Исследовательская работа
Литературные вечера в российской истории досуга.
Автор:
Шахбанов Карим Расулович
ученик 10 класса Геджухская СОШ
Руководитель:
Абдурагимова Салихат Гаджиевна
учитель начальных классов
Оглавление
| Введение | 3 |
| 1. История литературных вечеров в России. | 5 |
| 2. Значение литературных вечеров в культурном досуге. | 5 |
| 3. Восприятие литературы и поэзии среди молодежи. | 6 |
| 4. Роль литературных вечеров в воспитании детей | 6 |
| 5. Современные тенденции литературных вечеров | 7 |
| 6. Исследование влияния литературных вечеров на общество | 7 |
| 7. Будущее литературных вечеров | 7 |
| 8. Баттлы серебряного века. Поэтическое противостояние Маяковского и Есенина – история и мифы. | 8 |
| Заключение | 10 |
| Список использованной литературы | 11 |
Введение
На уроках литературы мы пишем очень много творческих работ. И у нас это неплохо получается. Мы читаем свои произведения друзьям, но они, кроме «здорово», ничего нам не говорят. Нам хотелось бы показать свои произведения понимающим людям, которые могли бы оценить наши произведения и дать нужные советы. Но где же взять таких единомышленников? Изучая произведения классиков русской литературы, мы часто встречаемся с понятием «литературное объединение», «литературный кружок». Все классики А. С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И. Бунин посещали литературные объединения, и это помогало им в их литературном творчестве. Принято считать, что Владимир Маяковский и Сергей Есенин – самые ярые антагонисты начала ХХ века, которые на дух не переносили друг друга. Существуют мифы об их драках и взаимных оскорблениях, хотя были лишь творческие состязания и борьба за разное восприятие искусства. Основой взаимной критики поэтов стала не личная неприязнь, а принадлежность к разным литературным направлениям: Маяковский – футурист, затем организатор ЛЕФа, «первый поэт революции»; Есенин – имажинист, отказавшийся вступать в ЛЕФ, «последний поэт деревни».
И поэтому мы решили изучить историю литературных объединений в России, понять какое влияние они оказывают на развитие литературного творчества писателей и поэтов, а также попробовать организовать свое литературное сообщество в школе [Бессонов 1960: 78].
Гипотеза: посещение литературных сообществ помогает развитию литературного творчества и совершенствованию индивидуальных, творческих способностей обучающихся
Цель: способствовать созданию литературного клуба как средства для художественно-эстетического развития обучающихся, для их творческой самореализации, развития креативности.
Задачи:
- Узнать историю возникновения литературных сообществ в России
- развивать познавательный интерес обучающихся к изучению литературы;
- повышать интеллектуальный уровень обучающихся; способствовать творческой самореализации;
- содействовать речевому общению учащихся.
Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, проект же научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.
В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни. Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета
Литературные вечера способствуют формированию общественного мнения о литературных тенденциях, инструмент воспитания, который помогает формировать любовь к литературе у подрастающего поколения.
Что же такое литературные объединения или литературные кружки? В Литературном энциклопедическом словаре эти понятия объясняются так: «творческие объединения литераторов на почве единства взглядов, интересов, направления творчества». Литературные объединения — неотъемлемая особенность литературной жизни. Они облегчают обмен опытом между своими членами, способствуют опубликованию их литературной продукции. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.
Основная идея проекта Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, посетить литературные музеи, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл, пробудить желание к творчеству.
- История литературных вечеров в России.
Первые кружки в России возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе В 18 в. кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов. Так, в 60-е 18 в. в Москве, по инициативе поэта М.М.Хераскова был создан кружок студентов Московского университета, который начиная с 1760 издавал журнал «Полезное увеселение», а затем «Свободные часы», а в 70-е – «Вечера». Среди членов кружка – Д.И.Фонвизин, И.Ф.Богданович и другие. Одним из первых литературных кружков начала века стало Дружеское Литературное Общество, основанное в Москве группой друзей, выпускников Московского Университетского пансиона, молодыми литераторами братьями Андреем и Александром Тургеневыми, В.А.Жуковским и др. Еще в 1797 Андрей Тургенев создал и возглавил в пансионе литературный кружок, в 1801 году ставший литературным обществом. Его члены неоднократно публиковались в журнале Университетского пансиона «Утренняя заря». Встречи участников обычно проходили в доме поэта, переводчика и журналиста А.Ф.Воейкова. Петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким. Так, общество, собиравшееся по пятницам у Буташевича-Петрашевского, по большей части состояло из литераторов и журналистов (среди его членов были Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин). Конец 19 и начало 20 вв. – время поиска новых путей в искусстве. Не случайно в эту эпоху возникло множество литературных кружков и объединений. В 80–90-е одним из мест встреч петербургских литераторов стали пятницы Я.П.Полонского – еженедельные встречи литераторов и музыкантов [Молдавская Н.Д. 1976: 34].
- Значение литературных вечеров в культурном досуге.
Литературные вечера играют важную роль в культурном досуге, они пробуждают интерес к литературе и поэзии. Некоторые значения таких мероприятий:
Создание образовательной и информационной платформы. Писатели могут рассказывать о своих литературных процессах, вдохновении, методах работы. Это помогает читателям, особенно молодым поколениям, расширять свои знания о литературе и познавать разнообразие творческих подходов.
Популяризация литературы и чтения. Такие мероприятия привлекают широкую аудиторию — как любителей литературы, так и профессионалов. Читатели получают возможность не только познакомиться с авторами и их произведениями, но и обсудить их самих с авторами, что создаёт более глубокую взаимосвязь между творцами и поклонниками литературы.
Вдохновение и мотивация. Возможность представить свои произведения перед живой аудиторией и получить обратную связь помогает писателям преодолеть творческий кризис и продолжать творческую деятельность.
Взаимодействие между читателями. Участники вечера имеют возможность обсуждать произведения, делиться впечатлениями и мнениями. Это создаёт коммуникационную среду, в которой люди с общим интересом к литературе могут встретить друг друга и обменяться своими мыслями.
Формирование общественного мнения о литературе. Такие встречи не только обогащают духовное пространство, но и способствуют формированию общественного мнения о литературных тенденциях.
- Восприятие литературы и поэзии среди молодежи.
Молодёжь активно экспериментирует с современными форматами: слэм-поэзией, spoken word и другими. Востребованы, например,
Традиционная любовная поэзия — но в её современном исполнении: без патетики, с искренностью и честностью [Свищенкова1963: 56].
Социальная поэзия — она становится откликом на животрепещущие события и вызовы времени, помогая людям выразить позицию и переживания.
Поэзия воспринимается как инструмент самовыражения — многие воспринимают стихи как терапевтический способ осмысления жизни.
Роль интернета и технологий — онлайн-библиотеки и поэтические сообщества делают творчество доступным для всех, чтения в Сети, подкасты и аудиокниги расширяют возможности восприятия поэзии, делая её частью повседневной жизни.
- Роль литературных вечеров в воспитании детей заключается в следующем: формирование представлений о художественной литературе как искусстве слова. Расширение кругозора. Вхождение в мир социальных отношений людей и нравственных основ жизни. Погружение в мир литературного языка, знакомство с различными жанрами литературных произведений. Развитие творческих способностей школьников, их естественного стремления к фантазиям, сочинительству, рифмовке слов. Развитие чувственно-эмоциональной сферы ребёнка, его способности сопереживать героям. Воспитание интереса к творчеству писателей, художников, композиторов (прослушивание аудиозаписей, просмотр видео и кинофрагментов художественных произведений и др.).
- Современные тенденции литературных вечеров включают разнообразие форм мероприятий, актуальные темы и использование цифровых технологий. Можно провести дни встречи в уютных кафе и арт-пространствах, другие — в виде онлайн-трансляций и интерактивных стримов. Такой подход расширяет аудиторию, позволяя участвовать людям из разных городов и стран. Театрализованные представления произведений, костюмированные встречи в стиле эпохи, литературные квесты и игры. Вместо чтения отрывков из произведений писатель может вести интерактивный диалог с читателями, задавать вопросы и отвечать на них. Встречи с региональными авторами, ранее остававшимися в тени, теперь получают широкую огласку благодаря социальным сетям и локальным культурным инициативам. Мероприятия адаптируются для людей с ограниченными возможностями (сурдоперевод, субтитры, адаптивный интерфейс). Квесты, основанные на сюжетах книг, привлекают молодое поколение. Участники могут «посетить» виртуальную библиотеку, где автор читает отрывки из своего произведения в 3D-пространстве, потому что молодёжь чаще выбирает цифровые форматы, старшее поколение — традиционные.
- Исследование влияния литературных вечеров на общество. Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации.
Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе [Голубев, Полухина 1975: 54]..
- Будущее литературных вечеров Будущее литературных вечеров связано с интеграцией технологий, расширением форматов и глобализацией. При этом сохранится ценность живого общения и встреч, которые останутся важной частью литературной жизни. Современная литературная сцена предлагает разнообразные форматы мероприятий, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и преимущества. Понимание этих форматов поможет выбрать события, наиболее соответствующие вашим интересам и ожиданиям. Перспективы развития литературных events связаны с дальнейшей интеграцией технологий, expansion форматов и globalization. Мы ожидаем появления большего количества immersive событий с использованием VR и AR технологий, а также роста popularity международных online фестивалей. При этом сохранится value живого общения и камерных встреч, которые останутся важной частью literary жизни. Будущее — за гибкими hybrid форматами, сочетающими best из онлайн- и офлайн-миров. [Литературные вечера для старшеклассников 2004: 40].
У современной молодежи сохраняется интерес к художественной литературе. Кроме того, многие молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться.
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное» [http://festival.1september.ru/articles/563904]. .
Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания, прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
- Баттлы серебряного века. Поэтическое противостояние Маяковского и Есенина – история и мифы.
«В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней», — так завершил своё стихотворение на смерть поэта Сергея Есенина поэт Владимир Маяковский.
Они были разными… А вот соперничали ли они между собой в поэзии? Известен случай, когда выбирали короля поэтов – соревновались Игорь Северянин, Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Они проиграли – королем назвали Северянина. Но лишь потому, что Есенин и Маяковский договорились – победителя только называли королем, а проигравшие получали денежные призы [Молдавская Н.Д. 1976: 34]. .
Впрочем, поэтические дуэли в начале 20 века были в чести. Тем более, у представителей разных направлений. Есенин был лидером имажинистов, а Маяковский – футуристов. Первые ратовали за сохранение литературных устоев, вторые – активно старались их до основания разрушить. Словесные баталии случались, но нет ни одного доказанного факта, что Есенин и Маяковский сходились на поэтическом ристалище, или как бы сейчас сказали – баттле. Более того, Маяковский хотел переманить Есенина в «ЛЕФ», в свой «Левый фронт искусств». А последняя встреча с пьяным Есениным так сильно потрясла горлана-главаря, что он решил его спасать.
Маяковский и Есенин были участниками литературных вечеров, диспутов, где свидетелями их столкновений становились как слушатели, так и другие деятели искусства. Футурист Маяковский и имажинист Есенин и часто критиковали творчество друг друга, но при этом все же признавали литературную значимость соперника. Оба поэта, ушедшие каждый по своей воле, остались в русской культуре ярчайшими символами эпохи, соперничество которых стало поистине знаковым явлением в литературной жизни 1920-х годов.
К перу! – призвал один поэт другого
Причина- не поруганная честь,
Не склоки, Боже упаси, не месть,
А только лишь тщеславие и спесь:
-Нет лучше никого меня, крутого!
И вот любимцы муз сошлись в дуэли
В душе кипит азарт, кураж, задор,
И, поднимая к небу томный взор,
Плетут уже рифмованный узор,
За пазухой припрятав яда стрелы…
Кто станет Королём поэтов в споре?
Кому фортуна принесёт успех?
Таланту?… Иль возьмёт на душу грех
И выберет среди поэтов тех,
Кто явно преуспел в хвалебном хоре…
Заключение.
Изучив историю создания литературных объединений в России и познакомившись с участниками нашего школьного литературного объединения «Зеленая лампа», мы пришли к выводу, что посещение литературных сообществ помогает развитию литературного творчества и совершенствованию индивидуальных, творческих способностей обучающихся, а создание своего литературного кружка или клуба позволит будущим писателям и поэтам делиться своими произведениями с единомышленниками, развиваться в творческом направлении.
Исследование влияния литературных вечеров на общество может включать анализ роли этих мероприятий в культурном досуге, их влияния на формирование читательской культуры и развитие литературного процесса. Литературные вечера — это массовые мероприятия, которые посвящаются творчеству писателя или поэта (чаще всего приурочиваются к юбилейным датам). Во время вечеров проводятся чтения стихотворений, обсуждения произведений известных авторов, а также творчества участников.
На каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом жизненная позиция.
