Министерство образования и науки Кузбасса
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №94 «Чебурашка»
(МБДОУ «Детский сад №94)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«ЗаниМатика с элементами программирования»
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчики:
Федорова Наталья Геннадьевна –заведующий
Медведева Ольга Юрьевна – старший воспитатель
Корнелюк Светлана Федоровна – воспитатель
Прокопьевский ГО, 2024г.
Содержание
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3 | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи программы | 9 |
1.3. Содержание программы | 11 |
1.4. Планируемые результаты | 15 |
2.Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 16 | |
2.1. Календарный учебный график | 16 |
2.2. Условия реализации программы | 28 |
2.3. Формы контроля | 29 |
2.4. Оценочные материалы | 29 |
2.5. Методические материалы | 31 |
Список литературы | 32 |
Приложение | |
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Программа разработана в соответствии с:
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г;
– Постановление Главного государственного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020г.;
– Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.);
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599).;
– Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» №816 от 23.08.2017г.;
– Национальный проект «Образование» утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.);
– Федеральный проект «Успех каждого ребенка» утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование», протокол № 37 от 07.12.2018г.);
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
– Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 09.04.2019г.;
Направленность: социально-гуманитарная.
Актуальность программы: Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение детьми конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительная особенность: В программу включён материал разной степени сложности: от небольшого минимума – до возможного максимума, что даёт возможность каждому ребенку продвигаться своим темпом и с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей, развитию логического мышления.
Включение в программу игровых упражнений по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Новизна программы Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Содержание программы направлено на овладение детьми 6-7 лет важнейшего навыка логического мышления – способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Особенность программы «ЗаниМатика с элементами программирования» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
Педагогическая целесообразность
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗаниМатика с элементами программирования» предназначена для детей в возрасте от 6-8 лет.
Объем и срок освоения программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЗаниМатика с элементами программирования» рассчитана на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет.
Режим занятий: 2 раз в неделю (продолжительность 1 занятия 30 минут).
Форма обучения: очная
Виды занятий: теоретические, практические.
Уровень сложности: стартовый.
Срок реализации программы – один учебный год.
Реализации программы «ЗаниМатика с элементами программирования» в рамках совместной деятельности взрослого с детьми.
Название программы | Возраст | Продолжительность занятий | Количество
занятий в неделю/ объем недельной образовательной нагрузки (в минутах) |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЗаниМатика с элементами программирования» |
6-8лет | 30мин. | 2/65 |
Подготовительная группа
Форма реализации: программа реализуется с группой детей из 15 человек.
Группа | группа |
Дата начала обучения | 02.09.2024 сентября |
Дата окончания обучения | 30.05.2025 мая |
Продолжительность учебного года всего: | 35 недель/2100ч. |
1-ое полугодие | 17 недель/1020 мин. |
2-ое полугодие | 18 недель/1080мин. |
Продолжительность игры-занятия | 30 мин |
Регламентирование игр-занятий (вторая половина дня) | 2 раз в неделю
2 половина дня 30 мин |
Педагогическая диагностика на начало года | 02.09.2024-13.09.2024 |
Педагогическая диагностика на конец года | 19.05.2025-30.05.2025 |
Сроки проведения каникул | Зимние каникулы 01.01.2025- 09.01.2025
Летние каникулы 01.06. 2025 – 31.08.2025 |
Выходные и Праздничные дни | Выходные: суббота, воскресенье; праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации |
Программа «ЗаниМатика с элементами программирования» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6 – 8 лет.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи », ФГОС ДО, устава ДОУ.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Развитие математических способностей, на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей, кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство – неравенство, целое – часть, величина – мера и др.), а также, некоторых умений и навыков (счет, измерение, классификация и др.).
Задачи программы:
обучающие:
– учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации и ситуации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
– учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;
– формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
развивающие:
– развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
– развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
– развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи – занимательные, практические, игровые;
воспитательные:
– воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
– воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
Второй год обучения (продолжительность занятия 30 мин.)
65 часов
№ п\п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие
Техника безопасности Вводная диагностика |
2 | 1 | 1 | Анкетирование |
2 | Количество | 13 | 3 | 10 | Опрос, Беседа
Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
3 | Величина | 13 | 3 | 10 | Опрос, Беседа
Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
4 | Форма | 10 | 3 | 7 | Опрос, Беседа
Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
5 | Ориентировка в пространстве | 13 | 4 | 9 | Опрос, Беседа
Самостоятельная работа, Игры, практические занятия Дидактическое пособие «Мышиный код» |
6 | Ориентировка во времени | 11 | 3 | 8 | Опрос, Беседа
Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
7 | Итоговая диагностика | 3 | 1 | 2 | Анкетирование |
65 | 18 | 47 |
Количество
- Продолжать развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить со счетом в пределах 20.
- Познакомить с числами второго десятка.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Изучение состава чисел от 0 до 10.
- Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее)и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (-)и знаком отношения равно (=).
- Познакомить с понятиями отрезок, прямая, кривая.
- Познакомить с двузначными и однозначными числами
Величина
- Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых)и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий)с помощью условной меры (бумаги в клетку).
- Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче)путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Форма
- Расширить знание о геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны)и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой. **2
- Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
- Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
- Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем)углу, перед, за, между, рядом и др.).
- Формировать умение «читать»простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
- Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Учить детей определять время на часах
1.4 Планируемые результаты
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
К концу обучения по программе формирования элементарных математических представлений предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
- Умение сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала
и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Умение
использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
- Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе
предметных действий.
- Умение записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.
- Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
- Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему
(вместимости, площади.
- Умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками
(шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах
измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
- Умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,
овалом узнавать и называть другие геометрические
тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- Умение по заданному образцу конструировать из простых фигур более
сложные фигуры.
- Умение различать отрезок, кривую, прямую линию
- Умение называть двузначные и однозначные числа
- Умение работать с десятками.
- Умение называть четные и нечетные числа
- Перспективный план работы математического кружка«Математические ступеньки»
- Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
Сентябрь
Анкетирование, диагностика
Октябрь
- «Свойство предметов (цвет, форма, размер)» Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
- «Столько же, больше, меньше, первый, последний»Формировать умение сравнивать группы предметов путем со стыкования пар; закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров, познакомить с понятиями «первый, последний»; развивать память, логическое мышление.
- «Следующий и предшествующий, один и несколько»Познакомить детей с понятиями «Следующий и предшествующий, один и несколько»; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
- «Сложение. Название компонентов и результата действия сложения. Знак «+».» Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойство предметов (цвет, величина); развивать интерес к математике.
Ноябрь
1 Вычитание. Знак «-». Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.
2 «Слева и справа, вверху и внизу, левее, правее» систематизировать пространственные представления; научить ориентироваться на листе бумаги; находить определенный рисунок на странице тетради. развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление, речь; учить детей писать графический диктант, используя понятия «Слева и справа, вверху и внизу».
3 «Точки. Прямые и кривые линии» Познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости; находить и обозначать точки их пересечения; учить распознавать и строить прямые и кривые линии; уточнить и обобщить геометрические представления детей; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая»; развивать пространственное воображение;
4 «Отрезки и дуги» познакомить детей с отрезком, его отличием от прямой линии, обозначением отрезка точками, черточками, другими предметами; ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.
5 «Одинаковые и разные по форме» Продолжать учить детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; формировать умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, понимать слова «до», «между», «перед», «после»; развивать память, мышление.
Декабрь
1 «Знаки больше, меньше и равно» Учить детей сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного (много – мало) и относительного (больше – меньше) сравнения; устанавливать взаимно – однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами; использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <); сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.
2 «Части суток и времена года» ввести понятия “части суток”, “времена года”, закреплять привычные временные представления; развивать речевые умения и логическое мышление.
3 «Состав чисел 1,2» изучить числа 1 и 2, их состав, написание цифр 1 и 2, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие, взаимопонимание.
4 «Состав числа 3» знакомство детей с составом числа три; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
Январь
1 «Состав числа 4» знакомство детей с составом числа 4; учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
2 «Состав числа 5» знакомство детей с составом числа 5; учить составлять число 5 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
3 «Состав числа 6» изучить состав числа 6, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
Февраль
1 «Состав числа 7» изучить состав числа 7, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
2 «Состав числа 8» изучить состав числа 8, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
3 «Состав числа 9» изучить состав числа 9, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
4 «Состав числа 10» изучить состав числа 10, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.
Март
1 «Однозначные и двузначные числа» Познакомить детей с понятиями «однозначное число» и «двузначное число»; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; воспитывать интерес к математике через достижения результатов, усидчивость.
2 «Счет десятками» Сформировать понятие ” круглое число, десяток”, способность к счету десятками в прямом и обратном счете в пределах 100, развивать память, мышление
3 «Измерение длины отрезка. Сантиметр» Формирование нового понятия «сантиметр»; усвоить с детьми способ измерения длины с помощью линейки: измерить длину отрезка и выразить её в сантиметрах.
4 «Знакомство с часами» Учить детей показывать на часах время; развивать смекалку, зрительную память, воображение
Апрель
1 «Плоские и объемные геометрические фигуры» Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные предметы, закрепить умение детей определять время по часам
2 «Измерение объема. Литр» Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
3 «Симметричные фигуры» формировать представления детей о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры
4 «Определяем время» закрепить умение детей определять время по часам, развивать память, мышление.
Май
Анкетирование, диагностика
2.2 Условия реализации программы
ТСО: мультимедийная система, дидактические игры, сборники упражнений, конспектов по математике, презентации, мультфильмы, художественная литература, пособия для родителей.
2.3 Формы контроля
Контроль проходит методом наблюдения опрос, беседа, самостоятельная работа, игры, практические занятия
2.4 Оценочные материалы
Уровни освоения математического развития дошкольников
6-7 лет
Дата проведения __________________
Педагог
дополнительного образования___________________________________
- Уровень знаний о количестве, счет в пределах 20:
А) Выявление знаний цифр и умения определять место числа среди других чисел ряда.
Материал. Набор цифр в произвольном порядке (от 0 до 9).
Задание:
Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те числа, которые ему покажут (7, 4, 5, 9); назвать число, которое находится между числами 3 и 5; 7 и 9; 6 и 8; 2 и 4.
Б) Выявление умений называть числа в прямом и обратном порядке, соотнесения цифры и количества предметов.
Материал: цифры, кружочки.
Задание:
– Воспитатель предлагает ребенку посчитать в пределах 10 в прямом и обратном порядке (без опоры на наглядность).
– Посмотри на цифры (воспитатель предлагает 2 варианта), и положи рядом с каждой цифрой соответствующее количество кругов.
В) Дидактическое упражнение «Веселые игрушки» – выявление умения считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20; пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Материал: 15-18 разных мелких игрушек.
Задание:
– Разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
– Сколько всего игрушек?
– Который по счету мишка?
– А мячик? И т.п.
Г) Дидактическое упражнение «Что будет, если…» – на выявление знаний о составе первого десятка (из отдельных единиц).
Задание:
Подумай и дай правильный ответ:
– Что будет, если к 7 прибавить 1? (получится число 8)
– К 9 прибавить 1?
– Как получить число 8, если есть число 9? (убрать 1 единицу)
– Что будет, если сложить три единицы? (получится число 3)
– А если сложить 5 единиц? (Число 5)
Д) Дидактическая игра «Назови соседей» – выявление умения раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе).
Материал: дидактическая игра «Назови соседей»: домик, цифры.
Задание:
Воспитатель предлагает ребенку найти соседей для двух чисел (на усмотрение воспитателя).
Е) Выявление умения составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий.
Материал: цифры от 0 до 9, знаки «+», «-», «=»; предметные картинки для задачек.
Задание:
– Рассмотри картинки и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи (на сложение и вычитание).
Ж) Дидактическая игра «Пойдем в магазин».
Материал: монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Задание:
Воспитатель говорит, что нужно сходить в магазин, но она забыла, какие деньги есть у нее в кошельке, просит ребенка помочь ей и назвать монеты.
Критерии оценки:
4 балла – ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда.
3 балла – ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их.
2 балла – ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.
1 балл – ребёнок допускает много ошибок, даже с дополнительными объяснениями и показами воспитателя; не понимает заданий.
- Уровень знаний детей о величине:
А) Дидактическая игра «День рождения Винни-Пуха» – выявление умения делить квадрат, круг на две и четыре равные части.
Материал: 3 круга и 3 квадрата, ножницы.
Задание:
– Вини-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на две и четыре равные части.
– Подумай и ответь: часть круга, квадрата больше или меньше целого? Как можно назвать эти части? (половина, одна вторая, одна четвертая).
Б) Дидактическое упражнение «Дорожки» – выявление умения измерять длину с помощью условной мерки.
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см – условная мерка.
Задание:
– Рассмотри дорожки.
– Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая?
– Как это проверить?
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на две и четыре равные части и объясняет, что части меньше целого; правильно определяет название частей; при выполнении задания 2 самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод.
3 балла – ребенок достаточно уверенно делит круг и квадрат на две и четыре равные части и объясняет, что части меньше целого; определяет название частей с небольшой помощью взрослого; при выполнении 2 задания правильно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод с небольшой подсказкой воспитателя.
2 балла – ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части, но не может дать название частям; при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно.
1 балл – ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части, не понимает значение понятий «целое» и «часть»; не имеет представлений о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой даже после показа воспитателем.
- Уровень знаний детей о форме:
Дидактическое упражнение «Назови геометрические фигуры»
Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, пятиугольники; объемные – шар, куб, цилиндр, конус.
Задание:
А) Воспитатель предлагает ребёнку отложить в сторону все плоские фигуры. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Б) Сравнение круга и квадрата (наличие и отсутствие углов)
В) Назови объемные фигуры.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок имеет чёткие представления о геометрических фигурах (плоскостных и объемных). Делает обобщение «многоугольник», знает понятие «угол».
3 балла – ребенок имеет чёткие представления о геометрических фигурах (плоскостных и объемных). С помощью воспитателя делает обобщение «многоугольник», знает понятие «угол».
2 балла – ребенок путается в определении названий некоторых фигур, не может дать обобщение, но может объяснить различие между кругом и квадратом.
1 балл – ребенок не понимает заданий, не может назвать даже плоскостные фигуры.
- Ориентировка в пространстве:
Дидактическая игра «Волшебная точка» – выявление умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
Материал: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш.
Задание:
От заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево – должен получиться стульчик.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.
3 балла – ребенок справился с заданием, но был не уверен, часто просил повторить или уточнить задание.
2 балла – ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо).
1 балл – ребенок не справился с заданием, допустил более 3 ошибок.
- Ориентировка во времени:
А) Дидактическая игра «Живая неделя»
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7.
Задание:
– Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует.
– Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их.
Б) Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц»
Задание:
– Назови, какой сейчас месяц?
– Как называется первый (второй) месяц весны?
В) Дидактическое упражнение «Определи время» (точность до 1 ч)
Материал: циферблат часов.
Задание:
– Который час? (2-3 варианта)
Критерии оценки:
4 балла – ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные; умеет определять время с точностью до 1 часа.
3 балла – ребенок справился с заданием, но был не уверен, часто просил повторить или уточнить задание.
2 балла – ребенок знает последовательность дней недели, но затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрой, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц; неуверенно определяет время.
1 балл – ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.
- Формирование логики:
А) Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.
Материал: Логические таблицы.
Задание:
Детям показывается логическая таблица, предлагается найти недостающую фигуру и поразмышлять вслух.
Б) Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.
Материал: Набор элементов игры “Танграм”, схемы к игре.
Задание:
Ребёнку предлагается из элементов ” Танграм ” придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.
3 балла – ребенок с небольшой помощью воспитателя «читает» простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания отражает в речи.
2 балла – ребенок с помощью воспитателя выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может «расшифровать» условные обозначения. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер. С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.
1 балл – ребенок неуверенно выполняет действия в заданной последовательности даже после помощи воспитателя или не справляется совсем. В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет. Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.
№ | Ф.И.
ребёнка |
«Формирование элементарных математических представлений» | Развитие (конструктивной) деятельности | |||||||||||||||||||
Уровень знаний о количество, счет
в пределах 20 |
Уровень знаний детей о величине | Уровень знаний детей о форме | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Формирование логики | Умение соотносить
конструкцию предмета с его назначением: |
Уровень развития умения строить разные конструкции по рисунку и словесной инструкции воспитателя | итог | ||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
Итог: | 4
3 2 1 |
4-
3- 2- 1- |
Диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы
– Открытое занятие для родителей;
– журнал посещаемости;
– фотоотчет;
– диагностика;
– отзывы родителей.
2.5 Методические материалы
Методы обучения по программе «ЗаниМатика с элементами программирования»
Наглядные: | Непосредственное наблюдение и его разновидности |
Показ обучающих презентаций и иллюстраций | |
Опосредованное наблюдение | |
Словесные: | Чтение и рассказывание художественных произведений |
Пересказ | |
Обобщающая беседа | |
Рассказывание без опоры на наглядный материал | |
Практические: | Дидактические игры |
Сюжетно-ролевые игры | |
Дидактические упражнения | |
Викторина |
Алгоритм учебного занятия:
- Организационный момент
- Проверка знаний и умений, полученных ранее
- Организация творческой среды для восприятия новой информации
- Новая информация
- Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы
- Обобщение изученного материала на занятии
- Рефлексия
Форма организации образовательного процесса по реализации программы
«ЗаниМатика с элементами программирования» групповая. Это обосновано с позиции направления программы и категории учащихся.
Учебные занятия проводятся в форме практических занятий с включением бесед, просмотров обучающих мультфильмов и презентаций, викторин, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Для успешного осуществления образовательной деятельности Учреждения систематизированы методические разработки, медиатека обучающих презентаций.
В приложении Программы представлен дидактический материал для успешной реализации программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В. Волина. Праздник числа. – М. ; Знание, 1993.
- Л. Г. Петерсон, Кочемасова Е. Е. Игралочка (2 части). – М. ;
издательство «Ювента», 2011.
- Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два – ступенька (2
части). М.; издательство «Ювента», 2011.
- Колесникова Е. В. Математика для детей. – М. ; ТЦ Сфера, 2007.
- Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию
элементарных математических представлений. -М. ; Мозаика-Синтез, 2009.
- Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. – М. ;
Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.
- Новикова В. П. Математика в детском саду. – М. ; Мозаика-Синтез,
2000.
- Фалькович Т. А., Барыякина Л. П. Формирование математических
представлений. -М. ; Вако, 2005.