МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КБР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Эссе
Номинация конкурса: «Моя профессия педагог»
На тему: «Образование в России: вчера, сегодня, завтра»
Выполнила пдо ГБУ ДО «ЭБЦ»
Редько Т.В.
г.о. Нальчик, 2025
Введение
Педагог — каждый, кто служит в этой профессии, понимает это понятие по-разному, нет не по-разному, а по-своему. Служение детям, именно служение, а не работа в детском саду, школе или дополнительном образовании это и есть призвание педагога – учителя. И, наверное, нет в этой профессии случайных людей. Если педагог работает с детьми не один год, а десятки лет, то значит он на своем месте.
История образования в России – очень трудная и большая тема, но в свою очередь и очень интересная. Говорят, история — лучший учитель, объемная и верная фраза, говорящая о том, что история дает нам ценные уроки, которые помогают принимать верные решения при движении вперед сейчас и в будущем. И я думаю, наверное, интересно рассмотреть часть истории образования нашей страны на примере моего опыта работы – опыта одного обыкновенного российского педагога.
Я работаю в образовании более тридцати лет и это не просто годы – это поколения детей, прошедшие через меня – через мои знания, опыт и надеюсь мою искренность в профессии.
Именно о своем опыте преподавания я и хочу рассказать в своем эссе, а моя обыкновенная история работы с детьми начиналась в сложные девяностые годы…
Основная часть
Невозможно рассматривая историю развития российского образования отделить ее от изменений в обществе. В те неспокойное времена в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране, основная нагрузка не только в образовательном процессе, но и в воспитании детей прежде всего легла на плечи педагогов. Проще говоря родители были заняты материальным обеспечением и даже выживанием своих семей, а дети были в общем предоставлены сами себе. В те сложные годы рушились единые стандарты советской системы образования, новые учебники, авторские программы, как и методики появлялись как горячие пирожки. И во всей этой массе перемен, очень важно было сохранить самое ценное и нужное для наших детей – их личностные качества, веру в себя и в лучшее будущее. И особая роль отводилась опытным педагогам, с их огромным опытом работы и любовью к детям. Именно они в те непростые времена не только давали образование, но и формировали личность ребенка, его характер. В начале моей профессиональной деятельности скажу еще раз общество переживало сложный период кризиса, как в экономике, так и в социальной жизни. Помню были случаи, когда я шла домой к ученику, чтобы посмотреть, почему он не пришел на занятия и покупала булку хлеба; бывало собирали коллективом какие – то вещи и раздавали мало обеспеченным семьям детей. Тяжело было преподавать, когда на тебя смотрели глаза полуголодных детей. Но все равно мы старались привлечь детей к чему-то интересному, например, изучению природы. В 2000 году в нашем небольшом городке (Тырныауз) сошел сель, и мы с детьми организовали походы по ущелью, изучали структуру реки и возможные повторения стихии. Помню всех своих учеников того времени, как они увлеченно собирали горные породы, измеряли русло реки и самое главное, как это было для них важно. И как радостно мне — как педагогу, что многие их них стали не только учеными, но и просто успешными в жизни людьми, несмотря на то, что в те времена наблюдался резкий спад во всех сферах общественной жизни и очень большое количество детей после окончания школы не продолжали свое обучение, росла безработица среди молодежи. Уменьшилось и количество ВУЗОВ1.
Все эти изменения повторюсь происходили через экономический кризис, рост преступности, крушение идеалов и т.д. Но и теперь спустя годы я считаю, что роль образования и прежде всего работы учителя не менялась и мы – педагоги должны были сохранить незыблемые ценности, такие как добро, честность, справедливость, уважение и стремление к честному труду. Да, менялись цели и задачи образования, программы и планы работы; менялась и страна в целом, но дети оставались всегда детьми. И их будущее всегда было в руках хороших педагогов. С другой стороны, открывались новые горизонты и возможности в достижении материального благополучия, обучения в различных новых по направлениям вузах, за рубежом.
По образованию я географ-эколог и на своих уроках географии наблюдая за детьми я видела, что, изучая план местности им интереснее не сидеть в кабинете, а найти с помощью компаса клад в школьном дворе, рассматривая климат, измерить высоту снега линейкой. Мне было интересно не просто рассказать детям о природе других стран, а поставить спектакль о разных странах… На протяжении многих лет изучая с детьми новые темы, разрабатывая занятия и мероприятия я старалась применять в своей работе новые методы, развивать творческие способности через игровую и практическую деятельность. Все это немного не укладывалось в рамки школьной программы, что и привело меня в 2005 году в дополнительное образование – «Центр детского юношеского туризма и краеведения».
С этого времени современные изменения в обществе нашей страны, новые достижения в науке того времени потребовали от работы педагога, особого подхода как в методике преподавания, так и в новых формах обучения (появилось дистанционное и индивидуальное обучение).
1.Русский эксперт Статистика: Численность вузов в России.
Новым этапом перемен в российском образовании, стало особое внимание к дополнительному образованию. Так как в отличии от школ оно имело вариативную систему, здесь открывались возможности для творческого развития личности ребенка, свободе выбора деятельности, разработки программ и новых форм работы. Все это было мне как педагогу очень близко.
В моей работе, так же происходили изменения. Государственная поддержка образования (появились компьютеры), вовлечение родителей к участию в деятельности организаций привели к быстрому росту уровня образования. И самое главное достижение того времени, с моей точки зрения, это появление у детей желания добиться успеха в жизни, лидерских качеств. В моей работе особую роль я отводила тогда индивидуальной работе с одаренными детьми в исследовательской и проектной деятельности. Помню очень талантливая девочка, которая побеждая неоднократно в Республиканских конкурсах заняла на очередном слушании второе место. И это было для нее неприемлемо, она занималась очень усердно и успокоилась, только тогда, когда снова стала победителем… Этот период в российском образовании, как я считаю был очень важен, потому, что именно из этих талантливых девочек и мальчиков того времени выросло поколение, которое работает и строит будущее нашей страны сегодня.
В 2012 году моя деятельность педагога дополнительного образования продолжилась в «Республиканском детском эколого-биологическом центре» города Нальчика. В то время в стране появлялись в большом количестве различные клубы и студии по интересам, хореографические кружки, спортивные секции. Большой популярностью стали пользоваться занятия по информатике и техническому творчеству. Увлечение изучением природы, экологических проблем отодвигалось на второй план. Трудно стало выдерживать конкуренцию и с материальной точки зрения. И конечно нельзя не сказать, что в то время поддержка государства именно дополнительного образования была очень важна и ощутима. Большое количество занятий сменялось акцентом на работу с каждым учеником индивидуально. Вовлечение талантливых детей в проектно — исследовательскую деятельность приобретало особую значимость. Была создана комплексная система по реализации государственной молодежной политике, направленной на социализацию и самореализацию молодёжи в Кабардино-Балкарской Республике. В 2013 -2020 годах были реализованы такие государственные программы как «Молодёжь Кабардино – Балкарии», «Патриотическое воспитание граждан КБР»2. Были организованны различные конкурсы для детей разного возраста как на региональном, так и на федеральном уровне. Талантливые дети поощрялись специальными премиями, наградами и это тоже стимулировало вовлечение талантливой молодежи в науку.
- Кабардино-Балкария №35 (317) Пятница, 13 сентября 2013 года Постановление правительства.
В 2015 году на территории КБР насчитывалось более 115 молодежных объединений, клубов и центров3. В «Эколого-Биологическом центре» того времени особенно рос интерес детей к изучению биологии, химии и конечно природы родного края. Я помню мы собирали стулья со всех кабинетов, так как детей в объединениях было очень много.
На сегодняшний день талантливые дети вовлекаются в очень большое количество различных патриотических движений, объединений, клубов по интересам и множество кружков. Но у образования не только в России, но и по всему миру появился очень опасный конкурент. Это всемирные сети интернета… По моему мнению телефоны, планшеты и компьютеры с одной стороны, конечно помогают в развитии науки, в работе и не только педагогов, но и забирают внимание наших детей. Когда на перемене в коридорах и аудиториях тихо, так как дети сидят с телефонами становится просто страшно. Закрадывается мысль, что придет время и нашим детям ничто не будет интересно, кроме интернета и развлекательных игр. И особая роль, по моему мнению, в борьбе за будущее наших детей должна отводиться работе педагога с родителями обучающихся. Так она не должна сводиться к тривиальным родительским собраниям. В 2024 на базе нашего центра были организованны в соцсетях акции, конкурсы по вовлечению родителей в совместную творческую работу с детьми «Моя родословная», «Загадки предков», «Мой домашний питомец» и т.д. Я убеждена, что, расширяя взаимодействие с родителями, с семьей мы сможем не только заинтересовать детей к творческой, исследовательской деятельности, но и воспитаем в них самые хорошие качества, которые в последствии помогут им с самоопределением в жизни.
Заключение
Можно бесконечно говорить, о том, что российское образование идет в ногу с европейским, что оно на очень высоком уровне, но заканчивая рассматривать историю его развития за небольшой промежуток времени, мне хочется сделать акцент на то, что наше образование отличается прежде всего тем, что в его основе стоит воспитание детей, личностный подход педагога к каждому ребенку. Проходят годы, и я не могу, к сожалению, сказать, что помню всех своих учеников по именно. Но очень часто они, встречая меня на своем пути здороваются и говорят, что помнят мои уроки и благодарят за те знания, что получили. Это и есть самый главный критерий, по моему мнению, самая главная оценка моей деятельности как педагога, да и самой моей жизни в целом.
