Соловьева Юлия Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 9»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СН №69743
Всероссийский конкурс Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России»
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока математики «Задачи на движение», 4 класс
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕН №69743


 

 

Автор: Соловьева Юлия Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска гимназия № 9

Предмет: математика

         Класс: 4 класс

         Вид урока: урок – практикум

        Время проведения: февраль

Технологическая карта урока математики в условиях реализации системно-деятельностного подхода

 

Тема  « Анализ и решение текстовых задач»  (35ч). Табличная форма краткой записи: выделение характеристик движения (скорости, времени, расстояния и связи между ними). Задачи на движение (первый урок).
Тип урока          урок открытия нового знания
Цель темы 

  

углубление представления о задаче, принципов построения текста, о способах ее моделирования не только с помощью схемы (или диаграммы), но и краткой записи (в том числе в табличной форме)
Цель урока 
  • сформировать представление о скорости, как величине, определить единицы измерения величины; 
  • развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности учащихся при введении понятия скорости движения и установлении взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние;
  • научить определять скорость движения тел;
  • познакомить с единицами измерения скоростей; 
  •  научить пользоваться правилом нахождения скорости движения;
  • развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение, кругозор, память, речь, познавательный интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля;
  • учить планировать совместную деятельность  в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

—    воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

       —    формировать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат
Предметные Метапредметные Личностные
понимание математики как универсального

средства познания мира и использование начальных математических знаний для объяснения и описания свойств предметов, процессов и явлений окружающего мира;

—присвоение учеником общих или обобщенных

способов действий при измерении величин, конструировании и выполнении арифметических действий и решении текстовых задач;

—овладение математической речью;

—способность производить измерение (и отмеривание) различных величин, понимать и записывать результаты в форме числа как кратного отношения величин, выполнять письменные и на их основе устные вычисления с числами;

—умение использовать графические модели для

поиска способов решения текстовой задачи;

—умение описывать результаты исследований

в знаковой и словесной формах.

  — способность к анализу, рефлексии и планированию собственных действий как характеристикам теоретического (научного) мышления, позволяющего устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, определять логику решения учебно-практических задач, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;

—умение принимать, сохранять и реализовывать

учебные цели путем активных способов, форм познания, таких как наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, гипотез, высказываемых в учебном диалоге с другими детьми и взрослыми (учителем в том числе), проявлять инициативу в принятии решений;

—осознание и способность к поиску необходимой

информации с использованием знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, таблиц и диаграмм, умение с их помощью моделировать отношения, отражающие суть решаемой задачи или проблемы, умение преобразовывать построенную модель или конструировать новую;

—готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с одноклассниками и взрослыми, умение работать в группе, четко и понятно излагать свою точку зрения.

— готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала, умение учиться;

—осознание себя человеком, имеющим собственную обоснованную точку зрения, способность слышать и слышать собеседника, принимать решения;

—готовность ученика целенаправленно использовать свои знания, умения и способности в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предметов (явлений, событий, фактов) и научной картины мира;

—способность оценивать и характеризовать собственные знания по предмету, умение формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных ученику математических задач могут быть

успешно решены, развитие индивидуальных особенностей.

Информационная грамотность Сбор и предоставление информации, связанной с измерением величин, фиксирование результатов. Логические выражения. Проверка истинности суждения. Работа со схемами и таблицами.
Основные понятия  Задача, величина¸ единицы измерения, скорость, расстояние, время, взаимосвязь между величинами
Межпредметные связи  окружающий мир, русский язык (развитие речи), литературное чтение (работа со словарём)
Ресурсы: 

— основные 

— дополнительные 

 Э.И.Александрова. Математика: Учебник для 4 кл.: В 2 ч.  – М.: «Дрофа», 2008.. – 159с.

для учителя:  мультимедийный проектор, компьютер, колонки;

для учащихся: 

толковый словарь;

секундометр;

линейка (1м)

Организация пространства  Фронтальная, групповая

 

Этапы  урока Ход урока
I. Организационный момент    Учитель предлагает детям подумать, что необходимо для успешной работы на уроке; дети высказываются;

 

II.  Актуализация знаний. — Устный счёт. Повторение величин и единиц измерения, рациональных способов вычислений.

(Взаимопроверка в парах, оценивание работы)

Подбор и придумывание текстовых задач по данной схеме. Работа в парах. Оценка своих возможностей и товарищей по классу.

Поиск способов решения задач и нахождения значений выражений с опорой на схему.

Формулирование темы и целей урока.

III.  Постановка учебной задачи Постановка проблемного вопроса. Обсуждение способа его решения. Поиск необходимой информации

в учебной и справочной литературе. Уточнение цели и темы урока.

IV. Открытие  нового знания Фронтальная работа. Решение задачи. Нахождение и выбор удобного способа решения задачи с опорой на схему.

Анализ и поиск причин ошибок, которые могут быть допущены при решении задач. Выделение единиц измерения скорости. Исследование зависимостей между величинами при решении задач.

V. Первичное закрепление Практическая работа в группах. Определение своей скорости.  Исследование зависимостей между величинами при решении задач. Наблюдения за тем, как изменение условия задачи влияет на ее решение. Нахождение и выбор удобного способа решения задачи с опорой на схему или краткую запись.
VI.Самостоятельная работа Проговаривание новой величины (скорости) объектов. Сравнение выполненного задания с образцом. Самоконтроль и самопроверка. Сравнение полученных выводов с выводами авторов учебника.  Конкретизация графических и знаково-символических моделей при решении целого класса задач.
VII. Включение нового знания  в систему знаний и повторений Групповая работа. Решение задач по выбору. Нахождение и выбор удобного способа решения задачи с опорой на

схему.

Осуществление пошагового контроля при вычислениях.

VIII. Рефлексия Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Технологическая карта урока математики «Задачи на движение», 4 класс

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram