Ролдугина Ирина Сергеевна
Воспитатель
МБДОУ д\с п. Подстанции 500кв. Грязинского муниципального района
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №53962
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный конкурс образовательной деятельности работников дошкольных образовательных организаций «Зима – пора чудес и волшебства», в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Крапива, обжигает и она же лечит».
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №53962


Муниципальное Бюджетное Дошкольное

 Образовательное Учреждение 

детский сад п. Подстанции 500 кв 

Грязинского муниципального района Липецкой области

                                Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Крапива, обжигает и она же лечит».

 

                                

 

          

 

Составила:

Воспитатель 

 Ролдугина Ирина Сергеевна

Липецкая область

2019г.

Цель: формирование знаний детей о пользе крапивы.

Задачи:

– воспитывать бережное отношение к крапиве, к природе;

– формировать знания детей о применении крапивы людьми;   

расширить кругозор детей о жизни растений и животных; 

познакомить с научным и народными названиями лекарственного растения        – крапива, учить различать растение по его характерным признакам.

– развивать мышление, любознательность, интерес к родной природе.

Ход занятия:

Воспитатель: послушайте загадки:

Обожжёт без огня

И тебя и меня,

А живёт у плетня.

(Крапива).

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?

Растет зеленый кустик,

Дотронешься -укусит.

     Растёт под забором.
    До чего же злючий норов,
    А пожаловала в щи –
    До чего же хороши!
      (Крапива)

 

Воспитатель: 

«Одна крапива заменит семерых врачей», – говорили в древние века.Название «крапива” связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.в народе называют крапиву (жгучка, жигалка, стрекучка, стрекуша). Крапива получила такое название за свою способность обжигать. Волоски на веточках и листьях крапивы очень острые. Каждый из них похож на иглу маленького шприца, из которых вытекает муравьиная кислота, которая вызывает ожог. Крапива всегда растёт около домов, под заборами, вдоль тропинок. Все мы знаем, как неприятны её ожоги, после которых появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться.Крапива любит расти по тенистым влажным местам, на огородах, засоряя их. Крапиву считают злостным сорняком, пытаясь от нее избавиться любым способом.Однако, крапива богата витаминами. Это растение специально выращивают в некоторых странах. из крапивы готовят полезные и вкусные зеленые щи, салаты из листьев. Листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком, срезанная и увядшая крапива тоже не жжется.

Велика была польза крапивы для людей в голодные годы. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц.

Листья крапивы умеют сохранять скоропортящиеся пищевые продукты. Рыба и мясо лучше сохранятся, если их обернуть в листья крапивы.

Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки.

Из крапивы получают безвредную растительную краску. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев – зеленую краску.

В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Велика польза крапивы: и кормит, и лечит, и красит. Мы должны быть мудрыми – уметь уважать и беречь всякое творение природы.

Крапивная ткань использовалась для изготовления мешков.

В Японии это растение использовали в создании дорогостоящих самурайских доспехов.

Из крапивы делают прекрасную лёгкую и тёплую ткань под названием «шевиот», которая во многом напоминает лён или хлопок.

Из китайской крапивы производят ткань, которая является отличным заменителем шёлка.

Настой крапивы активно применяется цветоводами для борьбы с тлёй.

Листья крапивы используются при производстве банных веников.

Из крапивы готовят удобрение для повышения плодородности почвы.

Викторина: 

Воспитатель

1.Как в народе называют крапиву? (жгучка, жигалка, стрекучка, стрекуша)

2.Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (за свою способность обжигать)

3.Почему возникает это неприятное ощущение если каснуться крапивы? (ответы детей)

  1. Где любит расти крапива? (ответы детей)
  2. Почему крапиву считают сорным растением?
  3. Какую пользу приносит крапива людям? (корм для домашних животных и птиц, для приготовления пищи, для сохранения продуктов, для лечения, для укрепления волос)
  4. Как называется ткань, которую делают из крапивы. (шевиот)

Дидактическая игра «Угадай растение по описанию»

 

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск

предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что

оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание

детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета),

их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и

рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам

рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой

ком нате все растения, похожие на описанное.

 

 

Трудовая деятельность.

Сбор природного материала.

Цель: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.

Воспитатель проводит физкультминутку«Удивляемся природе».

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

Воспитатель: Продолжим. А ещё ребята, начиная с 2002 года, ежегодно в деревне Крапивна Тульской области проходит «Фестиваль крапивы». В этом селении люди давним давно применяли крапиву для многих нужд. Это растение используется на гербе старинной деревни. В известной сказке Г. Х. Андерсона «Дикие лебеди» рубашки, пошитые из крапивы, помогли снять чары с братьев главной героини.

Воспитатель: Помните? Мы читали с вами эту сказку.

Дети: Да, помним.

Воспитатель: Так же это растение часто используется для добывания хлорофилла, который является незаменимым в медицине, пищевом и парфюмерном производстве. Наши предки верили, что эта трава обладает магическими свойствами, поэтому делали из неё обереги и никогда не вырубали около домов.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали много нового, интересного про крапиву. Вы всё так же считаете её бесполезной, что от неё один лишь вред?

Дети: Нет! Крапива очень полезный сорняк, хоть и больно жжется. Просто она так защищает себя от животных.

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно поняли. А в завершение нашего занятия, я хочу прочесть вам стихотворение«Посмотрите, притаилась» Елены Николаевой.

Посмотрите, притаилась,

И пушистой притворилась!

Мы тебя, крапива, знаем,

Ни за что срывать не станем.

Ты ни ёжик, и ни ёлка:

Не топорщатся иголки.

Нечем, вроде бы, кусаться,

Но не стоит прикасаться.

Кто лишь раз тебя потрогал,

Не забудет долго-долго,

Как потом болела ручка.

Ах, ты, вредная колючка!

Но обиделась крапива:

– “Что кусаться некрасиво,

Это я, конечно, знаю.

Не из вредности кусаю.

Много свойств во мне целебных.

Я лечу зверюшек бедных,

Как микстура и таблетка.

Потому, простите, детки,

От того я и кусаюсь,

Что от вас обороняюсь.

Для всего живого царства

Я – отличное лекарство!”

Воспитатель: на этом наше занятие окончено. Спасибо!

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Крапива, обжигает и она же лечит»