Наставничество: формула успеха.
Наставник мечтает о том,
чтобы его подопечный
превзошёл его
и стал для него УЧИТЕЛЕМ!
Актуальность.
Сегодня, в системе образования, вопрос о дефиците кадров в образовательных учреждениях поднимается на разных уровнях. Существует проблема, как привлечь молодых специалистов и как удержать их в школе. Из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в учебные учреждения, они же уходят из системы образования через несколько лет по разным причинам.
Современная школа имеет необходимость в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. В сегодняшнее время многие исследователи указывают на необходимость возрождения наставничества в современное образование.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», 2023 год Указом Президента России Владимира Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника.
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том
числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога
и наставника были направлены на повышение престижа учителя
Наставничество является актуальным компонентом современной системы образования на сегодняшний день: оно позволяет сформировать сообщество учителей, учеников и родителей в школе в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса, с помощью технологии наставничества участники образовательной деятельности получают опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи.
Я думаю, что в стенах школы можно решить эти проблемные вопросы путём наставничества:
– оказание методической помощи молодому специалисту;
-решение проблемы адаптации в коллективе;
-создание эмоционально благоприятной атмосферы.
Ведь начинающему педагогу предстоит определенный путь профессионального становления, чтобы стать профессионалом. В первую очередь для него период адаптации-«вживания» в профессию. Молодой преподаватель сразу начинает работать рядом со своими опытными коллегами и поэтому значима проблема сокращения адаптационного периода. Необходимо также создать для начинающих педагогов комфортные, благоприятные условия, оказать ненавязчивую помощь в работе, создать «ситуаций успеха».
Для разрешения этих проблем, наставничество есть сопровождение специалиста в школе с определением конкретных задач. Основной задачей является формирование индивидуального стиля творческой деятельности с конкретными знаниями и умениями, применить теорию на практике.
Новизна предлагаемой деятельности заключается в системном использовании всех возможностей и ресурсов (методических, информационных, технических, материальных) школы для становления молодого специалиста как профессионала и творческой личности, а в дальнейшем –педагога-мастера.
Система работы педагога и наставника в нашей школе состоит в следующем, где я являюсь координатором данного направления.
Итак, рассмотри какой категории педагогов необходим наставник:
- молодым преподавателям, только окончившим ВУЗ/ССУЗ;
- вновь пришедшим преподавателям после перерыва в педагогической
деятельности;
- преподавателям — неспециалистам, которые в силу различных обстоятельств пришли работать из другой или смежной сферы.
Вышеуказанные категории педагогов слабо представляют себе повседневную педагогическую работу. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Начинающему педагогу нужна профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей.
Итак, рассмотрим с какими профессиональными проблемами сталкивается молодой педагог:
- Заполнение учебной документации;
- Недостаток практических навыков в общении с учениками и их родителями;
- Взаимоотношения с коллегами;
- Нехватка учебно-методических материалов;
Создание мобильной системы наставничества, способствует оптимизации процесса адаптации и профессионального становления молодого педагога. Система состоит из практической и теоретической помощи педагога-наставника. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие профессиональных и личностных компонентов деятельности преподавателя.
Систему мы делим на 3 этапа:
І этап – первые полгода работы молодого педагога: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. На данном этапе происходит поиск методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Наставник на первом году своей работы вовлекает молодого педагога в трудовой процесс и общественную жизнь с учетом его индивидуальных наклонностей и способностей. Для достижения поставленной цели, выявляем и помогаем осознать молодому специалисту свои профессиональные затруднения и осуществить индивидуальное сопровождение. Для решения этих задач возможно использование таких инструментов, как: собеседование, анкетирование, встречи с опытными педагогами, проведение педагогических форумов, как внутри образовательной организации, так и между анализ посещенных занятий, деловые игры, смотр кабинетов начинающих педагогов, индивидуальные консультации, педагогические конференции, фестивали открытых уроков, подведение итогов первого полугодия.
Особое внимание хотелось бы уделить педагогическим форумам молодых педагогов. Проведение данных мероприятий организовываем не с целью выявления лучших работ и статей в области проблем образования, а именно для поддержки специалистов. Формат мероприятия более не официальный, в виде игры, где по итогу каждый делится своими начинаниями и опытом своей работы.
ІІ этап – от 6 до 12 месяцев работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми. Тут у нас актуальны такие инструменты, как педагогические семинары, возможно мастер-класс, проведение конкурсов на профессиональное мастерство, подведение итогов работы за год.
ІІІ этап – 2-й год работы: складывается уже система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
На данном этапе наставником проводится анализ проделанной работы, используя инструменты, такие как – педагогический советы, анализ посещенных занятий, рефлексия.
Успех системы наставничества зависит от привлечения хороших наставников. Каким же должен быть наставник? В первую очередь должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения. Следующий критерий это – увлеченным своим делом, в частности наставничеством, если наставничество воспринимается как дополнительная нагрузка, то хорошего результата не стоит ожидать. Особенно важными критериями являются компетентность наставника. Ключевым фактором, при выборе наставника учитываем, умение давать объективную оценку, вести воспитательную работу, быть компетентным руководителем. В нашей школе наставничество –это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Опыт практической деятельности в качестве координатора показывает, что вхождение молодого специалиста в профессию-важный этап для его личностного развития. И от того, как он пройдёт, зависит, найдёт ли он себя в сфере образования, станет ли профессионалом или посвятит себя другой сфере деятельности.
Для того чтобы взаимодействие с молодым педагогом было максимально плодотворным, педагогу наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать: это не приказывать, не поучать, не подсказывать решения, не оправдывать, не ставить «диагноз», а стимулировать, поощрять.
Введение наставничества в нашем образовательном учреждении способствуют:
- рост числа , желающих продолжать свою работу в качестве педагога;
- высокий уровень вовлеченности молодых специалистов в педагогическую работу;
- высокий уровень вовлеченности в культурную деятельность образовательной организации;
- увеличение уверенности в собственных силах и развитие творческого и педагогического потенциалов;
- улучшение психоэмоционального состояния;
- рост успеваемости обучающихся;
- внедрение новых методов и способов работы с обучающимися.
Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедилась, что как бы человек не закончил педагогический ВУЗ, как бы он не был талантлив, если не будет учится на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сама училась у талантливейших моих коллег, которые же были моими учителями.
Следует отметить, что служба педагогов-наставников существует в представленном виде с 2005 года и результаты деятельности моей практики успешные, ведь сильным и опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд.
- Победители и призеры в различных профессиональных конкурсах, как педагоги, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
- Участие и выступление в научно-практических конференциях, методических семинаров,
- Размещение методических разработок, открытых уроков на сайтах.
Педагог-наставник-это:
- Чуткий, душевный человек;
- Корректный человек;
- Высококлассный специалист;
- Энтузиасты своей профессии;
- Творческий педагог;
- Учитель,наставник,друг.