Лебедева Юлия Николаевна
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 7.г. Шарья
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №53979
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Спортивно - творческий проект «Виды спорта»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №53979


Спортивно – творческий проект «Виды спорта» 

для детей  начальной школы

Актуальность проекта, новизна

Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всем мире люди ее видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту, другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то предпочитает просто заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт – это средство существования. 

И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете. Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.

Двигательная активность – важнейшее условие нормальной жизнедеятельности людей. Но, к сожалению, мы двигаемся, все меньше и меньше: на работу и с работы мы едем в общественном транспорте, самая работа у некоторых людей все меньше связана с физическим трудом, дома мы тоже чаще сидим, чем двигаемся… Есть ли выход из создавшегося положения?

Есть. И выход этот нам предоставляет занятия спортом. Вряд ли есть необходимость убеждать кого-нибудь в пользе спорта. Спорт любят все. Но и любить спорт можно по-разному. Если вы часами сидите перед экраном телевизора, с интересом наблюдая за захватывающими поединками хоккеистов или состязаниями фигуристов, польза для вас от такой любви к спорту будет равна нулю.

Для того чтобы формировать у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом, повысить уровень физического развития не только дошкольника, но и их родителей, мы решили создать и реализовать проект «Виды спорта». Проект «Виды спорта» поможет сформировать знания у детей о спорте и здоровье, а воспитателям позволит привлечь к участию как можно больше родителей, обогатить развивающую среду группы, улучшить доверительную, дружескую атмосферу среди детей.

Участники проекта: дети 8-9 лет, учитель по физической культуре,  родители.

Цель проекта: Формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений и привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом школы в плане единых подходов воспитания детей.

Задачи

  1. Подвести детей к пониманию важности и полезности занятий различными видами спорта, для укрепления и закаливания своего организма.
  2. Формировать желание заниматься летними и зимними видами спорта.
  3. Развивать потребность в двигательной активности.
  4. Способствовать расширению кругозора детей о подвижных играх, видах спорта.
  5. Стимулировать проявление положительных эмоций, желание гордиться своими и командными спортивными успехами.
  6. Повысить родительскую компетентность по данной теме, вызвать интерес к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.

Ожидаемый результат:

  Дети:   

  • дети более увлеченно занимаются физической культурой и спортом; 
  • значительное изменение особенностей физического развития детей: улучшение осанки, координации, повышение мышечного тонуса, дети становятся более организованными;
  • активно участвуют в спортивных и подвижных играх;
  • дети могут самостоятельно подобрать упражнения для разминки;
  • имеют представление о различных видах спорта, могут о них рассказать;
  • участвуют в спортивных праздниках, городских соревнованиях;
  • получают удовольствие от совместной деятельностис взрослыми;
  • дети учатся преодолевать трудности.

Родители:

  • родители становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
  • проявляют интерес к занятиям спортом;
  • расширяют представления о различных видах спорта и ведущих спортсменах страны; 
  • привлекают к занятиям физической культурой и спорту детей, проводят беседы;
  • посещают спортивные мероприятия в городе;
  • приобщаются к здоровому семейному отдыху, получению заряда бодрости, энергии и привлекают к этому детей.

Педагоги:

  • формирование осознанного отношения к своему собственному здоровью;
  • пополнение знаний о видах спорта и ведущих спортсменах страны.   

Реализация данного проекта будет осуществляться в три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

 

Подготовительный (диагностический) период (анкетирование). 

Цель – выявить уровень физического развития детей, характер эмоциональных отношений родителей и ребенка, уровень заинтересованности в физкультурно-оздоровительном вопросе родителей. 

Основной период

Цель – организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных занятий с детьми и родителями. Помочь приобрести родителям и детям целостный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательной деятельности. 

Заключительный период. 

Цель – осознание и анализ того опыта, который получили все участники: дети, педагог и родители.

Реализация проекта

Подготовительный этап

– Введение проблемной ситуации, выбор темы проекта

– Составление плана деятельности.

– Подборка иллюстраций, подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, художественной литературы, методической литературы.

– Привлечение родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.

– Анкетирование родителей «Какое место занимает спорт и физкультура в вашей семье»

– Оформление стенда для родителей: информация для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «Детский фитнес дома», «Игры, которые лечат».

– Подготовка РППС по теме «Виды спорта»

Основной этап

Проведение Шахматного турнира

Познавательная викторина «Виды спорта»

Оформление фотостенда о спортивных мероприятиях.

Изучение уровня знаний и приоритетов родителей по физической культуре и спорту

Памятка для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с мячом на прогулке и дома»

Памятка для детей и родителей «Если хочешь быть здоров!»

Беседа с родителями о значении спортивных занятий в формировании интересов детей к спорту

Подбор видеоматериала по видам спорта

Пополнение инвентарем и информацией спортивных уголков групп

Просмотр фото и видео материалов с прошлых соревнований «Фестиваль здоровья»

Просмотр презентаций: «Что такое олимпийские игры», «Спорт это здоровье»

Проведение спортивных и подвижных игр

Рисование «Любимый вид спорта»

Лепка

Аппликация «Пять колец»

Рассматривание книг, открыток, иллюстраций о летних и зимних видах спорта

Выход детей в спортивные учреждения (совместно с родителями).

Беседа с детьми «Спорт – это здоровье»

Чтение пословиц, поговорок, загадок о спорте

Творческая игра «Расскажи загадку о спорте руками»

Чтение с детьми произведений о спорте: Иванов А.А. «Как заяц плавать учился» (сказка), Марзан Н. «Как папа привел Женюрку в спорт» (рассказ), Носов Н. «Наш каток» (рассказ)

Опыт «Что происходит с нашим организмом после занятий физической культурой?»

Конструирование «Спортивный комплекс для кукол»

Прослушивание песен на спортивную тематику

Составление описательного рассказа «Мы – спортсмены»

Двигательный игротренинг «Здоровые ножки»

Сочинение девиза, речевки, кричалок на детские олимпийские игры.

Пополнить нестандартным оборудованием физкультурный центр в группе

Авторские интерактивные игры про виды спорта

Региональный компонент 

В физическом воспитании детей дошкольного возраста региональный компонент включен в использовании музыкальных произведений композиторов Урала для проведения подвижных игр, ходьбы, бега. 

На физкультурных занятиях используются подвижные игры и хороводы разных народов, населяющих наш регион; народные потешки, прибаутки, считалочки, заклички. Проводятся экскурсии к местам спортивных достижений, ознакомление с лучшими спортсменами нашего города. Проводятся совместные спортивно – туристические походы и соревнования с детьми и родителями. Периодически дети участвуют в муниципальных спортивных соревнованиях. В физкультурную работу включены интегрированные проекты с узкими специалистами детского сада по приобщению дошкольников к национальной культуре.

Заключительный этап

– Видеофильм «Солнышки и спорт»

Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»

 

Заключение

Итак, спортом должны заниматься все. Не обязательно быть профессиональным спортсменом, чтобы получать пользу и удовольствие от занятий спортом. Многие из людей бегают по утрам, кто-то ходит на аэробику и фитнес, кто-то играет в футбол. Главное, чтобы это нравилось. А вместе с тем, это делает вас физически сильными и уверенными в себе, а также дает возможность знакомиться со многими интересными людьми.

Поставьте перед собой задачу: укрепить свое здоровье, вернуть себе силу и ловкость. 

И так как сами родители постоянно показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные занятия, то в дальнейшем самостоятельно ребенок будет заниматься физическими упражнениями с удовольствием, ибо у него сформируется понятие об этой деятельности как одобряемой его близкими и любимыми людьми.

В совместных физкультурно-оздоровительных занятиях используйте: парные контактные физические упражнения взрослого и ребенка, подвижные игры, игровые и танцевальные упражнения, элементы массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики, соответствующие возрасту и интересам детей, которые проводятся в музыкально-спортивном зале и в бассейне. Физические упражнения и игры доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивают тактильный контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей; решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Спорт должен быть спутником каждого человека на протяжении всей его жизни – только тогда спорт может принести ощутимую пользу. Спорт важен в жизни человека. Он дает нам силу, здоровую и долгую жизнь. 

Спортивно – творческий проект «Виды спорта»