Макарова Гоар Шагеновна - учитель математики,
Меликшаева Римма Артемовна - учитель математики
МКОУ «СОШ № 5» с.Эдиссия, Курский муниципальный округ, Ставропольский край
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №69727
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка педагога»
Наименование конкурсной работы: Элективный курс «Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №69727


    

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

Элективный курс

 «Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля»

     Класс  9

     Всего часов на учебный год       34

     Количество часов в неделю        1

 

        Учитель математики: Макарова Гоар Шагеновна

Меликшаева Римма Артемовна

 с. Эдиссия

2025

                                          

                                       Аннотация

     Элективный курс образовательной области «Математика» для 9 класса рассчитан на 34 часа, 1 ч. в неделю.

 Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен задачам с модулем (абсолютной величины), которые представляют для учащихся сложности в логическом и психологическом плане. По своему содержанию программа научна, имеет практическую направленность, обладает логичностью и систематичностью учебного материала. Материал курса распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов.

Решение задач с модулем открывает перед учащимися большое число примеров общего характера, применяемых на любом математическом материале. Кроме того, задачи с модулем стали неотъемлемой частью выпускных вступительных экзаменов (подобные задания также присутствуют в разделах  текстов ОГЭ).

     Материал курса способствует развитию у школьников логического мышления и позволяет   им глубже понять учебный материал по этой теме, дает возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных знаний. Для тех учащихся, которые хотят продолжить образование, связанное с математикой, он будет способствовать успешной сдаче основного государственного экзамена по математике. Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся.

Цель программы элективного курса:

  • Создание базы для последующего изучения науки.
  • Развитие самостоятельности учащихся.
  • Подготовка к сдаче ОГЭ по математике.
  • Расширение и углубление знаний учащихся по предмету.
  • Повышение уровня математической подготовки выпускников основной школы. 

Задачи программы элективного курса:

  • Применять различные методы и приемы решения  уравнений и неравенств, содержащие переменную под знаком модуля.
  •  Применять разнообразные способы решения одного и того же уравнения  (неравенства).
  •  Применять уже обозначенные методы и приемы на практике.

1.Личностные и метапредметные результаты освоения элективного курса

Организация в процессе изучения данной темы продуктивной деятельности обучающихся, направленной на интеллектуальное развитие личности учащихся при изучении методов решения уравнений и неравенств, содержащие переменную под знаком модуля и достижение ими следующих результатов: 

  • Личностные  приобрести и (или) реализовать:
  •  ответственность, инициативность, находчивость, активность при решении     математических  примеров и задач.
  •  трудолюбие, усидчивость, заинтересованность.
  •  любознательность, стремление к самостоятельности в поисках дополнительных источников информации.
  •  критичность мышления;

Метапредметные:

  • Познавательные
  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • исследовать несложные реальные связи и зависимости;
  •  осуществлять самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • уметь организовать и провести учебно-исследовательскую работу;
  • уметь выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку на правдоподобие; 
  • владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»); 
  • формулировать полученные результаты;
  • самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
    • Коммуникативные
  • уметь точно грамотно излагать свои мысли, выстраивать аргументацию;
  • использовать примеры для иллюстрации, а контрпримеры для опровержения утверждений;
  • участвовать в диалоге, полилоге, дискуссии, признавать право другого человека на «иное» мнение;
  • владеть умениями совместной деятельности;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
  • Регулятивные
  • понимать ценность образования как средства развития культуры личности;
  •  уметь объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности;
  • учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
  • уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  • фиксировать затруднения и устанавливать их причины, а затем устранять их;
  • овладеть навыками самоконтроля и оценки собственной деятельности.

 

2.Содержание тем элективного курса

 

№п/п Наименование  разделов и тем Всего часов
1 Линейные уравнения и неравенства с модулем: понятия о задачах с  модулем; линейные уравнения с модулем;  решение линейных уравнений с модулем; метод последовательного раскрытия модуля; метод интервалов; графический метод; метод решения при помощи зависимостей между числами а и в, их модулями и квадратами этих чисел; использование геометрической интерпретации модуля; решение уравнений с использованием геометрической  интерпретации; решение линейных неравенств с модулем; решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля

13

2 Квадратные уравнения и неравенства с модулем: количество корней квадратного уравнения; решение квадратного уравнения с модулем; решение квадратного неравенства с модулем; иные способы решения уравнений и неравенств с модулем; типовые текстовые задачи, содержащие переменную под знаком модуля

10

3 Построение графиков функций: график линейной функции и его расположение их на координатной плоскости; график квадратной функции и его расположение на координатной плоскости     6
4 Проверка усвоения знаний 4
5 Итоговое занятие 1

  

Тема 1. Линейные уравнения и неравенства с модулем.(13 ч)

  1. Линейные уравнения и неравенства с модулем 
  2. Понятия о задачах с  модулем 

3.Решение линейных уравнений с модулем 

4.Решение линейных неравенств с модулем 

5.Основные способы решения линейных уравнений и неравенств с модулем

              Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства с модулем.(10 ч)

1.Квадратные уравнения и неравенства с модулем: количество корней квадратного уравнения 

  1. Решение квадратного уравнения с модулем 

3.Решение квадратного неравенства с модулем 

4.Типовые текстовые задачи, содержащие переменную под знаком модуля

              Тема 3. Построение графиков функции.(6 ч)

1.Построение графиков функций: график линейной функции и его расположение их на координатной плоскости 

2.График квадратной функции и его расположение на координатной плоскости 

  1. Графическое решение уравнений и неравенств с модулем

Проверку усвоения знаний (4 ч) 

Итоговое занятие (1ч)

Формы занятий:

Лекция, практикум, занятие — обсуждение, занятие,  круглый стол, занятие —  конструирование,  исследовательская работа, многовариативные  разноуровневые  тесты.

Формы контроля:

Взаимопроверка, сообщение, защита мини — проектов, реферат, мультимедийные презентации.

 

  1. Календарно-тематическое планирование
№ п/п Наименование  разделов и тем Коли-

чество часов

Формы занятий Формы контроля
Абсолютная величина и ее свойства 1
Линейные уравнения с модулем 1
Решение линейных уравнений с модулем. 1 тестирова-

ние

Метод последовательного раскрытия модуля 1 лекция
Метод интервалов 1 сообщение
Графический метод 1 практикум
Метод решения при помощи зависимостей между числами а и в, их модулями и квадратами этих чисел 1 занятие обсуждение
Использование геометрической интерпретации модуля. 1
Решение уравнений с использованием геометрической  интерпретации 1 занятие конструиро-вание
Линейные неравенства с модулем 1 Опрос с помощью ПК (тест с выбором ответа)
Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля 1 лекция
Линейные уравнения и неравенства с модулем 1 практикум
Решение линейных неравенств с модулем 1 круглый стол
Квадратные уравнения с модулем 1 лекция
Квадратные неравенства с модулем 1 лекция
Количество корней квадратного уравнения 1
Решение квадратного уравнения с модулем 1 защита мини — проектов
Решение квадратного уравнения с модулем 1 практикум взаимо-

контроль

Решение квадратного неравенства с модулем 1 практикум взаимо —

проверка

Иные способы решения уравнений и неравенств с модулем 1 урок-исследова-ние
Понятия о задачах с  модулем 1
Примеры решения задач, использующих знак модуля 1 защита мини — проектов
Типовые текстовые задачи, содержащие переменную под знаком модуля 1 реферат
Построение графиков, функций содержащих модуль  1 лекция
Построение графиков, функций содержащих модуль 1
Построение графиков функций 1 конструирование
График линейной функции и его расположение их на координатной плоскости 1 конструиро-вание
График квадратной функции 1
График квадратной функции и его расположение на координатной плоскости 1 практикум взаимо-

проверка

Графическое решение уравнений и неравенств с модулем 2 групповая самосто-ятельная контроль-ная работа
Зачет по теме: «Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля» 1 многова-риатив-

ные разно-

уровневые 

тесты

Зачет по теме: «Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля» 1 вариатив —

ные разно-

уровневые 

тесты

Итоговое занятие 1 круглый стол
Итого: 14 часов теории,

             20 часа практики.

34 часа

 

                                                   Литература:

  1. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. Москва 1976.
  2. Кравцев С.В., Макаров Ю.Н., и др. Методы решения задач по алгебре. «Экзамен». Москва 2003.
  3. Лысенко Ф.Ф. Математика ЕГЭ-2015. 
  4. Литвиненко В.Н. Мордкович А.Г. Практикум по решению задач школьной математики. Москва 1977.
  5. Сканави М.И. Сборник задач по математике. Москва «ОНИКС 21 век» «Мир и образование» «Альянс – В» 2003.

.          6. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с 

                модулями и методика их решения.2005.

  1. Егерман Е.Задачи с модулем. 9-10 класс. Математика. 

               Приложение к газете « Первое сентября» № 23, № 25-26, 

                № 27 — 28, 2004.

  1. Калугина Е.Е. Учебное пособие: Уравнения, содержащие знак 

               модуля. Математика. Москва Илекса, 2012.

  1. Настольная книга учителя математики. Москва. ООО

               «Издательство Астрель»,2004.

Интернет — ресурсы:

  1. Тестов В.А. О некоторых проблемах при изучении      

               неравенств.2015 .     

  1. Хамедова  Н.А. Уравнения и неравенства, содержащие   

.                 переменную под  знаком модуля. Вестник современной науки. 

               №3-1(15) 2016.

 

Элективный курс «Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram