Классный час «День Конституции России»
Цели:
1.Познакомить учеников с основными положениями Конституции России.
2.Объясненить значение Конституции как основного закона страны.
3.Развивать у детей чувство патриотизма и уважения к правам и свободам человека.
Оборудование:
– Картинки и плакаты с изображениями Конституции и символики России.
– Раздаточные материалы (тесты, вопросы для обсуждения)
– Аудиозапись гимна РФ
Ход урока
I.Организационный момент
Вступительное слово классного руководителя .
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое – это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
– Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и
бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных
мест, мы скучаем….
– Ребята давайте с вами соберем пословицы о Родине.
1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
3.Всякому мила своя сторона.
4.Где родился, там и пригодился.
5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.
6.Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Ученик
Эта книжка небольшая,
Только очень нужная.
Кто обижен, всем помогут
В ней законы дружные.
С детства каждому расскажет
Что такое человек,
Конституция России
В ней на все найдем ответ.
И сегодня мы поздравим
Эту книжку от души.
Благодарны ей должны быть
Взрослые и малыши.
-О какой книге идёт речь в стихотворении? О каком празднике?
-Как вы думаете, чему будет посвящён наш классный час?
-Какие цели поставим перед собой на занятии.
- Основная часть
– Ребята, мы с вами живём в огромной и необъятной стране.
– Как называется наша страна?
Учитель: 12 декабря вся наша страна будет отмечать официальный праздник. Это День Конституции.
Что вы о нем знаете?
Сегодня мы поговорим об этом празднике и о государственной символике.
12 декабря, всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным.
Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. На сегодняшнем занятии мы обратимся ко 2 и 4 главам Конституции нашей страны (а всего их 9). Они называются: Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» . Глава 4 «Президент РФ»
– Предположите, о чем написано во 2 главе? В 4?
Учитель: Во 2 главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
– Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство.
– Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель:
Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.
По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
Даже Президент не имеет права нарушать законы Конституции и при вступлении в должность дает присягу …..
По закону Конституции у нас есть права. Но есть и обязанности, записанные в Конституции.
– Как вы думаете, какие это обязанности?
Учитель: наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.
Как вы думаете, когда у человека появляются права, которые закреплены нашим основным документом Конституцией?
В главе 4 описываются символы нашего государства.
– Какие символы вы можете назвать?
Найдите на столах информацию о флаге. Командир группы зачитывает её вслух.
Учитель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.
– Что представляет собой наш государственный флаг?
Учитель:
Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Считается, что белый цвет – выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – проявление отваги при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
Что вы знаете о гимне?
Найдите информацию на партах. Зачитайте.
Следующий символ – это гимн. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Гимн России
Музыка – Георгия Александрова, текст – Сергея Михалкова
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110
Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна).
Следующий символ – это герб.
– Как выглядит наш герб?
Учитель:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.
Учитель:
Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
-Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Учитель:
Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
-Где мы можем видеть флаг?
Учитель:
Флаг России изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих.
В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
III.Игровая активность.
Викторина
- Что такое Конституция?
- Когда Россия отмечает праздник посвящённый конституции?
Какие права имеет человек с рождения?
- Какие государственные символы вы знаете?
- Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?
- Что символизирует каждая полоса флага?
- Что представляет собой герб РФ?
- Кто написал текст и музыку для гимна РФ?
Творческие задания
Групповая работа
Каждой группе предстоит выполнить работу.
1 группа – собрать гимн (предлагается разрезанный на строки гимн)
2 группа – собрать герб (фото герба, разрезанное на подобии пазл)
3 группа – собрать и раскрасить флаг
IV Подведение итогов
Ученик
Поздравляю вас с Днем Конституции!
И желаю, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть.
Учитель: и помните такие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
«Живи по закону, поступай по совести»
Сегодня мы познакомились с главным законом РФ – Конституцией.
Теперь вы знаете, какие права, обязанности, свободы имеем мы, как граждане
Российской Федерации.
Ученик
Поздравляю вас с Днем Конституции!
И желаю, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть.