Бойко О.Н.
Конспект урока русского языка
( 2 класс)
УМК «Гармония».
Тема урока: «Буква на месте звука, которого нет».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Планируемые цели для учителя: создать условия для знакомства с новой орфограммой «буквы непроизносимых согласных звуков в корне слова»; содействовать развитию приемов совместной и умственной деятельности:сравнение, анализ, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию психических процессов.
Планируемые предметные результаты: привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков; помочь осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков [сн, с’н’]»; научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней и помочь запомнить непроверяемые написания.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, проговаривать последовательность действий, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность, допускать возможность различных точек зрения.
Личностные: . формирование таких качеств, как дружелюбие, любознательность; помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: осознание необходимости ранее полученных знаний, умения оценивать свою деятельность.
| № | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| 1 | Самоопределение к деятельности | Проверка готовности обучающихся к уроку.
С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать , помогать! Подарим улыбку друг другу, для всех! |
Учащиеся приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок. | Цели:-актуализировать требования к обучаю-щимся со стороны учеб-ной деятельности, созда-ние условий для возникно-вения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД:готов-ность к обучению, поло-жительное отношение к учению. |
| 2 | Актуализация опорных знаний | Цели: актуализировать личностный смысл обучающихся к освоению нового материала, организовать выполнение учащимися пробного учебного действия, организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Чистописание На доске: нн пп бб стн кк жж -Запишите буквосочетания в тетрадь. (Самооценка) — Найдите и подчеркните лишнее буквосочетание. Докажите. — Предложите задание одноклассникам с оставшимися буквосочетаниями. (Фронтальная проверка. Самооценка.) — Придумайте и запишите в тетрадь предложение, используя словарное слово. — Зачитайте предложения. |
-Найти и выписать из орфографического словаря слова с удвоенными согласными в корне слова, обозначить орфограммы. |
Регулятивные УУД:
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
| 3 | Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. | Цели:выявить место затруднения, организовать постановку цели урока, зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
— Прочитайте и послушайте себя. (ИКТ) — … Заяц! – молвит гусь.- Отчего ты гру [ ] ый? — Откровенно признаюсь: Я ужасно вку [ ]ый! -Спишите стихотворение. — Вставьте значки тех звуков, которые слышите. — Что общего в выделенных словах? — Подберите родственные слова к слову «грустный», . — Произнесём слово «грустный». Что заметили? — А кто, сможет, эти слова написать грамотно? — Ребята, что же такое у нас получается?» — Какая буква согласного звука с нами играла в прятки в слове «грустный»? — Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? Объясните ответ. Аналогичная работа со словом «вкусный». -Как же определить, в каких случаях непроизносимые согласные звуки обозначаются буквами, а в каких случаях нет? -На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. -Сформулируйте тему урока. — Какую цель вы поставите? (Узнать, в каких случаях непроизносимые согласные звуки обозначаются буквами на письме, а в каких — нет.) |
Читают стихотворение. — Грусть, грустить… Один ученик записывает на доске, другие — в тетради. Звук не слышится, а буква — пишется. — Буква «т». — Научиться находить в словах буквы непроизносимых согласных звуков при помощи подбора проверочных слов. |
Регулятивные УУД: целе-полагание.
Познавательные УУД: Использование имеющих-ся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование УУД |
| 4
5 |
Открытие нового знания.
Первичное закрепление |
Цели: организовать составление совместного плана действий, определить средства.
— Прочитайте название темы, так как она звучит в учебнике. -Поставьте «+» после того, записанного тобой слова, к которому это название особенно подходит. — Как еще можно назвать эту тему? Задание 437 предполагает проведение опыта: попробовать произнести слова с непроизносимыми согласными так, как они пишутся. — Выскажите такое предложение. — Верно, ребята. Вот ученые и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить. -Прочитаем правило на стр.73. — Сделаем вывод. Какие согласные звуки иногда бывают непроизносимыми в русском языке? А как называют буквы на месте этих звуков? — Давайте мы немножко отдохнем. Электронная физминутка Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое задание, организовать сампроверку по эталону, организовать выявление местаи причины затруднений, работу над ошибками. — Ребята, Антон у нас спрашивает: «Я не понимаю, что же делать, когда писать букву непроизносимого — Давайте, попробуем в этом разобраться. А помогут нам в этом знакомые способы проверки. Назовите их. Учитель раздает листочки-карточки. — Прочитаем слова, слышим [с н] или [с’н’] — вписываем значки звуков. — Пробуем подобрать проверочные слова. Учитель выводит правильные ответы на экран. Озвучивает критерии оценивания. 0 ошибок — 5 баллов; 1-2 ошибки — 4 балла; 3-5 ошибок — 3 балла более 5 ошибок — 2 балла. — К какому слову мы не смогли подобрать проверки? — Куда обратимся? — Что узнали? — Какими способами проверки пользовались? — Обратите внимание, названий признаков самый частый приём подбора проверочного слова – изменение «по команде вопроса» каков? — Подведем итог. Как же мы решали новую орфографическую задачу? Проверим, правильно ли мы действовали? Электронная физминутка для глаз |
Парная работа в тетрадях-задачниках. [сн] стн сн — Некоторые звуки тяжело выговаривать, когда они попадают между двумя согласными. Хоровое чтение. Т-т,, д- д ,, в — в,,л — л,. — Буквы непроизносимых согласных звуков. — Рассказывают как искать проверочные слова для корня (таблица) Работа в группах Руководитель группы оценивают работу каждого ученика в группе (дает звездочки) и правильность выполнения задания. Последнее слово (лестница) подводит ребят к выводу о невозможности проверки некоторых слов, о необходимости их запоминания. — К словарю Чтение вывода на странице 74-75 № 439 Учащиеся озвучивают вывод. |
Регулятивные УУД:
Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации. Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные УУД: Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.Учиться работать в группе. Регулятивные УУД: контроль,саморегуляция, коррекция. |
| 6
7 |
Повторение, включение новых знаний в систему знаний
Рефлексия учебной деятельности |
Цель:организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
— Ребята, а сейчас попробуйте самостоятельно решить орфографические задачи. Не забывая, использовать знакомые способы проверки. — Проведем проверку. Учитель озвучивает критерии выставления баллов за выполнение данного задания. 0 ошибок — 5 баллов; 1-2 ошибки — 4 балла; 3-5 ошибок — 3 балла более 5 ошибок — 2 балла. -Подведем итог проделанной работы на уроке. — Как нужно действовать, чтобы узнать, есть буква непроизносимого согласного звука в слове или нет? — С какими сочетаниями мы сегодня работали на уроке? — Какими буквами они могут обозначаться на письме? — Для чего мы научились решать новую орфографическую задачу? Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. — Какую ставили учебную цель? Удалочь ее решить? Каким способом? – А за что вы можете похвалить себя? — Какие трудности были? — О чем захотелось узнать поподробнее? Игра «10 секунд» — Подсчитываем количество заработанных баллов в оценочных листах. Критерии оценивания вывешиваются на доске. Оценку «5» за урок получают те, кто, верно, выполнил задание в группе, получил от командира группы 3 звёздочки и в самостоятельной работе в оценочном листе получил 5 баллов. Оценку «4» за урок получают те, кто, верно, выполнил задание в группе, получил от командира группы 2 звёздочки и в оценочном листе получил 4 балла. Оценку «3» за урок получают те, кто, неверно, выполнил задание в группе получил от командира группы 1 звёздочку и в оценочном листе получил 3 балла. А тот, кто не справился с заданием, Вам, ребята, нужно будет на следующий урок постараться работать лучше. САМООЦЕНКА РАБОТЫ У каждого ребенка рисунок ступенек лестницы. — Почему именно лестница выбрана для оценки работы нашего урока сегодня? — Верно, ребята. Поместите свое фото на 3 ступени, если Вам на уроке было интересно, легко. На 2 ступени – на уроке испытывал затруднения. На 1 ступени — на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил. |
Самостоятельная работа
Сверка с эталоном на экране. Учащиеся оценивают свою работу. -Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук, надо одним из способов про-верки корней подобрать про-верочное слово. — [сн, с’н’] Сн, стн. — Чтобы быть грамотными людьми. Наша группа очень дружно работала. Было очень интересно слушать рассказы ребят. Ответы детей Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке Обучающиеся считают баллы и выставляют оценку за урок. — Это слово сегодня встречалось нам. Здесь есть непроизносимый согласный звук. |
Регулятивные УУД:
Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом. Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание по выбору. Вся информация выводится на экран.
— Спасибо за работу. На этом наш урок окончен. |
Самоанализ урока
Постановка целей урока соответствует особенностям учебного материала.1 урок в системе уроков по теме «Буква на месте звука, которого нет». До учащихся доведены идеи урока. Цели урока достигнуты. Структура урока соответствует его целям.Тип урока (усвоение нового материала), его структура, логическая последовательность взаимосвязаны с этапами урока. Время урока распределено между ними целесообразно. Представлена разнообраз-ная форма обучения . На уроке применяются технические средства обучения. Имеется рациональная организация труда учителя и учащихся.Содержание урока соответствует требованиям государственной программы , целям урока. Полнота, достоверность,доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Содержание урока способствует развитию интереса к учению, направленно на формирование УУД . Актуализация опорных знаний. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соот-ветствует методическому аппарату урока, каждому этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения.
На уроке была организована самостоятельная учебная работа учащихся, сочетание коллективной и групповой работы. Наблюдалась активная работоспособность учащихся на разных этапах урока. Учителем соблюдались нормы педагогической этики и такта, создание морально – психологического климата в данном коллективе.Учащиеся умеют вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.Харак-тер тренировочных упражнений , виды самостоятельных работ, вариативность соответствуют уровню подготовленности класса. На уроке прослеживается связь нового с ранее изученным материалом. Инструктаж и помощь учителя.Домашнее задание носит дифференцированный, закрепляющий, посильный характер.
