на этом пути служат законодательные акты, задающие вектор развития и определяющие стратегию педагогической деятельности: Национальные цели развития Российской Федерации, национальный проект «Молодежь и дети», Концепция развития дополнительного образования детей — все эти документы регламентируют дальнейшее развитие системы образования, определяя приоритетной задачей развитие талантов детей, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
С каждым годом роль дополнительного образования значительно возрастает, все большее количество родителей хотят, чтобы их дети занимались в различных объединениях по интересам. У молодого, так называемого цифрового поколения, тоже существенно изменились требования к дополнительному образованию. И в этой связи возникает целый ряд проблем. Конечно, решение части из них, по моему мнению, находится в компетенции государственных органов. Но хотелось бы выделить несколько.
Недостаточное кадровое обеспечение организаций дополнительного образования, в том числе в сельской местности, старение квалифицированных педагогических кадров, как и в целом в системе образования, в определенной мере, затрудняет переход на новый уровень обучения и воспитания. Важно организовать работу по обновлению учебных программ с учетом направления деятельности, необходим пересмотр подходов и стандартов.
Имея базовое высшее образование, не связанное с педагогикой, я прошел профессиональную переподготовку по специальности «Педагог дополнительного образования», тем самым решая проблему недостаточного кадрового обеспечения своей организации дополнительного образования, которая находится в сельской местности.
Еще одна проблема — несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения дополнительного образования детей, а также профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы. Считаю, что учреждения системы дополнительного образования должны быть оснащены достойно и шагать в ногу со временем.
Решая задачу научно-технологического развития страны, занимаюсь с детьми по программам технической направленности («Беспилотные летательные аппараты», «В мире фото и видео»). Это входит в круг моих увлечений, это современно, актуально, интересно детям. А благодаря новому оборудованию, приобретённому в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», в Крапивинском доме детского творчества стартовал новый этап развития технической направленности. Перед детьми открылись новые горизонты, приобщая их к современным достижениям науки и технологии.
На занятиях школьники на практике постигают основы электротехники, принципы аэродинамики, учатся программированию. Обучение управлению дронами развивает логическое мышление, творческий подход и навыки командной работы. При этом для меня, как для педагога важно, чтобы мои ученики не только успешно погрузились в мир БПЛА, важно, чтобы у них появилось пространство для самореализации и саморазвития, была создана благоприятная почва для построения своей профессиональной траектории, чтобы школьники были готовы к современным вызовам в области технологии.
Считаю, что своей деятельностью вношу значительный вклад в профилактику и преодоление школьной неуспешности – все мои ученики активно участвуют и побеждают в конкурсах, соревнованиях, посещают другие учреждения дополнительного образования Кузбасса, заодно решая проблему эффективности взаимодействия при формировании региональных систем развития дополнительного образования детей.
Современное дополнительное образование сталкивается с рядом вызовов, требующих внимательного подхода к реализации образовательных программ. Если каждый педагог на своем рабочем месте будет планомерно, уверенно и настойчиво решать проблемы в своей педагогической деятельности, то и вся система дополнительного образования сможет преодолеть их существенную часть.
