Конспект урока по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности».
Тема: «Пожарная безопасность».
7 «В» класс
Учитель использует метод наглядности
Цель: формирование представлений о правилах пожарной безопасности
Образовательные задач:
– расширить представления о причинах и следствиях возникновения пожара
Коррекционно–развивающие задача:
– корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза) через дидактические игры «Выбери нужное, Лото «Пожарная безопасность», загадки.
Воспитательные задачи:
– воспитывать чувства ответственности за личную безопасность
Методы обучения:
– наглядность
Оборудование: конверт с письмом, иллюстрации, карточки, мяч, телевизор
Ход занятия
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте вместе, дружно с ними поздороваемся. Садитесь.
Сейчас у нас занятие ОБЖ – Основы безопасности жизнедеятельности. В своей жизни человек встречается с огромным количеством опасностей.
Назовите, пожалуйста, какие опасности вы знаете?
(Ответы детей: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т. д.)
А сейчас я загадаю вам загадки про одну из страшных опасностей, попробуете их отгадать.
1.
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает? (Огонь)
Ответы детей
2.
Пообедать он готов.
Видишь: сколько языков!
Быстро ест дрова в печи,
Нагревая кирпичи.
Ты его рукой не тронь:
Может укусить… (Огонь)
Ответы детей
Учитель. Ребята, правильно, отгадали все загадки. Это был огонь. ………………………. Сегодня мы поговорим о пожарной безопасности. Ответьте мне, почему же возникают пожары?
(Ответы детей: из-за не правильного обращения…)
Учитель. Ребята, я чуть не забыла, утром принесли письмо. На конверте написано: «7 «В» от. А от кого пришло письмо? (Читающие дети читают имя отправителя)
Ответ детей
Давайте, я прочитаю, что же написал нам Лунтик.
«Здравствуйте, ученики 7 «В» класса! Я знаю, что вы любите смотреть. Эх, ребята, вы даже не поверите, что со мной случилось. Я лежу в больнице. Пришел я в гости к Кузе. Сначала мы рисовали открытки для Милы, потом лепили из пластилина Пчелёнка. Но нам стало скучно. Мы решили придумать новую игру. Кузя нашел спички, и мы стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь. А потом огонь подкрался к лапкам Кузи, он испугался, что обожжётся и бросил спичку на пол. И тут такое началось. Пожар, дым, хорошо, что баба Капа и дед Шер проходили мимо. Они спасли нас и успели потушить пожар. Сейчас нам очень плохо, мы надышались дыма. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, просятся в руки, а играть с ними ни в коем случае нельзя!
Учитель. Ребята, почему Лунтик и Кузя оказались в больнице?
Ответы детей
Учитель. Правильно. Спички детям не игрушка! Как вы думаете, от чего еще может возникнуть пожар?………………………………………………………………………
(Ответы детей: от неправильного обращения с огнём, не потушенный костёр, не выключенные электроприборы)……………………………..
Учитель. Совершенно верно! Какой вред может принести огонь?
(Ответы детей: могут сгореть вещи, дом, лес, погибнуть животные, люди…………………………………)
Физминутка «Топаем, хлопаем». (Если дети поступают правильно – хлопать, если неправильно – топать. Дети стоят в кругу).
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя. (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Рома убежал за дом,
Там играет он с огнем. (топают)
Он опасен, Маша знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Вика с Лерою играют,
На печи газ зажигают. (топают)
Все теперь ребята знают,
Что с огнем играть нельзя? (да)
Учитель. Ребята, скажите, а для чего нам нужен огонь?
(Ответы детей: согревать дома, готовить пищу и т.д).
Учитель. (Показ иллюстраций). Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. А ещё есть заводы, где так же в печах живёт огонь, он помогает «варить» металл, из которого делают машины, самолеты.
Когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар из-за человека – не случайность, а результат неправильного поведения. Нужно очень осторожно обращаться с огнем.
Итак, давайте повтори Правила пожарной безопасности:
ПОМНИТЕ:
– Не устраивайте игр с огнем! Не играйте со спичками, зажигалками, свечками!
– Без взрослых не растапливайте печи!
– Не играйте с электронагревательными приборами. Не оставляйте их включенными без присмотра!
– Не играйте с розетками!
– Не используйте без взрослых петарды, фейерверки, бенгальские огни!
– Не разжигайте костры! Не поджигать траву!
Если пожар все-таки произошел, вы должны знать, что необходимо сделать в первую очередь:
— немедленной вызывайте пожарных по телефону «101» или «112», не забудьте назвать свою фамилию и где вы находитесь, позовите на помощь взрослых;
— срочно покиньте задымленное помещение;
— если помещение, в котором вы находитесь сильно задымлено, то намочите платок или полотенце водой и дышите через него, пригнитесь к полу, и двигайтесь по направлению к выходу вдоль стены;
— самое главное: как бы вы ни были напуганы, никогда не прячьтесь в укромные места.
Дидактическая игра «Выбери нужное», Дидактическая игра лото «Пожарная безопасность.
Ребятам предлагается набор предметных картинок с различными ситуациями, нужно выбрать, где неправильно обращаются с огнем.
Учитель. Молодцы, справились.
Учитель. (вывешивает картину). Давайте внимательно рассмотрим картину. Что вы на ней видите?
Ответы детей: (случился пожар. Приехала пожарная машина. Пожарные тушат огонь.)
Учитель. По каким признакам вы догадались, что это не обычная машина, а пожарная?
(Ответы детей: машина красная. У неё есть лестница, шланг и т.д.).
Учитель. Правильно! Пожарная машина всегда красного цвета. Это для того, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, огня. А как вы думаете, пожарная машина ехала быстро или медленно?
(Ответы детей: машина ехала быстро).
Учитель. Почему?
(Ответы детей: потому что горит дом. Случился пожар. Из окна идет огонь, его надо быстрее потушить).
Учитель. Когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно. Слышно сирену. Послушайте, как она звучит (включается звук пожарной2 машины)
Учитель. Кто приехал на пожарной машине?
(Ответы детей: пожарные).
Учитель. Почему их так называют – пожарные?
(Ответы детей: потому что они тушат пожары).
Учитель. Когда случается пожар – это очень опасно! А тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
(Ответы детей: смелые, сильные, ловкие, мужественные, отважные).
Ребята, давайте еще раз повторим правила безопасного поведения с огнем.
Игра «Лови – бросай, сразу отвечай».
– Можно спичками играть?
– Можно мокрыми руками трогать провода?
– Играть с розетками?
– Фейерверки поджигать?
– При пожаре звать на помощь?
– При пожаре прятаться под кровать?
– Не затушенный костер в лесу бросать?
– Траву сухую поджигать?
– Электроприборы без взрослых включать?
– При пожаре пожарных вызывать?
– Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать!
Учитель. Всем понятно, как надо себя вести при возникновении пожара?
Учитель. А сейчас давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили на занятии, что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей
Учитель. Ребята вам понравился урок? Обещаете не забывать и соблюдать правила безопасности?
Учитель.
Заканчивая наше занятие,
Я хочу вам пожелать
Бед пожарных и несчастий
В вашей жизни избежать.
Помните, что шалость с огнем
Обернется пожаром и злом.
И правила должны всегда соблюдать,
И с огнем никогда не играть!
Спасибо. До встречи на следующем уроке.