Белова Людмила Петровна
Учитель начальных классов
Филиал МБОУ «СОШ № 1 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области» в с.Стригай
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №53981
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Конституция – Основной закон Российской Федерации», в рамках проведения мероприятий, приуроченных к празднованию «Дня Конституции Российской Федерации»
Наименование конкурсной работы: Классный час «День Конституции России»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №53981


Классный час «День  Конституции России»

Цели:

1.Познакомить учеников с основными положениями Конституции России.

2.Объясненить значение Конституции как основного закона страны.

3.Развивать у детей чувство патриотизма и уважения к правам и свободам человека. 

Оборудование:

– Картинки и плакаты с изображениями Конституции  и символики России.

– Раздаточные  материалы (тесты, вопросы для обсуждения)

 – Аудиозапись гимна РФ

Ход урока

I.Организационный момент

Вступительное слово классного руководителя .

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое – это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

 

– Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и

бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных

мест, мы скучаем….

– Ребята давайте с вами соберем пословицы о Родине.

 

1.Одна у человека мать,                                              одна у него и Родина.

2.Родная сторона –                                                      мать, чужая – мачеха.

3.Всякому мила                                                             своя сторона.

4.Где родился,                                                               там и пригодился.

5.Кто Родине изменяет,                                                того народ презирает.

6.Кто за Родину горой –                                                тот истинный герой.

 

Ученик 

Эта книжка небольшая,
Только очень нужная.
Кто обижен, всем помогут
В ней законы дружные.

С детства каждому расскажет
Что такое человек,
Конституция России
В ней на все найдем ответ.

И сегодня мы поздравим
Эту книжку от души.
Благодарны ей должны быть
Взрослые и малыши.
 -О какой книге идёт речь в стихотворении? О каком празднике?

-Как вы думаете, чему будет посвящён наш классный час?

-Какие цели поставим перед собой на занятии.

  1.   Основная часть

– Ребята, мы с вами живём в огромной и необъятной стране.

– Как называется наша страна? 

 Учитель: 12 декабря вся наша страна будет отмечать официальный праздник. Это День Конституции.

Что вы о нем знаете?

Сегодня мы поговорим об этом празднике и о государственной символике.

12 декабря, всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным.

Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. На сегодняшнем занятии мы обратимся ко 2 и 4 главам Конституции нашей страны (а всего их 9). Они называются: Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» . Глава 4 «Президент РФ»

 – Предположите, о чем написано во 2 главе? В 4?

Учитель: Во 2 главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.

 – Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?

Учитель: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство.

 – Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?

Учитель:

Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.

По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.

Даже Президент не имеет права нарушать законы Конституции и при вступлении в должность дает присягу …..

По закону Конституции у нас есть права. Но есть и обязанности, записанные в Конституции.

– Как вы думаете, какие это обязанности?

Учитель: наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.

Как вы думаете, когда у человека появляются права, которые закреплены нашим основным документом Конституцией?

В главе 4 описываются символы нашего государства.

– Какие символы вы можете назвать?

Найдите на столах информацию о флаге. Командир группы зачитывает её вслух.

Учитель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.

– Что представляет собой наш государственный флаг?

Учитель:

Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Считается, что белый цвет – выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – проявление отваги при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.

Что вы знаете о гимне?

Найдите информацию на партах. Зачитайте.

Следующий символ – это гимн. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Гимн России

Музыка – Георгия Александрова, текст – Сергея Михалкова

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110

Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна).

Следующий символ – это герб.

– Как выглядит наш герб?

Учитель:

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.

Учитель:

Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.

-Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?

Учитель:

Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.

-Где мы можем видеть флаг?

Учитель:

Флаг России изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих.

В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

III.Игровая активность.

Викторина

  1. Что такое Конституция?
  2. Когда Россия отмечает праздник посвящённый конституции?

Какие права имеет человек с рождения?

  1. Какие государственные символы вы знаете?
  2. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?
  3. Что символизирует каждая полоса флага?
  4. Что представляет собой герб РФ?
  5. Кто написал текст и музыку для гимна РФ?

Творческие задания

Групповая работа

Каждой группе предстоит выполнить работу.

1 группа – собрать гимн (предлагается разрезанный на строки гимн)

2 группа – собрать герб (фото герба, разрезанное на подобии пазл)

3 группа – собрать и раскрасить флаг

IV   Подведение итогов

Ученик 

Поздравляю вас с Днем Конституции!

И желаю, чтоб нашу страну,

Обошли стороной революции,

Чтоб она не познала войну,

Пусть живет, процветает Великая,

Наша Родина, гордость и честь,

Неприятели пусть многоликие

Позабудут коварство и лесть.

Учитель: и помните такие слова – обращение к каждому:

 

Товарищи взрослые и дети!

За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

«Живи по закону, поступай по совести»

Сегодня мы познакомились с главным законом РФ – Конституцией.

Теперь вы знаете, какие права, обязанности, свободы имеем мы, как граждане

Российской Федерации.

 

Ученик 

Поздравляю вас с Днем Конституции!
И желаю, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть. 

Классный час «День Конституции России»