Фадеева Полина Юрьевна
Учитель
ГОКУ СКШ № 33 г. Братска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №53997
Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока «Основы безопасности жизнедеятельности». Тема «Пожарная безопасность»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №53997


Конспект урока по курсу внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности». 

Тема: «Пожарная безопасность».

7 «В» класс

Учитель использует метод наглядности

Цель: формирование представлений о правилах пожарной безопасности 

Образовательные задач:

– расширить представления о причинах и следствиях возникновения пожара

Коррекционно–развивающие задача:

– корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза) через дидактические игры «Выбери нужное, Лото «Пожарная безопасность», загадки.

Воспитательные задачи: 

– воспитывать чувства ответственности за личную безопасность

Методы обучения:

– наглядность

Оборудование: конверт с письмом, иллюстрации, карточки, мяч, телевизор

Ход занятия

Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте вместе, дружно с ними поздороваемся. Садитесь.

Сейчас у нас занятие ОБЖ – Основы безопасности жизнедеятельности. В своей жизни человек встречается с огромным количеством опасностей.

Назовите, пожалуйста, какие опасности вы знаете?

(Ответы детей: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т. д.)

А сейчас я загадаю вам загадки про одну из страшных опасностей, попробуете их отгадать. 

1.

Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает,

Без зубов – а кусает? (Огонь)

Ответы детей

2.

Пообедать он готов.

Видишь: сколько языков!

Быстро ест дрова в печи,

Нагревая кирпичи.

Ты его рукой не тронь:

Может укусить… (Огонь)

Ответы детей

Учитель.  Ребята, правильно, отгадали все загадки. Это был огонь. ………………………. Сегодня мы поговорим о пожарной безопасности. Ответьте мне, почему же возникают пожары?

(Ответы детей: из-за не правильного обращения…)

Учитель. Ребята, я чуть не забыла, утром принесли письмо. На конверте написано: «7 «В» от. А от кого пришло письмо?  (Читающие дети читают имя отправителя)

Ответ детей

Давайте, я прочитаю, что же написал нам Лунтик.

«Здравствуйте, ученики 7 «В» класса! Я знаю, что вы любите смотреть. Эх, ребята, вы даже не поверите, что со мной случилось. Я лежу в больнице.  Пришел я в гости к Кузе. Сначала мы рисовали открытки для Милы, потом лепили из пластилина Пчелёнка. Но нам стало скучно. Мы решили придумать новую игру. Кузя нашел спички, и мы стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь. А потом огонь подкрался к лапкам Кузи, он испугался, что обожжётся и бросил спичку на пол. И тут такое началось. Пожар, дым, хорошо, что баба Капа и дед Шер проходили мимо. Они спасли нас и успели потушить пожар. Сейчас нам очень плохо, мы надышались дыма. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, просятся в руки, а играть с ними ни в коем случае нельзя!

Учитель. Ребята, почему Лунтик и Кузя оказались в больнице?

Ответы детей

Учитель. Правильно. Спички детям не игрушка! Как вы думаете, от чего еще может возникнуть пожар?………………………………………………………………………

(Ответы детей: от неправильного обращения с огнём, не потушенный костёр, не выключенные электроприборы)……………………………..

Учитель. Совершенно верно!  Какой вред может принести огонь?

(Ответы детей: могут сгореть вещи, дом, лес, погибнуть животные, люди…………………………………)

Физминутка «Топаем, хлопаем». (Если дети поступают правильно – хлопать, если неправильно – топать. Дети стоят в кругу).

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя. (хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть. (топают)

Рома убежал за дом,

Там играет он с огнем. (топают)

Он опасен, Маша знает,

Утюг больше не включает. (хлопают)

Вика с Лерою играют,

На печи газ зажигают. (топают)

Все теперь ребята знают,

Что с огнем играть нельзя? (да)

Учитель. Ребята, скажите, а для чего нам нужен огонь?

(Ответы детей: согревать дома, готовить пищу и т.д).

Учитель. (Показ иллюстраций). Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. А ещё есть заводы, где так же в печах живёт огонь, он помогает «варить» металл, из которого делают машины, самолеты. 

 

Когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар из-за человека – не случайность, а результат неправильного поведения. Нужно очень осторожно обращаться с огнем.

Итак, давайте повтори Правила пожарной безопасности:

ПОМНИТЕ:

– Не устраивайте игр с огнем! Не играйте со спичками, зажигалками, свечками!

–  Без взрослых не растапливайте печи!

– Не играйте с электронагревательными приборами.  Не оставляйте их включенными без присмотра!

– Не играйте с розетками!

– Не используйте без взрослых петарды, фейерверки, бенгальские огни!

– Не разжигайте костры! Не поджигать траву!

Если пожар все-таки произошел, вы должны знать, что необходимо сделать в первую очередь:

— немедленной вызывайте пожарных по телефону «101» или «112», не забудьте назвать свою фамилию и где вы находитесь, позовите на помощь взрослых;

— срочно покиньте задымленное помещение;

— если помещение, в котором вы находитесь сильно задымлено, то намочите платок или полотенце водой и дышите через него, пригнитесь к полу, и двигайтесь по направлению к выходу вдоль стены;

— самое главное: как бы вы ни были напуганы, никогда не прячьтесь в укромные места. 

Дидактическая игра «Выбери нужное», Дидактическая игра лото «Пожарная безопасность. 

Ребятам предлагается набор предметных картинок с различными ситуациями, нужно выбрать, где неправильно обращаются с огнем.

Учитель. Молодцы, справились.

Учитель. (вывешивает картину). Давайте внимательно рассмотрим картину. Что вы на ней видите?

Ответы детей: (случился пожар. Приехала пожарная машина. Пожарные тушат огонь.)

Учитель. По каким признакам вы догадались, что это не обычная машина, а пожарная?

(Ответы детей: машина красная. У неё есть лестница, шланг и т.д.).

Учитель.  Правильно! Пожарная машина всегда красного цвета. Это для того, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, огня. А как вы думаете, пожарная машина ехала быстро или медленно?

(Ответы детей: машина ехала быстро).

Учитель. Почему?

(Ответы детей: потому что горит дом. Случился пожар. Из окна идет огонь, его надо быстрее потушить).

Учитель. Когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно. Слышно сирену. Послушайте, как она звучит (включается звук пожарной2 машины) 

Учитель. Кто приехал на пожарной машине?

(Ответы детей: пожарные).

Учитель. Почему их так называют – пожарные?

(Ответы детей: потому что они тушат пожары).

Учитель. Когда случается пожар – это очень опасно! А тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

(Ответы детей: смелые, сильные, ловкие, мужественные, отважные).

Ребята, давайте еще раз повторим правила безопасного поведения с огнем.

Игра «Лови – бросай, сразу отвечай».

– Можно спичками играть?

– Можно мокрыми руками трогать провода?

– Играть с розетками?

– Фейерверки поджигать?

– При пожаре звать на помощь?

– При пожаре прятаться под кровать?

– Не затушенный костер в лесу бросать?

– Траву сухую поджигать?

– Электроприборы без взрослых включать?

– При пожаре пожарных вызывать?

– Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать!

Учитель. Всем понятно, как надо себя вести при возникновении пожара?

Учитель. А сейчас давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили на занятии, что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей

Учитель. Ребята вам понравился урок? Обещаете не забывать и соблюдать правила безопасности?

Учитель.

Заканчивая наше занятие,

Я хочу вам пожелать

Бед пожарных и несчастий

В вашей жизни избежать.

Помните, что шалость с огнем

Обернется пожаром и злом.

И правила должны всегда соблюдать,

И с огнем никогда не играть!

Спасибо. До встречи на следующем уроке.

Конспект урока «Основы безопасности жизнедеятельности» Тема «Пожарная безопасность»