Спортивно – творческий проект «Виды спорта»
для детей начальной школы
Актуальность проекта, новизна
Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всем мире люди ее видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту, другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то предпочитает просто заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт – это средство существования.
И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете. Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.
Двигательная активность – важнейшее условие нормальной жизнедеятельности людей. Но, к сожалению, мы двигаемся, все меньше и меньше: на работу и с работы мы едем в общественном транспорте, самая работа у некоторых людей все меньше связана с физическим трудом, дома мы тоже чаще сидим, чем двигаемся… Есть ли выход из создавшегося положения?
Есть. И выход этот нам предоставляет занятия спортом. Вряд ли есть необходимость убеждать кого-нибудь в пользе спорта. Спорт любят все. Но и любить спорт можно по-разному. Если вы часами сидите перед экраном телевизора, с интересом наблюдая за захватывающими поединками хоккеистов или состязаниями фигуристов, польза для вас от такой любви к спорту будет равна нулю.
Для того чтобы формировать у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом, повысить уровень физического развития не только дошкольника, но и их родителей, мы решили создать и реализовать проект «Виды спорта». Проект «Виды спорта» поможет сформировать знания у детей о спорте и здоровье, а воспитателям позволит привлечь к участию как можно больше родителей, обогатить развивающую среду группы, улучшить доверительную, дружескую атмосферу среди детей.
Участники проекта: дети 8-9 лет, учитель по физической культуре, родители.
Цель проекта: Формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений и привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом школы в плане единых подходов воспитания детей.
Задачи:
- Подвести детей к пониманию важности и полезности занятий различными видами спорта, для укрепления и закаливания своего организма.
- Формировать желание заниматься летними и зимними видами спорта.
- Развивать потребность в двигательной активности.
- Способствовать расширению кругозора детей о подвижных играх, видах спорта.
- Стимулировать проявление положительных эмоций, желание гордиться своими и командными спортивными успехами.
- Повысить родительскую компетентность по данной теме, вызвать интерес к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Ожидаемый результат:
Дети:
- дети более увлеченно занимаются физической культурой и спортом;
- значительное изменение особенностей физического развития детей: улучшение осанки, координации, повышение мышечного тонуса, дети становятся более организованными;
- активно участвуют в спортивных и подвижных играх;
- дети могут самостоятельно подобрать упражнения для разминки;
- имеют представление о различных видах спорта, могут о них рассказать;
- участвуют в спортивных праздниках, городских соревнованиях;
- получают удовольствие от совместной деятельностис взрослыми;
- дети учатся преодолевать трудности.
Родители:
- родители становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
- проявляют интерес к занятиям спортом;
- расширяют представления о различных видах спорта и ведущих спортсменах страны;
- привлекают к занятиям физической культурой и спорту детей, проводят беседы;
- посещают спортивные мероприятия в городе;
- приобщаются к здоровому семейному отдыху, получению заряда бодрости, энергии и привлекают к этому детей.
Педагоги:
- формирование осознанного отношения к своему собственному здоровью;
- пополнение знаний о видах спорта и ведущих спортсменах страны.
Реализация данного проекта будет осуществляться в три этапа:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Подготовительный (диагностический) период (анкетирование).
Цель – выявить уровень физического развития детей, характер эмоциональных отношений родителей и ребенка, уровень заинтересованности в физкультурно-оздоровительном вопросе родителей.
Основной период.
Цель – организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных занятий с детьми и родителями. Помочь приобрести родителям и детям целостный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательной деятельности.
Заключительный период.
Цель – осознание и анализ того опыта, который получили все участники: дети, педагог и родители.
Реализация проекта
Подготовительный этап
– Введение проблемной ситуации, выбор темы проекта
– Составление плана деятельности.
– Подборка иллюстраций, подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, художественной литературы, методической литературы.
– Привлечение родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
– Анкетирование родителей «Какое место занимает спорт и физкультура в вашей семье»
– Оформление стенда для родителей: информация для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «Детский фитнес дома», «Игры, которые лечат».
– Подготовка РППС по теме «Виды спорта»
Основной этап
Проведение Шахматного турнира
Познавательная викторина «Виды спорта»
Оформление фотостенда о спортивных мероприятиях.
Изучение уровня знаний и приоритетов родителей по физической культуре и спорту
Памятка для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с мячом на прогулке и дома»
Памятка для детей и родителей «Если хочешь быть здоров!»
Беседа с родителями о значении спортивных занятий в формировании интересов детей к спорту
Подбор видеоматериала по видам спорта
Пополнение инвентарем и информацией спортивных уголков групп
Просмотр фото и видео материалов с прошлых соревнований «Фестиваль здоровья»
Просмотр презентаций: «Что такое олимпийские игры», «Спорт это здоровье»
Проведение спортивных и подвижных игр
Рисование «Любимый вид спорта»
Лепка
Аппликация «Пять колец»
Рассматривание книг, открыток, иллюстраций о летних и зимних видах спорта
Выход детей в спортивные учреждения (совместно с родителями).
Беседа с детьми «Спорт – это здоровье»
Чтение пословиц, поговорок, загадок о спорте
Творческая игра «Расскажи загадку о спорте руками»
Чтение с детьми произведений о спорте: Иванов А.А. «Как заяц плавать учился» (сказка), Марзан Н. «Как папа привел Женюрку в спорт» (рассказ), Носов Н. «Наш каток» (рассказ)
Опыт «Что происходит с нашим организмом после занятий физической культурой?»
Конструирование «Спортивный комплекс для кукол»
Прослушивание песен на спортивную тематику
Составление описательного рассказа «Мы – спортсмены»
Двигательный игротренинг «Здоровые ножки»
Сочинение девиза, речевки, кричалок на детские олимпийские игры.
Пополнить нестандартным оборудованием физкультурный центр в группе
Авторские интерактивные игры про виды спорта
Региональный компонент
В физическом воспитании детей дошкольного возраста региональный компонент включен в использовании музыкальных произведений композиторов Урала для проведения подвижных игр, ходьбы, бега.
На физкультурных занятиях используются подвижные игры и хороводы разных народов, населяющих наш регион; народные потешки, прибаутки, считалочки, заклички. Проводятся экскурсии к местам спортивных достижений, ознакомление с лучшими спортсменами нашего города. Проводятся совместные спортивно – туристические походы и соревнования с детьми и родителями. Периодически дети участвуют в муниципальных спортивных соревнованиях. В физкультурную работу включены интегрированные проекты с узкими специалистами детского сада по приобщению дошкольников к национальной культуре.
Заключительный этап
– Видеофильм «Солнышки и спорт»
– Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»
Заключение
Итак, спортом должны заниматься все. Не обязательно быть профессиональным спортсменом, чтобы получать пользу и удовольствие от занятий спортом. Многие из людей бегают по утрам, кто-то ходит на аэробику и фитнес, кто-то играет в футбол. Главное, чтобы это нравилось. А вместе с тем, это делает вас физически сильными и уверенными в себе, а также дает возможность знакомиться со многими интересными людьми.
Поставьте перед собой задачу: укрепить свое здоровье, вернуть себе силу и ловкость.
И так как сами родители постоянно показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные занятия, то в дальнейшем самостоятельно ребенок будет заниматься физическими упражнениями с удовольствием, ибо у него сформируется понятие об этой деятельности как одобряемой его близкими и любимыми людьми.
В совместных физкультурно-оздоровительных занятиях используйте: парные контактные физические упражнения взрослого и ребенка, подвижные игры, игровые и танцевальные упражнения, элементы массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики, соответствующие возрасту и интересам детей, которые проводятся в музыкально-спортивном зале и в бассейне. Физические упражнения и игры доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивают тактильный контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей; решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Спорт должен быть спутником каждого человека на протяжении всей его жизни – только тогда спорт может принести ощутимую пользу. Спорт важен в жизни человека. Он дает нам силу, здоровую и долгую жизнь.